Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА»

4. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М„ 1983.

5. Ефимов В. М., Клепиков В. Г.—Здравоохр. Рос. Федерации, 1982, № 3, с. 12—14.

6. Калиберный Б. В.. Сыроватская Г. В. — Гиг. и сан., 1983, № II. с. 81—82.

7. Полозова А. П., Копчагов Г. В. Таблицы оценки показа-

телей физического развития мальчиков и девочек от 7 до 17 лет. Пенза, 1963.

8. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М, 1959.

9. Хохлов II. П. — Здравоохр. Рос. Федерации, 1984, МЬ 2, с. 14—16.

Поступила 18.10.84

УДК 371.71

Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Правильный режим жизни — важный фактор оптимизации учебного процесса, влияющий на динамику работоспособности учащихся, состояние их здоровья и успеваемость. Предметом повышенного внимания гигиенистов являются дети, приступившие к систематическому обучению в 6-лет-нем возрасте [2]. Приказом Министерства просвещения СССР от Ю/УШ 1981 г. утверждено «Временное положение о подготовительных классах общеобразовательных школ, работающих в условиях 5-дневной учебной недели». Обучение в этих классах осуществляется по экспериментальным программам, разработанным в союзных республиках на основе типовых программ, рекомендованных министерством просвещения СССР.

Методическими рекомендациями (8] предлагается примерный распорядок дня учеников подготовительного класса при продленном пребывании в школе и учебной нагрузке 20 учебных часов в неделю (ежедневно 4 урока по 35 мин). Предусматривается 1-й тип режима дня — все уроки по учебному расписанию в первую половину дня (до обеда).

Целью нашей работы являлось составление научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режима дня учащихся подготовительных классов, обучающихся по программе и учебному плану, предложенным НИИ школ Министерства просвещения РСФСР.

О рациональности построения режима и адаптации учащихся к школьному обучению судили по динамике умствен-

ной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года.

Исследования проведены в 1982/83 учебном году в экспериментальном подготовительном классе школы № 204 Ленинграда. В классе 24 ученика (17 мальчиков и 7 девочек), имеется весь предусмотренный набор помещений. Режим дня изучали методом хронометрирования, умственную работоспособность — путем предъявления дозированной во времени работы (корректурный текст): в первом полугодии — по фигурным таблицам, во втором — по таблицам Анфимова в модификации А. Н. Кабанова. Вычисляли разработанные авторами статьи показатели работоспособности: А — число просмотренных знаков в первой части задания; а — число ошибок в первой части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — число просмотренных знаков во второй части задания; б — число ошибок во второй частк< задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б—А — изменение числа просмотренных знаков после введения тормозного агента. Динамику показателя Б—А сопоставляли с изменением показателя б [3].

В соответствии с рекомендациями [ 1 ] исследования .проводили во 2-ю неделю каждой четверти. Выполнено 4 этапа эксперимента (каждый по 5 серий исследований). Наблюдения проводили по 4 раза в течение каждого экспериментального дня. Статистической обработке с использованием ЭВМ ЕС-1022 подвергнут материал 8120 наблюдений.

Режим дня учащихся подготовительного класса

Время

Элемент режима

I — IV четверть вторник, четверг

I —III четверть

IV четверть

понедельник, среда, пятница

8 Ч 15 МИН-

8 ч 50 мин

9 ч 00 мин 9 ч 35 мин-9 ч 50 мин-

10 ч 25 мнн-

10 ч 35 мин-

11 ч 20 мин-

12 ч 00 мин

12 ч 35 мин-

13 ч 00 мин-13 ч 30 мин-15 ч 15 мин-

15 ч 30 мин-

16 ч 05 мин-16 ч 20 мин-16 ч 45 мин-18 ч 00 мнн-

-8 ч 50 мни -8 ч 55 мин -9 ч 35 мин -9 ч 50 мин -10 ч 25 мин -10 ч 35 мин -11 ч 10 мин -II ч 55 мин -12 ч 35 мин -12 ч 55 мин -13 ч 30 мин -15 ч 15 мин -15 ч 30 мик -16 ч 05 мин -16 ч 20 мин -16 ч 45 мин -18 ч 00 мин -19 ч 00 мин

Прием детей Гимнастика до уроков * 1-й урок

1-я перемена, завтрак

2-й урок

2-я перемена

3-й урок*

4-й урок*

Динамическая пауза

Обед

Сон*

Полдник

Клубный час

Динамическая пауза

Игры в помещении, уход домой

Прием детей Гимнастика до уроков * 1-й урок

1-я перемена, завтрак

2-й урок

2-я перемена

3-й урок*

Динамическая пауза

4-й урок (физкультура)* 4-я перемена (переодевание) Обед

Сон* Полдник Клубный час Динамическая пауза

Игры в помещении, уход домой

Прием детей Гимнастика до уроков ' 1-й урок

1-я перемена, завтрак

2-й урок

2-я перемена

3-й урок*

Динамическая пауза

Обед Сон*

Переодевание, полдник 4-й урок (физкультура)* Полдник Клубный час Динамическая пауза Игры в помещении, уход домой

Примечание. Звездочка — время исследования умственной работоспособности; динамическая пауза — подвижные игры на открытом воздухе.

Данные работоспособности, полученные в течение дня, сравнивали с фоном (до уроков). Достоверность разности средних оценивали по критерию t Стьюдента при Я<0,05.

В таблице представлен режим дня, при котором прово--вдился эксперимент учащихся подготовительного класса. * В первые три четверти наблюдения проводили при одном из вариантов режима, предложенном школе НИИ школ Министерства просвещения РСФСР. Однако в школе в этот режим были внесены изменения. Так, по рекомендованному режиму динамическая пауза предусматривалась после 4-го урока, что осуществлялось во вторник и четверг. В остальные дни недели она была между 3-м и 4-м уроком. Указанные изменения желательны, так как устраняют монотонность школьного режима (7, 9].

Хронометраж показал отклонение отдельных режимных моментов от предусмотренных режимом школы. Так, не всегда динамическая пауза проводилась на открытом воздухе, в отдельных случаях дети гуляли не в саду, а во дворе школы, который не соответствует требованиям к местам отдыха детей (школа расположена в центре города, в районе старой застройки). Это связано как с погодными условиями, так н главным образом с тем, что сдвигалось время уроков и оставалось недостаточно времени для того, чтобы идти гулять в сад. Особенно мало времени на прогулку оставалось в понедельник, среду и пятницу, поскольку в эти дни недели 4-м по расписанию (перед обедом) был урок физкультуры, требующий переодевания, а динамическая науза предусматривалась перед ним. В связи с изложенным, по нашей рекомендации, в IV четверти урок физкультуры был перенесен на вторую половину дня, что сделало реальным проведение динамической паузы необходимой длительности до обеда в саду.

Результаты изучения работоспособности учащихся показали следующее. В I четверти в понедельник после 4-го урока

/уоказатель б возрастал (2,06 ±0,85 до уроков и 9,58 ±2,38 после 4-го урока при Я = 0,008), что при тенденции к росту показателя Б (соответственно 62±8,6 н 73±9,6 при Я= = 0,400), показателя А (соответственно 76±8,0 н 100±10,1 при Я = 0,085) и показателя а (соответственно 3,15±1,16 и 3,99 ±2,03 при р= 0,723) свидетельствовало о наступлении первой фазы утомления в данном элементе режима. Во вторник после 4-го урока наблюдался рост работоспособности: показатель А до уроков равнялся 69±8,2, после 4-го урока — 107±11,5 при Я = 0,015, показатель а был соответственно 4,09±1,46 и 3,96±1,55 при Я = 0,948; показатель Б — 60±7,0 и 83± 10,5 при Я = 0,086, показатель б — 8,71 ± 1,96 и 7,37±2,32 при Я = 0,664.

Повышение работоспособности отмечалось и после сна, когда рост показателя А и уменьшение показателя а имели тенденцию к достоверности (Я=0,099 и 0,083 соответственно), а аналогичные изменения показателей Б и б были достоверны (0,020 и 0,017 соответственно). В среду после 3-го урока выявлено увеличение показателя б: 2,74±0,87 до уроков и 7,44±1,85 после 3-го урока при Я = 0,036, что при тенденции к повышению показателя Б (75±7,6 и 77±: ±9,5 соответственно при Я = 0,850) свидетельствовало о наступлении первой фазы утомления. В четверг при всех »элементах режима не обнаружено достоверных сдвигов работоспособности. В пятницу после 3-го урока показатель А снижался (84±7,7 и 61 ±6,9 соответственно при Я = 0,041), показатель а имел тенденцию к росту (3,51 ±0,88 и 4,20± ±0.93 соответственно при Я=0,595), что говорило о наступлении утомления при данном элементе режима. Во все дни недели при всех остальных элементах режима работоспособность детей не имела различий с работоспособностью до уроков.

Во II и III четвертях во вторник, среду и пятницу, а в IV четверти и в понедельник при всех элементах режима изменений работоспособности не наблюдалось. Во II четверти в понедельник после 4-го урока показатель А увеличился с 89±9,0 перед уроками до 135±9,9 при Р — 0,005; показатель а имел тенденцию к росту (0,41 ±0,24 и 1,39± ±0,63 соответственно при Я=0,173), что отражало наступление первой фазы утомления. В четверг качество работы улучшалось после сна, прн этом показатель б снизился с 5,38±1,19 до 2,46±0,63 прн Я = 0,044, что при тенденции

к росту показателя Б свидетельствовало о росте работоспособности. В III четверти в понедельник после сна уровень работоспособности повысился: показатель А до уроков равнялся 181 ±16,8, после сна — 251 ±29,5, показатель а — соответственно 1,26±0,33 и 0,55±0,19 прн Я = 0,075. Аналогично, но недостоверно изменялись также показатели Б и б. В четверг работоспособность увеличилась после 4-го урока: показатель а снизился с 2,19±0,39 до 1,10±0,30 прн Я =0,040, показатель б —с 2,96±0,47 до 1,72±0,30 при Р= 0,041. Темп работы имел тенденцию к росту. После сна превышение уровня работоспособности сохранялось, причем показатель б был достоверно снижен (2,96±0,47 и 1,14± ±0,28 соответственно при Я = 0,005). В IV четверти в четверг уровень работоспособности также возрос после 4-го урока и после сна, причем после 4-го урока оказался достоверно снижен (Р = 0,008) показатель б, а после сна — показатели б (Я = 0,004) и Б (Я = 0,040). Уменьшение показателя б было близко к достоверности (Я = 0,064).

У учащихся подготовительного класса в течение учебного года темп работы увеличивался, а качество ее улучшалось, что свидетельствовало об адаптации к систематическому школьному обучению [10]. Несмотря на то что количественные показатели у учеников подготовительного класса были ниже, а число ошибок больше, чем у обучавшихся в 1—3-м классе школы № 345 полного дня, в которой мы проводили исследования ранее [3—6], динамика работоспособности у учащихся подготовительного класса более благоприятна.

Выводы. 1. В I и II четвертях у учащихся подготовительного класса отмечено снижение работоспособности в понедельник после 4-го урока, в 1 четверти — в среду и пятницу после 3-го урока. При последующих исследованиях работоспособность восстанавливалась и не имела различий с фоном. В I четверти во вторник, в III и IV четвертях в четверг работоспособность возрастала после 4-го урока и сна, в III четверти в понедельник и во II четверти в четверг — после сна. В остальные дни эксперимента уровень работоспособности не имел достоверной динамики.

2. В результате изучения режима дня и работоспособности учащихся подготовительного класса в условиях 5-дневной учебной недели при продленном дне считаем возможным рекомендовать введение в этих классах варианта режима, применяющегося в эксперименте в IV четверти, как наиболее благоприятно влияющего на динамику работоспособности учащихся и реально выполнимого.

3. Проведенное исследование подтвердило высокую информативность изученных нами показателей работоспособности.

Литература

1. Антропова М. В. Примерная программа и методика изучения режима дик, работоспособности и состояния здоровья школьников. М„ 1978.

2. Антропова М. В.. Кольцова М. М. Морфофункциональ-ное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М., 1983.

3. Молчанова И. М.. Мызан Г. И., Топоркова И. Б. — Гиг. и сан., 1977, № 3, с. 39—42.

4. Молчанова Н. М.. Топоркова И. Б. — Там же, 1979, № ю, с. 84—86.

5. Молчанова Н. М., Топоркова И. Б.—Там же, 1982, № 2, с. 37—40.

6. Молчанова Н. М., Топоркова И. Б. — Там же, № 7, с. 89—90.

7. Опыт работы школы полного дня. (Организационно-педагогические основы режима). М.. 1978.

8. Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели. (Метод, указания). М., 1981.

9. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Лосева О. А. и др. — В кн.: Организация учебно-воспитательного процесса в школе полного дня (I—III классы). М., 1978, с. 10—29.

10. Хрипкова А. Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. М., 1982.

Поступила 23.19.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.