УДК 613.6 : 371.386.8 : 637.11+371.386.8 : 613.6 : 637.11
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МОЛОЧНЫХ ФЕРМАХ
Кандидаты мед. наук Ю. В. Спечус и Е. П. Саснаускайте
Научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены
Министерства здравоохранения Литовской ССР, Вильнюс
Во многих колхозах и совхозах Литовской ССР созданы базы для производственного обучения школьников. На этих базах учащиеся 9—10-х классов общеобразовательных школ проходят теоретический курс и практические занятия по специальности механизаторов-животноводов в течение всего учебного года. Весной, после окончания учебного года, учащиеся тех же классов проходят 18-дневную производственную практику по установленной программе. В этой программе, в частности, предусмотрено доение коров.
В республике сейчас механизировано только 36% молочных ферм, так что доение коров в основном производится вручную. При таком способе взрослые доярки летом выдаивают по 16—18 коров 3 раза в день. Для подростков же нормы не установлены. Поэтому мы провели ряд исследований с целью определения оптимальной рабочей нагрузки для доярок подросткового возраста.
В 1962—1963 гг. во время летней производственной практики школьников были проведены исследования на двух молочных фермах Укмергского района. Наблюдению подверглись 11 школьниц 9—10-х классов 16—18 лет. Все испытуемые прошли медицинский осмотр и признаны здоровыми. Во время наблюдений девушки жили в помещении школы, где для них был организован школьный трудовой лагерь.
В утреннем доении, которое начиналось в 5 часов, девушки не участвовали. Девятиклассницы участвовали только в дневном доении, а десятиклассницы — в дневном (в 12 часов) и вечернем (в 18 часов). Школьницам 9-го класса в течение 6 дней поручалось доить ручным способом по 2—6 коров, причем число коров менялось ежедневно. Школьницы 10-го класса должны были в течение первой недели доить ручным способом по 2—7 коров, а в течение последующей недели — механизированным способом по 7—12 коров.
Ежедневно до и после работы мы определяли у девушек частоту пульса, артериальное давление, мышечную силу рук, скорость зрительномоторных реакций, ошибки при выполнении корректурных проб (в процентах) и проводили эргографию по методике Лейника. Каждую ученицу исследовали по указанному выше комплексу 24 раза в течение недели при доении ручным способом и 24 раза при доении механизированным способом. Для сравнения были исследованы 4 взрослые доярки.
У девятиклассниц частота пульса усиливалась (на 20%) после доения 5-й коровы, данные динамометрии правой руки снижались,' особенно после доения 5 коров. Латентный период зрительномоторной реакции на белый и красный свет значительно увеличивался после доения 6 коров. Количество ошибок при выполнении корректурных проб возрастало уже после доения 2 коров, а после доения 5 коров повышалось с 0,37 до 1,5% числа просмотренных букв, т. е. почти втрое.
Из эргографических показателей наиболее выраженной была утомляемость: если после доения 2 коров она составляла 20%, то после доения 6 коров возросла до 64%.
У учениц 10-го класса при ручном доении после дневной работы пульс учащался в среднем до 95 ударов в минуту; пульсовое давление также возрастало: максимальное увеличилось до 106 мм, а минимальное снизилось до 51 мм, к началу вечернего доения давление почти возвращалось к исходному. После вечернего доения коров у девушек отмечено некоторое замедление пульса и уменьшение пульсового давления. Наиболее выраженные сдвиги в функциональном состоянии сердечно-сосудистой си- . стемы десятиклассниц наблюдаются при надаивании 21—30 л молока, что соответствует доению 7 коров. При механизированном доении реакция со стороны сердечнососудистой системы была умеренная и несколько усиливалась, когда школьнице приходилось доить 12 коров.
Латентный период зрительномоторной реакции на белый и красный свет после вечернего доения ручным способом увеличивался; наиболее достоверные сдвиги отмечены после доения 7 коров.
Из эргографических показателей наибольшие сдвиги зарегистрированы в отношении утомляемости и сопротивления утомляемости при ручном доении и особенно при вечернем. Утомляемость при вечерней работе возросла уже после ручного доения 3-й коровы (на 9%) и наибольшего уровня достигла после доения 6 коров (на 18%). Сопротивляемость утомлению после работы вечером уменьшилась; после доения 6 коров наблюдалось резкое ее снижение. В показателях эргографии при механизированном доении значительных изменений после работы не наблюдалось. Данные динамометрии (рук и становой) были в пределах возрастной нормы.
Рабочую нагрузку доярок лимитирует время, за которое они доят определенное количество коров. На доение 7 коров ручным способом ученицы затрачивали 80 мин., в то же время взрослые доярки эту работу выполняли за 42 мин., т. е. в 2 раза быстрее. Таким образом, ученица доила в среднем 1 корову за 11,3 мин., взрослая дояр ка — за б мин. При этом ученица делала 1140 движений руками, взрослая же — всего 700.
При помощи хронометража было установлено, что плотность рабочего дня ученицы-доярки составляет в среднем 64,6%, а взрослой — 71,4%. Интервалы между доением коров у школьниц продолжались в среднем 4,7 мин., а у взрослых — 2 мин.
Выводы
1. У 16-летних школьниц заметное утомление появляется после доения б коров.
2. Учитывая недостаточную тренированность девушек этого возраста, следует установить для них допустимую трудовую нагрузку при доении ручным способом: она не должна превышать 5 коров.
3. Рабочая нагрузка 17—18-летних школьниц при доении не должна превышать 6 коров. При этом возможны индивидуальные нагрузки (от 5 до 7 коров).
4. Механизированное доение не вызывает у школьниц-подростков значительного утомления, поэтому они могут доить до 12 коров. Эту нагрузку лимитирует время доения (свыше 11/г часа).
Поступила 3/11 1964 г.