Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»

составил 5,5 см против 5.1 см у их сургутских ровестни. ков. У девочек закономерность обратная: в Тюмени — 4,5 см в год, в Сургуте — 4,9 см в год.

Наибольшее увеличение длины тела у тюменских мальчиков отмечено в возрасте 14 лет (8,5 см). У их сургутских сверстников возраст наибольшего ускорения аналогичен. но величина прироста составила 6,9 см в год.

У девочек годом наибольшего роста длины тела явился 10-й, но у тюменских школьниц прирост длины составил 8,1 см, в то время как у жительниц Сургута — 5,9 см.

Динамика изменения массы тела практически аналогична таковой для роста длины тела: сургутские школьники отстают от своих тюменских сверстников. Пубертатный «скачок» увеличения массы тела у девочек Тюмени начинается в возрасте 10 лет. Этот же возрастной рубеж является годом наибольшего прироста величины признака (5,6 кг в год). У девочек из Сургута начало пубертатного «скачка» массы тела сдвинуто на год (11 лет) и продолжительность его охватывает возраст по 15 лет включительно.

Средняя скорость увеличения массы тела за изученный возрастной интервал у девочек Тюмени составила 3,8 кг в год, у девочек Сургута — 3,7 кг в год.

Ускорение повышения массы тела в пубертатном периоде у мальчиков Тюмени начинается в возрасте 12 лет и остается достаточно высоким в 15 лет. Аналогичная картина наблюдается у их сверстников из Сургута. Годом наибольшего прироста массы тела у мальчиков сравниваемых групп является возраст 14 лет (в Тюмени — 7,4 кг в год. в Сургуте — 6,2 кг в год).

Средняя скорость увеличения массы тела за изучаемый возрастной период составила 4,2 кг у школьников Тюмени и 4 кг у жителей Сургута.

Отмечена тенденция в отставании сургутских школьников обоего пола от их тюменских сверстников и по окружности грудной клетки (ОГК). Величина этого отставания в разные возрастные периоды колеблется у мальчиков от 0,9 до 4,4 см, у девочек от 1,8 до 7,3 см. ОГК у мальчиков Тюмени в возрасте 8—15 лет увеличивается на 20,3 см, у школьников Сургута — на 18,3 см, у девочек — соответственно на 22,6 и 17,7 см.

Среднегодовая скорость увеличения ОГК у тюменских мальчиков составила 2,9 см, у сургутских — 2,6 см, у девочек — соответственно 3,2 и 2,5 см. Начало увеличения ОГК в пубертатном периоде у девочек из обоих городов приходится на возраст 10 лет и продолжается до 15 лет, однако у школьниц из Сургута этот период не имеет отчетливых «всплесков» ускорения и в 14—15 лет стабилизируется на цифрах 2,0 см в год.

Годом наибольшего прироста величины ОГК у мальчиков Тюмени является возраст 14 лет (6,3 см в год), у жителей Сургута — 12 лет (3,9 см). У тюменских девочек наибольший прирост ОГК отмечен в возрасте 14 лет (5,2 см в год), у их сургутских сверстниц — в 11 лет (3,3 см в год).

При анализе полученных данных обращает на себя внимание отставание в абсолютных величинах и скорости роста общих размеров тела у детей Среднего Приобья (Сургут) от соответствующих показателей у школьников Тюмени. Однако следует отметить, что в 15-летнем возрасте для сургутских школьниц характерна более высокая скорость увеличения антропометрических показателей: по росту — 4,5 см в год (в Тюмени 0,1 см в год), по массе тела — 3,8 кг з год (в Тюмени 0,6 кг в год), по ОГК — 2 см в год (в Тюмени 1,4 см в год). Это позволяет надеяться, что в последующем они приблизятся к соответствующим показателям физического развития своих сверстниц из Тюмени.

В отношении мальчиков прогноз менее определенный, так как в 15 лет тюменские школьники продолжают зна. чительно опережать своих северных сверстников по абсолютным величинам антропометрических признаков (рост, ОГК) и скорости увеличения этих показателей, отставая лишь по массе тела (мальчики Сургута — 6,1 кг в год, Тюмени — 5,3 кг в год).

Выводы. 1. Биоклимат Сургута отличается от климата Тюмени преобладанием неблагоприятных метеоусловий во все времена года, а также наличием периода «биологической тьмы».

2. Более суровые климатические условия жизни в районе Среднего Приобья Тюменской области объясняют относительное замедление темпов физического развития детей школьного возраста н требуют дополнительных гигиенических мер профилактического направления.

3. Женский организм более устойчив к неблагоприятному воздействию природно-климатических факторов Тюменского Севера.

Литература. Белинский В. А. — В кн.: Вопросы географин. М.. 1972, вып. 89, с. 17—28. Зверева Е. П. — Труды НИИ аэроклиматологии, 1964, вып. 22, с. 82.

Ставицкая Л. Б., Лрон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. Чубуков Л. Л. В кн.: Проблемы комплексной климатологии. М„ 1977, с. 3—7.

Поступила 05.01.82

УДК 613.955

Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Разработка правильного режима дня в школах и группах продленного дня, школах полного дня как важный фактор оптимизации учебного процесса остается актуальной проблемой (О. Н. Порман; Л. М. Зеленина; А. Н. Хамзина; В. И. Качуровский; А. Г. Хрипкова и соавт., и др.).

Целью настоящей работы явилось составление научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режи-ма дня учащихся младших классов школы полного дня. Исследования проводили во втором полугодии 1979/80 учебного года в 3-м классе школы № 345 Ленинграда; в классе 39 учеников — 18 мальчиков и 21 девочка. Работа является продолжением эксперимента, проведенного в 1977/78 учебном году в 1-м классе и в 1978/79 учеб-

ном году во 2-м классе (Н. М. Молчанова и И. Б. Топоркова).

Режим дня изучали методом хронометрирования, умственную работоспособность — путем предъявления дозированной во времени работы по таблицам В. Я. Анфи-мова (корректурный тест) в модификации А. Н. Кабанова. Вычислялись разработанные на нашей кафедре показатели работоспособности: А — число просмотренных знаков в первой части задания; а — число ошибок в первой части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — число' просмотренных знаков во второй части задания (после введения тормозного агента); б — число ошибок во второй части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — А — изменение числа просмот-

Режим дня учащихся 3-го класса

Время Элемент режима

8 ч 00 мин- -8 ч 50 мин* Прием детей

8 ч 50 мин— -8 ч 55 мин Гимнастика до уроков

9 ч 00 мин- -9 ч 45 мин 1-й урок

9 ч 45 мин— -9 ч 55 мни 1-я перемена

9 ч 55 мин— -10 40 мин 2-й урок

10 ч 40 мин -11 ч 00 мин 2-я перемена; завтрак

11 ч 00 мин — 11 ч 45 мин* 3-й урок

11 ч 45 мин -12 ч 05 мин 3-я перемена

12 ч 05 мин -12 ч 50 мин* 4-й урок

12 ч 50 мин -13 ч 00 мин 4-я перемена

13 ч 00 мин -13 ч 30 мин Обед

13 ч 30 мин -14 ч 50 мин Динамическая пауза (подвижные игры на открытом воздухе); сон для ослабленных детей

14 ч 50 мин -15 ч 00 мин* 5-я перемена

15 ч 00 мин -16 ч 00 мин* Самоподготовка

16 ч 00 мин -16 ч 20 мин 6-я перемена; полдник

16 ч 20 мин -17 ч 00 мин Развивающая деятельность

17 ч 00 мин -18 ч 00 мин Прогулка

18 ч 00 мин — 19 ч 00 мин Игры в помещении, уход домой

* Момент исследования умственной работоспособности.

репных знаков после введения тормозного агента. Изменение показателя «Б — А» сопоставляли с изменением показателя «б» (Н. М. Молчанова и соавт.).

Проведено 6 серий исследований, 4460 наблюдений. Материал обработан статистически с использованием ЭВМ БЭСМ-4. Данные работоспособности, полученные в течение дня, сравнивали с фоном (работоспособность до уроков). Достоверность разности средних оценивали по таблице значений критерия t Стъюдента и считали существенной при р<0,05. Наблюдения проводили при рекомендованном нами режиме, введенном в младших классах школы с 1979/80 уч. г. (см. таблицу).

Как свидетельствуют результаты исследований, в первый день недели отмечается благоприятная динамика ра-ботоспособности учащихся: повышение ее после 3-го урока и сохранение «а высоком уровне до конца учебного дня. Такова же динамика работоспособности во вторник, однако повышение ее обеспечивается за счет значительного напряжения центральной нервной системы. В среду работоспособность также увеличивается после 3-го урока, но после 4-го урока у учащихся отмечается утомление, проходящее после динамической паузы. После самоподготовки работоспособность вновь возрастает, од-

нако это достигается за счет значительного напряжения центральной неовной системы. В четверг после 3-го урока отмечается первая фаза утомления, которая сохраняется до конца учебного дня.

По нашей рекомендации четверг сделали в школе экскурсионным (облегченным) днем, 2 раза в месяц по четвергам вместо самоподготовки проводят экскурсии, 2 раза занимаются воспитательной работой. Вместо гимнастики по четвергам до начала учебных занятий проводится политинформация. В день эксперимента после 3-го урока (физкультура) у учеников отмечена первая фаза утом- * лення, проявляющаяся в усилении процессов возбуждения. Преобладание возбуждения сохранялось и после 4-го урока (чтение) и после занятия по правилам уличного движения, которое проводила старшая пионервожатая во время самоподготовки. В пятницу после 3-го урока наблюдается утомление, которое сохраняется до конца учебного дня. В субботу отмечается более благоприятная динамика работоспособности учащихся, чем в пятницу, что объясняется положительной настроенностью детей в связи с предстоящим воскресным отдыхом. После 3-го урока работоспособность повышается и сохраняется на этом уровне и после 4-го урока.

Анализ работоспособности учащихся 3-х классов, проведенный другими авторами (Г. Н. Сердюковская), показал, что уже после 3-го урока у детей выявляются признаки глубокого утомления. Между тем при экспериментальном режиме мы обнаружили лишь в четверг после 3-го урока первую фазу утомления и в пятницу — утомление. Полученная нами "динамика работоспособности во втором полугодии у учащихся 3-го класса в понедельник и во вторник соответствует данным других авторов (Э. Гринене и соавт.). *

Рекомендованный нами режим удобен для организации учебного процесса и доступен для школ полного дня.

Литература. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейке-не Э. — В кн.: Биологический возраст и возрастная периодизация. М„ 1977, с. 149. Зеленина Л. М.— Сов. педагогика, 1977, № 6, с. 91. Качуровский В. И, — Там же, 1978, № 5, с. 84. Молчанова Н. М„ Мызан Г. И., Топоркова И. Б. — Гиг.

и сан., 1977, № 3, с. 39. Молчанова Н. М., Топоркова И. Б, — Там же, 1979, № 10, с. 84.

Порман О. Н. Физиолого-гигиенические основы организации продленного дня в младших классах. (Метод, рекомендации). Уфа, 1975. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. Хамзина А. Н. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М.,

1977, вып. 4, с. 81. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Манке Г. Г. — Сов. педагогика, 1979, № 6, с. 46.

Поступила 21.01.82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.