с 1 -м. Так, у лнц контрольной группы этот показатель возрос на 3-й н 4-й годы по отношению к 1-му в среднем на 32 н 38% (/=1,68 и 3,02), у приезжих нз Белоруссии и Прибалтики — на 29 и 39% (/=1,62 и 3,17), а у новоселов нз Средней Азии на 27 и 36% соответственно (/=1,40 и 1,90). По-видимому, отмеченный факт является результатом тренированности п связи с усиленной физической подготовкой, вызывающей повышение энерготрат организма. На это указывает и Г. В. Мачинскнй, показавший, что у лнц, регулярно выполняющих физические упражнения, максимальное потребление кислорода выше, чем у лнц, не занимающихся физкультурой и ведущих малоподвижный образ жизни. Подчеркивают это и данные Л. С. Байбнко-вой, которая считает, что более высокое энергетическое обеспечение (емкость аэробной производительности) тренированного организма можно рассматривать как одну из причин высокой работоспособности. Кроме того, повышение потребления кислорода у молодых лнц может быть обусловлено адаптацией организма к холоду в условиях резко континентального климата Сибири, поскольку курсанты большую часть времени проводят на открытом воздухе в связи с учебными специальными занятиями, тренировкой и сдачей различных видов спортивных норм, утренней зарядкой (раздетые до пояса) и др. Повышение основного обмена наблюдал и И. С. Кандрор у людей, постоянно работающих на открытом воздухе в условиях Севера, а также А. Е. Малышева и соавт. у строительных рабочих средних широт.
В свою очередь температура тела у приезжих существенно не отличалась от таковой у жителей Западной Сибири (табл. 3). При этом у новоселов нз Белоруссии и Прибалтики, а также у жителей Западной Сибири температура тела на 2-й год обследования несколько снижалась по сравнению с 1-м в среднем на 0,1 н 0,15 °С соответственно (/=1,41 и 1,71) и существенно не изменялась в последующие периоды наблюдения. Однако у приезжих из Средней Азии температура тела на 3-й и 4-й годы обследования была статистически ниже по отношению к таковой у них при первом наблюдении в среднем на 0,19 и 0,24 °С соответственно (/=3 и 3,43). Вероятно, причиной незначительного снижения температуры тела у молодых лиц является как тренированность, так и адаптация организма к природным 'Холодовым воздействиям.
Следовательно, полученные результаты позволяют сделать вывод, что физическое развитие и физиологическое состояние молодых лнц, прибывших в Сибирь из Средней Азии, Белоруссии и Прибалтики, практически не отличались от таковых у жителей Западной Сибири не только при первом обследовании (спустя 7—8 месяцев после переезда), но и при длительном проживании в новых природно-климатических и социально-бытовых условиях.
Выводы. 1. Физическое развитие и физиологическое состояние молодых лнц, прибывших в Сибирь из 2 разных климатических зон, практически не отличается от таковых у жителей Западной Сибири.
2. У всех обследованных лнц физическое развитие к 17— 18 годам в основном завершается, увеличивается лишь окружность грудной клетки в связи с возрастом и усиленной физической подготовкой.
3. Тренированность и адаптация к природным Холодовым воздействиям способствуют увеличению у молодых ли1' на фоне стабильного роста и массы тела потребления кислорода на единицу массы тела и некоторому снижению температуры.
Литература. Байбикова J1. С. — В кн.: Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М„ 1980, с. 43—49. Бельченко Л. А., Недбаева Н. Д., Ячная Г. К■ — Гиг. и
сан., 1979, № 7, с. 81—82. Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека
на Крайнем Севере. М., 1968. Криворучко Т. С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976. Малышева А. £., Репин Г. Н., Николаева Е. Н. — В кн.: Теоретические проблемы действия низких температур на организм. Л., 1969, с. 277—281. Матюхин В. А.. Недбаева Н. Д., Ячная Г. К■ — Гиг. и
сан., 1975, № 9, с. 57—59. Мачинский Г. В. — Космическая бнол., 1981, № 1, с. 54— 56.
Сердюковская Г. Н., Дубинская И. Д. — В кн.: Труд и здоровье человека на Крайнем Севере. М., 1970, с. 108— 117.
Поступила 03.t2.e-l
УДК 613.95:572.51:378.661
Е. Б. Демко, Н. А. Дехнич, В. Н. Костюченков, Т. М. Шульга, Н. С. Подгорнова, В. К. Угненко, А. А. Базина, В. Н. Костюченкова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Смоленский медицинский институт
Комплексное углубленное медицинское обследование 1640 студентов (670 мужчин и 970 женщин) было проведено врачебной комиссией на кафедре физического воспитания и врачебного контроля. Для разработки стандартов студентов распределили на 6 групп с учетом пола и возраста (17—18, 19—20 и 21—26 лет). По полученным стандартам (таблицы сигмальных отклонений) оценивали физическое развитие студентов.
Результаты исследования показали, что средний уровень физического развития имеют 73,2 % обследованных, выше среднего — 11,8%, высокий — 2,1 %, ниже среднего — 11,8, низкий — 1,1 % студентов. Распределение по уровням физического развития в разных возрастных группах у мужчин и женщин примерно одинаково. Сопоставление возрастных показателей роста, массы тела и окружности грудной клетки свидетельствует о достоверном увеличении в возрасте 19—20 и 21—26 лет массы тела и окружности грудной клетки (/><0,001) по сравнению с возрастом 17—18 лет, что может быть связано с понижением двигательной активности на старших курсах.
При оценке физического развития представляет интерес определение гармоничности развития. Среди мужчин гармоничное физическое развитие было характерно для 49 %, среди женщин — для 56 % обследованных. Отсутствие гармоничности физического развития в возрастных группах 17—18 лет как у мужчин, так и у женщин обусловлено преимущественно дефицитом массы тела и окружности грудной клетки, в остальных группах — в одинаковой степени избытком и дефицитом массы тела. Атипичное физическое развитие встречается у 11 % мужчин и 6,5 % женщин, причем значительно чаще у лиц низкого и высокого роста. Согласно результатам медицинского обследования 80 % студентов отнесены к основной группе, 14 % — к подготовительной и только 6 % по состоянию здоровья включены в специальную группу. Во всех медицинских группах процент студентов со средним физическим развитием одинаков, однако число студентов с физическим развитием ниже среднего, низким и атипичным больше в подготовительной и специальной
группах, что можно объяснить влиянием соматических заболеваний на уровень физического развития.
Функциональные признаки (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила) у большинства студентов имеют средние и высокие показатели (от 77 до 95%). Жизненная емкость легких у мужчин с возрастом существенно не изменяется, у жен-шин увеличивается. Экскурсия грудной клетки независимо от пола с возрастом не изменяется. Мышечная сила особенно интенсивно нарастает на младших курсах (Я<0,001), что, по-видимому, является следствием продолжающихся возрастных изменений функций (А. 3. Белоусов и соавт.; М. Н. Исманлов и соавт.). Мышечная сила рук у мужчин в среднем увеличивается на 6,3 кг, у женщин — на 5,3 кг, становая сила — соответственно на 20,5 и 10,7 кг.
У 92 % студентов, занимающихся в основной медицинской группе, физиометрические показатели средние и выше средних и лишь у 8 % — низкие, тогда как в подготовительной группе низкие показатели зарегнетрирова-ны у 20 % обследованных.
Нарушения в состоянии здоровья студентов чаще на-блюдаются у женщин, чем у мужчин. В структуре заболеваемости наибольший удельный вес занимают миопии различной степени, на втором месте — сердечно-сосудистые болезни. Поражения сердечно-сосудистой системы у женщин в возрасте 21—26 лет встречаются в 2 раза чаще, чем у мужчин того же возраста. Заболевания же-лудочно-кншечного тракта (хронический гастрит, холецистит) у женщин регистрируются чаще, чем у мужчин, в 2 раза, хронический тонзиллит — в 4 раза, у женщин чаще встречаются и эндокринные расстройства.
Процент больных студенток с возрастом увеличивается. Если на младших курсах нарушения в состоянии здоровья отмечены у 47 % студенток, то на старших курсах
этот процент увеличивается до 55 (Р<0,05). Увеличивается среди женщин и число сердечно-сосудистых заболеваний (мнокардиодистрофия), поражений нервной системы, учащаются заболевания хроническим гастритом. Последнее, по-видимому, объясняется нарушением ритма питания в связи со спецификой учебного процесса медицинского вуза.
В группе мужчин также отмечена тенденция к увеличению на старших курсах числа лиц с отклонениями в состоянии здоровья Возрастает число заболеваний нейро-циркуляторной днетонией, мнокардиодистрофией, желудочно-кишечных заболеваний.
С увеличением возраста повышается процент студентов, занимающихся в специальной и подготовительной группах, особенно среди женщин. Основными причинами перевода студентов в специальную группу являются миопия высокой степени и заболевания сердечно-сосудистой системы.
Выводы. 1. Большинство студентов медицинского института имеют средний уровень физического развития. У 50 % студентов физическое развитие является гармоничным.
2. Функциональные признаки у обследованных студентов имеют средний и высокий уровень.
3. Наибольший удельный вес среди заболеваний студентов занимают миопия и сердечно-сосудистые болезни. Процент больных студентов с возврастом увеличивается.
Литература. Белоусов А. 3., Стромская Е. П., Карда-шенко В. Н. и др.— В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 60. Исмаилов М. Н., Джураева Л. А., Глазкова И. С. и др.— Там же, с. 63.
Поступила (16.01.82
УДК 613.955:613.1
Б. А. Анчугин, О. В. Соромотина
БИОКЛИМАТ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЮМЕНИ И СУРГУТА
Тюменский университет
Изучение геоклиматнческнх условий среды проживания и их влияния на процессы формирования человеческого организма представляет актуальную гигиеническую и ме-днко-бнологическую проблему.
В настоящей работе приведены материалы исследования физического развития детей школьного возраста, проживающих в Тюмени и Сургуте, и данные изучения биоклимата Тюменской области. В основу классификации биоклимата изучаемых зон положена классификация, разработанная Л. А. Чубуковым и др. Обследование детских контингентов проводили по стандартной методике (А. Б. Ставнцкая и Д. И. Арон). В Сургуте обследование проведено сотрудниками Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (материалы опубликованы).
Анализ биоклимата зимнего, наиболее неблагоприятного в биологическом отношении морозного периода показывает, что его продолжительность в Тюмени составляет 23 нед, в Сургуте — 25 нед. Коэффициент суровой морозности равен в Тюмени 0,15, в Сургуте — 0,42. Суровость погоды усугубляется частыми ветрами, проникающими с Крайнего Севера.
Наряду с продолжительностью и суровостью зимнего периода метеоусловия характеризуются высокой междусуточной изменчивостью метеокомпонентов. Так, по данным Е. П. Зверевой, в январе повторяемость .междусуточной изменчивости температуры воздуха (более ±6°) равна в Тюмени 20 %, в Сургуте — 32 %. Междусуточная изменчивость атмосферного давления достигает соответственно 6.0 и 6,5 мбар. При этом, по данным В. А. Белин-
ского, полученным расчетными методами, в Тюмени в декабре и январе, а в Сургуте с ноября по февраль отмечаются так называемые биологические сумерки, когда отсутствует поступление прямой УФ-радиации. Более того, в Сургуте в декабре отмечается «биологическая тьма», когда отсутствует как прямая, так и рассеянная УФ-ра-диация. Это не может не отражаться на состоянии здоровья и биологического развития молодого поколения.
Сургут по всем изучаемым параметрам климата отличается от Тюмени: здесь зима длиннее, а лето короче, ниже суммарный уровень УФ-радиации во всс сезоны года, преобладает повторяемость неблагоприятных погод. Различия климатических условий проживания, безусловно, отражаются на физическом развитии школьников этих двух городов.
Результаты измерения роста школьников показывают, что сургутские школьники-мальчики 8—15 лет отстают от своих тюменских сверстников на всем протяжении изучаемого возрастного периода, в то время как школьницы из Сургута к 15 годам почти достигают роста жительниц Тюмени того же возраста.
Близкая динамика наблюдается и по показателям скорости роста тела в длину, однако они имеют особенности: пубертатный «скачок» скорости роста у девочек из Тюмени начинается в возрасте 10 лет и практически прекращается к 14 годам, в то время как у их сургутских сверстниц ускорение роста менее выражено, сдвинуто на 11-летний возраст и в 15 лет остается высоким (4.5 см в год). Среднегодовой темп роста у мальчиков Тюмени