Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТКАНИ, ПРОПИТАННОЙ КАРБАМОЛОМ ГЛ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТКАНИ, ПРОПИТАННОЙ КАРБАМОЛОМ ГЛ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — М.М. Муратов, З.Ш. Файзутдинова, Б.А. Пулатов, Н.Д. Хамдамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUATION OF A COTTON FABRIC IMPREGNATED WITH CARBAMOL GL

Specimens of a cotton fabric containing a proportion of Lavsan (Dacron) and impregnated with different formulations of Carbamol GL were studied and were all found to release formaldehyde into water and in the air. The concentration of this migrating formaldehyde depended on the amount of magnesium chloride contained in the formulation: the more magnesium chloride, the less formaldehyde was released into the environment. The most acceptable specimen was found to be the one impregnated by the following formulation: 150 g/liter of Carbamol GL-125, 20 g/liter of polyethylene emulsion, 9.4 g/liter of magnesium chloride, and up to 1 liter of water.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТКАНИ, ПРОПИТАННОЙ КАРБАМОЛОМ ГЛ»

AN EXPERIMENTALLY BASED HYGIENIC STANDARD PROPOSED FOR TRIMETHYLBENZENES CONTAINED IN POLYMERIC BUILDING

MATERIALS

N. E. Dyshinevich

Summary. Toxic properties of mesitylene and pseudocumene were studied in long-term experiments on rats, and both these compounds were found to cumulate in the body and be capable of adversely affecting the liver and central nervous system at a concentration of 20 mg/m3. It is proposed that the permissible level of release of each of these compounds from polymeric building materials be set at 0.001 mg/m3.

УДК 613.481:677.21.041.3

Канд. мед. наук М. М. Муратов, канд. хим. наук 3. Ш. Файзутдинова, канд. биол. наук Б. А. Пулотов, Н. Д. Хамдамова

гигиеническая оценка ткани, пропитанной карбамолом гл

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент

С целью улучшения эксплуатационных свойств хлопчатобумажных тканей в Центральном научно-исследовательском институте хлопчатобумажной промышленности разработан способ пропитки ткани из смеси хлопка с лавсаном (соответственно 67 и 33%) препаратом карбамолом ГЛ. Ознакомление с рецептурой и технологией пропитки тканей карбамолом ГЛ позволило предположить потенциальную возможность выделения в окружающую среду из них глиоксаля, этиленмочевины и формальдегида. Из перечисленных химических веществ последнее представляет наибольшую опасность для здоровья человека.

В связи с этим задачей данного исследования являлось гигиеническое изучение хлопчатобумажных тканей с примесью лавсана, пропитанных карбамолом ГЛ, с учетом возможности миграции в водную и воздушную среду формальдегида. Исследования проводили в соответствии с методическими указаниями по гигиенической оценке одежды и обуви из полимерных материалов, утвержденными Министерством здравоохранения СССР (1977).

Исследовали три образца хлопчатобумажной ткани с примесью лавсана, пропитанной по следующей рецептуре (табл. 1).

Для определения миграции формальдегида в воздушную среду образцы помещали в герметически закрытые эксикаторы вместимостью 9 л из расчета 1 часть массы образца на 100 частей объема эксикатора (в граммах на 1 мл). Образцы выдерживали в 2 температурных режимах (20 и 40°С). Воздух для анализа отбирали в поглотительные приборы с пористой пластинкой со скоростью 1 л/мин в течение 30 мин через 1, 3 и 7 сут экспозиции. Количество отобранного из каждого эксикатора воздуха соответствовало его десятикратному объему (90 л).

Изучали также процесс миграции формальдегида из представленных образцов в водную среду. Для этого их помещали в герметично закрытые

Таблица 1

Рецептура карбамола ГЛ, предназначенного для пропитки хлопчатобумажной ткани с

примесью лавсана

X» образца Карбамол ГЛ, г Полиэтиленовая эыульсия, г Хлористый магний, г Дистиллированная вода, мл

1 75—100 20 5,6 До 1000

3 125—150 20 9,4 До 1000

5 175—200 1 20 13,1 До 1000

Концентрация формальдегида (в мг/л), мигрирующего в водную среду из образцов хлопчатобумажной ткани с примесью лавсана, пропитанной карбамолом ГЛ по

различной рецептуре

Время экспозиции, сут

1 3 7 15 30

2 2. 20°С 40°С 20°С 4 0°С 20°С 40°С 20°С 40°С 20°С 40°С

1 11 56 18 59 91 123 14 313 19 — — —

о 5 41 86 184 222 234 133 302 130 185

колбы и заливали дистиллированной водой из расчета 1 часть массы ткани на 10 частей воды (в граммах на 1 мл). Исследования также проводили в 2 температурных режимах (20 и 40°С). Водные вытяжки изученных образцов отбирали для химического анализа после 1-, 3-, 7-, 15- и 30-суточной экспозиции.

Для определения формальдегида в воздушной среде мы применили колориметрический метод с хромотропной кислотой (Е. А. Перегуд и Е. В. Гернет). Для исследования в водной среде брали для анализа 2,7 мл водной вытяжки изучаемых образцов и далее определение формальдегида проводили так же, как и при выявлении его в воздушной среде. Концентрацию формальдегида измеряли по калибровочному графику. Следует отметить, что в наших опытах как воздушные, так и водные вытяжки контрольной ткани давали положительную реакцию с хромотропной кислотой. Это, по-видимому, обусловлено тем, что в указанные среды переходят, кроме формальдегида, и другие вещества, применявшиеся по ходу технологической обработки ткани и способные реагировать с хромотропной кислотой.

В связи со сказанным при оцекке полученных результатов показатели контрольной пробы вычитали из данных опытных проб.

Результаты исследования водных вытяжек изученных образцов представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что максимальное выделение формальдегида из изученных образцов в водную среду происходит на 7-е сутки экспозиции. При этом наиболее неблагоприятными оказались образцы № 1 и 5. При повышении температуры от 20 до 40°С интенсивность миграции формальдегида увеличивается в 1,5 раза и более. Вместе с тем из ткани, пропитанной по рецептуре № 3, формальдегид почти не выделяется в водную среду, что, по-видимому, обусловлено различием в содержании хлористого магния в рецептуре пропиток.

Для выяснения влияния хлористого магния в смеси на миграцию формальдегида в водную среду мы изучили еще 6 образцов пропитки, в которых при постоянном количестве карбамола и полиэтиленовой эмульси и изменялся только уровень хлористого магния. Было установлено, что увеличение содержания хлористого магния в рецептуре в 1,7—4,7 раза уменьшает количество мигрирующего в водную среду формальдегида в 1,2— 1,8 раза.

Данные санитарно-химических анализов, характеризующие миграцию формальдегида из представленных образцов в воздушную среду (табл. 3), показывают, что наибольшая миграция его происходила из образца № 5.

Следует отметить, что с повышением температуры воздуха интенсивность выделения формальдегида возрастает в 2 раза и более. Относительно благоприятным оказался образец № 3, но и в нем концентрация выделяющегося формальдегида значительно (от 8 до 49 раз) превышала ПДК его в атмосферном воздухе.

Концентрация формальдегида (в мг/м3), мигрирующего 7в воздушную среду из образцов хлопчатобумажной ткани с примесью лавсана, пропитанной карбамолом ГЛ по различной

рецептуре

Время экспозиции, сут

N» об- 1 3 7

разца

20°С 40°С 20°С 40°С 20°С 40°С

1 0,201 0,467 0,097 0,534 0,314 0,367

3 0,087 0,105 0,027 0,495 0,162 0,194

5 0,272 0,562 0,237 0,534 0,443 0,650

Таким образом, результаты анализов показывают, что представленные образцы являются источником выделения формальдегида как в водную, так и в воздушную среду, при этом на интенсивность выделения его определенное влияние оказывает содержание хлористого магния в рецептуре пропиток.

Поскольку ткани, пропитанные карбамолом ГЛ, предназначены для изготовления одежды, контактирующей с кожей, то для окончательной гигиенической оценки изучили местнораздражающее и общетоксическое действие формальдегида на организм экспериментальных животных.

Эксперимент выполнен на белых крысах-самцах в 4 сериях по ^животных в каждой. При этом применяли метод хвостовой аппликации. Затравку проводили 7-дневными водными вытяжками изучаемых образцов с ежедневной двухчасовой экспозицией в течение 21 дня. Животных I серии затрав-ляли карбамолом ГЛ, животных II серии — водной вытяжкой ткани, пропитанной карбамолом ГЛ по рецептуре № 5, животных III серии — водной вытяжкой ткани, пропитанной карбамолом ГЛ по рецептуре № 1; животные IV серии служили контролем^'затравливались водной вытяжкой ткани без пропитки.

При наблюдении в течение всего опыта не выявлено различий в поведении, внешнем виде и массе тела между животными опытных и контрольных серий. Изучение морфологического состава периферической крови показало, что через 15 дней затравки количество гемоглобина и эритроцитов у животных I и II серий опыта резко снизилось, а число лейкоцитов увеличилось (10 500 и 10 850 соответственно; Ж0,05) по сравнению с животными III и IV серий опыта, а к концу затравочного периода число лейкоцитов еще больше возросло, оставаясь высоким и в восстановительном периоде. Изучение экскреторной функции печени (бромсульфалеиновая проба) показало значительное нарастание «коэффициента ретенции» у животных I и II серий (18,14 и 22,3 соответственно), а у животных III серии этот показатель на протяжении всего эксперимента не отличался от такового у контрольных животных (5,32 и 5,64 соответственно).

Исследование уровня общего белка и белковых фракций в сыворотке крови экспериментальных животных показало, что процентное содержание общего белка у всех экспериментальных животных как до затравки, так и после нее практически не изменялось, но отмечена некоторая тенденция изменений белковых фракций. В частности, количество альбуминов у животных I и II серий находилось на относительно низком уровне по сравнению с животными III и IV серий, в то же время количествоа-глобулннов к концу затравки повышалось (В. И. Москвичева).

При изучении состояния иммунобиологической реактивности организма белых крыс установлено, что реакция пассивной гемагглютинации у животных всех серий при разведениях 1 : 10 и 1 : 20 была положительной (+4—I—К что принималось за 100%). С увеличением разведения сыворотки от 40 до 320 титр антител у животных I и II серий значительно снизился,

тогда как у животных III серии даже при разведении 1 : 320 титр антител составлял около 70%.

Все эти данные указывают на подавление антителообразующей функции организма животных, подвергавшихся затравке водными вытяжками ткани, пропитанной раствором карбамола ГЛ высокой концентрации.

При морфологическом исследовании внутренних органов у животных I и II серий установлены выраженное полнокровие сосудов, мелкоточечное кровоизлияние в печени, почках, умеренный периваскулярный отек в головном мозге, сердце, легких, дистрофические изменения печеночных клеток и эпителия извитых канальцев почек, некоторая гиперемизация фолликулов селезенки и уменьшение уровня гликогена в цитоплазме отдельных гепатоцитов.

Таким образом, результаты токсикологического эксперимента показали, что хлопчатобумажная ткань с примесью лавсана, пропитанная карбамолом ГЛ по рецептуре № 1, оказалась более благоприятной, что послужило основанием для проведения исследования в условиях опытной носки.

Работу проводили в осенний период (октябрь, ноябрь) при температуре воздуха 20—32°С и относительной влажности 36—70%. Для опытной носки были изготовлены мужские брюки из хлопчатобумажной ткани с примесью лавсана, пропитанной карбамолом ГЛ по рецептуре № I, и ткани без пропитки (контроль). Исследования проводили у 59 добровольцев в возрасте от 18 до 45 лет по специально разработанной нами анкете. Изделие каждого вида носили в течение месяца со стиркой каждые 10 дней.

Во время опытной носки изделий из контрольной ткани появились зуд и покраснение кожи лишь у 13 и 14% испытуемых соответственно, тогда как при носке опытного образца этот показатель был увеличен до 20 и 22% соответственно. После первой и второй стирок частота этих ощущений при ношении как опытного, так и контрольного образца уменьшалась. Вместе с тем по таким показателям, как истирание и сминание, испытуемые относительно лучше оценивали изделия из изучаемой ткани. Данные анализа материалов исследования свидетельствуют о том, что отмеченные субъективные отрицательные ощущения у испытуемых при носке изделий из опытной ткани обусловлены действием мигрирующего из нее формальдегида.

Выводы

1. Хлопчатобумажная ткань с примесью лавсана (67 и 33% соответственно), пропитанная карбамолом ГЛ в различной концентрации, является источником выделения формальдегида в водную среду и воздух.

2. Концентрация выделяющегося формальдегида из ткани зависит от рецептуры пропиток, температуры среды и длительности экспозиции.

3. Между количеством хлористого магния, входящего в состав пропиток, и концентрацией мигрирующего формальдегида имеется обратная зависимость.

4. Наиболее приемлемым с гигиенической точки зрения является образец ткани, пропитанной карбамолом ГЛ по следующей рецептуре: карбамола ГЛ 125—150 г/л, полиэтиленовой эмульсии 20 г/л, хлористого магния 9,4 г/л, воды до 1000 мл.

ЛИТЕРАТУРА

Москвичева В. И. — Вопр. мед. химии, 1970, Л1» 4, с. 358—362. Перегуд Е. А., Гернет Е. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий. Л., 1973.

Поступила 19/VII 1978 г.

HYGIENIC EVALUATION OF A COTTON FABRIC IMPREGNATED WITH CARBAMOL GL

M, M. Muraiov, Z. Sh. Faizutdinova, B. A. Pulatov, and N. D. Khamdamova

Summary. Specimens of a cotton fabric containing a proportion of Lavsan (Dacron) and impregnated with different formulations of Carbamol GL were studied and were all found to release formaldehyde into water and in the air. The concentration of this migrating formaldehyde depended on the amount of magnesium chloride contained in the formulation: the more magnesium chloride, the less formaldehyde was released into the environment. The most acceptable specimen was found to be the one impregnated by the following formulation: 150 g/Iiter of Carbamol GL-125, 20 g/liter of polyethylene emulsion, 9.4 g/liter of magnesium chloride, and up to 1 liter of water.

УДК 616-053.2-092:612.551-02:в13.13:[б28ав:725.511

Э. Б. Боровик, Н. П. Маслова, В. Е. Мухин

к вопросу о нормировании микроклимата детских отделений больниц

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Опыт нормирования микроклимата детских учреждений показал необходимость климатической дифференциации нормирования в связи с особенностями теплообмена детей в разных климатических зонах (В. С. За-левский; Е. И. Кореневская и соавт.).

Длительное воздействие климатических условий, свойственных каждой зоне, оказывает существенное влияние на характер теплообмена человека. Так, у детей, проживающих в условиях жаркого климата, в теплый период года отмечаются более высокие показатели теплопродукции и средневзвешенной температуры кожи по сравнению с детьми, проживающими на Севере (В. С. Залевский). Однако климатические различия теплообмена у детей обусловливаются не только влиянием определенного климата, но и специфическими условиями среды обитания. Недостаточная длительность пребывания детей на открытом воздухе и ограничение двигательной активности способствуют снижению тонуса организма детей, особенно в период полярной ночи. Поэтому в зимний период изменения теплообмена у детей имеют иную направленность, чем летом. Наиболее высоки уровни теплопродукции у школьников, проживающих в жарком климате, наиболее низки — у детей, живущих в условиях Крайнего Севера (Е. И. Кореневская и соавт.).

С целью гигиенического нормирования микроклимата палат детских больниц мы изучали тепловое состояние больных детей в разных климатических зонах. Работу проводили в зимний и летний сезоны года в Воркуте (I зона), Москве (II зона), Ташкенте (IV зона). Под наблюдением находились дети в возрасте 3—8 лет с сердечно-сосудистыми заболеваниями, находящиеся в стационарах на лечении и проживающие в изучаемом районе не менее 3 лет.

Для оценки теплового состояния регистрировали температуру кожи в 11 точках, интенсивность потоотделения в 3 точках (лоб, грудь, кисть) и кожно-сосудистую реакцию на локальное охлаждение. Исследования проводили через 1—Р/2 ч после завтрака в положении ребенка сидя: в зимний период при температуре воздуха палат 18—26°С, относительной влажности 30-—45% и подвижности 0,1 м/с, в летний период при 20—28°С, влажности 40—60% и подвижности воздуха 0,1 м/с. Для обследования подбирали больных детей с нормальной температурой тела и удовлетворительным общим состоянием. Одежда их в разных климатических районах была примерно одинаковой, теплоизоляция ее летом составляла 0,7—1,0 кло, зимой — 1,0—1,2 кло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.