Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»

Время установления максимального значения соотношения паразит — хозяин ■является показателем скорости процесса взаимодействия в системе (А. В. Афиногенова и В. А. Ламбина). В наших опытах соотношение паразит — хозяин устанавливалось наиболее быстро при взаимодействии бделловибрио и холерных вибрионов Эль-Тор серотипа Инаба и Огава при 37°С. Так, если через 1 сут инкубации при этой температуре соотношение паразит — хозяин для холерных вибрионов Эль-Тор серотина Огава было равно 0,2-10®, для холерных вибрионов Эль-Тор серотипа Инаба—0,3-105, то при температуре 22° С оно соответственно равнялось 0,7-103 и 0,8-103. Максимальное соотношение паразит — хозяин устаналивалось при взаимодействии бделловибрио с холерными вибрионами при 37°С на 3-й, а при 223С — на 7-е сутки, т. е. при снижении температуры инкубации для установления максимального сооГношения требуется больше времени. Этим, на наш взгляд, можно объяснить более поздние сроки гибели холерных вибрионов при 22°С, чем при 37°С.

Выводы

1. Из сточной воды выделены штаммы бделловибрио бактериоворус, обладающие высокой литической активностью по отношению к холерным вибрионам Эль-Тор серотипа Огава 9596 и Инаба 8860.

2. При взаимодействии бделловибрио бактериоворус с холерными вибрионами Эль-Тор серотипа Огава и Инаба в автоклавированной сточной воде антагонистическое действие паразита проявлялось на 4—6-е сутки при 37°С и на 7—10-е сутки— при 22°С.

3. В нативной сточной воде гибель холерных вибрионов Эль-Тор обоих серотипов наступала на 3—4-е сутки при 22°С как в опытных, так и в контрольных пробах. В связи с этим возможность использования бделловибрио бактериоворус в качестве биологических агентов для обеззараживания сточных вод от холерных вибрионов требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

Афиногенова А. В., Ламбина'В. А.— Микробиология, 1977, вып. 4, с. 741—745. Ашмарин И. П., Воробьев А. А. Статистические методы в микробиологических

исследованиях. Л., 1962. Ибрагимов Ф. X., Илюхин А. А., Меркина Е. Н. и др.— В кн.: Проблемы особо

опасных инфекций, 1976, вып. 4 (50), с. 66—67. Ибрагимов Ф. X,— Лабор. дело, 1978, № 7, с. 427—428.

■Лурье Ю. Ю., Рыбникова А. И. Химический анализ производственных сточных вод. М., 1974.

Мейнелл Дж., Мейнелл Э. Экспериментальная микробиология. М., 1967, с. 33—68«

Поступила 16/1X 1978 Г.

УДК 612-053.5 + 613.9551:371.711

Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена

В последние годы в нашей стране начали открываться экспериментальные школы нового типа — школы полного дня (М. Сысоева и В. Кутьев), которые проф. Э. Г. Ко-стяшкин считает школами будущего. Внедрение научно обоснованного режима в школах полного дня имеет особое значение, поскольку учащиеся этих школ испытывают большое нервное напряжение вследствие длительного пребывания в условиях коллектива. Между тем, как пишет В. Подобед, до настоящего времени нет научно обоснованного режима дня для школ полного дня и разработка его особенно актуальна.

Наши исследования проведены во втором полугодии 1977/78 учебного года в 1-м классе ленинградской школы № 345, где 43 ученика (24 девочки и 19 мальчиков).

В данной работе представлены результаты статистической обработки материалов двух серий исследований (1336 наблюдений), проведенных при двух вариантах режима дня (см. таблицу). Показатели работоспособности, полученные в течение дня, сравнивали с фоном (работоспособность до уроков). Достоверность разности средних считали существенной при Р<0,05.

Первый вариант режима (принят в школе для 1-х классов) имеет ряд гигиенических недостатков: имеется малый промежуток времени между первым (дома) и вторым (в школе) завтраком, ранний обед, недостаточное пребывание на свежем воздухе

Варианты режима дня учащихся 1-го класса

Первый яариант

Второй вариант

время

элемент режима

время

элемент режима

8 ч 00 мин— 8 ч 50 мин*

9 ч 00 мнн-9 ч 45 мин-

9 ч 55 мин-

10 ч 40 мин-

11 ч 00 мин-11 ч 45 мин-

■ 9 ч 45 мин - 9 ч 55 мин

-10 ч 40 мин -11 ч 00 мин -11 ч 45 мин* -12 ч 30 мин

12 ч 30 мин—13 ч 45 мин

13 ч 45 мин-

13 ч 55 мин-

14 ч 40 мин-14 ч 50 мин-

-13 ч 55 мин* -14 ч 40 мин -14 ч 50 мин* -15 ч 50 мин*

15 ч 50 мин— 16 ч 00 мин

16 ч 00 мин— 16 ч 20 мин

16 ч 20 мин— 17 ч 00 мин

17 ч 00 мин— 18 ч 00 мин

18 ч 00 мин— 19 ч 00 мин

Прием детей в игровой комнате 1-й урок

1-я перемена Завтрак

2-й урок

2-я перемена

3-й урок

3-я перемена Обед

Динамическая пауза

4-я перемена

4-й урок

5-я перемена Самоподготовка,

сон для ослабленных детей

6-я перемена Полдник Воспитательная

работа Прогулка Игры в щении домой

поме-уход

8 ч 00 мин— 8 ч 50 мин'

9 ч 00 мин-9 ч 45 мин-9 ч 55 мин-10 ч 40 мин-

00 мин-45 мин-05 мин-50 мин-00 мин-30 мин-

30 мин-40 мин-40 мин-50 мин-10 мин-

- 9 ч 45 мин

- 9 ч 55 мин -10 ч 40 мин -11 ч 00 мин

-11 ч 45 мин -12 ч 05 мин -12 ч 50 мин* -13 ч 00 мин -13 ч 30 мин -15 ч 30 мин

-15 ч 40 мин* -16 ч 40 мин* -16 ч 50 мин -17 ч 10 мин -18 ч 00 мин

18 ч 00 мин—19 ч 00 мин

Прием детей,

прогулка 1-й урок

1-я перемена

2-й урок

2-я перемена Завтрак

3-й урок

3-я перемена

4-й урок

4-я перемена Обед

Динамическая

пауза Сон для ослабленных детей

5-я переменая Самоподготовка

6-я перемена Полдник Воспитательная

работа Прогулка, уход домой

* Время исследования умственной работоспособности.

перед приготовлением домашних заданий. Время самоподготовки не совпадает со вторым подъемом работоспособности учащихся, который наблюдается в 16—17 ч (М. В. Антропова). Сон ослабленных детей во время самоподготовки класса приводит к тому, что эти дети должны готовить уроки дома вечером, когда работоспособность у них понижена. При хронометраже режима дня выявлено укорочение длительности пребывания на свежем воздухе по сравнению с предусмотренной режимом дня школы: первая прогулка не превышала 1 ч, вторая — 40 мин, а иногда отсутствовала.

Второй вариант режима (введен в школе на время эксперимента по нашей рекомендации) соответствует гигиеническим нормам. В нем устранены указанные выше недостатки: школьный завтрак перенесен с первой перемены на вторую, обед — с третьей на четвертую. Динамическая пауза предусмотрена после четвертого урока и обеда, увеличена ее длительность. Сон ослабленных детей перенесен на время, когда остальные дети гуляют. После сна рекомендовано проводить гигиеническую гимнастику. Данное предложение основано на результатах исследования Кей&г и соавт., получивших после сочетания пассивного отдыха с активным наибольшее улучшение психофизиологических параметров.

Самоподготовка проводится во время наивысшей работоспособности учащихся во второй половине дня. Предусмотрена прогулка до учебных занятий. Хронометраж показал соответствие длительности отдельных режимных моментов времени, предусмотренному режимом.

Результаты изучения работоспособности учащихся показали следующее.

При первом варианте режима после 3-го урока уменьшилось число просмотренных знаков и ухудшилось качество работы, что свидетельствовало о наступлении утомления у школьников. Достоверное ухудшение всех показателей сохранялось на всех этапах исследования. При сопоставлении показателей работоспособности после динамической паузы и до нее выявлено достоверное уменьшение числа ошибок как при простом задании, так и при задании с дифференцировкой, что говорило о частичном восстановлении работоспособности, сниженной во время учебных занятий. Однако и после динамической паузы уровень работоспособности у школьников оставался достоверно ниже, чем до уроков.

При втором варианте режима после 4-го урока отмечено достоверное уменьшение числа просмотренных знаков и достоверное увеличение числа сделанных ошибок. Но после динамической паузы наблюдалось восстановление показателей работоспособ-

ао

ности, и к моменту последнего исследования она была примерно такая же, как до уроков. Исключение составлял показатель «б», который не восстанавливался, и продолжал расти, что свидетельствовало об уменьшении у школьников в течение дня концентрации внимания на введение тормозного агента.

Выводы

1. Исследование работоспособности при двух вариантах режима выявило зна. чительно меньшее утомление к концу учебного дня при втором варианте.

2. Рост числа ошибок после введения тормозного агента и при втором варианте режима, по-видимому, может быть снижен организованным проведением динамической паузы с некоторым уменьшением двигательной активности, особенное заключительной ее части.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. М., 1971.

Костяшкин Э. Г. — Сов. педагогика, 1976, № 4, с. 102.

Костяшкин Э. Г., Кутьев В. — Народное образование, 1977, № 5, с. 115.

Подобед В. — Там же, 1977, № 10, с. 35.

Сысоева Н., Кутьев В. — Там же, 1976, № 10, с. 62.

Kertisг М., Kishäzi М., Röna В. et al. — Egeszsegtudomany, 1976, v. 20, р. 48.

Поступила 12/XII 1978 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотации

УДК 613.5:628.173

Ф. В. Авраман, А. П. Дискаленко. К методике определения рас ходов воды в квартирах на различные гигиенические и культурно-бытовые нужды населения (Молдавский НИИ гигиены и эпидемиологии)

Анализ структуры фактического хозяйственно-бытового водопотребления показывает, что основное количество (70%) воды расходуется населением в жилых домах, поэтому при определении объемов водопотребления на перспективу основное внимание уделяется именно этой статье. Количественные обоснования норм потребления веды в квартирах в зависимости от числа жильцов и их образования, социального положения культурно-бытовых навыков, общей площади, состояния санитарно-техни-ческой арматуры и других условий, влияющих на водопотребление, представляют не только научно-теоретический, но и большой практический интерес. Необходимость таких исследований диктуется как с гигиенической, так и с технической точки зрения: во-первых, возможность потребления воды в нужном количество обеспечивает высокий уровень личной гигиены, санитарно-бытового режима и общего санитарного благоустройства всей квартиры, во-вторых, полученные данные помогут правильно установить норму водопотребления, избежать искусственного завышения норм, а также рационально проектировать внутреннюю сеть водопровода и наметить мероприятия по борьбе с утечками воды, в-третьих, равномерная подача воды во внутреннюю сеть водопровода позволит экономно расходовать воду и избежать в перспективе значительных капиталовложений. Работу выполняли в два этапа; сбор данных, характеризующих водопотребление в квартирах, на основе анкетных опросов и определение расхода воды в квартирах на основе снятия показаний водомеров и записей с помощью самопишущих приборов (Н-340). Основной задачей первого этапа явилась общая оценка фактически сложившихся расходов воды в квартирах в зависимости от общей площади, состояния санитарно-технической арматуры, числа жильцов, образования, социального положения, культурно-бытовых навыков и других условий. Исходя из поставленных задач, для сбора данных составили специальную анкету, учитывающую перечисленные пункты, а также другие условия, определяющие водопотребление в квартире. На втором этапе проводили разовые и продолжительные измерения расхода воды в квартирах с помощью самопишущих приборов. Для регистрации расхода воды использовали универсальные приставки к водосчетчикам Н-340, разработанные и изготовленные Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова. На вторичном приборе-самописце, входящем в комплекс аппаратуры, регистрировали каждый оборот центральной стрелки водосчетчика. В качестве датчика применяли фотоэлемент или механический контакт. График часового расхода воды, который жильцы отмечали плюсами, показал, что наибольший расход воды наблюдался в утренние и вечерние часы и совпадал с почасовым расходом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.