Научная статья на тему 'К вопросу о микрофлоре воздуха классных помещений'

К вопросу о микрофлоре воздуха классных помещений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о микрофлоре воздуха классных помещений»

Сопоставление средних по основным данным физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) позволяет установить положи-тельные сдвиги в физическом развитии советских школьников, отра^ жающие все растущее материальное благосостояние трудящихся нашей великой социалистической родины и улучшение условий воспитания советских детей.

Доц. Э. М. КРАСНОПОЛЬСКИЙ

и канд. мед. наук Д. И. ХОРОШАНСКАЯ (Одесса)

К вопросу о микрофлоре воздуха классных помещений

Из кафедры общей гигиены Одесского медицинского института

Исследование микрофлоры воздуха, наряду о физическими и химическими данными, должно занимать видное место при санитарно-гигиенической оценке воздушной среды классных помещений. Учитывая это, мы занялись изучением количественного и качественного состава микрофлоры воздуха классных помещений в связи с санитарным режимом. Параллельно мы изучали также другие компоненты: содержание пыли, угольной кислоты, водяных паров. При этом мы пользовались ультрафильтрами. Вначале они применялись только для бактериологического изучения воды (Разумов, Дианова и Ворошилова), а затем ими стали пользоваться при исследовании микрофлоры воздуха (Хорошан-ская) и пыли (Резник). Содержание угольной кислоты определялось по Ребергу-Винокурову. Пыль исследовалась о помощью мембранных фильтров по Резнику.

Обследование производилось осенью, зимой и весной 1939—1940 гг. в классных помещениях 42 школ Одессы. При этом было обнаружено что содержание микроорганизмов в воздухе классного помещения значительно меняется в зависимости от времени года, достигая максимума зимой. К аналогичному выводу приходит и Эфенди-Заде. Повидимому, это объясняется вынужденным пребыванием школьников в течение всего учебного дня в недостаточно проветриваемых помещениях. Возможно, что тут играет роль и более слабая инсоляция классов зимой. Эти сезонные различия тем более интересны, что в воздухе открытых пространств обычно наблюдается обратное соотношение.

Проветривание школьных помещений во время большой перемены в некоторой степени уменьшает количество бактерий в воздухе, но к концу занятий оно снова резко увеличивается.

Зимой в классах оказалось меньше пылевых частиц, чем в прочие времена года. Этот факт в ряде случаев обусловливал несоответствие между содержанием в воздухе классных помещений пылевых частиц и микроорганизмов.

Трудно также установить зависимость между количеством пылевых частиц и микрофлоры, с одной стороны, и временем дня — с другой: в зимние месяцы, например, после большой перемены (как уже было сказано) количество микроорганизмов в воздухе класса уменьшалось, а число пылинок резко увеличивалось. К концу занятий бактериальная загрязненность воздуха снова значительно повышалась, а пылинок, наоборот, делалось несколько меньше по сравнению с данными, полученными непосредственно после большой перемены.

1 Приложенные авторами к статье таблицы опущены по техническим причинам.

Нами было обнаружено, что изменения количества микроорганизмов в воздухе идут параллельно с колебаниями в содержании угольной кислоты. Отсюда вытекает, что исследование угольной кислоты может служить способом контроля микробного загрязнения воздуха классных помещений.

По нашим материалам трудно усмотреть какую-либо связь между содержанием водяных паров в воздухе и количеством микроорганизмов. Если в зимние месяцы относительная влажность воздуха классных помещений нарастала от начала к концу дня, то весной она падала, достигая минимума после 4-го урока. Осенью, наоборот, наибольшая относительная влажность наблюдалась до начала занятий. Таким образом, наши данные не подтверждают мнения Bujwid о связи между количеством микроорганизмов в воздухе классных помещений и влажностью воздуха.

В отличие от зимнего периода среднегодовое содержание пыли и микроорганизмов обнаруживает определенный параллелизм: количество их постепенно нарастает от начала школьного дня к концу его, причем после большой перемены оно несколько снижается. Параллельно кривым содержания пыли и бактерий идет также кривая содержания в воздухе углекислоты.

В 1 м3 воздуха классных помещений зимой находится от 118 до 296 тысяч микробов; весной и осенью — от 50 до 189 тысяч. Среднее за год колебание числа микроорганизмов в 1 м3 воздуха классных ломещений от 72 до 204 тысяч. Эти данные опровергают взгляд, высказанный в 1889 г. Sterner, о том, что через IV2 часа после ухода детей в воздухе классных помещений остается очень мало зародышей микроорганизмов, а по прошествии еще некоторого времени они полностью исчезают. Интересно также сопоставить полученные данные с количеством микрофлоры, найденной в открытой атмосфере Одессы по тем же методам исследования: это количество колеблется между 3 000 и 57 000 в 1 м3 (Хорошанская).

В двух школах, №3 и 121, проводились систематические наблюдения над санитарным режимом и исследования микрофлоры воздуха с одновременным определением качественного состава микрофлоры.

В школе № 3, находящейся в центральной возвышенной части города, исследования проводились в 1-м классе, помещающемся на 2-м этаже. Окна помещения обращены на улицу (юго-запад). В классе обучается 38 детей в одну смену (второй смены нет), по вечерам же здесь занимаются взрослые. Площадь комнаты 33 м2, кубатура 114 м3, воздушный куб на 1 ученика 3 м3. Стены сложены из ракушечника и побелены, карнизов нет, пол досчатый, крашеный. Застекленная площадь окон 2,8 м2. Световой коэфициент 0,085. Расстояние до затемняющего здания 22 м, его высота 4 м. Коэфициент окон по Болдыреву 0,44. Стены и развешанные на них портреты не запылены. Углы Форстера' в наиболее глубокой части помещения: падения 20°, отверстный 10°, КЕО по Фрюлингу 1,4°/о. В классе одна форточка площадью 0,18 м2 (0,58% площади пола). По окончании каждой смены полы подметаются влажным веником, а коридоры после каждой перемены протираются влажной тряпкой. Ежедневно после занятий полы моются холодной водой, иногда теплой, а затем натираются тряпкой, смоченной в машинном масле с керосином.

Школа № 121, построенная в 1936 г., помещается в том же квартале, что и школа № 3. Обследованное классное помещение № 5 обращено окнами на улицу и также находится на 2-м этаже. Ориентация его — на север. В 1-ю смену классное помещение обслуживает 32 учащихся, во 2-ю смену — 42. Площадь 50 м2, кубатура 175 м3, воздушный куб на ученика в 1-ю смену, когда производилось исследование, 5,5 м3. Материал стен — ракушечник, пол досчатый, крашеный, застекленная площадь окон 8,7 м2, световой коэфициент 0,17. Расстояние до затемняющего здания 33 м, его высота 7,6 м. Коэфициент окон по Болдыреву 0,39. Карнизов нет, по стенам развешаны стенгазеты. Углы Форстера; падения 25°, отверстный 12°, КЕО по Фрюлингу 2,9%. Всего в классе 6 форточек, из них 5 забито. Площадь действующей форточки 0,7 м2 (0,3% площади пол^). За доской помещается вешалка, где дети оставляют на время уроков верхнее платье. Класс отапливается радиаторами типа Гамма {водяное отопление). Между сменами и после 2-й смены полы подметаются влажным веником или щеткой и один раз в неделю натираются смесью машинного масла и керосина. Лестницы моются.

В школах №3 и 121 количество угольной кислоты в воздухе и число микроорганизмов в 1 м3 возрастает к концу учебного дня.

Анализ материалов', характеризующих качественный состав микрофлоры, не дает оснований для установления какой-либо закономерности в содержании тех или иных форм (кокки, палочки, сарцины) или окрашивающихся по Граму форм в зависимости от времени дня и года. Вместе с тем удается установить некоторую закономерность в содержании пигментных и беспигментных форм. Количество пигментных форм к концу школьного дня увеличивается за счет уменьшения беспигментных. Хорошанская отметила возрастание количества пигментных форм в воздухе открытой атмосферы наиболее загрязненных районов Одессы. Отсюда вытекает, что пигментные формы особенно широко распределены в загрязненном воздухе.

Сравнение количества микроорганизмов В' классных помещениях школ №3 и 121 не подтверждает высказанного Бургерштейном и Нетолицким мнения, что в старых школьных домах в воздухе больше микроорганизмов, чем в новых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хорошанская Д. Л., Исследование микрофлоры воздуха Одессы, Гигиена и здоровье, № 2, 1941.— 2. Разумов, Прямой метод учета бактерий в воде, Журн. миюробиол., т. I, вып. 4, 1932.— 3. Дна нова и Ворошилова, Ультрафильтры для бактериологических исследований, Журн. микробиол., т. I, вып. 3, 1932.— 4. Резник Я. Б., Обеспыливающая вентиляция и методика определения пылеулавливающего эффекта ее, Диссертация, Киев, 1938.— 5. Житкова А., Методика определения вредных газов и паров в воздухе, 1934.— 6. Эфенди-Заде М. М., К вопросу о санитарном состоянии ¡воздуха школ Баку, Гигиена и санитария, № 6, стр. 22—26, 1940.—7. Stern, Uber den Einfluss der Z. f. Hyg. und Infekt.. Bd. 44, 7, 1889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.