Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРИМЕТИЛБЕНЗОЛОВ В ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРИМЕТИЛБЕНЗОЛОВ В ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Н.Е. Дыишневич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXPERIMENTALLY BASED HYGIENIC STANDARD PROPOSED FOR TRIMETHYLBENZENES CONTAINED IN POLYMERIC BUILDING MATERIALS

Toxic properties of mesitylene and pseudocumene were studied in long-term experiments on rats, and both these compounds were found to cumulate in the body and be capable of adversely affecting the liver and central nervous system at a concentration of 20 mg/m3. It is proposed that the permissible level of release of each of these compounds from polymeric building materials be set at 0.001 mg/m3.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРИМЕТИЛБЕНЗОЛОВ В ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ»

УДК 613.5:691.175

Канд. мед. наук Н. Е. Дьиииневич

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРИМЕТИЛБЕНЗОЛОВ В ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Среди широкого спектра идентифицированных летучих веществ, выделяющихся из поливинилхлоридных материалов, часть приходится на три-метилбензолы — мезитилен и псевдокумол (А.П.Филиппов и соавт.; А. П. Филиппов). Однако необходимые для гигиенической оценки поливинилхлоридных материалов допустимые уровни (ДУ) выделения этих веществ из полимерных материалов отсутствуют. В связи с этим проведены исследования по гигиеническому обоснованию ДУ выделения мезитилена и псевдокумола.

Расчеты физико-химических констант мезитилена и псевдокумола позволили отнести их к 8-й группе системы неэлектролитов Н. В. Лазарева, к наркотикам второго типа действия. Коэффициенты растворимости паров мезитилена и псевдокумола в воде составляют соответственно 1,1 и 1,4. Полученные данные были учтены при планировании и постановке токсикологического эксперимента.

Токсические свойства мезитилена и псевдокумола мы изучали в остром и хроническом опытах. В качестве модели использовали белых беспородных крыс с исходной массой 150—165 г в остром опыте и 110—115 г в хроническом. В остром опыте при 4-часовом воздействии ЬО50 мезитилена и псевдокумола для белых крыс составила соответственно 24,0—0,78 и 18,0±0,62 мг/л. Вследствие малой величины коэффициента растворимости паров мезитилена и псевдокумола в воде у подопытных животных быстро достигалось равновесие между содержанием этих веществ в артериальной крови и вдыхаемом воздухе, что и обусловило развитие явлений интоксикации в первые минуты экспозиции. Порог острого действия как мезитилена, так и псевдокумола для белых крыс 800 мг/м3.

В хроническом опыте на 60 крысах исследовали влияние мезитилена и псевдокумола при круглосусточном ингаляционном воздействии в течение 4 мес. Животные были разделены на 5 групп по 12 в каждой. Крыс 1-й и 2-й групп подвергали затравке мезитиленом в концентрациях соответственно 20,0±1,2 и 2,0±0,5 мг/м3, крыс 3-й и 4-й групп — псевдокумо-лом в концентрациях соответственно 20,0±1,2 и 2,0±0,5 мг/м3, 5-я группа служила контролем. Учитывая опыт изучения интоксикаций производными бензола, в течение всего периода затравки определяли следующие показатели: суммационно-пороговый (СПП), активность ферментов крови (уроканиназы, каталазы, холинэстеразы), содержание уробилина, сульфатных фракций и Ы-метилникотинамида в моче, состав периферической крови (количество гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов), наблюдали за массой и поведением животных. Полученные результаты обрабатывали методами параметрической статистики (критерий Стьюдента).

Для выявления паров указанных веществ в воздухе затравочных камер пользовались спектрофотометрическим методом (Р. В. Горская и соавт.). Было установлено, что на протяжении всего хронического опыта и мезитилен, и псевдокумол в концентрации 20,0 мг/м3 вызывали у подопытных животных 1-й и 3-й групп статистически достоверные изменения некоторых изученных показателей по сравнению с контролем. Результаты исследований приведены в таблице.

Как видно из таблицы, у животных 1-й и 3-й групп на протяжении всего хронического опыта наблюдалось изменение СПП, носившее стойкий характер и свидетельствовавшее о нарушении функционального состояния центральной нервной системы. При анализе результатов исследований про-

и 3 л с;

г * « о

Н О 5С Н

со £ О

н вг с

у я о Ко2

* а ■

О V к С.«; х

О о я

3 &

п 1С со «о о р р о

00 «О 00 1С

о о о о"

+1 +1 +1 Я +1 +1 +1 +1

СЧ О СО О СЧ О СО ОЭ

о о о о

о о

_8 _§ _§_8 _8_8 _8

о 8 ® о о о* о о

V о- V V V V V V V

со оо сч оо см ем со

+1 П и 5 +1+1+1+1

СО СО Ю 00 О СМ 00 00

СМ СМ СМ СМ СМ СМ СМ СМ

о о

СМ —

00 О О Г- 00

СО СМ "Г СО

+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1

8 о ем оо о о см оо

со сп оо ш со 05 оо

8 8 8 8

8 8 8 8 О О О О_о ООО

8 0 СЧ ч** О ч** ^ о

СО СО сч тг сч со со

+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1

о о о см см со см см

в п » о оо см -ч- сг>

СО СО СО Г*"" СО СО СО СО

ООО© оооо

+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1

ооема> см — см -ч-

со со

ем

со со со со

ю ю ю ю оооо

1Л ю ю !Э

р О О Р

оооо о о о о

у-у-у-у—\Z-V~V~V

— — ем см — со см —

оооо о о* о* о"

+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1

00 00 — со оо со

со со ю ю со ю со ю

5: £ Н

+1 О- +1 а- +1 а. +1 +1 а. +1 о. +1 а- +1 0-5555

— см со

— см со

г

§

г

>. ж

1 о

цессов детоксикации продуктов метаболизма изучаемых веществ установлено стойкое увеличение содержания органических сульфатов и сульфатного индекса мочи животных этих групп. При исследовании внешнесекреторной функции печени у животных 1-й и 3-й групп отмечена небольшая уробилинурия в конце 2-го месяца опыта (в 1-й группе 10,4±0,2 усл. ед., в 3-й — 10,8±0,2 усл. ед. при 5,1 ±0,2 усл. ед. в контроле; Р< 0,05). Информативным показателем нарушения деятельности печени под воздействием изучаемых веществ служили данные изучения активности органоспецифиче-ского фермента печени — уроканиназы. Установлено, что у животных 1-й и 3-й групп к концу опыта активность этого фермента была слабо выражена (в 1-й группе 3 усл. ед., в 3-й — 3,6усл. ед., в контроле 0).

Исследование у животных 1-й и 3-й групп выделения с мочой Ы-метилникоти-намида позволило выявить статистически достоверное снижение его содержания на протяжении всего опыта. Изменения носили однонаправленный характер и к концу опыта содержание в моче Ы-метилникотинамида у животных 1-й группы было 58,4± 10,4 мг/л, у животных 3-й группы 69,6±9,2 мг/л, в контроле 150,0± 18,2 мг/л, Р<0,05). Можно предположить, что эти сдвиги связаны с нарушением биосинтеза Ы-метилникотинамида в организме, вызванным повышенной потребностью в его образовании серной кислоты, необходимой для детоксикации продуктов метаболизма мезитилена и псевдокумола. У этих же животных на протяжении хронического опыта наблюдалось изменение активности каталазы цельной

крови, которое выражалось в снижении каталазного индекса к концу 4-го месяца у крыс 1-й группы на 45% (/><0,05), у крыс 3-й группы на 56% (Я<0,05). Вероятно, торможение активности этого фермента можно рассматривать как один из механизмов защитно-приспособительного характера, препятствующий образованию в организме из мезитилена и псевдо-кумола токсичных метаболитов фенольного характера (А. Н. Бах).

Изучение морфологического состава периферической крови подопытных животных показало отсутствие сдвигов, что сближает мезитилен и псевдокумол с низшими алкилбензолами, для которых миелотоксическое действие нехарактерно. При исследовании активности холинэстеразы крови и динамики массы тела животных существенных изменений не обнаружено.

При воздействии мезитилена и псевдокумола в концентрации 2,0 мг/м3 у крыс в конце хронического опыта наблюдалось лишь статистически достоверное изменение СПП: у животных 2-й группы он был равен 5,4± ±0,3 усл. ед., у животных 4-й группы — 4,6±0,3 усл. ед. при 3,4± ±0,33 усл. ед. "в контроле (Р<0,001).

Нами установлено, что, согласно классификации К. К. Сидорова, по величине зоны биологического действия мезитилен (12 ООО) и псевдокумол (9000) относятся к веществам с выраженными кумулятивными свойствами. Анализ полученного материала позволяет заключить, что по характеру проявления токсического действия на организм теплокровных животных изомеры мезитилен и псевдокумол не различались.

На основании полученных результатов представляется возможным считать концентрацию 20,0 мг/м3 действующей как для мезитилена, так и для псевдокумола, а концентрацию 2,0 мг/м3 можно рассматривать как близкую к пороговой в данных условиях опыта.

При обосновании ДУ миграции изученных веществ из полимерных строительных материалов мы учитывали следующее. По полученным результатам, эти вещества обладают умеренно выраженными токсическими свойствами (по классификации, утвержденной пленумом секции ПДК), широкой зоной биологического действия, выраженными кумулятивными свойствами, могут в процессе эксплуатации поливинилхлоридного линолеума загрязнять воздух жилых и других помещений и тем самым воздействовать не только на ослабленных и особо чувствительных людей (беременных, детей, больных, лиц преклонного возраста), но и на здоровых. Поскольку единого подхода к выбору коэффициента запаса, пригодного для коммунальной токсикологии, нет, мы использовали метод, предложенный К. К. Сидоровым, с учетом особенностей установления ДУ как критерия гигиенической оценки полимерных строительных материалов. Нами рекомендованы ДУ выделения мезитилена и псевдокумола в концентрации 0,01 мг/м3 для каждого, которые утверждены Министерством здравоохранения СССР.

ЛИТЕРАТУРА

Бах А. Н. Собрание трудов по химии и биохимии. М., 1950, с. 391.

Горская Р. В., Чубарь П. В., Ярым-Агаева Н. Т. — Гиг. и сан., 1970, № 3, с. 62.

Сидоров К. К. — Гиг. труда, 1971, № 6, с. 54—57.

Филиппов А. П., Мальцев В. В., Комлев В. К. и др. — В кн.: Расширение ассортимента

и повышение качества промышленных товаров. М., 1975, с. 175. Филиппов А. П. Исследование санитарно-химических свойств полимерных материалов на основе поливинилхлорида методом газовой хроматографии. Автореф. дис. М., 1977.

Поступила £2/1X 1978 г.

Ф

AN EXPERIMENTALLY BASED HYGIENIC STANDARD PROPOSED FOR TRIMETHYLBENZENES CONTAINED IN POLYMERIC BUILDING

MATERIALS

N. E. Dyshinevich

Summary. Toxic properties of mesitylene and pseudocumene were studied in long-term experiments on rats, and both these compounds were found to cumulate in the body and be capable of adversely affecting the liver and central nervous system at a concentration of 20 mg/m3. It is proposed that the permissible level of release of each of these compounds from polymeric building materials be set at 0.001 mg/m3.

УДК 613.481:677.21.041.3

Канд. мед. наук М. М. Муратов, канд. хим. наук 3. Ш. Файзутдинова, канд. биол. наук Б. А. Пулотов, Н. Д. Хамдамова

гигиеническая оценка ткани, пропитанной карбамолом гл

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент

С целью улучшения эксплуатационных свойств хлопчатобумажных тканей в Центральном научно-исследовательском институте хлопчатобумажной промышленности разработан способ пропитки ткани из смеси хлопка с лавсаном (соответственно 67 и 33%) препаратом карбамолом ГЛ. Ознакомление с рецептурой и технологией пропитки тканей карбамолом ГЛ позволило предположить потенциальную возможность выделения в окружающую среду из них глиоксаля, этиленмочевины и формальдегида. Из перечисленных химических веществ последнее представляет наибольшую опасность для здоровья человека.

В связи с этим задачей данного исследования являлось гигиеническое изучение хлопчатобумажных тканей с примесью лавсана, пропитанных карбамолом ГЛ, с учетом возможности миграции в водную и воздушную среду формальдегида. Исследования проводили в соответствии с методическими указаниями по гигиенической оценке одежды и обуви из полимерных материалов, утвержденными Министерством здравоохранения СССР (1977).

Исследовали три образца хлопчатобумажной ткани с примесью лавсана, пропитанной по следующей рецептуре (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения миграции формальдегида в воздушную среду образцы помещали в герметически закрытые эксикаторы вместимостью 9 л из расчета 1 часть массы образца на 100 частей объема эксикатора (в граммах на 1 мл). Образцы выдерживали в 2 температурных режимах (20 и 40°С). Воздух для анализа отбирали в поглотительные приборы с пористой пластинкой со скоростью 1 л/мин в течение 30 мин через 1, 3 и 7 сут экспозиции. Количество отобранного из каждого эксикатора воздуха соответствовало его десятикратному объему (90 л).

Изучали также процесс миграции формальдегида из представленных образцов в водную среду. Для этого их помещали в герметично закрытые

Таблица 1

Рецептура карбамола ГЛ, предназначенного для пропитки хлопчатобумажной ткани с

примесью лавсана

X» образца Карбамол ГЛ, г Полиэтиленовая эыульсия, г Хлористый магний, г Дистиллированная вода, мл

1 75—100 20 5,6 До 1000

3 125—150 20 9,4 До 1000

5 175—200 1 20 13,1 До 1000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.