Научная статья на тему 'БИОКЛИМАТ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЮМЕНИ И СУРГУТА'

БИОКЛИМАТ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЮМЕНИ И СУРГУТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.А. Анчугин, О.В. Соромотина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИОКЛИМАТ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЮМЕНИ И СУРГУТА»

группах, что можно объяснить влиянием соматических заболеваний на уровень физического развития.

Функциональные признаки (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила) у большинства студентов имеют средние и высокие показатели (от 77 до 95%). Жизненная емкость легких у мужчин с возрастом существенно не изменяется, у жен-шин увеличивается. Экскурсия грудной клетки независимо от пола с возрастом не изменяется. Мышечная сила особенно интенсивно нарастает на младших курсах (Я<0,001), что, по-видимому, является следствием продолжающихся возрастных изменений функций (А. 3. Белоусов и соавт.; М. Н. Исманлов и соавт.). Мышечная сила рук у мужчин в среднем увеличивается на 6,3 кг, у женщин — на 5,3 кг, становая сила — соответственно на 20,5 и 10,7 кг.

У 92 % студентов, занимающихся в основной медицинской группе, физиометрические показатели средние и выше средних и лишь у 8 % — низкие, тогда как в подготовительной группе низкие показатели зарегнетрирова-ны у 20 % обследованных.

Нарушения в состоянии здоровья студентов чаще на-блюдаются у женщин, чем у мужчин. В структуре заболеваемости наибольший удельный вес занимают миопии различной степени, на втором месте — сердечно-сосудистые болезни. Поражения сердечно-сосудистой системы у женщин в возрасте 21—26 лет встречаются в 2 раза чаще, чем у мужчин того же возраста. Заболевания же-лудочно-кншечного тракта (хронический гастрит, холецистит) у женщин регистрируются чаще, чем у мужчин, в 2 раза, хронический тонзиллит — в 4 раза, у женщин чаще встречаются и эндокринные расстройства.

Процент больных студенток с возрастом увеличивается. Если на младших курсах нарушения в состоянии здоровья отмечены у 47 % студенток, то на старших курсах

этот процент увеличивается до 55 (Р<0,05). Увеличивается среди женщин и число сердечно-сосудистых заболеваний (мнокардиодистрофия), поражений нервной системы, учащаются заболевания хроническим гастритом. Последнее, по-видимому, объясняется нарушением ритма питания в связи со спецификой учебного процесса медицинского вуза.

В группе мужчин также отмечена тенденция к увеличению на старших курсах числа лиц с отклонениями в состоянии здоровья Возрастает число заболеваний нейро-циркуляторной днетонией, мнокардиодистрофией, желудочно-кишечных заболеваний.

С увеличением возраста повышается процент студентов, занимающихся в специальной и подготовительной группах, особенно среди женщин. Основными причинами перевода студентов в специальную группу являются миопия высокой степени и заболевания сердечно-сосудистой системы.

Выводы. 1. Большинство студентов медицинского института имеют средний уровень физического развития. У 50 % студентов физическое развитие является гармоничным.

2. Функциональные признаки у обследованных студентов имеют средний и высокий уровень.

3. Наибольший удельный вес среди заболеваний студентов занимают миопия и сердечно-сосудистые болезни. Процент больных студентов с возврастом увеличивается.

Литература. Белоусов А. 3., Стромская Е. П., Карда-шенко В. Н. и др.— В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 60. Исмаилов М. Н., Джураева Л. А., Глазкова И. С. и др.— Там же, с. 63.

Поступила (16.01.82

УДК 613.955:613.1

Б. А. Анчугин, О. В. Соромотина

БИОКЛИМАТ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЮМЕНИ И СУРГУТА

Тюменский университет

Изучение геоклиматнческнх условий среды проживания и их влияния на процессы формирования человеческого организма представляет актуальную гигиеническую и ме-днко-бнологическую проблему.

В настоящей работе приведены материалы исследования физического развития детей школьного возраста, проживающих в Тюмени и Сургуте, и данные изучения биоклимата Тюменской области. В основу классификации биоклимата изучаемых зон положена классификация, разработанная Л. А. Чубуковым и др. Обследование детских контингентов проводили по стандартной методике (А. Б. Ставнцкая и Д. И. Арон). В Сургуте обследование проведено сотрудниками Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (материалы опубликованы).

Анализ биоклимата зимнего, наиболее неблагоприятного в биологическом отношении морозного периода показывает, что его продолжительность в Тюмени составляет 23 нед, в Сургуте — 25 нед. Коэффициент суровой морозности равен в Тюмени 0,15, в Сургуте — 0,42. Суровость погоды усугубляется частыми ветрами, проникающими с Крайнего Севера.

Наряду с продолжительностью и суровостью зимнего периода метеоусловия характеризуются высокой междусуточной изменчивостью метеокомпонентов. Так, по данным Е. П. Зверевой, в январе повторяемость .междусуточной изменчивости температуры воздуха (более ±6°) равна в Тюмени 20 %, в Сургуте — 32 %. Междусуточная изменчивость атмосферного давления достигает соответственно 6.0 и 6,5 мбар. При этом, по данным В. А. Белин-

ского, полученным расчетными методами, в Тюмени в декабре и январе, а в Сургуте с ноября по февраль отмечаются так называемые биологические сумерки, когда отсутствует поступление прямой УФ-радиации. Более того, в Сургуте в декабре отмечается «биологическая тьма», когда отсутствует как прямая, так и рассеянная УФ-ра-диация. Это не может не отражаться на состоянии здоровья и биологического развития молодого поколения.

Сургут по всем изучаемым параметрам климата отличается от Тюмени: здесь зима длиннее, а лето короче, ниже суммарный уровень УФ-радиации во всс сезоны года, преобладает повторяемость неблагоприятных погод. Различия климатических условий проживания, безусловно, отражаются на физическом развитии школьников этих двух городов.

Результаты измерения роста школьников показывают, что сургутские школьники-мальчики 8—15 лет отстают от своих тюменских сверстников на всем протяжении изучаемого возрастного периода, в то время как школьницы из Сургута к 15 годам почти достигают роста жительниц Тюмени того же возраста.

Близкая динамика наблюдается и по показателям скорости роста тела в длину, однако они имеют особенности: пубертатный «скачок» скорости роста у девочек из Тюмени начинается в возрасте 10 лет и практически прекращается к 14 годам, в то время как у их сургутских сверстниц ускорение роста менее выражено, сдвинуто на 11-летний возраст и в 15 лет остается высоким (4.5 см в год). Среднегодовой темп роста у мальчиков Тюмени

составил 5,5 см против 5.1 см у их сургутских ровестни. ков. У девочек закономерность обратная: в Тюмени — 4,5 см в год, в Сургуте — 4,9 см в год.

Наибольшее увеличение длины тела у тюменских мальчиков отмечено в возрасте 14 лет (8,5 см). У их сургутских сверстников возраст наибольшего ускорения аналогичен. но величина прироста составила 6,9 см в год.

У девочек годом наибольшего роста длины тела явился 10-й, но у тюменских школьниц прирост длины составил 8,1 см, в то время как у жительниц Сургута — 5,9 см.

Динамика изменения массы тела практически аналогична таковой для роста длины тела: сургутские школьники отстают от своих тюменских сверстников. Пубертатный «скачок» увеличения массы тела у девочек Тюмени начинается в возрасте 10 лет. Этот же возрастной рубеж является годом наибольшего прироста величины признака (5,6 кг в год). У девочек из Сургута начало пубертатного «скачка» массы тела сдвинуто на год (11 лет) и продолжительность его охватывает возраст по 15 лет включительно.

Средняя скорость увеличения массы тела за изученный возрастной интервал у девочек Тюмени составила 3,8 кг в год, у девочек Сургута — 3,7 кг в год.

Ускорение повышения массы тела в пубертатном периоде у мальчиков Тюмени начинается в возрасте 12 лет и остается достаточно высоким в 15 лет. Аналогичная картина наблюдается у их сверстников из Сургута. Годом наибольшего прироста массы тела у мальчиков сравниваемых групп является возраст 14 лет (в Тюмени — 7,4 кг в год. в Сургуте — 6,2 кг в год).

Средняя скорость увеличения массы тела за изучаемый возрастной период составила 4,2 кг у школьников Тюмени и 4 кг у жителей Сургута.

Отмечена тенденция в отставании сургутских школьников обоего пола от их тюменских сверстников и по окружности грудной клетки (ОГК). Величина этого отставания в разные возрастные периоды колеблется у мальчиков от 0,9 до 4,4 см, у девочек от 1,8 до 7,3 см. ОГК у мальчиков Тюмени в возрасте 8—15 лет увеличивается на 20,3 см, у школьников Сургута — на 18,3 см, у девочек — соответственно на 22,6 и 17,7 см.

Среднегодовая скорость увеличения ОГК у тюменских мальчиков составила 2,9 см, у сургутских — 2,6 см, у девочек — соответственно 3,2 и 2,5 см. Начало увеличения ОГК в пубертатном периоде у девочек из обоих городов приходится на возраст 10 лет и продолжается до 15 лет, однако у школьниц из Сургута этот период не имеет отчетливых «всплесков» ускорения и в 14—15 лет стабилизируется на цифрах 2,0 см в год.

Годом наибольшего прироста величины ОГК у мальчиков Тюмени является возраст 14 лет (6,3 см в год), у жителей Сургута — 12 лет (3,9 см). У тюменских девочек наибольший прирост ОГК отмечен в возрасте 14 лет (5,2 см в год), у их сургутских сверстниц — в 11 лет (3,3 см в год).

При анализе полученных данных обращает на себя внимание отставание в абсолютных величинах и скорости роста общих размеров тела у детей Среднего Приобья (Сургут) от соответствующих показателей у школьников Тюмени. Однако следует отметить, что в 15-летнем возрасте для сургутских школьниц характерна более высокая скорость увеличения антропометрических показателей: по росту — 4,5 см в год (в Тюмени 0,1 см в год), по массе тела — 3,8 кг з год (в Тюмени 0,6 кг в год), по ОГК — 2 см в год (в Тюмени 1,4 см в год). Это позволяет надеяться, что в последующем они приблизятся к соответствующим показателям физического развития своих сверстниц из Тюмени.

В отношении мальчиков прогноз менее определенный, так как в 15 лет тюменские школьники продолжают зна. чительно опережать своих северных сверстников по абсолютным величинам антропометрических признаков (рост, ОГК) и скорости увеличения этих показателей, отставая лишь по массе тела (мальчики Сургута — 6,1 кг в год, Тюмени — 5,3 кг в год).

Выводы. 1. Биоклимат Сургута отличается от климата Тюмени преобладанием неблагоприятных метеоусловий во все времена года, а также наличием периода «биологической тьмы».

2. Более суровые климатические условия жизни в районе Среднего Приобья Тюменской области объясняют относительное замедление темпов физического развития детей школьного возраста н требуют дополнительных гигиенических мер профилактического направления.

3. Женский организм более устойчив к неблагоприятному воздействию природно-климатических факторов Тюменского Севера.

Литература. Белинский В. А. — В кн.: Вопросы географин. М.. 1972, вып. 89, с. 17—28. Зверева Е. П. — Труды НИИ аэроклиматологии, 1964, вып. 22, с. 82.

Ставицкая Л. Б., Лрон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. Чубуков Л. Л. В кн.: Проблемы комплексной климатологии. М„ 1977, с. 3—7.

Поступила 05.01.82

УДК 613.955

Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Разработка правильного режима дня в школах и группах продленного дня, школах полного дня как важный фактор оптимизации учебного процесса остается актуальной проблемой (О. Н. Порман; Л. М. Зеленина; А. Н. Хамзина; В. И. Качуровский; А. Г. Хрипкова и соавт., и др.).

Целью настоящей работы явилось составление научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режи-ма дня учащихся младших классов школы полного дня. Исследования проводили во втором полугодии 1979/80 учебного года в 3-м классе школы № 345 Ленинграда; в классе 39 учеников — 18 мальчиков и 21 девочка. Работа является продолжением эксперимента, проведенного в 1977/78 учебном году в 1-м классе и в 1978/79 учеб-

ном году во 2-м классе (Н. М. Молчанова и И. Б. Топоркова).

Режим дня изучали методом хронометрирования, умственную работоспособность — путем предъявления дозированной во времени работы по таблицам В. Я. Анфи-мова (корректурный тест) в модификации А. Н. Кабанова. Вычислялись разработанные на нашей кафедре показатели работоспособности: А — число просмотренных знаков в первой части задания; а — число ошибок в первой части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — число' просмотренных знаков во второй части задания (после введения тормозного агента); б — число ошибок во второй части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — А — изменение числа просмот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.