Научная статья на тему 'САМОПОДГОТОВКА В РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ'

САМОПОДГОТОВКА В РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОПОДГОТОВКА В РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»

мы определяли его в отдельных фракциях крови, т. е. в эритроцитах и плазме. Расчет на цельную кровь проведен по показателю гематокрита.

Свинец в эритроцитах, плазме крови и моче (СЭ, СП и СМ соответственно) определяли по Н. П. Тнмакину и Р. Я- Зак, показатели порфиринового обмена — АЛ К, КП в моче и протопорфирина в эритроцитах (ПГТ) — общепринятыми методами. Полученные результаты представлены в табл. I.

Полученные нами данные близки к опубликованным рядом авторов (Ю. П. Евлашко; Р. С. Шимайтнс и Э. П. Цюнене; X. Д. Кахн и А. Т. Мере; (Мапов и со-авт.; АИеввю и соавт.), определявших содержание свинца у лиц, не связанных с его профессиональным воздействием, и, видимо, могут служить ориентировочной «нормой» для взрослых мужчин, проживающих в городах Западной Сибири. При этом следует отметить, что количество свинца в эритроцитах вследствие их избирательной абсорбции является более показательным, чем в цельной крови. Для выявления наиболее чувствительных тестов, определяющих наличие свинца в организме, был проведен расчет парных коэффициентов (табл. 2).

Из приведенных данных следует, что наиболее чувствительными тестами для обнаружения свинца в организме лиц, не имеющих с ним производственного контакта, являются СЭ и ПП, а также КП и АЛК. Относительно менее трудоемкое определение КП в моче по сравнению с другими показателями позволяет в ряде случаев ограничиться этим тестом в качестве индикатора абсорбции свинца в организме.

Литература. Лрхипова О. Г. — Лабор. дело, 1977,

№ 3, с. 131 — 133. Евлашко Ю. П. — Гиг. труда, 1965, № 2, с. 4—5. Зорина Л. А., Соркина Н. С., Евлашко Ю. П. — Клин, мед., 1974, № 5, с. 112—115.

Кахн X. А., Мере А. Т. — Гиг. труда, 1978, № 42, с. 28— 30.

Тимакин Н. П., Зак Р. Я. — В кн.: Биологическое действие цитостатических препаратов. Томск, 1968 с. 189—191.

Шимайтис Р. С., Цюнене Э. П. — Гиг. труда, 1977, № 12 с. 50-53. .

Allessio L., Bertrassi P., Toffoleto F. et al. — Int. Arch occup. Environm. Hlth, 1976, v. 37, p. 73—88.

Benson G. et al. — Bfit. J. industr. Med., 1976, v. 33, p. 29—35.

Chiesura P., Furlanis D. — Med. d Lavoro, 1976, v. 65, p. 407—415.

Egsle H., Hammer D., Horton R. et al. — В кн.: Влияние окружающей среды на здоровье человека. М., 1974, с. 199—203.

Goldsmith I. — J. Air Contr. Ass., 1969, v. 19, p. 714—717.

Goldwater L., Huover A. — Arch. Environm. Hlth, 1967, v. 15, p. 660—663.

Gutter H., SchruntzG. — Dtsch. med. Wschr., 1964, Bd 21, S. 1029—1035.

Kehoe R. — Industr. Med. Surg., 1959, v. 28, p. 156—160.

Kisser W. — Arch. Toxicol., 1977, Bd 37, S. 173—193.

Kometsko #., Ester /., Reill L. — Zbd. Arbeitsmed., 1978, Bd 28, S. 163—165.

Orfanos A., Murphey Guthrie R. — J. Lab. clin. Med., 1977, v. 89, p. 659—665.

Rabinowitch M. et al. — Ibid., v. 90, p. 238—248.

Vouk V., Voloder K. et al. — Arh. Hig. Rada, 1955, v. 6, p. 277—278.

Waldorn H. — Brit. J. industr. Med., 1966, v. 23, p. 83— 100.

Поступила 09.0G.8I

УДК 613.955:371

с Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова

САМОПОДГОТОВКА В РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ школы полного дня

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Одно из важнейших режимных моментов работы школы полного дня — начало и продолжительность приготовления домашних заданий (самоподготовки). От того, насколько правильно выбрано время для самоподготовки, зависят работоспособность и качество выполнения учащимися домашних заданий.

В задачу нашей работы входило экспериментальное обоснование начала времени самоподготовки у учащихся младших классов школ продленного (полного) дня при ее продолжительности в соответствии с предусмотренными нормами.

Исследования проводили во втором полугодии 1977/78 учебного года в 1-м классе школы № 345 Ленинграда. Режим дня изучали методом хронометрирования, умственную работоспособность — путем предъявления дозированной во времени работы по таблицам В. Я. Анфимова (корректурный тест) в модификации А. Н. Кабанова. Вычисляли разработанные на кафедре теоретических основ физического воспитания показатели: число просмотренных знаков в первичной части задания (А), число ошибок в перв( й части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков (а), число просмотренных знаков во второй части (после введения тормозного агента) задания (Б), число ошибок во второй части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков (б), изменение чжла просмотренных знаков после введения тормозного агента (Б—А). Динамику показателя Б—А сопоставляли с изменением показате-

ля б (Н. М. Молчанова и И. Б. Топоркова). Проведено 9 серий исследований, включающих 3070 наблюдений при самоподготовке учащихся с 14 ч 50 мин до 15 ч 50 мин и с 15 ч 40 мин до 16 ч 40 мин.

Самоподготовка начиналась в 14 ч 50 мин при традиционном (первом) режиме и в 15 ч-40 мин — при опытном (втором) режиме, введенном на период эксперимента. Опытный режим позволяет увеличивать динамическую паузу до 2 ч (Н. М. Молчанова и И. Б. Топоркова).

Полученные данные обработаны статистически с использованием ЭВМ БЭСМ-4. Сравнивали уровень работоспособности учащихся после и до самоподготовки. Достоверность разности средних оценивали с помощью критерия Стьюдента и считали существенной при Р^0,05.

Результаты изучения работоспособности учащихся представлены в таблице. В понедельник при первом режиме после самоподготовки работоспособность учащихся усиливалась: показатель Б увеличился, А имел тенденцию к повышению, число ошибок и показатель Б—А —» к снижению. При втором режиме наблюдались первая фаза утомления, возрастание показателя б и. тенденция к увеличению а.

В среду после самоподготовки отмечалась первая фаза утомления. При традиционном режиме показатель А увеличивался, рост показателя Б—А сочетался с тенденцией к нарастанию б. При опытном режиме увеличивал-

Сравнительные показатели работоспособности по корректурному тесту при разных вариантах режима до и после

самоподготовки в различные дни недели

День Режим А а Б б Б —А

недели М±т Р М±т Р М±т Я М±т, Р М±т Р

Поне- Первый 241 ±8,7 0,73±0,13 140±8,9 2,09±0,27 —Ю1±е,о

дельник 255±11,1 >0,3 0,50±0,09 >0,1 175±9.6 <0,02 1,61 ±0,17 >0,1 —80±9,6 >0.1

Второй 283 ±9,7 0,57±0,10 229±11,0 0,74±0,18 —54±10,3

313±12,5 >0,05 0,81 ±0,15 0,2 234± 11,3 0,7 1,35±0,Г9 0,02 —79±10,5 0,1

Среда Первый 186±7,5 0,52±0,14 218± 10,4 1,6±0,19 32±8,6

284±11,2 <0,001 0,54*0 „13 0,5 234±И,1 0,3 1,39±0,20 >0,2 —50 ±7,5 0,001

Второй 269±10,4 0,80±0,12 218±10,6 0,62±0,12 —51 ±11,7

316±12,3 <0,01 0,60±0,14 0,3 242±8,0 >0,05 1,34±0,18 0,001 —74±11,3 >0.1

Четверг Первый 272± 12,3 0,42±0,08 218±13,3 1,63±0,20 —54±13,8

250± 10,1 >0,1 0,93±0,18 193± 10,4 >0,1 1,73±0,23 >0.7 —57±9,5 0,8

Второй 271±11,3 0,73±0,13 220±12,0 1,70±0,21 —51 ±11,1

252±12,8 >0,2 0,44±0,09 >0,05 189 ±10,9 >0,05 1,09±0,20 <0,05 —63±11,3 0,4

Пятница Первый 267±Ю,8 0,55±0,10 168± 10,8 1,22±0,18 —107±13,2

271 ±9,8 >0,7 0,62±0,14 0,7 198±9,5 <0,05 1,54 ±0,30 >0,3 —73±9,6 <0,05

Второй 367±17,5 0,53±0,11 280±13,7 1,23±0,12 —87±12,8

349±14,6 0,2 0,43±0,07 0,4 305±12,4 0,5 1,31 ±0,17 >0,7 —44±11,8 0,4

Примечание. В первой строке—показатели до самоподготовки, во второй — после нее.

ся темп работы: показатели Л и Б повышались, увеличение б сочеталось с тенденцией к росту показателя Б—А.

В четверг при первом режиме возрастал показатель а и появлялась тенденция к снижению тепа работы, что свидетельствовало о наступлении утомления. При втором режиме концентрация внимания увеличивалась, поскольку замедление темпа работы сочеталось с улучшением ее качества.

В пятницу при соблюдении первого режима концентрация внимания снизилась, на что указывали рост после самоподготовки показателя Б, уменьшение показателя Б—А, сочетающееся с тенденцией к увеличению б. В условиях второго режима достоверных сдвигов работоспособности учащихся после самоподготовки не выявлено.

На основании анализа приведенных данных можно

заключить, что начало самоподготовки в 15 ч 40 мин не имеет заметных преимуществ перед традиционным режимом. Между тем 14 ч 50 мин — более удобное время начала самоподготовки, так как в 16 ч можно проводить полдник и включать в режим дня учащихся после «развивающей деятельности» вторую прогулку (с 18 до 19 ч), в связи с чем это время мы можем рекомендовать как олтималь-■ ное для начала приготовления домашних заданий.

Литература. Молчанова Н. М., Топоркова И. Б. —

Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 84—86. Молчанова Н. М., Топоркова И. Б. — Там же, 1980, № 6, с. 85—86.

Поступила 22.06.84

УДК 618-073.75:614.878

Н. В. Целиков

УРОВНИ ЛУЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ

НАСЕЛЕНИЯ

ГИДУВ им. С. М. Кирова, Ленинград

Используемые способы оценки уровня лучевого воздействия на население при рентгенологических исследованиях (РИ), основанные на анализе материалов официальных отчетов о деятельности рентенологической службы, позволяют определить популяционные дозы, рассчитанные на одного жителя (Методические рекомендации Ленинградского НИИ радиационной гигиены). Однако они не дают возможности выявить особенности облучения отдельных групп пациентов. Это может обеспечить информация о распределении населения, в том числе пациентов, по количеству получаемых в течение года рентгенологических процедур (РП). Она необходима для уточнения рег-ламентаций условий проведения РИ и повышения уровня радиационной безопасности отдельных групп пациентов.

В связи со сказанным предпринята попытка оценить уровни облучения отдельных групп населения Воркуты в зависимости от числа получаемых ими в течение года РП.

Сведения о распределении населения по количеству РГ1 взяты из материалов выборки, проведенной в одном из микрорайонов Воркуты. Выборочное исследование выполнено гнездовым методом (Н. В. Целиков). Изучаемая

совокупность состояла из 4155 жителей, которые в течение 1977 г. получили 9113 РП.

Представительность результатов выборки по отношению ко всему населению Воркуты определяется близостью показателей частоты, структуры РП и вклада в среднюю костномозговую дозу (СКМД), что отражено в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика представительности материалов выборочного исследования

Объект исследования Частота РП, %. • Доля просвечиваний среди всех РП. % СКМД. мкГр/чел в год СКМД/РП. мкГр/% в год

Изучаемая 2(93

выборка 11 2040 930

Во ркута 2244 11 2070 920

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.