CERTAIN SHIFTS OF THE CARBOHYDRATE METABOLISM UNDER THE ACTION
OF TOTAL VIBRATION
S. N. Sinitsyn, G. I. Roumyantsev, K. V. Voronova
The authors studied the effect of a prolonged vibration action at amplitudes of 15,50 and 200 u and a frequency of 75 hz on the sugar and glycogen blood level and the character of glycemic curves in rabbits; the same study also covered the sugar and glycogen blood content in dogs exposed to the action of action of vibration at an amplitude of 750 u and a frequency of 50 hz.
In experiments performed on rabbits the following data were obtained: 1. The action of total vibration at an amplitude of 200 u and a frequency of 75 hz caused a fall of sugar and glycogen blood level and changed the character of sugar curves. 2. Total vibration at an amplitude of 50 u and a frequency of 75 hz caused no drop of the sugar and glycogen blood level, but it brought about changes in glycemic curves. 3. Total vibration at an amplitude of 15 u and a frequency of 75 hz caused no shifts in the biochemical indices mentioned above. 4. Repeated action of intensive vibration (at an amplitude of 750 u and a frequency of 50 u produced a considerable drop of sugar and glycogen blood content in dogs.
УДК 371.386.8 : 636
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРОФИЛЮ ЖИВОТНОВОДСТВА
Е. М. Вайнруб, Л. Ф. Рудковская, Г. И. Яковенко
Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев
Производственное обучение школьников в сельском хозяйстве занимает одно из важнейших мест в общей системе политехнического
обучения в СССР.
Проведенное Министерством просвещения УССР с нашим участием изучение постановки производственного обучения школьников во всех областях Украины показало, что 44% из общего количества учеников 9—10-х классов проходят производственное обучение по сельскохозяйственному профилю.
Трудовое обучение школьников на селе связано с привлечением их к самым разнообразным видам сельскохозяйственного труда. Из всех существующих видов сельскохозяйственного производственного обучения мы остановились на одном из распространенных и малоизученных — животноводстве, удельный вес которого на Украине составляет 18,3%.
Как было установлено в процессе обследования 10 сельских школ в 3 областях Украины, материально-технической базой обучения учащихся по животноводческому профилю обычно служат хорошо оборудованные крупные животноводческие фермы, большинство производственных процессов на которых механизировано.
Ученические производственные бригады прикрепляются к дояркам, обучаются у них и оказывают им помощь по уходу за животными. Ни в одной из обследованных нами школ не практиковалась самостоятельная работа ученической бригады на ферме с полной ответственностью школьников хотя бы за группу животных.
В обследованных нами школах не было единого режима работы при производственном обучении учащихся на животноводческой ферме. Например, в Ерчиковской средней школе Сквирского района Киевской области за день производственного обучения учащиеся осуществляют
все 3 доения, в Касперовской средней школе Николаевской области — только 2, в Ореховской средней школе Сквирского района Киевской области — 1 доение. Естественно, что объем работы, выполненный при разном режиме рабочего дня, неодинаков.
Для исследований была отобрана Краснослободская средняя школа Обуховского района Киевской области, в которой ученическая бригада проходит производственное обучение на базе животноводческого хозяйства передового колхоза. Школьников обучают уходу за крупным рогатым скотом в одном из лучших коровников фермы, построенном по типовому проекту. Коровник 4-рядный на 300 голов скота, оборудован электродоилками, механической подачей кормов и электротранспортерами для уборки нечистот.
Под наблюдением находилось 6 школьниц в возрасте 15—17 лет. Все они подверглись предварительному медицинскому осмотру. Физиологические исследования проводили в течение 8 дней, т. е. того времени, которое, согласно учебной программе, предусмотрено для производственной практики по животноводству. Суточный бюджет времени изучали путем заполнения хронокарт. Правильность заполнения хронокарт проверяли ежедневно.
Наши наблюдения и анализ данных обычного бюджета времени школьников в период летней производственной практики на животноводческой ферме, когда ученики полностью охватывали весь производственный процесс, т. е. 3 дойки коров, позволили определить следующий режим работы.
Продолжительность работы учеников на ферме колебалась от 10 часов 15 мин. до 13 часов 10 мин. с дневным регламентированным перерывом продолжительностью 4 часа. Такой рабочий день примерно складывался из утренней работы на ферме с 5 часов утра до 14 часов, перерыва с 14 часов до 18 часов и вечерней работы на ферме с 18 до 21—22 часов. Длительность ночного сна при этом у исследуемых школьниц в -большинстве случаев колебалась в пределах от 5 до 6 часов. Зарегистрированы случаи продолжительности ночного сна 3Ч2—4 часа.
Дневной регламентированный перерыв в большинстве случаев школьницы использовали для различных дневных работ (прополка огорода, стирка, уборка квартиры и т. д.) и только иногда — для дневного сна. Но даже и в этом случае не обеспечивалась физиологически необходимая для этого возраста продолжительность сна (81/г—9 часов).
На 1-м этапе исследования мы пытались определить степень влияния комплекса работ (доение, уход за животными) в течение дня производственной практики при 3-разовом доении на физиологические функции сердечно-сосудистой и мышечной систем подростка.
Сердечно-сосудистую систему характеризовало артериальное кровяное давление, частота сердечных сокращений, кислородное насыщение крови, мышечную систему — мышечная работоспособность.
Артериальное давление изучали методом регистрации пульсовых колебаний стенки артерий при изменявшемся внешнем давлении на артерию. Колебания регистрировали артериальным осциллографом. При анализе данных учитывали систолическое, диастолическое и среднее артериальное давление. Насыщение крови кислородом определяли методом оксигемометрии, основанным на фотоэлектрической калориметрии. •
В качестве функциональной нагрузки применяли 20 глубоких приседаний за 30 сек. с последующей задержкой дыхания после субмаксимального вдоха. Такая комбинированная функциональная нагрузка, по мнению А. Б. Гандельсмана, С. Н. Попова, Ж. А. Тесленко, в меньшей мере зависит от исследуемого и дает возможность получить более глубокие сдвиги для характеристики устойчивости функции дыхания
и кровообращения. Процесс оксигенации крови учитывали с момента
4 Гигиена и санитария, № 5
49
начала задержки дыхания до стойкого восстановления исходного насыщения, так как восстановительный период, по данным Г. В. Фоль-борта и его учеников, характеризует интенсивность и качественные особенности процесса утомления.
Мышечную работоспособность определяли с помощью пальцевого эргографа. О работоспособности мышц судили по проценту утомления, рассчитанному по методическим указаниям М. В. Лейника. Кроме того, выясняли самочувствие исследуемого в процессе всего наблюдения.
Как указывали М. К. Витте, М. Я. Супоницкий, а также М. А. Макаренко физиологическое состояние доярок в процессе работы находится в прямой зависимости от производительности труда и плотности загрузки рабочего времени. В связи с этим одновременно с изучением содержания работы учащихся на ферме осуществляли хронометраж производственного процесса. Учитывали количество выдоенного молока, время, расходуемое учащимися на основную и вспомогательную работу, а также на произвольные и вынужденные перерывы. К основной работе отнесли непосредственно процесс доения, к вспомогательной — все виды труда (уборка, уход за животными, подвозка и разгрузка корма), не связанные непосредственно с процессом доения, но требующие большого мышечного напряжения. Это позволило более точно учесть производительность труда.
Время, расходуемое на вспомогательную и основную работу, по Отношению ко всему времени пребывания учащихся на ферме определяло плотность загрузки рабочего времени. Следует отметить, что в течение 8 дней исследований не было отмечено значительных колебаний во времени, расходуемом на основную и вспомогательную работы.
В отличие от других видов сельскохозяйственного труда, при которых значительная часть времени расходуется на вынужденные перерывы, особенностью работы учащихся на животноводческих фермах (доярки) является почти полное отсутствие вынужденных перерывов.
В первые часы работы (во время 1-го и 2-го доения) продолжительность времени, отводимого на основную работу, больше, чем во время 3-го доения. В вечерние часы большинство наблюдаемых работает менее интенсивно, они часто и на больший срок отвлекаются для отдыха. По этим наблюдениям можно в некоторой степени судить об уровне их работоспособности. Так, при 1-м доении в среднем плотность загрузки рабочего времени составляла 82%, при 2-м — 87%, а при
3-м доении — 78%.
Производительность труда наблюдаемых колебалась в одних и тех же пределах. Это обусловлено тем, что каждая ученица была закреплена за одной дояркой и обслуживала определенную группу коров (10), из которых 6—7 доились вручную и 3—4 — электродоилками.
Физиологические исследования (138) вели ежедневно в течение 8 дней до и после доения, что позволило изучить функциональные сдвиги в организме школьников в динамике. Характерной закономерностью было снижение частоты пульса (в 75% случаев) после каждого доения и повышение числа ударов пульса в вечернее время.
После 1-го и- 2-го доения снижение частоты пульса составляло
4—8 ударов в минуту, после 3-го доения — 6—13 ударов в минуту. Абсолютное число ударов перед первыми 2 доениями колебалось в пределах 60—80, в вечернюю дойку — 72—94 удара в минуту. На рис. 1 представлена частота пульса 2 исследованных до и после каждого доения в 5-й день производственной практики2.
1 Кандидатская диссертация. Киев, 1959.
2 Учитывая фактор врабатываемости в начале рабочей недели и эмоциональный фактор в конце недели (накануне каникул), мы сочли'целесообразным привести данные физиологических исследований середины недели — периода самой высокой работоспособности (Е. М. Вайнруб и Л. Я. Суботкевич, 1956).
Было отмечено незначительное повышение систолического давления (10—20 мм) к концу рабочего дня при неизмененном или несколько сниженном (5—10 мм) диастолическом давлении.
При изучении степени насыщения крови кислородом наиболее интенсивное снижение оксигенации * крови (6—8%) и удлинение восстановительного периода (с 2 до 7—9 мин.) наблюдались после 3-го и реже после 1-го доения (рис. 2), причем у 7г исследованных в указанное время значительно изменялись оба показателя. У других, вероятно, более тренированных к физическому труду, чаще изменялся только восстановитель-ный период.
Мышечная работоспособность в 73% случаев после каждого доения повышалась на 4—1Ь% (мышечное утомление снижалось). При сравнении работоспособности после каждого доения оказалось, что наиболее высокой она была после 2-го доения, наименьшей— после 1-го доения. На рис. 3 приведена диаграмма мышечного
уЛг /1
I
92- ||/
90- II
—г-
/' /' Г 4' /' 2' в' 8'
а 6 3
Рис. 2. Оксигенация артериальной крови (в %) у 2 исследуемых
после каждого доения на 5-й день работы.
По оси абсцисс — время (в мин.); по оси ординат — оксигенация (в %).
Обозначения те же, что на рис. 1.
• I
утомления (выраженного в процентах) у 2 наблюдаемых после каждого доения в 3-й и 4-й день производственного обучения.
Как следует из приведенной диаграммы, после многих доений мышечное утомление несколько понижается.
Отмеченные нами явления снижения частоты пульса ниже исходного и снижение оксигенации крови после каждого доения согласуются с данными ряда авторов (М. И. Виноградов; М. В. Лейник; Б. С. Гип-пенрейтер и др.), указывавших, что в восстановительный период изменения функций носят фазовый характер. Это особенно заметно на самом чувствительном и лабильном показателе — частоте пульса, отрицательные фазы которого наступают тем быстрее и интенсивнее, чем утомительнее нагрузка. В нашем наблюдении, вероятно, момент подсчета пульса в послерабочий период совпадал с наступлением отрицательной фазы при восстановлении.
Итак, судя по состоянию артериального кровяного давления, основываясь на повышении работоспособности мышц после доения, можно предположить, что каждое отдельно взятое доение, невзирая на вы-
90-80-
70-60-
I
Л
"П-г
I Л б
I
Л
Рис. 1. Частота пульса у 2 исследуемых до и
после каждого доения.
_
По оси абсцисс — порядок доения (а — 1-е доение, б — 2-е доение, в — 3-е доение): по оси ординат —
число ударов в минуту. /-1-й исследуемый; 2 — 2-й исследуемый, / — до
доения; II — после доения.
4*
51
сокую плотность загрузки рабочего времени, в какой-то мере благоприятно отражается на функциональном состоянии организма подростка. Однако все 3 доения,
70-60-
40 -30-
20 «
10\
О
J "день
I
I
4 "день'
Ш
J
а
8
/
50-50-40-30\
20-
70*
О.
1
1
б /
в
а
0
0
2
Рис. 3. Мышечное утомление (в %) у 2 исследуемых при 3-разовом доении.
1 — до доения, 2 — после доения. Обозначения те же, что на рис. I.
(Г. в.
следующие друг за другом, к концу рабочего дня вызывают значительные изменения в функциональном состоянии организма. Эти сдвиги проявляются в повышении количества пульсовых ударов перед 3-м доением по отношению к исходному утреннему, в наличии отрицательной фазы при восстановлении пульса после 3-го доения, в более интенсивном падении оксигенации крови с замедленным восстановительным периодом.
В связи с недостаточным ночным сном (5—6 часов) ежедневная работа проходила в состоянии невосстановленной работоспособности, которая при многократном повторении, естественно, приводит Фольборт; М. В. Лейник;
к хроническому переутомлению И. К. Гоциридзе).
Проявлениями хронического переутомления были ухудшение показателей работоспособности и жалобы исследуемых на недомогание на 4—5-й день работы на животноводческой ферме.
Таким образом, результаты изучения режима труда в процессе производственного обучения школьников по профилю доярки позволили отметить наиболее благоприятные физиологические реакции после 2-разового доения. Сказанное необходимо учитывать при составлении режима труда школьников на животноводческой ферме.
ЛИТЕРАТУРА
Вайнруб Е. М., Суботкевич Л. Я. В кн.: Вопросы коммунальной и
школьной гигиены. Киев, 1956, стр. 254.—Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958. — Витте М. К. Проф1лактична мед., 1935, № 5, стр. 14.— Гандельсман А. Б., Попов С. Н., Тесленко Ж. А. В кн.: Проблемы физиологии спорта. М., 1958, в. 1, стр. 184.—Гиппенрейтер Б. С. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — естественнонаучная основа физического воспитания. М., 1955.—Гоциридзе И. К. В кн.: Проблемы физиологии спорта. М., 1958, в. 1, стр. 174.—Лейник М. В. К учению о физиологических основах рационального режима труда и отдыха. Киев, 1951.—Супоницкий М. Я- В кн.: Гигиена труда в сельском хозяйстве. М., 1960, стр. 204.—Фольборт Г. В. Физиология процессов утомления и восстановления. Киев, 1951.
Поступила- 31/V 1963 г.
HYGIENIC EVALUATION OF THE ORGANIZATION OF FIELD TRAINING
OF SCHOOL UNDERGRADUATES IN CATTLE-BREEDING
E. M. Weinroob, L. F. Rudkovskaya, G. /. Yakovenko
To get acquainted with the conditions and the regime of field training of school undergraduates in animal husbandry a sanitary hygienic investigation of 10 rural schools was undertaken in 3 regions of the Ukraine. It was found in the investigation that as a rule, for grounding school und ergraduates in stockraising, large cattle-breeding farms
are made use of where most of the work processes are performed with mechanical aids. The same data evidence that there is no uniformity in the arrangement of work in field training as practiced at different schools. Physiological tests were applied to school undergraduates going through their training under various types of work organization at cattle-breeding farms.