При сроке службы камеры в 10—15 лет получим расходы по ней за год в следующем размере: амортизация—500 рублей, эксплоата-ционные затраты — 150 рублей, расходы на транспорт по вывозу 144 т готовой продукции на огороды (на расстояние в среднем 1 км при стоимости т/км 2 р. 50 коп.) — 360 рублей, а всего 1010 рублей, доход же составит 3 000 рублей, не считая поступлений от реализации утиля, собранного на поле.
П. Я. АДАМЕНКО (Ростов-на-Дону)
Санитарно-гигиеническая оценка смазывания полов как способ борьбы с пылью в школах
Из Ростовского областного научно-исследовательского института ОЗДиП (дир. института—проф. Э. С. Медведовский)
Одним из важных моментов санитарного режима в школе является борьба с пылью.
Наши исследования, произведенные в 1935 г. в Днепропетровской области, показали, что1 на 1 м3 воздуха в городских школах приходится от 8,1 до 10,4 мг пыли, в сельских—от 13,3 до 14,2 мг. Такое количество пыли, по классификации Лемана, считается значительным. По Аренсу, весовая концентрация пыли в школьных помещениях составляет в среднем 8 мг на 1 м3 воздуха.
В нашей и иностранной литературе имеется очень много указаний о способах обработки полов, уборки помещений, применения пылесосов, смазывания полов разными маслам'и или смесями их. В руководствах по гигиене старых и новых авторов можно всегда найти положительную оценку смазывания полов как способа борьбы с пылью. Для смазывания рекомендуются раствор парафина в керосине, чистый парафин, нагретый до 300°, кипящее льняное масло, а также масло обыкновенное машинное, соляровое, веретенное и другие минеральные. Куби предлагает для смазывания 70 м2 пола брать смесь из 1,3)5 кг льняного масла, к которому при кипячении прибавлено 50 г свинцового глета и сикатива. Валин впервые предложил применять для этой цели горячий парафин, хорошо связывающий пыль, но очень дорогой. Д-р Дробинский советует смазывать полы два раза в год особым м'аслом «флурид», в состав которого входят веретенное масло, скипидар и сикатив.
По имеющимся в нашем распоряжении данным о 49 школах, только в 11 из них не производится смазывания полов, в остальных же они смазываются в классах и других школьных помещениях машин* ным маслом № 1 или № 2 в смеси с 30—50% керосина. В городах бывшего Азово-Черноморского края также широко распространено смазывание полов в школах. Так, в Армавире полы смазываются во всех 15 школах, в Краснодаре и Новороссийске — в большинстве школ, в Грозном (не входил в бывш. Азово-Черноморский край) во всех 51 школах полы смазываются машинным маслом разного сорта и качества в смеси с керосином, причем перед каждым смазыванием, повторяющимся через 1—месяца, они основательно моются.
Как правило, в материалах обследования школ, проведенного государственной санитарной инспекцией, удовлетворительное санитарное состояние отмечается в тех школах, где полы смазываются. Опыт Армавира, Грозного, Краснодара, Новороссийска свидетельствует о весьма положительных результатах смазывания полов в школах как
1 См. журнал «Охрана материнства й дитинства», № 4, 1937, стр. 67.
•о способе борьбы с пылью, но в то же время выявляет и отрицательные стороны смазочных веществ: скользкость полов в первые дни после смазки, загрязнение одежды и учебных принадлежностей, падающих на пол, потемнение полов при применении худших сортов машинного масла и мазута и наличие запаха керосина, если он прибавляется в смесь. Запах керосина держится от 4 до 10 дней.
Для изучения эффективности разных способов смазывания полов и установления наилучшего режима смазывания нами были проведены опыты в четырех вариантах. Для этого в ростовской-на-Дону полной средней школе № 15, находящейся в неблагоприятном окружении (она расположена на базаре) и помещающейся в старом здании, были выделены следующие 4 классные комнаты:
1. Класс 4 Д площадью 42 м2 с обыкновенными крашеными деревянными полами. Уборка их заключалась в мытье два раза в шестидневку холодной водой и ежедневном подметании влажным веником; между сменами.
2. Класс 4/7 в 48 м-'. Полы в нем деревянные, крашеные, но старые, со щелями. Во многих местах краска сошла. Мытье полов производилось ежедневно после второй смены теплой водой под нашим наблюдением.
3. Класс 2/5 в 48 м2. Полы такие же, как и в предыдущем классе. По нашему заданию они смазывались машинным' маслом № 1 в смеси с 10е/» керосина, причем смеси уходило в среднем 70 г на 1 м2 пола. В дальнейшем на протяжении всего периода исследования (1% месяца) полы только подметались после каждой смены жесткими щетками в течение первых двух шестидневок после смазывания, а затем, из-за отсутствия щеток, жесткими вениками, дававшими примерно такой же результат. После смазывания полы ни разу не мылись, только перед смазыванием они основательно вымывались горячей водой со щелоком.
4. Класс 4/8 с поверхностью пола 48 м2. Полы паркетные, без изъянов. Смазывание производилось той же смесью, что и в предыдущем случае, и с тем же пос. едующим режимом уборки на протяжении всего времени исследования, причем смеси ушло в среднем 60 г на 1 м2 пола.
Все классы имеют световой коэфициент 1 : 6 и обеспечены двумя форточками. Фрамуг нет. Отопление печное с топкой из коридора. Класс 4 Д расположен на третьем этаже, окнами на север, во двор школы, остальные находятся на втором этаже и обращены окнами на юг, непосредственно на базарную площадь.
Исследования заключались в определении количества пыли весовым и счетным (Оуэне) способами и микрофлоры по способу осаждения (пятиминутная экспозиция) на чашки Петри с агаром. Помимо этого, для характеристики метеорологических факторов проведены психрометрия прибором Асмана и кататермометрия прибором Хилла по общепринятой методике. Исследования проводились до прихода учащихся и после второй смены и повторялись по пятым дням каждой шестидневки, охватив период в 8 шестидневок (с 7.Х по 17.Х1 1937 г.). До смазывания полов исследования были сделаны один раз —4.Х.1937 г.
Результаты проведенной работы показаны в табл. 1, а сравнительные данные о количестве пыли в классах с моющимися и со смазывающимися полами графически изображены на помещаемой диаграмме. Нижние углы диаграммы /показывают количество пыли до занятий, верхние — после занятий.
Из таблицы видно, что количество пыли до занятий во всех классах было незначительным. В классе с ежедневно моющимся полом оно оказалось равномерным на протяжении всего периода .исследований, колеблясь между 0,2—0,9 мг на 1 м3 воздуха, а в классе, где мытье полов производилось два раза в шестидневку, количество пыли до занятий достигало 1,5—2,6 мг на 1 м3 воздуха в те дни, когда полы не мылись. В классах со смазывающимися полами до занятий было не больше пыли, чем в классах, где полы мылись, но постепенно количество ее увеличивалось (в начале — 0,3, через месяц 0.7—1,3, через 1Уг месяца—1,8 мг на 1 м3 воздуха).
Количество пыли и
Классы Количество пыли и микробов Даты
4 X 7.Х 11.Х 17.
С м е
1 2 1 2 1 2 1 1
С м о ю щ и
4/7 Количество пыли в
мылся мг на 1 м3 воздуха — — 0,2 2,8 0,4 2,6 0,9
ежед- Количество пылинок
невно в 1 см3 . ... — — — — 70 514 210
Количество микробов — — 943 22 012 3 616 • 8 648 2 359
4Д Количество пыли в
мылся мг на 1 м3 в здуха — — 1,5 3,3 0,7 3,1 0,8
2 раза в Количество пылинок
шести- в 1 см3...... — — — — 103 566 124
дневку Количество микробов — 1 572
С о смазываю
2/5 Количество пыли в
мг на 1 м3 воздуха 3,3 6,9 0,3 0,9 0,8 1,2 0,4
Количество пылинок
в 1 см3 ..... 878 1 018 — — 96 274 126
Количество микробов 6918 29 937 2 830 7 880 1 730 4 874 1 738
4/8 Количество пыли в
мг на 1 м3 воздуха 3, 1 6,8 0,5 1.1 0,3 1,1 0,6
Количество пылинок
в 1 см3 831 1 105 — — 52 221 83
Количество микробов 18 239 32 075 1 258 16 667 626 10 220 628
Примечание. 4. X исследования сделаны до смазывания полов.
По окончании занятий в классах с моющимися полами всегда было в 1 Уз раза больше пыли, чем в классах с полами смазывающимися. Подобные же результаты получились и в классе со смазывающимися паркетными полами.
Сравнивая количество пыли до и после смазывания, мы видим, что оно в первом случае уменьшилось в 6—11 раз, во втором — в 6—7 раз по сравнению с первым днем после смазывания. В дальнейшем по мере ослабления действия смазочного вещества пыли как до, так и после занятий постепенно делалось больше, но даже через 1 У> месяца (4.Х—17.XI) оно не достигло первоначального количества, фиксированного перед смазыванием (1,7—1,8 до занятий и 4,7—4,8 после занятий против 3,1—3,3 и 6,8—6,9 мг на 1 м3 воздуха). Это говорит о положительном пылесвязывающем свойстве смазочных веществ.
Сравнение классов с полами, моющимися два раза в шестидневку (как обычно в школах), и классов со смазывающимися полами показывает, что преимущество остается за последними. Только класс с ежедневно моющимися полами дает лучшие показатели (0,2—0,9 мг на 1 м3 до занятий и 2,6—3,9 мг после занятий), хотя надо принять во внимание, что при смазывании полов колебания количества пыли между 0,9—4,6 мг происходят поступательно, составляя 0,9 мг в начале и 4,6 мг в конце действия смазочного вещества, т. е. на протяжении 1Уг месяцев. Колебания же между 2,6—3,9 мг дают полы ежедневно моющегося класса как в начале исследования, так и на протяжении всего его периода.
Счетный метод определения пыли (Оуэне) показал, как видно из той же табл. 1, результаты, тождественные весовому. Соглашаясь с
микробов в классах 15-й школы
Таблица 1
и с с л е д о в а н и я
X | 23.Х 29.Х 5. XI и XI 17 XI
н а
1 2 I 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 ^ 2
мися полами
3,4 0,4 3,2 0,6 3,6 0,4 3,4 0,8 3.9 0,5 3,8
502 94 515 88 674 86 663 106 677 108 680
64 626 21 698 23 4^7 33 962 61 163 — 33 333 3 144 3616 — —
4.1 1,1 3,5 0,9 4,3 0,7 4,0 2,6 4,7 1.0 4,2
858 228 605 184 815 105 822 420 918 205 806
33 176 3 616 20 440 1 258 66 509 1 258 29 560 4 559 13 522 - --
1Ц и м и с я полами
1,6 0,2 2.0 0,6 2,2 0,7 2,9 1,8 3,0 1.7 4,6
326 33 320 80 486 102 488 307 783 306 988
18 648 629 4 402 1 887 14 622 — — 1 886 10 849 - -
2,1 1,0 2.0 0.6 2,8 1,3 3,2 1,9 4,4 1,8 4,5
380 125 385 92 480 140 504 302 734 315 800
8 648 1 097 18 868 786 16 698 - - 943 7 393
указаниями проф. Яковенко1 о том, что атмосферный воздух с небольшим загрязнением имеет не больше 300—500 пылинок в 1 см% нужно признать, что большое загрязнение (свыше 500 пылинок) дают нам оба моющиеся класса ежедневно после занятий. Классы же со смазывающимися полами показали значительное загрязнение после занятий только на втором месяце действия смазочного вещества (табл. 1, цифры за 11.XI).
Число микробов в наших исследованиях во всех случаях находилось в некотором соответствии с весовым и счетным количеством пыли. Необходимо заметить, что в классах со смазывающимися полами обнаружилось пропорционально меньше микробов — во всяком случае таких больших цифр, как 33, 61, 64 тысячи, наблюдаемых в классах с моющимися полами, здесь не было.
Состояние метеорологических факторов во всех четырех классах,, в которых производились исследования, не представляет каких-либо особенностей.
Только данные, полученные в результате психрометрии, заслуживают серьезного внимания. Во всех случаях относительная влажность в классах с моющимися полами была выше (65—96%), чем в классах со смазывающимися полами (62—88%), причем ежедневная мойка повышала влажность на 1—З^/о по сравнению с мойкой два раза в шестидневку. Очевидно, увлажнение старого, стертого пола со щелями было настолько велико и так долго держалось, что могло отразиться на показателях влажности воздуха.
1 «Коммунальна гшена», Держмедвидав., Кшв — Харюв, 1935.
Результаты кататермометрии в общем не противоречат определениям Хмаладзе (3,5—12,6 сухого ката) или Яковенко (5—6 сухого ката) и какой-либо зависимости их от способа обработки полов не выявлено.
Дополнительные исследования, проведенные в школах №№ 13, 66, 42 и 55, дали ту же картину, что и по школе № 15.
Особенно интересные показатели получены по школе № 66, где полы мылись дважды в день — утром и после первой смены. Хотя здесь
Сравнительные кривые количества пыли в классах с моющимися и со смазывающимися полами
Моем аз.
После смазывания _ (для класса со см аз. полом)
- класс 2/о со смазывающимся деревянным полом
— класс 4/7 с ежедневно моющимися деревянными полами
— класс 2/5 со смазывающимся дере вяниым полом
-- класс 4Д с деревянным полом,мою щимся два раза в шестидневку
До СМ аз.
| После смазывания__
( для класса со см аз. полом)
полы в лестничных клетках из мягкого, легко стирающегося цемента, количество пыли в классах, (полученное путем счетного метода, оказалось минимальным, колеблясь от 38 до 103 пылинок на 1 см3 воздуха до занятий и от 52 до 172 после занятий. Соответственно количество микробов определяется цифрами 472—1 258 и 314—2 201. Таких благоприятных цифр мы ни разу не получили по школе № 15.
Классы школы № 13, в которых паркетные полы моются один раз в 10 дней, а ежедневно после занятий только подметаются с опилками, при исследовании дали результаты, значительно худшие, чем при смазывании полов масляными смесями. Присутствие пылинок здесь колеблется до занятий от 214 до 370, а после занятий от 388 до 572 на 1 см3 воздуха; в последнем случае количество их, по проф. Яковенко, является значительным. Однократные исследования микрофлоры дали 7 547 микробов до и 41 722 после занятий.
В школах-новостройках № 42 и 55, где полы новые, крашеные, они смазываются соляровым (42-я школа) или машинным маслом № 1 с прибавлением 10% керосина и, кроме того, ежедневно между сменами и по окончании занятий подметаются жесткими щетками. Здесь исследование пыли счетным способом дало минимальные показатели (48—106 пылинок до и 103—203 после занятий на 1 см3 воздуха), что указывает на хорошую эффективность смазочных веществ, наносимых на крашеные новые полы.
Перейдем к характеристике и особенностям смазочных средств.
Самым распространенным из них, употребляющимся в школах как Ростова, так и некоторых других городов бывшего Азово-Черноморского края (Армавир,
Краснодар, Новороссийск), является смесь машинного масла № 1 (олеонафт) с керосином в отношении 2:1м даже наполовину. При смазывании уходит до 100 г на 1 м1 пола. Запах керосина в значительной мере чувствовался в школе № 15 даже через &—8 дней после смазывания. Полы темнели, приобретая некрасивый вид в тех классах, где они были некрашеными или стертыми. Новые крашеные полы потемнения не давали (школа № 42). Обыкновенно в первые дни после смазывания наблюдается значительная скользкость и маркость полов. Брошенные на них кусочки ткани пачкались даже на 2—3-й день после смазывания, причем они плохо отстирывались. Прибавление к смазочному маслу меньшего количества керосина (не свыше 10%>) уменьшало отрицательные свойства смеси-, запах керосина исчезал уже на 2-й день, не портилась резиновая обувь и т. п. и в то же время пылесвязывающие свойства смеси не уменьшались. Прибавление к смеси /небольшого количества (не более 1®/о) сикатива (борно-марганцовой соли) ускоряло высыхание, устраняя скользкость и маркость уже на 2-й день.
О пылесвязывающем действии машинного масла и смеси с керосином говорят приведенные выше результаты исследования по школе № 15, где эта смесь применяется.
Мазут в той же пропорции с керосином обладает хорошим пылесвязыва-ющим действием, но сильно темнит полы и создает большую продолжительную скользкость. Значительное потемнение полов отражается на световом коэфициенте помещений, а длительная скользкость может способствовать травматизму школьников, что говорит против этого смазочного средства, несмотря на его дешевизну и доступность. 1
Соляровое и веретенное масла, обладая весьма хорошими пылесвя-зывающими средствами, свободны от тех отрицательных явлений, какие наблюдаются после употребления машинных масел. Применяемые в чистом виде или в смеси с керосином (10°/о), скипидаром (5°/о), иногда с прибавлением сикатива (1°/о), они дают весьма хорошие результаты (школа № 42), но требуют более частого повторения смазки (не реже двух раз в месяц) и сравнительно дороги.
Надо заметить, что в литературе есть указания на преимущества использования для смеси скипидара перед керосином. Нам в свое время приходилось заниматься составлением различных смесей для смазывания полов в днепропетровских школах. Мы предложили смесь из олеонафта, равных частей мыла (лучше зеленого), скипидара и незначительного количества парафина или стеарина (пользовались свечами) в количестве 5—ltt'/o, а к готовой смеси, кроме того, прибавляли 1«/о сикатива. Этот рецепт получил хорошую оценку со стороны школьных работников и врачей днепропетровских школ.
Данное смазочное вещество хорошо связывает пыль, действует в течение 1—1 Уз месяца, не дает скользкости и свободно от неприятного запаха. Расходуется его в среднем 50—60 г на 1 ма пола при средней стоимости (по ценам 1935 г.) 87У3 копеек за 1 кгВ указанной работе приводятся разработанные на основе опытов примерные рецепты смесей для смазывания полов в школах и нормы их употребления (табл. 2). I
Таблица 2
Примерные рецепты смесей для смазывания полов в школах и нормы их
применения
Количество килограммов для смеси Количество грам мов расходуемой смеси на 1 м! пола Время действия в месяцах
веретенное или соляровое масло машинное масло № 1 машинное масло № 2 скипидар керосин сикатив
в первый раз во второй раз
30 90 50 1
30 . — _ _ — 0,3 90 60 1
30 — _ 1,5 _ 0,3 90 60 1
— 30 _ 3,0 0,3 70 45 1,5
— 30 _ 1,5 0,35 70 45 1,5
— 30 _ 0,75 2,25 0 3 80 50 1,5
— — 30 — 6,0 0,35 65 40 1,5
— 30 1,0 5,0 0,3 65 40 1,5
1 П. Адаменко, Мастила для шдлоги як 3aci6 боротьби з пилом у шко лах. См. журнал «Охорона материнства й дитинствл», № 4 за 1937 р.
■5 Гигиена и санитария,№ 9
По этим рецептам каждая школа может самостоятельно изготовлять смазочные смеси из легко доступных и дешевых материалов.
Выводы
1. Употребление смазочных средств для полов в виде минеральных масел и их смесей содействует уменьшению пыли в классах, снижая запыленность их в первые дни после смазывания на 70—80%, а в конце действия (через 1—1Уз месяца) на 40—50% по сравнению с первоначальной. Количество микробов при этом также уменьшается, в отдельных случаях весьма значительно.
2. При сопоставлении данных исследования, полученных в классах с разным режимом обработки полов, лучшие результаты получены в классах со смазывающимися полами по сравнению с классами, в которых полы мылись два раза в шестидневку и даже ежедневно. Двукратная мойка каждый день резко снижала запыленность воздуха. Повидимому, этот способ при хорошем состоянии полов (крашеные, плотно пригнанные доски), исключающем возможность образования сырости в подпольном пространстве, нужно признать достаточно хорошим и устраняющим необходимость смазывания полов.
3. Материалом для смазывания полов в школах могут служить разные минеральные масла в смеси со скипидаром или керосином не более 10%, в зависимости от консистенции масел. Для быстрого высыхания полов рекомендуется прибавлять 1 % сикатива (борно-марган-цовой соли). Лучшими минеральными маслами для смазывания разных полов в школах следует признать веретенное или соляровое в чистом виде или в смеси со скипидаром и сикативом. Хорошие результаты дает машинное масло № 1 (олеонафт) с керосином (10%) и сикативом (1%), отличающееся от предыдущих своей дешевизной и доступностью. Мазутных смесей, как обладающих чрезмерной вязко-'стью и создающих маркость полов, потемнение их и т. п., употреблять не следует.
4. Наблюдения над разными способами смазывания полов в школах Ростова-на-Дону дают возможность остановиться на следующем из них:
а) перед смазыванием полы моются горячей водой со щелоком;
б) на хорошо высохшие полы наносится смазочная смесь при помощи суконных тряпок, мягких щеток или половых щеток и швабр;
в) смазывание производится перед выходным днем при открытых форточках и фрамугах, а в теплое время — при открытых окнах и 'дверях для обеспечения хорошего сквозного проветривания; последнее необходимо повторять ежедневно перед приходом учащихся;
г) смазанные полы убираются сухим способом и подметаются жесткими щетками (можно вениками) ежедневно, после каждой смены, а при необходимости и в перерывах;
д) один раз в шестидневку полы подметаются влажным способом с применением влажных (не мокрых) опилок;
е) смазывание крашеных и паркетных полов производится два раза в месяц, некрашеных, а также стертых крашеных и цементных— один раз в месяц.