в среду и от 2,9±0,62 до 7,8±0,94 (Р<0,001) в пятницу. Аналогично изменялась точность переработки второсигнальной информации. Ухудшение функционального состояния учащихся, вероятно, связано с перестройкой рабочего динамического стереотипа в связи с участием подростков в производительном труде, предусмотренном программой.
К окончанию первого года обучения у девятиклассников всех групп к концу рабочего дня отмечалась тенденция к ухудшению исследуемых показателей, но менее выраженная, чем в середине года. Например, латентный период ЗМР увеличился с 135±14,8 до 178±17,6 мс, число просмотренных за 1 мин знаков уменьшилось с 324±21,7 до 270± ±17,9, снизились показатель прогресса (с 0,92± ±0,33 до 1,37±0,29), точность (число ошибок возросло с 0,5±0,16 до 0,77±0,16), повысилась длительность (с 6,1 ±0,54 до 7,5±0,48 с) переработки второсигнальной информации. Однако достоверные изменения (ЖО.ОО!) отмечены только в точности работы по корректурным пробам у учащихся, занимающихся в среду и пятницу. Следовательно, к концу первого года обучения учебно-трудовая нагрузка в УПК приводила к снижению работоспособности подростков, наиболее выраженному в середине и конце недели.
На втором году обучения функциональное состояние тех же учащихся в течение рабочего дня было более устойчивым на протяжении всего учебного года. Вместе с тем в начале года к концу дня отмечалось достоверное снижение как скорости работы (/><0,05), так и длительности латентного периода ЗМР (Р<0,05). Ухудшение функционального состояния ЦНС к концу дня в этот период можно объяснить низкой плотностью (60—63%) рабочего времени, что согласуется с данными М. В. Антроповой. В середине и конце учебного года у учащихся 10-х классов по всем исследуемым показателям в течение рабочего дня достоверных изменений не наблюдалось, что свидетельствовало о стабилизации функций. Другими словами, на втором году обучения завершается период адаптации и созда-
ния устойчивого рабочего динамического стерео- 1 типа у учащихся к производительному труду в условиях УПК.
Таким образом, результаты наблюдения за условиями внешней среды, распределением суточного бюджета времени, динамикой работоспособности и функциональным состоянием организма учащихся на протяжении их двухлетнего обучения в УПК свидетельствуют о том, что трудовое обучение стар- * шеклассников в межшкольном УПК сопровождается разным уровнем работоспособности в течение рабочего дня. На первом году обучения для учащихся 9-х классов характерно снижение функции ЦНС в середине года и ее неустойчивость в конце года, что, видимо, объясняется формированием нового динамического стереотипа к произво- ) дительному труду, в то время как на втором году обучения в УПК у этих же учащихся наблюдалась стабилизация изучаемых функций. Гигиенически нерациональная организация трудового обучения ( и режима дня является, по-видимому, одним из факторов, затрудняющих социальную адаптацию подростков к условиям УПК.
Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.
Поступила 25.06.80
S"u miliary. Longitudinal observations of the environmental conditions, daily regimen, and working capacity and body functions of senior schoolchildren during two years of their vocational training in a «metal working by cutting» unit of an inter-school industrial training center revealed a considerable reduction in the working capacity of ninth-form pupils toward the end of a working day in the middle and at the end of the first year of practical training in the center. This reduction was apparently attributable to the formation of a new dynamic stereotype with regard to productive labor and also to the failure to observe the daily regimen by the pupils and to irrational, from a hygienic viewpoint, organization of the training process.
УДК «II.21-053.2-054:572.11
Канд. мед. наук Н.М. Бондаренко, канд. биол. наук Ю. А. Ямпольская
СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СОСТОЯНИЕМ
ИХ ЛОР-ОРГАНОВ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Вопрос о состоянии физического развития детей, имеющих хроническую патологию ЛОР-органов, в литературе освещен недостаточно, несмотря на широкую распространенность этой патологии и большую ее роль в патогенезе многих заболеваний детского и подросткового возраста.
Нами проведено изучение связи физического развития (состояния) школьников с наиболее часто
встречающейся патологией ЛОР-органов — гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца ток-сико-аллергическим хроническим тонзиллитом, хроническими гнойными заболеваниями ЛОР-органов # (отитом, синуитом). Кроме того, проанализировано физическое развитие детей, в прошлом (более 2 лет назад) перенесших тонзиллэктомию. Использованы данные о московских школьниках 1—10-х
классов. С гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца отобрано 264, с токсико-аллергиче-ской формой хронического тонзиллита — 189, с хроническими гнойными заболеваниями ЛОР-ор-ганов — 49 человек. К группе с гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца отнесены в основном дети с гипертрофией небных миндалин II степени и более по классификации Б. С. Преображенского. У части школьников этой группы, кроме того, имелась гипертрофия глоточной миндалины. Дети с резко нарушенным носовым дыханием из обследования были исключены. У учащихся данной группы, как и страдающих хроническими гнойными заболеваниями ЛОР-органов, не было сопутствующих хронических заболеваний. Детей,
* перенесших в прошлом тонзиллэктомию, было 553, из них 369 не имели хронических сопутствующих заболеваний, а у 184 они были в стадии компенсации. Физическое развитие детей перечислен-
► ных групп сравнивали с физическим развитием 1821 здорового ребенка с неувеличенными миндалинами.
Физическое развитие детей оценивали по утвержденным для работы школьных врачей Москвы таблицам, основанным на положениях о «норме», сформулированных в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР (В. Г. Властовский; Ю. А. Ямпольская). Использование таблиц позволяет выделить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избыточной массы тела (>М+ ■+2сг/?), дефицита массы тела (<М—1сгЯ), а также отдифференцировать детей низкого роста (<М—
N 2а), среди которых у значительного процента встречается общая задержка физического развития.
Отклонения в физическом развитии у детей с хронической патологией ЛОР-органов наблюдалось чаще, чем у здоровых. Доля детей с нормальным физическим развитием была особенно снижена в группе девочек с токсико-аллергической формой хронического тонзиллита (на 16,8% по сравнению со здоровыми детьми, Я<0,01), здесь же оказался значительно повышен процент детей, имеющих избыточную массу тела (на 15,1, Р<0,01).
Обращает на себя внимание, что у мальчиков с токсико-аллергической формой хронического тонзиллита, наоборот, в 1 */2 раза чаще, чем у здоровых,
1 имелся дефицит массы тела (различия недостоверны). Такая противоположная направленность сдвигов в физическом развитии мальчиков и девочек, имеющих одну и ту же форму хронической патологии ЛОР-органов, прослеживалась во всех группах. Этого не наблюдалось у здоровых детей, что, вероятно, объяснялось различной реакцией мужского и женского организма на хроническую интоксикацию при патологии ЛОР-органов. Выявленная тенденция одинаково проявлялась у старших (12—
* 17 лет) и младших (7—11 лет) школьников.
Увеличение доли детей с избыточной массой тела в группе мальчиков, имеющих гипертрофию лимфаденоидного глоточного кольца, согласуется с данными А. Д. Островского, который обнаружил у
Распределение вариантов роста (длины тела) у школьников 7—17 лет с хронической патологией ЛОР-органов и здоровых
% детей, имеющих рост
Группа Число детей низкий и и и же среднего средний пысокий и выше среднего
Здоровые с неувеличенными миндалинами 940 18,3 70,0 11,7
881 21,6 70,4 8.0
С гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца 152 112 23,0 30,4 67.1 65.2 9.9 4.4
С токсико-аллергической формой хронического тонзиллита С гнойными заболеваниями ЛОР-оргчнов 99 90 13,2 24,4 75,7 68,9 11.1 6,7
29 20 13,8 20,0 62,1 75.0 24,1 5,0
Примечание. В числителе—количество мальчиков, в знаменателе—девочек.
новобранцев с гипертрофированными небными миндалинами относительно повышенную массу тела. Очевидно, этот вид ЛОР-патологии имеет конституциональную обусловленность, так как именно он чаще всего встречается при дигестивном типе телосложения (Н. М. Бондаренко).
Что касается отклонений в физическом развитии за счет низкого роста, то у детей с хронической ЛОР-патологией они регистрировались не чаще, чем у здоровых. Исключение составляла группа школьников, имеющих гнойные заболевания ЛОР-органов. Однако судить о достоверности данного факта не представлялось возможным из-за относительно небольшого числа таких наблюдений.
Варианты роста у детей изученных нами групп представлены в таблице. При наличии хронической ЛОР-патологии в основном сохранялось то же распределение ростовых вариантов, что и в норме Исключение составяли девочки с гипертрофией глоточного кольца, среди которых достоверно чаще, чем среди здоровых, встречались относительно низкорослые и реже относительно высокорослые (Р<0,05), и мальчики с гнойными заболеваниями ЛОР-органов, среди которых, наоборот, было в 2 раза больше, чем среди здоровых, школьников высокого и выше среднего роста. Однако судить о достоверности данного факта не позволило недостаточное число детей этой группы.
В задачу работы входило также рассмотрение влияния тонзиллэктомии на физическое развитие школьников. При сравнении суммарной оценки физического развития детей, перенесших эту операцию, с таковой здоровых детей без ЛОР-патологии в прошлом и настоящем, установлено явное снижение удельного веса индивидуумов с нормальным физическим развитием и увеличение доли лиц с избыточной массой тела среди детей, перенесших тонзиллэктомию, что было особенно выражено у девочек (Р<0,05). Однако дифференцированный
2*
35 —
анализ показал, что тонзиллэктомию нельзя рассматривать как фактор, обусловливающий избыточную массу тела. Дети, перенесшие эту операцию и не имеющие сопутствующих заболеваний (органов дыхания, пищеварения, сердца, кожи и др.), как показало изучение, не отличались от здоровых, и отклонения в физическом развитии у тех и других встречались примерно в равном проценте случаев. Распределение же оценки физического развития у детей, перенесших тонзиллэктомию, но имеющих другие хронические заболевания, достоверно (Р< <0,005—0,01) отличалось от констатируемого как у здоровых детей, так и у перенесших тонзиллэктомию, но не имеющих сопутствующих заболеваний. Исключением являлась только общая задержка физического развития, хотя и она в рассматриваемой группе регистрировалась несколько чаще. Подобная картина наблюдалась и у младших (7— 11 лет), и у старших (12—17 лет) школьников.
Определенный интерес представляет также сравнение физического развития детей, страдающих токсико-аллергическим тонзиллитом, с детьми, в прошлом имевшими это заболевание и перенесшими тонзиллэктомию (операции, как правило, произведены по поводу токсико-аллергического хронического тонзиллита). Положительное влияние этого хирургического вмешательства на состояние физического развития было особенно выражено у девочек. У девочек, перенесших тонзиллэктомию и не имеющих сопутствующих хронических заболеваний, физическое развитие явно изменилось к лучшему: в этой группе повысился удельный вес имеющих нормальное физическое развитие (на 23,9%; .Р<0,01) и возросло число детей с избытком массы тела (на 16,9%; Р<0,01). В этой же группе примерно в 2 раза реже, чем у больных хроническим тонзиллитом, регистрировались и другие отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела и общая задержка физического развития (различия недостоверны).
При изучении роста у детей, перенесших тонзиллэктомию, установлено, что достоверных различий
в распределении вариантов длины тела у детей сравниваемых между собой групп и по сравнению со здоровыми не было, что дает основание поставить под сомнение постулат о влиянии этого оперативного вмешательства на прирост длины тела у детей.
Таким образом, у школьников 7—17 лет с хронической JlOP-патологией значительно чаще, чем у здоровых, наблюдаются отклонения в физическом развитии. У девочек с токсико-аллергическим хроническим тонзиллитом, хроническими гнойными заболеваниями уха и придаточных пазух носа, гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца достоверно чаще имеется избыточная масса тела. У мальчиков при этой патологии (за исключением гипертрофии лимфаденоидного глоточного кольца), наоборот, отмечается тенденция к дефициту массы тела. Распределение ростовых вариантов при ЛОР-патологии примерно такое же, как у здоровых детей. Однако среди школьников с гипертрофией лимфаденоидного глоточного кольца, особенно девочек, достоверно больше, чем среди здоровых, относительно низкорослых. Тонзиллэктомия не оказывает неблагоприятного влияния на физическое развитие. Физическое развитие детей, не имеющих сопутствующих хронических заболеваний, после тон-зиллэктомии приближается к норме.
Литература. Властовский В. Г. — Гиг. и сан.,
1966, № 11, с. 91—96. Островский А. Д., Бродовская В. С., Лагодин П. Ф. — Стандарты основных физиологических признаков. М., 1935.
Ямпольская Ю. А. — Вопр. антропол., 1978, вып. 58, с. 85—93.
Поступила 10.04.80
Summary. In the age group of 7-17 years, physical development of healthy schoolchildren was compared to that of those who had common types of pathologic conditions of the E NT system, including children who had undergone tonsillectomy. Deviations from normal in physical development were noted to be more frequent among children with abnormalities in the ENT system. Tonsillectomy was found not to affect adversely the health status of children.