Таблица 2
Изменение баланса азота у учащихся ПТУ ■ ходе 6-дневного эксперимента
Период учебного года Группа Число обследованных Количество азота, г Баланс азота, р Р
поступившего в организм выведенного из организма
Обычный учебный процесс 1-я 7 9,3±0,48 11,8±0.51 —2,42±0,42 <0,01
2-я 7 8,8±0,36 Ю,5±0,49 —1,69±0,31 <0,05
3-я 7 12,8±0,41 10,9±0,63 + 1,87±0,27 >0,05
4-я 7 11,1±0,23 10,1±0,58 + 1,07±0,34 >0,05
Экзаменационный 5-я 7 10.4dh0.20 11,9±0,47 —1,47±0,40 <0,01
6-я 7 9,1 ±0.36 11,1±0,71 —2,03±0,26 <0,01
7-я 7 12,4±0,29 10,9±0,53 + 1,54±0,34 <0,05
Практика на предприятии 8-я 7 11,3±0,41 9,8±0,74 + 1,48±0,29 <0,05
9-я 9 Ю,3±0,23 13,1±0,72 —2,80±0,53 <0,01
10-я 9 9,1±0,27 12,1±0,63 —3,03±0,29 <0,001
11-я 9 14,9±0,34 13,8±0,69 + 1,Ю±0,43 >0,05
12-я 9 12,4±0,30 11,2±0,54 + 1,20±0,25 >0,05
между приемами пищи колебалось от 3,5 до 4 ч (завтрак/ обед) до 8—8,5 (обед/ужин), зимой это время составляло 4—6 ч. Большой перерыв между обедом и ужином в летний период отрицательно сказывался на режиме питания и субъективных психологических ощущениях подростков и приводил к увеличению массы и калорийности пищи за ужином, достигавших до 40 % дневного рациона.
Для определения влияния фактического питания на некоторые показатели пищевого статуса 92 15—17—летних учащихся ПТУ металлургической и легкой промышленности, которые были разделены на 12 групп по 7—9 человек в каждой. Изучение проводили в течение 3 периодов учебного года: во время обычного учебного процесса, экзаменов и в период практики на предприятии (только учащиеся 17 лет).
Представленные в табл. 1 и 2 результаты исследований подтверждают определенную неадекватность питания учащихся ПТУ. Достоверное уменьшение массы тела отмечено только у юношей экспериментальной группы в ПТУ металлургического профиля. Однако и у лиц других экспериментальных групп имелась аналогичная тенденция к снижению
массы тела, чего не наблюдалось в контроле. У лиц всех экспериментальных групп достоверно выявлялся отрицательный баланс азота, в контроле баланс азота имел тенденцию к положительному значению.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки научно обоснованного рациона и новых норм питания, дифференцированных для учащихся ПТУ различного профиля с учетом профессии, пола, возраста, вида учебного процесса, климатогеографической зоны и улучшения контроля за их соблюдением.
Литература ^
1. Бондарев Г. И., Виссарионова В. Я. — Вопр. питания, 1983, № 3, с. 9—15.
2. Городинский С. М.. Бавро Г. В., Иванов Г. А. — Гиг. и сан., 1971, № 10, с. 33—36.
3. Химический состав пищевых продуктов. М.. 1976.
Поступила 10.10.84
УДК 572.51-053.2-055.2(470.40-25)
Г. Н. Атрощенко, В. И. Васильев. И. Н. Сахарова ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК ПЕНЗЫ
Пензенский педагогический институт им. В. Г. Белинского
Одним из показателей здоровья детей является их фи-вическое развитие. В связи с этим во многих городах и районах нашей страны составляются оценочные таблицы, которые используют в практической работе как врачи, так н педагоги [1, 4, 6, 9].
В Пензе подобные таблицы были составлены в 1963 г. [7]. Согласно унифицированной методике А. Б. Ставицкой и Д. И. Арон [8], через определенные промежутки времени требуется пересмотр оценочных таблиц. Поэтому в 1983 г. было проведено антропометрическое обследование учащихся с целью выяснения уровня физического развития современных детей. Обследовано 810 здоровых девочек в возрасте от 7 до 17 лет. В качестве показателей физического развития использовали рост, массу тела и окружность грудной клетки (ОГК). Полученные результаты обрабатывали методом вариационной статистики.
Данные физического развития девочек представлены в табл. 1.
Обследование показало, что средний рост девочек в возрасте 7 лет в 1963 г. был 120,062:0,93 см, в 1983 г.— 124,61 ±0,88 см, а в 17 лет — 159,31 ±0,98 и 163,84±0,61 см
соответственно. Средний годичный прирост как в 1963 г., так и в 1983 г. равнялся 3,9 см. Максимальное увеличение роста наблюдалось в 1963 г. в 12 лет, а в 1983 г. в 11 лет (соответственно 7,60 и 8,31 см). Масса тела 7-летних девочек в 1963 г. была 22,50 ±0,55 кг, в 1983 г. — 25,39 ±0,74 ктЖ в 17 лет — 55,41±1,01 и 59,73±1,44 кг соответственно. Средний годичный прирост в 1963 г. составил 3,3 кг, в 1983 г. — 3,4 кг. Максимальная прибавка массы тела наблюдалась в 1963 г. в 14 лет, в 1983 г. в 11 лет (соответственно 5, 10 и 6,68 кг). ОГК 7-летних девочек в 1963 г. равнялась 58,72±0,52 см, в 1983 г. — 61,10±0,58 см, в 17-летнем возрасте этот показатель был 82,33±0,64 и 86,13±1,02 см соответственно. Среднее годовое увеличение ОГК в 1963 г. составило 2,4 см, в 1983 г. — 2,5 см. Максимальный прирост отмечен в 1963 г. в 12 лет (3,71 см), а в 1983 г. в 11 лет (8, 10 см).
Анализ полученных результатов показал, что за изученный период произошли положительные сдвиги основных показателей физического развития девочек всех возрастных групп, что согласуется с данными литературы [1, 3, 9].
Таблица I
Показатели физического развития девочек Пензы
1963 г. 1983 г.
Возраст девочек, годы М±т а абсолютный прирост относительный прирост. % М±т а абсолютный прирост относительный прирост, %
Рост стоя, см
7 120,06±0,93 4,28 124,61±0,88 5,26
8 123,64±0,94 4,90 3,58 2,14 129,51±0,83 4,67 4,90 3,93
9 127,78± 1,01 5,48 4,14 3,34 139,12± 1,03 5,54 9,61 7,42
10 133,02± 1.20 5,88 5,24 4,10 141,21± 1,21 7,46 2,09 1,50
11 138,04± 1,15 6,90 5,02 3,77 149,52±0,92 6,39 8,31 5,88
12 145,64± 1,15 7,21 7,60 5,50 155,51± 1,08 7,01 5,99 4,01
13 150,29± 1,07 6,72 4,65 3,19 157,28± 1,23 6,76 1.77 1,13
14 154,68± 1.12 6,82 4,39 2,92 162,27±0,68 4,36 4,99 5,17
15 157,66±0,99 5,52 2,98 1,92 163,62±0,77 4,52 1,35 0,80
16 158,86± 1,01 5,28 1,20 0,75 163,76±0,76 4,98 0,14 0,08
17 159,31±0.98 4,99 0,46 0,28 163,84±0,61 4,36 0,12 0,04
Масса те*га, кг
7 22,50±0,55 2,54 25,39±0,74 4,71
8 23,76±0,55 2,86 1,26 5,55 27.28±0,57 3,60 1,89 7,44
9 25,81±0,62 3,36 2,05 8,62 32,92± 1,09 6,02 5,68 20,82
10 28,91±0,88 4,32 3,10 12,01 34,49±0,94 5,77 1,53 4,64
11 32,18±0,86 5,16 3,27 11,31 41,17± 1,67 10,02 6,68 19,36
12 36,92± 1,02 6,42 4,74 14,73 43,05± 1,40 8,66 1,88 4,56
13 41,66±1,08 6,78 4,74 12,84 47,59± 1,81 9,27 4,54 10,54
14 46,76± 1,12 6,86 5,10 12,24 52,81± 1,21 6,99 5,22 10,96
15 50,92± 1,17 6,54 4,16 8,89 54,97± 1,71 9,21 2,16 4,09
16 54,54± 1,28 6,66 3,62 7,11 58,61± 1,34 8,52 3,64 6,62
17 55,41± 1,01 6,48 0,87 1,59 59,73± 1,44 6,79 1.12 1,91
ОГК, см
7 58,72±0,52 2,38 61,10±0,58 3,47
8 59,40±0.54 2,82 0,68 1,16 63,21±0,79 4,50 2,11 3,45
9 61,32±0,56 3,02 1,92 3,23 66,01±0,85 5,05 2,80 4,43
10 63,45±0,69 3,40 2,22 3,62 67,40±0,95 6,12 1,39 2,10
11 66,01±0,71 4,24 2,47 3,88 75,50± 1,19 7,94 8,10 12,01
12 69,72±0,76 4,76 3,71 5,62 79,83± 1,03 6,68 4,33 5,73
13 73,42±0,83 5,18 3,70 5,31 80,28±0,98 5,65 0,45 0,56
14 76,62±0,75 4,56 3,20 4,36 82,91±0.90 5,87 2,63 3,28
15 79,22±0,73 4,08 2,60 3,39 84,44± 1,25 7,53 1,53 1,84
16 81,26±0,74 3,86 2,04 2,57 85,88± 1.08 6,97 1,44 1,70
17 82,33±0,64 4,32 1,07 1,32 86,13± 1,02 6,38 0,25 0,29
Условно приняв изменение длины тела в 1983 г. по сравнению с 1963 г. за 1, мы определили степень отклонения остальных показателей по отношению к росту (табл.2).
Таблица 2
Физическое развитие девочек в 1983 г. по сравнению с 1963 г.
Возраст Рост стоя Масса ОГК
девочек. В % к в усл. в % к в усл. в % к в усл.
годы 1963 г. ед. 1 963 г. ед. 1963 г. ед.
7 103,29 1 112,84 3,9 104,06 1,2
8 104,75 1 114,81 3,1 106,41 1,3
9 108,87 1 127,70 3,1 107,65 0,9 1
10 106,16 1 119,30 3,1 106,07
11 108,32 1 127,94 3.4 114,38 1.7
12 106,78 1 116,60 2,4 114,50 2,1
13 104,65 1 114,23 3,1 109,34 2
14 107,46 1 112,94 1,7 108,21 1,1
15 103,78 1 107,95 2,1 106,59 1.7
16 103,08 1 107,46 2,4 105,69 1,8
17 102,84 1 107,80 2,7 104,61 1,6
Выявлено большее нарастание массы тела и ОГК по сравнению с длиной тела. При этом максимальное увеличение массы тела наблюдалось у девочек младшего школьного возраста, а ОГК — после 11 лет.
Выявлено также, что погодовые темпы прироста всех показателей в 1963 г. были равномерны, а в 1983 г. носили скачкообразный характер. В 1983 г. по сравнению с 1963 г. снизился возраст максимальной скорости роста всех показателей физического развития, что объясняется, вероятно, более ранним половым созреванием современных девочек [2].
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в физическом развитии девочек Пензы все еще проявляется акселерация. Вместе с тем следует отметить, что показатели их физического развития выше, чем у их сверстниц в городах меньшего масштаба [5], но ниже, чем в более крупных городах [4].
Литература
1. Большакова М. Д., Дьячков Н. Г. — В кн.: Вопросы гигиены детей и подростков. М., 1960, с. 15—25.
2. Бунак В. В. — Вопр. антропол., 1968, вып. 28, с. 36—59.
3. Властовский В. Г. Акцелерация роста и развития детей. М„ 1976.
ч
— 87 —
4. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М„ 1983.
5. Ефимов В. М., Клепиков В. Г.—Здравоохр. Рос. Федерации, 1982, № 3, с. 12—14.
6. Калиберный В. В.. Сыроватская Г. В. — Гиг. и сан., 1983, № II. с. 81—82.
7. Полозова А. П., Копчагов Г. В. Таблицы оценки показа-
телей физического развития мальчиков и девочек от 7 до 17 лет. Пенза, 1963.
8. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М, 1959.
9. Хохлов II. П. — Здравоохр. Рос. Федерации, 1984, МЬ 2, с. 14—16.
Поступила 18.10.84
УДК 371.71
Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена
Правильный режим жизни — важный фактор оптимизации учебного процесса, влияющий на динамику работоспособности учащихся, состояние их здоровья и успеваемость. Предметом повышенного внимания гигиенистов являются дети, приступившие к систематическому обучению в 6-лет-нем возрасте [2]. Приказом Министерства просвещения СССР от 10/\'111 1981 г. утверждено «Временное положение о подготовительных классах общеобразовательных школ, работающих в условиях 5-дневной учебной недели». Обучение в этих классах осуществляется по экспериментальным программам, разработанным в союзных республиках на основе типовых программ, рекомендованных министерством просвещения СССР.
Методическими рекомендациями (8] предлагается примерный распорядок дня учеников подготовительного класса при продленном пребывании в школе и учебной нагрузке 20 учебных часов в неделю (ежедневно 4 урока по 35 мин). Предусматривается 1-й тип режима дня — все уроки по учебному расписанию в первую половину дня (до обеда).
Целью нашей работы являлось составление научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режима дня учащихся подготовительных классов, обучающихся по программе и учебному плану, предложенным НИИ школ Министерства просвещения РСФСР.
О рациональности построения режима и адаптации учащихся к школьному обучению судили по динамике умствен-
ной работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года.
Исследования проведены в 1982/83 учебном году в экспериментальном подготовительном классе школы № 204 Ленинграда. В классе 24 ученика (17 мальчиков и 7 девочек), имеется весь предусмотренный набор помещений. Режим дня изучали методом хронометрирования, умственную работоспособность — путем предъявления дозированной во времени работы (корректурный текст): в первом полугодии — по фигурным таблицам, во втором — по таблицам Анфимова в модификации А. И. Кабанова. Вычисляли разработанные авторами статьи показатели работоспособности: А — число просмотренных знаков в первой части задания; а — число ошибок в первой части задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б — число просмотренных знаков во второй части задания; б — число ошибок во второй частк< задания в пересчете на 100 просмотренных знаков; Б—А — изменение числа просмотренных знаков после введения тормозного агента. Динамику показателя Б—А сопоставляли с изменением показателя б [3].
В соответствии с рекомендациями [ 1 ] исследования .проводили во 2-ю неделю каждой четверти. Выполнено 4 этапа эксперимента (каждый по 5 серий исследований). Наблюдения проводили по 4 раза в течение каждого экспериментального дня. Статистической обработке с использованием ЭВМ ЕС-1022 подвергнут материал 8120 наблюдений.
Режим дня учащихся подготовительного класса
Время
Элемент режима
I — IV четверть вторник, четверг
I —III четверть
IV четверть
понедельник, среда, пятница
8 Ч 15 МИН-
8 ч 50 мин
9 ч 00 мин 9 ч 35 мин-9 ч 50 мин-
10 ч 25 мнн-
10 ч 35 мин-
11 ч 20 мин-
12 ч 00 мин
12 ч 35 мин-
13 ч 00 мин-13 ч 30 мин-15 ч 15 мин-
15 ч 30 мин-
16 ч 05 мин-16 ч 20 мин-16 ч 45 мин-18 ч 00 мнн-
-8 ч 50 мин -8 ч 55 мин -9 ч 35 мин -9 ч 50 мин -10 ч 25 мин -10 ч 35 мин -11 ч 10 мин -II ч 55 мин -12 ч 35 мин -12 ч 55 мин -13 ч 30 мин -15 ч 15 мин -15 ч 30 мик -16 ч 05 мин -16 ч 20 мин -16 ч 45 мин -18 ч 00 мин -19 ч 00 мин
Прием детей Гимнастика до уроков * 1-й урок
1-я перемена, завтрак
2-й урок
2-я перемена
3-й урок*
4-й урок*
Динамическая пауза
Обед
Сон*
Полдник
Клубный час
Динамическая пауза
Игры в помещении, уход домой
Прием детей Гимнастика до уроков * 1-й урок
1-я перемена, завтрак
2-й урок
2-я перемена
3-й урок*
Динамическая пауза
4-й урок (физкультура)* 4-я перемена (переодевание) Обед
Сон* Полдник Клубный час Динамическая пауза
Игры в помещении, уход домой
Прием детей Гимнастика до уроков ' 1-й урок
1-я перемена, завтрак
2-й урок
2-я перемена
3-й урок*
Динамическая пауза
Обед Сон*
Переодевание, полдник 4-й урок (физкультура)* Полдник Клубный час Динамическая пауза Игры в помещении, уход домой
Примечание. Звездочка — время исследования умственной работоспособности; динамическая пауза — подвижные игры на открытом воздухе.