Научная статья на тему 'К МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ ТЕТРАХЛОРПРОПИЛЕНА НА ФЕРМЕНТОВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ'

К МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ ТЕТРАХЛОРПРОПИЛЕНА НА ФЕРМЕНТОВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ ТЕТРАХЛОРПРОПИЛЕНА НА ФЕРМЕНТОВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»

УДК 612.342.015.1.014.46:547.313.3

Канд. мед. наук Е. А. Струсевич, О. В. Садовник

К МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ ТЕТРАХЛОРПРОПИЛЕНА НА ФЕРМЕНТОВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Новосибирский филиал Кемеровского научно-производственного объединения «Карболит»

При гигиеническом нормировании тетрахлорпропилена (ТХП) в воде и воздух« рабочих помещений нами изучено влияние этого вещества на экскреторную функцию поджелудочной железы.

В данной статье оценивается характер токсического действия ТХП на ферментовыделительную и ферментооб-разующую функции поджелудочной железы белых крыс при внутрижелудочном и ингаляционном поступлении его в организм.

При внутрижелудочном введении ТХП подопытные жинотные получали его в дозах 5 и 1 мг/кг в течение 6 мес, при ингаляционном введении — в концентрации 10 и 1 мг/м3 в течение 4 мес. Для оценки экскреторной функции железы ежемесячно измеряли активность трипсина и его ингибитора в крови. В конце опытов эти же показатели определяли в гомогенате ткани поджелудочной железы и дуоденальном содержимом. Количество трипсиногена в поджелудочной железе рассчитывали как разность между активностью трипсина, установленной до инкубации и после инкубации гомогената ткани железы с энтероки-назой. Полученные результаты позволили судить о степени поражения трипсиназной функции поджелудочной железы при разных путях поступления вещества в организм.

При внутрижелудочном поступлении ТХП активность трипсина в крови оказалась повышенной во все сроки

Изменение активности трипсина в крови, ткани поджелудочной железы и дуоденальном содержимом при различных путях поступления в организм крыс ТХП.

А — внутрижелудочное введение ТХП; Б — ингаляционное введение ТХП; I — содержание активного трипсина d крови: // — содержание активного трипсина в гомогенате поджелудочной железы: /// — содержание трипсиногена в дуоденальном содержимом: / — контроль; 2 — доза 5 ыг/кг, концентрация 10 мг/м'; 3 — доза 1 мг/кг, концентрация 1 мг/м'.

эксперимента, в то время как активность ингибитора трипсина была ниже, чем в контроле. Изменения уровня ингибитора были достоверны в течение всего опыта у, крыс, получавших ТХП в дозе 5 мг/кг, а у животных, затравливаемых из расчета 1 мг/кг, только с 3-го месяца. В конце эксперимента у животных наблюдалось достоверное увеличение содержания активного трипсина и одновременно значительное уменьшение количества трипсиногена я гомогенате ткани поджелудочной железы (Р<0,001 и <0,001). В дуоденальном содержимом также отмечено достоверное повышение активности трипсина (Я<0,02 и <0,05, см. рисунок, А).

При ингаляционном способе затравки животных (см. рисунок. Б) у крыс, получавших ТХП в концентрации 10 мг/м3, достоверное возрастание активности трипсина в крови происходило в течение всего периода эксперимента, тогда как при действии вещества в концентрации 1 мг/м3 — только в конце опытов. Активность ингибитора трипсина была достоверно низкой у животных, получавших большую концентр ацию вещества, со 2-го месяца и до конца опытов, а у затравливаемых из расчета 1 мг/м3— в конце 4-го месяца. В гомогенате ткани поджелудочной железы активность трипсина была значительно выше, чем в контроле, у животных обеих групп (Я<0,001). Количество трипсиногена в ткани поджелудочной железы и активность трипсина в дуоденальном содержимом были > достоверно увеличены у крыс, получавших ТХП в кон- 1| центрации 10 мг/м3, а у животных, затравливаемых из ™ расчета 1 мг/м3, отмечалась только тенденция к увеличению обоих показателей.

Таким образом, при поступлении в организм животных ТХП с водой в токсичных дозах у крыс обеих опытных групп увеличивалось количество активного трипсина в крови, в гомогенате ткани поджелудочной железы и дуоденальном содержимом и снижался уровень трипсиногена в поджелудочной железе. В сыворотке крови наблюдалось уменьшение активности трипсина.

При ингаляционном введении ТХП в организм животных обнаружено повышение активности трипсина и снижение активности ингибитора в крови, увеличение активности трипсина и содержания трипсиногена в гомогенате ткани поджелудочной железы и возрастание активности трипсина в дуоденальном содержимом.

Полученные результаты показывают, что ТХП при различных путях введения вызывает изменения трипсиназной функции поджелудочной железы.

При обоих способах затравки отмечено увеличение активности трипсина и снижение уровня ингибитора в крови, что было более выражено при внутрижелудочном пути поступления вещества. В ткани поджелудочной железы в обоих случаях повышалось содержание активного трипсина. Количество трипсиногена в железе уменьшалось у животных, получавших вещество внутрижелудочно, и увеличивалось по сравнению с контролем при ингаляционном введении. Оба способа затравки приводили также к увеличению количества активного трипсина в дуоденальном содержимом.

Повышение уровня активного трипсина в крови и дуоденальном содержимом мы рассматриваем как результаг^ усиления процесса активации профермента в ткани подже-* лудоч,ной железы, что может быть связано с цитохимическим действием вещества. Меньшее количество трипсина, поступающего в кровь и двенадцатиперстную кишку при

ингаляционной затравке, по-видимому, свидетельствует о непрямом действии ТХП на поджелудочную железу. В связи с тем что ТХП является непредельным соединением и при прохождении через печень должен подвергаться метаболическим превращениям, видимый эффект непрямого воздействия его на поджелудочную железу при ингаляционном введении связан или с сокращением количества активного вещества, поступающего с кровотоком в ткань поджелудочной железы, или с меньшей токсичностью его метаболитов. Более значительное поступление

И наивного трипсина в кровь при внутрижелудочном вве-,ении вещества приводит к большему расходованию ре-ервов ингибиторных белков и к снижению ингибиторной способности организма.

Уменьшение содержания трипсиногена в ткани железы при внутрижелудочном введении ТХП при одновременном увеличении количества активного трипсина в самой

железе ц повышении активности трипсина в протоках н крови является, на наш взгляд, следствием истощения трипсинобразующей функции поджелудочной железы, чего не происходит при ингаляционном поступлении вещества. Увеличение содержания трипсиногена в ткани поджелудочной железы в этом случае может быть следствием повышенного выделения активного трипсина в кровь и протоки и являться первым этапом нарушения трипсинобразующей функции поджелудочной железы.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что разные способы введения ТХП в организм подопытных животных обусловливают различные по глубине нарушения экскреторной функции поджелудочной железы. Более значительные изменения этой функции отмечаются при внутрижелудочном введении ТХП в организм.

Поступила 18/VII 1979 г.

УДК 371.74

Н. М. Молчанова, канд. мед. наук И. Б. Топоркова

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА В РЕЖИМЕ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ ШКОЛЫ

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

Последние годы в нашей стране широко развертывается сеть групп продленного дня при общеобразовательных школах, начали открываться экспериментальные школы нового типа — школы полного дня. Правильный режим жизни ребенка — важный фактор оптимизации учебного процесса, влияющий на динамику работоспособности учащихся, состояние их здоровья и успеваемость (М. В. Антропова; И. Б. Топоркова, и др.). Особенно важным является соблюдение правильного режима дня уча-Ь^нмися 1-х классов, у которых необходимо обеспечить ■аиболее безболезненное формирование нового динамического стереотипа в связи с переходом в иные условия жизни.

Длительность пребывания на открытом воздухе в течение дня и, в частности, продолжительность его после уроков в школе (перед «самоподготовкой») — важная часть режима для учащихся. Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 17/УП 1969 г. «Гигиеническая организация внеучебного времени и приготовления домашних заданий в школах-интернатах и группах продленного дня» предусматривается длительность пребывания детей на воздухе (динамическая пауза) в первом периоде вне-учебного времени не менее \Чг ч. Между тем до настоящего времени нет единого взгляда на оптимальное время этого режимного момента и в рекомендованных экспериментальных режимах предусматривается различная динамическая пауза. Так, О. Н. Порман рекомендует ее в течение 30 мин, О. Н. Савельев —от Р/3 до 2 ч, 3. И. Са-зашок—I ч—1ч 20 мин, А. Г. Хрипкова и соавт.—также 1 ч 20 мин.

Целью нашей работы являлось установление научно обоснованной длительности динамической паузы и формы ее проведения в первом периоде внеучебного времени учащихся 1-х классов школ продленного (полного) дня. Об эффективности динамической пауаы судили по динамике работоспособности учащихся.

Исследования выполнены во втором полугодии 1977/78 учебного года в 1-м классе школы 345 Ленинграда.' В классе 43 ученика (24 девочки и 19 мальчиков).

Режим дня изучали методом хронометрирования, умственную работоспособность — путем предъявления дотированной во времени работы по таблицам В. Я. Анфк-мова (корректурный тест) в модификации А. Н. Кабанова. Вычисляли разработанные на нашей кафедре показатели: А — число просмотренных знаков в первой

части задания; а — число ошибок в первой части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков: Б — просмотренных знаков во второй части задания (после введения тормозного агента); б — число ошибок во второй части задания н пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — А — изменение числа просмотренных знаков после введения тормозного агента. Изменение показателя Б — А сопоставляли с изменением показателя б (Н. М. Молчанова и соавт.).

Методика дозированной во времени работы позволяет получить показатели наиболее адекватно отражающие функциональное состояние центральной нервной системы в течение дня, недели, учебного года (М. В. Антропова; С. М. Тромбах и соавт.). Проведено 8 серий исследований при длительности пребывания учащихся на открытом воздухе от 30 мин до 2 ч. Статистической обработке с использованием ЭВМ БЭСМ-4 подвергнут материал 2750 наблюдений (А. М. Мерков и Л. Е. Поляков). Сравнивали работоспособность после динамической паузы и до" нее. Достоверность разности средних оценивали по таблице /-критерия Стьюдента и считали существенной Я^0,05.

Результаты исследования показали, что при длительности динамической паузы 30 мин рассматриваемые данные работоспособности практически не изменились.

При продолжительности 40 мин уменьшились количественные показатели работы: А после динамической паузы равно 278± 10,6, до нее—316± 13,0 (Р<0,05), Б — соответственно 202± 15,8 и 248± 13,0 (/><0,05). Ухудшилось качество работы после введения тормозного агента: б после динамической паузы составило 1,64±0,20, а до нее — 0,76±0,14 (Я<0,001). Указанные изменения свидетельствовали о наступлении у детей утомления.

Динамическая пауза длительностью 50 мин улучшила качество работы до введения тормозного агента: показатель а до динамической паузы был равен 0,88±0,17, после нее — 0,42±0,08 (/><0,02). Снижение после динамической паузы Б — А (—54± 13,8 после динамической паузы и —86± 12,2 до нее при Р>0,05) в сочетании с тенденцией к'сокращению показателя б (соответственно 1,63±0,20 и 1,88±0,21 при Р=0,4), а также снижение показателя а свидетельствовали об уменьшении утомления.

Пребывание детей на открытом воздухе в течение I ч вызвало снижение показателя А с 263± 11,9 перед динамической паузой до 222±8,3 после нее (/><0,01). Досто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.