Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ»

таки с вторичной бродильной пробой при 43°, приводят к результатам, подобным вписанным выше.

Метод определения количественного содержания энтерококков значительно проще, не требует большой затраты труда и времени (все исследование продолжается 72 часа, но может быть сокращено и до 48 часов). Диагностика энтерококка при наличии высокоэлективных питательных сред не вызывает затруднений.

Поэтому в тех случаях, когда результаты исследования на кишечную палочку вызывают сомнение или когда выделяются не Escherichia coli, а прочие разновидности «группы кишечной палочки», можно рекомендовать прибегать к определению содержания энтерококков.

Поступила 31/VII 1964 г.

УДК 613.956 : [371.035.3 : 631

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

По предложению Министерства просвещения РСФСР в 1962 г. была изучена практика школьников 1-й Сиверской общеобразовательной трудовой политехнической школы, которые проходят производственное обучение в сельском хозяйстве.

Таблица 1

Результаты исследований

Время исследования Жизненная емкость Динамометрия рук (в кг) Артериальное давление (в мм) Пульс (ч цело уда- Термометрия (коли-

легких (в мл) правой левой I максимальное I мин и-маль-иое ров в ми-к у ту) чество касаний )

п Р и 4-часовом >ежиме работы

До работы .... 3 190 40,0 35,0 100 64 84 21,3

После работы .... 3 370 41,3 36,0 98 63 90 32,0

Разница ..... + 180 + 1.3 + 1,0 —2 — 1 +6 + 10,7

П Р и 5-часовом режиме рабо т ы

До работы .... к 3 085 40 35 100 63 96 21

После работы .... 3 183 41 35 104 63 90 35

Разница..... +98 + 1 0 +4 0 —6 + 14

П Р и 6-часовом режиме работы

До работы .... % 3 184 41 36 102 65 84 18

После работы .... 3 216 40 34 117 70 108 I 32 1

Разница...... +32 — 1 —2 + 15 +5 1 Г+24 + 14

Под наблюдением находились 24 практически здоровые школьницы 9-го класса со средним физическим развитием, в возрасте 16 лет.

Исследования проводились в естественных условиях при 4, 5 и 6-часовом режиме работы с включением обязательного 10-минутного активного отдыха через каждые 50 мин.

Применены следующие методы исследования: физиометрические (изучение жизненной емкости легких, динамометрия, исследование экскурсии грудной клетки и проба Штанге); определение артериального давления и содержания гемоглобина в крови; подсчет пульса; термометрия; учет дозированных заданий во времени по корректурным таблицам проф. Анфимова. Производился также хронометраж рабочего времени. Наблюдения велись в течение 52 дней.

Все исследования проводились до работы в процессе ее и после нее при различных видах деятельности. Основная работа школьниц заключалась в прополке, разбрасывании удобрений, посадке растений и уборке камня с полей.

Средние данные жизненной емкости легких, динамометрии рук, пульса, артериального давления и термометрии при различных режимах работы школьниц приведены в табл. 1.

Таблица 2

Средние показатели эффективности пребывания учащихся на сельскохозяйственных работах

Время исследования Жизненная емкость легких (в мл) Динамометрия рук (в кг) Экскурсия грудной клетки (в см) Содержание гемоглобина в крови (в г%) Проба Штанге (в сек.)

правая левая

До начала сельскохозяйственных работ . . . После окончания работ Разница ...... 3 025 3 300 +275 40 42 +2 35,0 36,5 +1,5 7 9 +2 11,51 12,84 + 1,33 47 52 +5

Как видно из приведенных данных, наиболее благоприятен для организма учащихся 4-часовой рабочий день. При 6-часовой работе отмечены наблагоприятные показатели — снижение силы рук, повышение минимального артериального давления и заметное учащение пульса.

Таблица 3

Плотность рабочего времени (в %) при различной длительности работы

При корректурных пробах количество просмотренных знаков возрастает после рабочего дня. Что касается качества работы, то после нее наблюдается заметное увеличение количества ошибок, что говорит об утомлении учащихся.

Данные, характеризующие эффективность пребывания учащихся на сельскохозяйственных работах, свидетельствуют об определенном увеличении показателей после окончания рабочего дня (табл. 2).

Плотность рабочего времени не везде одинакова, а зависит от характера работы и продолжительности рабочего дня (таСл. 3). Наибольшая плотность рабочего времени наблюдается при 4-часовом режиме работы, когда школьницы производят прополку и посадку рассады. Меньшая плотность рабочего дня наблюдается при 5- и особенно 6-часовой работе, когда учащиеся занимаются разбрасыванием удобрений и уборкой камня

На основании полученных нами результатов исследования можно рекомендовать для учащихся 9-го класса продолжительность одновременной работы не более 4 часов; 5-часовую работу проводить так: 3 часа до обеда и 2 часа после обеда; 6-часовой режим работы нецелесообразен.

Поступила Ю/УИ 1964 г.

При -ча- Пр и 5-ча- При 6-ча-

Характер работы сов совой совой

работе работе работе

Прополка ..... 97,0 85,1 78,7

Посадка рассады . . 89,7 84,4 77,2

Разбрасывание удобре-

ний ...... 76,0 72,5 63,0

Уборка камней . . . 72,5 70,9 61,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.