Необходима далее борьба с потерями от испарения нефтепродуктов из резервуаров (газовая обвязка резервуаров, оборудование защитных плавающих покрытий, тепловая защита резервуаров); более совершенная герметизация технологического оборудования и коммуникаций; ликвидация сброса продуктов через продувочные линии, воздушники путем кольцевания с последующей утилизацией выбросов; улавливание и доочистка выбросов; ликвидация сжигания газов на факелах (тщательное регулирование технологических процессов и установка резервных емкостей с последующим сжиганием газов в котлах ТЭЦ на технологических установках или с последующей их переработкой). В случаях необходимости сброса газов на факел — создание устройства для их бездымного сжигания; автоматизация процессов замера уровней и отбора проб жидких продуктов из резервуаров и другого оборудования; осуществление необходимой автоматизации по регулированию сжигания топлива в технологических печах и котлах ТЭЦ с последующей очисткой дымовых газов и утилизацией улавливаемых компонентов; рационализация эксплуатации канализационных систем (уменьшение сбросов с установок, увеличение использования промышленных сточных вод в оборотной системе); замена нефтеловушек открытого типа закрытыми, полностью или частично герметизированными.
ЛИТЕРАТУРА
Дуань Ф ы н-ж у й. Гигиена и санитария, 1959, № 10, стр. 12. — Дубровская Ф. И. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1957, в. 3, стр. 44.—И зм еров Н. Ф. Там же. М., 1961, в. 5, стр. 72.—Красо-вицная М. Л., Запорожец Т. С., Соболев А. С. Гиг. и сан., 1962, № 7, стр. 27.—Р я з а н о в В. А. Санитарная охрана атмосферного воздуха. М., 1954.—Т а-х и р о в М. Т. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1960, в. 4, стр. 39.
Поступила 26/11 1964 г.
УДК 613.636 : 628.31 : 677.37.021
К ВОПРОСУ О БАКТЕРИАЛЬНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОД ШЕЛКОМОТАЛЬНЫХ ФАБРИК
УЗБЕКИСТАНА
Т. М. Арипджанов
9
Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний,
Ташкент
Узбекистан — крупнейший производитель шелковичных коконов: он дает около половины всех коконов, заготовляемых в стране. В республике имеются 9 гренажных заводов и племенные шелковые станции, 5 шелкомотальных фабрик и мощная шелкоткацкая промышленность. На ряде этих производств ежегодно регистрируют профессиональные заболевания кожи и слизистых оболочек (пиококковые заболевания, профессиональные ожоги, микротравмы, токсические и буллезные дерматиты, профессиональная экзема, эпидермофития, ангины и т. д.), которые вызывают у работающих продолжительную утрату трудоспособности.
Многие исследователи изучали причины этих профессиональных поражений кожи. Ряд авторов считает, что причиной поражения рук запарщнц и мотальщиц являются раздражающие вещества, экстрагированные из коконов и куколок (Potton; Н. С. Ве-дров; Е. Н. Михайлов). Другие авторы связывают возникновение заболеваний с химическим составом, щелочной реакцией и температурой воды мотальных и запарных тазов (М. И. Бубнов; М. С. Гершенович; Е. С. Тимм), а также с наличием в производственной воде определенной бактериальной флоры, например Str. bombycis, стафилококков (Л. Г. Караш, М. И. Кучми, П. Ф. Самсонов; Н. И. Эльтекова, Ф. И. Шевченко, Г. Н..Ищенко; Т. 3. Хасанов).
Бактериальный состав микрофлоры производственной воды шелкомотальных фабрик, морфологические, культуральные, биохимические, токсигенные и патогенные свойства отдельных видов микроорганизмов, обнаруживаемых в этой воде, до сих пор не достаточно изучены. В связи с этим мы на двух крупнейших предприятиях республики — Ташкентской шелкомотальной фабрике и Маргеланском шелкокомбинате — провели исследования с целью установить причины бактериальной загрязненности воды мотальных тазов и определить выделенные культуры. На первом этапе изучали бактериальный состав гноя, производственные воды, смывы с рук рабочих в начале и конце смены, куколок и коконов. Обе фабрики для производственных целей пользуются арычной водой, содержащей различные микроорганизмы. По технологическим условиям производственная вода, поступающая в мотальные тазы, подогревается паром.
,8 Гигиена и санитария, N° 4
105
Запаривают коконы горячей водой в запарочных котелках, где температура достигает 96—100°. После запарки коконы опускают в воду кокономотальных тазов (температура 40—45°), где их подвергают растряске, а затем разматывают.
В арычной воде, еще не соприкасающейся с сырьем (коконами и куколками) и поступающей в мотальные и запарочные тазы, общее количество микробов достигает 96 000—120 000 в 1 мл; наибольшая же загрязненность производственной воды наблюдается в мотальных тазах (температура 40—45°), после соприкосновения с сырьем (несколько миллионов в 1 мл). В запарочных и овальных тазах микроорганизмов также довольно много: в запарочных — около 130 000, а в овальных — 702 250 в 1 мл. Увеличение общего количества микроорганизмов в производственно-технологической воде кокономотальных тазов, по-видимому, происходит за счет периодического поступления их с коконами и куколками, с рук рабочих, инструментов, а также через воздух.
Очевидно, высокая температура воды мотальных тазов (40—45°) не является бактерицидной для большинства микроорганизмов, в частности для энтерококков и стафилококков, обнаруженных нами в исследуемых материалах. При многократном микробиологическом исследовании мы выделяли из различных материалов и источников преимущественно пиогенные стрепто- и стафилококки, которые почти всегда (80—100%) обнаруживаются в коконах и куколках, производственно-технологической воде, а также смывах рук рабочих в конце смены и в гное; меньше чем в половине случаев они встречаются в арычной воде и в смывах с рук рабочих в начале смены.
Как известно, особенности технологического процесса обусловливают тесный контакт рук рабочих с производственной водой. Мотальщицы производят основную работу руками и в течение смены много раз погружают их (особенно правую) в горячую, теплую и холодную воду. Постоянное нахождение рук мотальщиц в горячей воде при резкой смене ее температуры ведет к мацерации кожи. Щелочная реакция воды мотальных тазов усиливает мацерирующее действие ее на кожу рук. Незначительные ссадины, трещины, травмы, ожоги мацерированной кожи способствуют проникновению пиогенных кокков, имеющихся в производственных водах, в толщу ее и возникновению гнойничковых заболеваний.
Чтобы установить значение пиогенных стрепто- и стафилококков и их роль в нагноительных процессах, мы определяли токсические свойства исследуемых культур, выделенных из различных источников. Для выявления токсигенных свойств устанавливали наличие фибринолитической и гиалуронидазной активности, плазмокоагули-рующей способности и наличие гемотоксинов. Фибринолизин выявляли по способу Бауэра—Смородинцева (цит. Т. И. Медведева), гемотоксин — по Хамеру—Шмидту в жидкой среде и гиалуронидазу — по JI. Г. Смирновой.
У выделенных штаммов Str. faecalis и Str. liquaefaciens обнаружена гиалуроиидаз-ная и фибринолитическая активность, а плазмокоагулаза и гемотоксин отсутствовали. Протей обладал только гиалуронидазной активностью, в то время как другие токсические свойства у него не выявлялись. Следует отметить, что пиогенные стафилококки, в частности Staph, albus и Staph, aureus, располагали всеми этими признаками, тогда как культуры Staph, citreus их не имели.
Культуры стафилококков и Str. faecalis, взятых из арычной воды, не обладали токсическими свойствами, за исключением гиалуронидазной активности.
Выводы
1. Широкое развитие шелкомотального производства в Узбекистане и случаи профессиональных заболеваний у лиц, занятых обработкой шелковичных коконов, определяют актуальность-изучения причин повышенной заболеваемости у этих рабочих.
2. Частые находки гноеродных стрепто- и стафилококков из различных материалов и источников, наличие у них вспомогательных токсических продуктов подчеркивают их значение в возникновении пиогенных заболеваний у рабочих запарно-мо-
тальных цехов шелкомотальных фабрик.
3. Бактериальное загрязнение производственных вод шелкомотальных фабрик происходит преимущественно за счет коконов и куколок, несущих большое количество разнообразных микроорганизмов. Не исключена возможность частичного загрязнения содержимого мотальных тазов арычной водой, руками работающих, а также через воздух.
4. Комплексом токсигенных свойств обладают преимущественно пиогенные кокки, в частности Staph, albus и Staph aureus. В то же время Str. faecalis и Str. liquaefaciens обладают гиалуронидазной и фибринолитической активностью, a Bact. proteus — только гиалуронидазной.
ЛИТЕРАТУРА
Бубнов М. И. За соц. здравоохр. Узбекистана, 1935, № 4, стр. 31.—Медведева Т. И. Анаэробные стрептококки. Дисс. докт. Ташкент, 1944, стр. 135.—Михайлов Е. Н. Шелководство. М., 1950, стр. 440—С а м с о н о в П. Ф., Караш Л. Г., К у ч м и М. И. Бюлл. Узбекск. ин-та эпидемиол., 1936, № 2, стр. 3.—С м и р н о в а Л. Г.
ж. микробиол., 1951, № 10, стр. 52.—X а с а н о в Т. 3. Гиг. труда, 1962, № 9, стр. 25.— Он же. Мед. ж. Узбекистана, 1962, № 6, стр. 3.—Шевченко Ф. И., Ищенко Г. Н., Эльтекова Н. И. В кн.: Научные труды Самаркандск. мед. ин-та, 1960, т. 19, стр. 57.
Поступила Ю/УИ 1964 г.
УДК 613.6 : 631.37 : 629.114.2
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАКТОРАХ
С ПОВЫШЕННЫМИ СКОРОСТЯМИ
#
Н. С. Кузнецов, Ю. Г. Элланский
Кубанский научно-исследовательский институт испытания тракторов и сельскохозяйственных машин
В 1963 г. в нашем институте испытывались новые экспериментальные тракторы* работающие на повышенных скоростях: гусеничный трактор ДТ-90 и колесный трактор-тягач Т-125 с улучшенной кабиной. Рабочий диапазон скоростей гусеничного трактора ДТ-90 в пределах 7,03—8,76 км/час, колесного Т-125—6—12 км/час.
Исследования, проведенные рядом авторов прежде (Е. И. Кандаурова; А. 3. Мамсиков с сотрудниками и др.), показали, что увеличение скоростей тракторов ухудшает гигиенические условия на рабочем месте механизатора. Кроме того, с повьн шением этих скоростей возрастает нагрузка на организм трактористов, что в сочетании с воздействием неблагоприятных физических факторов среды ведет к развитию утомления, заметно выраженного к концу рабочего дня (А. П. Битте).
Условия труда на опытных образцах тракторов ДТ-90 и Т-125 изучались в основном при использовании их на пахоте. Выявлено, что летом микроклимат на рабочем месте водителей тракторов ДТ-90 и Т-125 значительно отличается от внешних условий. Так, на тракторе ДТ-90 температура воздуха на уровне головы водителя при 29—30° снаружи повышается до 44—46°. При открывании окон она снижается на 5—6°, одновременное включение вентилятора приводит к снижению ее уже на 7—11°. Включение вентилятора при закрытых окнах и дверцах неэффективно — температура воздуха в кабине при этом снижается всего на 2—5°. В аналогичных условиях температура воздуха в кабине трактора Т-125 достигает 38—40°. При включении вентилятора она снижается незначительно (на 2—4°), что вынуждает трактористов открывать окна.
Некоторая разница температур воздуха в кабинах испытываемых машин в одинаковых условиях объясняется применением на тракторе Т-125 теплоизолирующих материалов. Значительное повышение температуры воздуха в кабине происходит за счет нагревания его при соприкосновении со стенками ее.
Летом внутренние стенки кабины трактора из-за недостаточной теплоизоляции интенсивно нагреваются от работающего двигателя и солнечной инсоляции и поэтому имеют высокую температуру. Когда, например, в кабине трактора ДТ-90 42°, то внутренние ограждения кабины имеют следующую температуру: пол — 51°, передняя панель на уровне ног водителя — 52°, потолок — 42°.
На тракторе Т-125 в таких же условиях пол нагревается до 48°, передняя стенка на уровне ног водителя — до 42—44°, потолок — до 35—37°.
Относительная влажность воздуха в кабинах тракторов составляет 30—60% и существенно не отличается от наружной, скорость движения воздуха, создаваемая вентилятором, равна 1,5—3 м/сек.
Летом на Кубани микроклимат в кабинах тракторов чрезвычайно неблагоприятен для обслуживающего персонала. Воздействие высокой температуры воздуха в сочетании с радиационным теплом от чрезмерно нагретых стенок кабины ухудшает условия теплоотдачи и приводит к напряжению терморегуляторного аппарата. Нами неоднократно наблюдалось у трактористов профузное потение.
Зимой при 12° мороза температура в кабине трактора Т-125 без включения отопления через 30—40 мин. работы повышается до 14—16°, а при включении отопления до 20—24, в кабине трактора ДТ-90 с выключенным отоплением она также равняется 14—16°, а с включенным отоплением — 18—20°.
Запыленность воздуха в зоне дыхания механизаторов на тракторах ДТ-90 и Т-125 в зависимости от условий работы довольно значительна. Источниками пыле-образования служат гусеницы и колеса тракторов, а также орудия обработки почвы. При одинаковой скорости работы трактора запыленность воздуха в кабинах определяется направлением и скоростью ветра, влажностью и характером почвы, состоянием поля (повторная пахота или по стерне), а также тем, открыты или закрыты окна и двери кабины, включен или выключен вентилятор.
Как показали исследования, на тракторе ДТ-90 запыленность колеблется от 20 до 300 мг/м3 (в среднем 71,5 мг/м3). Даже при плотном закрывании окон и дверц
8*
107