Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.С. Дронов, П.А. Хван, В.М. Жарова, С.П. Кузьменко, А.И. Головина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Longitudinal observations of the environmental conditions, daily regimen, and working capacity and body functions of senior schoolchildren during two years of their vocational training in a «metal working by cutting» unit of an inter-school industrial training center revealed a considerable reduction in the working capacity of ninth-form pupils toward the end of a working day in the middle and at the end of the first year of practical training in the center. This reduction was apparently attributable to the formation of a new dynamic stereotype with regard to productive labor and also to the failure to observe the daily regimen by the pupils and to irrational, from a hygienic viewpoint, organization of the training process.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 613.955:371.031.4

Проф. И. С. Дронов, кандидаты мед. наук П. А. Хван, В. М. Жарова, С. П. Кузьменко, А. И. Головина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ Г ОЦЕНКА ТРУДОВОГО" ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Ростовский медицинский институт

Несмотря на широкое распространение трудового обучения учащихся на базе учебно-производственного комбината (УПК), сведений о гигиенических исследованиях, посвященных данному вопросу, в литературе нет. Целью нашей работы являлась гигиеническая оценка трудового обучения учащихся 9—10-х классов, проходящих трудовой политехнический практикум в кабинете «обработка металлов резанием» межшкольного УПК.

Было предусмотрено изучить условия внешней среды в кабинете, распределение суточного бюджета времени учащихся, динамику их работоспособности в течение рабочего дня на протяжении двухлетнего обучения в УПК. Исследования выполняли в начале, середине и конце каждого учебного года у одних и тех же подростков, обучающихся в 9-м, а затем в 10-м классе.

Работоспособность определяли по данным хронометража, корректурных проб с помощью таблиц Анфимова, длительности латентного периода зри-

Ш I

п1 ■и

Режим дня учащихся 9-го (/) и 10-го (//) классов в начале (а), середине (б) и конце (в) учебного года.

А — продолжительность сна: Б — пребывание на воздухе; В — приготовление уроков. / — процент учащихся, соблюдающих норму: 2 — процент не соблюдающих норму на 1 ч; 3 — процент не соблюдающих норму на 2 ч: 4 — процент не соблюдающих норму более чем на 2 ч.

тельно-моторной реакции (ЗМР). Кроме того, изучали функцию восприятия и переработки второ-сигнальной информации (ПВИ) посредством логического мышления по методике Грюнбаума — Ко-силова (С. А. Косилов и Л. А. Леонова). При этом определяли точность и длительность переработки второсигнальной информации. Режим и условия обучения исследовали по общепринятым методикам.

Площадь кабинета, наполняемость и размещение оборудования в нем, состояние воздушной среды отвечали санитарным требованиям. Вместе с тем в отдельные периоды зарегистрированы недостаточная освещенность и повышенный уровень шума на рабочих местах. Общая учебная нагрузка учащихся 9—10-х классов составляла 35—36 ч в неделю.

Анализ данных анкетного опроса о режиме дня (см. рисунок) свидетельствует о том, что у учащихся как 9-го, так и 10-го классов нарушалось распределение суточного бюджета времени по основным режимным моментам, что чаще встречалось у девятиклассников.

В межшкольном УПК каждая группа (13— 17 человек) занималась 1 раз в неделю в течение 5 ч в строго фиксированный день (понедельник, среда, пятница — 9-е классы, вторник и четверг — 10-е). Было два сдвоенных урока по 90 мин и один 45 мин, между которыми — два перерыва (15 и 10 мин). Хронометраж рабочего дня в УПК учащихся 9—10-х классов свидетельствовал о значительном диапазоне плотности рабочего времени (от 61 до 97 %) независимо от периода обучения.

Работоспособность учащихся на протяжении первого года обучения в течение дня в УПК имела разный характер. В начале учебного года на протяжении рабочего дня, по данным корректурных проб, ПВИ и латентного периода ЗМР, она не имела достоверных различий. Поскольку в этот период в УПК проходили в основном теоретические занятия, как и в школе, то устойчивость функционального состояния ЦНС подростков, по-видимому, объясняется сохранением ранее сформированного рабочего стереотипа. В середине учебного года наблюдалось снижение общей работоспособности по числу просмотренных за 1 мин знаков от 343±42,7 до 239±21,7 (Р =0,05) и от 361 ±47,9 до 228±28,8 (Р<0,05) у учащихся, занимающихся соответственно в среду и пятницу. Падение общей работоспособности сопровождалось ухудшением качества труда: увеличивалось число ошибок в корректурных пробах от 2,4±0,65 до 7,4±0,49 (/><0,001)

2 Гигиена и санитария № *

— 33 —

в среду и от 2,9±0,62 до 7,8±0,94 (Р<0,001) в пятницу. Аналогично изменялась точность переработки второсигнальной информации. Ухудшение функционального состояния учащихся, вероятно, связано с перестройкой рабочего динамического стереотипа в связи с участием подростков в производительном труде, предусмотренном программой.

К окончанию первого года обучения у девятиклассников всех групп к концу рабочего дня отмечалась тенденция к ухудшению исследуемых показателей, но менее выраженная, чем в середине года. Например, латентный период ЗМР увеличился с 135±14,8 до 178±17,6 мс, число просмотренных за 1 мин знаков уменьшилось с 324±21,7 до 270± ±17,9, снизились показатель прогресса (с 0,92± ±0,33 до 1,37±0,29), точность (число ошибок возросло с 0,5±0,16 до 0,77±0,16), повысилась длительность (с 6,1 ±0,54 до 7,5±0,48 с) переработки второсигнальной информации. Однако достоверные изменения (ЖО.ОО!) отмечены только в точности работы по корректурным пробам у учащихся, занимающихся в среду и пятницу. Следовательно, к концу первого года обучения учебно-трудовая нагрузка в УПК приводила к снижению работоспособности подростков, наиболее выраженному в середине и конце недели.

На втором году обучения функциональное состояние тех же учащихся в течение рабочего дня было более устойчивым на протяжении всего учебного года. Вместе с тем в начале года к концу дня отмечалось достоверное снижение как скорости работы (/><0,05), так и длительности латентного периода ЗМР (Р<0,05). Ухудшение функционального состояния ЦНС к концу дня в этот период можно объяснить низкой плотностью (60—63%) рабочего времени, что согласуется с данными М. В. Антроповой. В середине и конце учебного года у учащихся 10-х классов по всем исследуемым показателям в течение рабочего дня достоверных изменений не наблюдалось, что свидетельствовало о стабилизации функций. Другими словами, на втором году обучения завершается период адаптации и созда-

ния устойчивого рабочего динамического стерео- 1 типа у учащихся к производительному труду в условиях УПК.

Таким образом, результаты наблюдения за условиями внешней среды, распределением суточного бюджета времени, динамикой работоспособности и функциональным состоянием организма учащихся на протяжении их двухлетнего обучения в УПК свидетельствуют о том, что трудовое обучение стар- * шеклассников в межшкольном УПК сопровождается разным уровнем работоспособности в течение рабочего дня. На первом году обучения для учащихся 9-х классов характерно снижение функции ЦНС в середине года и ее неустойчивость в конце года, что, видимо, объясняется формированием нового динамического стереотипа к произво- ) дительному труду, в то время как на втором году обучения в УПК у этих же учащихся наблюдалась стабилизация изучаемых функций. Гигиенически нерациональная организация трудового обучения ( и режима дня является, по-видимому, одним из факторов, затрудняющих социальную адаптацию подростков к условиям УПК.

Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.

Поступила 25.06.80

S"u miliary. Longitudinal observations of the environmental conditions, daily regimen, and working capacity and body functions of senior schoolchildren during two years of their vocational training in a «metal working by cutting» unit of an inter-school industrial training center revealed a considerable reduction in the working capacity of ninth-form pupils toward the end of a working day in the middle and at the end of the first year of practical training in the center. This reduction was apparently attributable to the formation of a new dynamic stereotype with regard to productive labor and also to the failure to observe the daily regimen by the pupils and to irrational, from a hygienic viewpoint, organization of the training process.

УДК «II.21-053.2-054:572.11

Канд. мед. наук Н.М. Бондаренко, канд. биол. наук Ю. А. Ямпольская

СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СОСТОЯНИЕМ

ИХ ЛОР-ОРГАНОВ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Вопрос о состоянии физического развития детей, имеющих хроническую патологию ЛОР-органов, в литературе освещен недостаточно, несмотря на широкую распространенность этой патологии и большую ее роль в патогенезе многих заболеваний детского и подросткового возраста.

Нами проведено изучение связи физического развития (состояния) школьников с наиболее часто

встречающейся патологией ЛОР-органов — гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца ток-сико-аллергическим хроническим тонзиллитом, хроническими гнойными заболеваниями ЛОР-органов # (отитом, синуитом). Кроме того, проанализировано физическое развитие детей, в прошлом (более 2 лет назад) перенесших тонзиллэктомию. Использованы данные о московских школьниках 1—10-х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.