Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка способов ухода за полами в школах'

Гигиеническая оценка способов ухода за полами в школах Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка способов ухода за полами в школах»

выпускаемой * ими продукции. Необходимы дальнейшие работы по? усовершенствованию ламп.

3. В школах .с керосиновым освещением следует рекомендовать-а) применение отражателей, защищающих глаза учащихся от -слепящего действия неприкрытого пламени .и значительно повышающих освещенность на рабочих местах, и б) устройство вытяжек, уменьшающих загрязнение воздуха продуктами (сгорания керосина.

Г. И. ЗЕНКЕВИЧ (Москва)

Гигиеническая оценка способов ухода .за иолами в школах

Из физико-химической лаборатории (руков. — проф. В. К. Варищев) Отдела гигиены: детских учреждений (зав. отд.—доц. И. М. Ивановский) Центрального институт» ОЗДиП НКЗдрава РСФСР (дир. В. В. Квитницкая)

Гигиеническая оценка двух наиболее распространенных способо®-обработки полов в школьных помещениях — натиркой мастикой и натиркой флюридом1— производилась в 110-й школе Москвы.

Наблюдения за запыленностью воздуха велись в коридоре 3-го этажа во время больших перемет и во время! уроков но пятым дням шестидневки. Дубовый паркетный пол в коридоре предварительна был вымыт, просушен и смазан флюридом, изготовленным мастерской гороно. После заборов пыли в воздухе пол был тщательно выструган, отциклеван и натерт обычной мастикой, затем вновь производились заборы пыди во время1 уроков ;и болыцих перемен по пятым дням шестидневки. Произведенные подсчеты пылинок дали ориентировочное представление о характере запыленности ¡в 110-й. школе.

В результате этих исследований ясно определились тенденции к уменьшению пыли в воздухе при обработке полов флюридом по сравнению с обработкой мастикой.

В последующем для наблюдений были взяты в -3-м этаже 2 расположенные одна против другой классные к-омнаты с дубовыми, паркетными полами.

'В помещении класса 3-А на одного учащегося приходилось-0,90 м2, класса 4-А—0,92 м2, соответственно объем, воздуха в этих классах равнялся 3,58 и 3,64 м3 на одного учащегося. Высота обоих, классов 3,85 м.

Последние исследования велись весной 1938 г. Пол в классе 2.-А был натерт обычной мастикой, причем1 предварительно он подвергался тщательному строганию и циклеванию, а пол в классе 4-А был. вымыт, просушен и хорошо смазан флюридом.

Ежедневный текущий уход и влажный способ уборки как класса, где ведется опыт, так и коридора Знго этажа школы, где расположены эти классы, производились под нашим наблюдением. Эти. работы выполнялись одинаково тщательно одной и той же опытной уборщицей.

Классы подметались 2 раза в день, по окончании занятий в кая<: дой из обеих смен. Все парты отодвигались, полы посыпались влаж-

1 К нему близки масла веретенное, соляровое и некоторые другие. -

.яым-и опилками и подметались обычными волосяными щетками. Пыль с мебели перед уроками стиралась влажной тряпкой за 10— 15 минут до начала занятий. У классной доски была всегда влажная тряпка. Пол в коридоре подметался на 2-м и 3-м уроках и в конце занятий каждой смены.

Учитывая возражения некоторых практических работников против применения dp л юр л да из-за потемнения полов, мы также вели .наблюдения и за изменением цвета полов в зависимости от способа их обработки.

Исследование запыленности воздуха производилось с помощью прибора Owens № I1.

В классах (заборы пыли из воздуха брались на высоте дыхания учеников, т. е. на уровне 1 м от пола, ¡в течение всего апреля по 'пятым дням шестидневки на 3-й и 18-й минутах двух больших перемен (табл. 1 и 2). В продолжение всего времени эксперимента "строго соблюдалось учебное расписание. На больших переменах заборы ш>йи производились поочередно в каждом классе на 7-й, 13-й. 19-й, 25-й и 31-й дни после первоначальной обработки полов тем или иным ¡способом. Обычно на 3-й минуте перемены дети успевали выйти из класса, на 18-й же минуте вновь входили в класс.

В результате подсчета пыли на препаратах мы получили следующие данные.

Таблица 1

Результаты исследования пыли в воздухе прибором Owens № 1 на 3-й минуте

большой перемены

Время забора пыли День забора пыли от момента первоначальной обработки пола Количеств частиц в 1 с при обработке пола флюридом класса 4-А о пылевых м3 воздуха при обработке мастикой класса 3-А Отношение количества пылевых часгиц, найденных в 1 см3 воздуха в классе 4-А, к количеству пылевых частиц, найденных в том же объеме воздуха в классе 3-А

5.VS 11. VI 17.IV 2-UV 29.1 V 1 Не 2 Уро 7 13 , 19 25 31 все дети встала к продолжался. 80 56 90 154 246 со своих мс 160 332 510 2561 2142 / ,ст; из класс 1 :2,0 1 :5,95 1: 5 67 1: 1,66 1 1 :0,87 2 ов никто не выходил.

¿Как видно из таблиц, натирка пола флюридом дает лучшие ■результаты, нежели применение мастики. И на Згй, и на 18-й минутах больших перемен, как правило, всегда было меньше пыли в том классе, где пол был обработан флюридом, нежели в другом классе, где применялась для обработки пола мастика.

В наших данных исключение представляют лишь 2 момента забора пыши на 3-й минуте перемены (23 и 29 апреля). Но так как 1 оба эти момента скорее следует рассматривать, с точки зрения чистоты эксперимента, как время урока, а не перемены, то ими можно пренебречь.

При заборах пыли мы вели наблюдения за микроклиматом. Однако нам не удалось установить связи между микроклиматом обследованных помещений и количеством пыли.

1 В отличие от обычных способов подсчета пылинок нами при исследова-

ниях препараты фиксировались с строго определенных местах с помощью вер-

тикального и горизонтального нониусов крестообразного столика. Это, по нашим наблюдениям, значительно облегчает контрольные пересчеты.

Таблица 2

Результаты исследования пыли в воздухе прибором Owens № 1 на 18-й минуте

большой перемены

Время забора пыли

5.IV 11.IV 17.1V 23.IV 29.IV

День забора пыли от момента первоначальной обработки пола

7

13

19 25 31

Количество пылевых

частиц в 1 см3 воздуха

при обра- при обра-

ботке пола ботке

флюридом мастикой

класса 4-А класса й-А

100 362

60 426

244 658

192 7С0

2Э4 792

Отношение количества пылевых частиц, найденных в 1 см3 воздуха в классе 4-А, к количеству пылевых частиц, найденных в том же объеме воздуха в классе 3-А

3,62 7,10 2,70 3,65 2,70

На основании проведенных нами наблюдений следует считать, что применение в классах и коридорах школ флюрида для обеспыливания воздуха является целесообразным. ¡Потемнение цвета полов не может служить основанием для отказа от пользования флюридом. В физкультурных залах натирка полов флюридом может вызвать загрязнение одежды учащихся,, поэтому в данном случае лучше применять .натуральный воск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моль ко в А. В. (редактор), Здание трудовой школы первой ступени, в. 2, Уход за школьными зданиями и школьная обстановка, Госиздат, 1923.—2. О к о р о-к о в а В. Я., О борьбе с пылью в школьных помещениях,-Врачебно-санитарная хроника г. Москвы», год XII, № 4, 1913,—3. Слоневский С. И., К вопросу о борьбе с пылыо в городских начальных школах с лапидитовыми полами в г. Баку, «Сведения медико-санитарного бюро г. Баку», в. 6—7, 1912.

\

4 Гяги(на и санитария, № 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.