Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПИТАНИЯ'

ПОКАЗАТЕЛИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПИТАНИЯ»

УДК 371.718:377

Л. И. Буряк, А. А. Беляев

ПОКАЗАТЕЛИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПИТАНИЯ

Днепропетровский медицинский институт

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года т<5лько в одиннадцатой пятилетке предусматривается подготовить более 13 млн. высококвалифицированных рабочих различных специальностей через систему профессионально-технического образования. Отсюда понятно серьезное внимание, которое уделяется различным аспектам деятельности профессионально-технических училищ (ПТУ).

В данной работе изучено питание учащихся ПТУ металлургической и легкой промышленности при регламентированном и свободном режимах (учащиеся могли принимать дополнительное количество пиши вне регламента училища). Наряду с этим проведено изучение питания по меню-раскладкам [ I ] в различные периоды обучения и сезоны года.

Установлено, что учащиеся недополучают некоторые продукты утвержденного суточного продуктового набора для учащихся ПТУ как по общей норме, так и по нормам для обучающихся профессиям, связанным с работой в горячих цехах. Например, количество поступающих в организм подростков растительных масел составляло 60—70 % от предусмотренного, что в значительной степени сказывалось на обеспечении развивающегося организма эссенци-альными жирными кислотами. Кроме того, в рацион входило незначительное количество субпродуктов, хотя в нор--¡¿К;|х указано на необходимость включения в него печени как концентрата витамина А. Для питании в ПТУ характерно малое потребление бобовых культур (гороха, фасоли, сои), богатых растительным белком [3].

Недополучение пищевых веществ, предусмотренных в суточном наборе, а также несъедаемость хлеба снижали энергетическую ценность рациона. Нами установлено, что энерготраты во время обычного учебного процесса и сдачи экзаменов примерно равны и составляли у юношей 2710— 2980 ккал/сут (11,34—12,47 мДж/сут), у девушек — 2340— 2750 ккал/сут (9,79—11,51 мДж/сут). В период производ-

ственной практики на предприятиях энерготраты у юношей и девушек ПТУ металлургического профиля возрастали соответственно до 3490—3640 ккал/сут (14.60—15,23 мДж/ сут) и 3040—3110 ккал/сут (12,72—13,01 мДж/сут), а у девушек, обучающихся в ПТУ легкой промышленности — до 2670-2920 ккал/сут (11,17—12,22 мДж/сут). Энергетический дефицит рациона в различные периоды учебного процесса колебался от 5 до 27 % и особенно резко проявлялся у юношей в период производственной практики на металлургических заводах.

В фактическом питании учащихся ПТУ различного профиля выявлен дефицит общего белка и белка животного происхождения, животных и растительных жиров. Поступление в организм минеральных веществ (калия, кальция, магния, фосфора, железа) составляло 65—81 % от рекомендуемой нормы, тиамина, ниацина, рибофлавина и аскорбиновой кислоты — 51—68%, а витамина А (всех форм) — 72—80 %. У юношей, обучающихся в ПТУ металлургического профиля, дефицит минеральных веществ и водорастворимых витаминов во время производственной практики усугублялся тем, что часть их вымывалась из организма с интенсивными потовыми выделениями [2]. По результатам наших исследований потери влаги с потовыми выделениями за смену во время производственной практики иг металлургических заводах в летний период составляли 4150— 5980 мл, причем отмечалось снижение удельной конценграции минеральных вешеств при одновременном увеличении интенсивности потоотделения на 17—31 %. Проведенное в зимне-весенний период изучение обеспеченности организма подростков аскорбиновой кислотой (проба Нестерова) показало, что из 68 человек у 21 был гиповитаминоз 1 степени, а у 8 — I—II степени, что полностью подтвердились при биохимическом исследовании крови и мочи.

Режим питания в ПТУ трехразовый: завтрак, обед и ужин. В период летней производственной практики время

Таблица I

Изменение массы тела у учащихся ПТУ в ходе в-дневного эксперимента

Период учебного года Групп» Число об-следопанных Масса тела, кг Изменение массы тела, кг р

До эксперимента после эксперимента

Обычный учебный процесс 1-я 7 64,2±0.81 63,3±0,75 —0,89±0,08 >0.05

2-я 7 55,2±0,69 54,9± 0.66 —0,31 ±0,04 >0.05

3-я 7 63,5±0,58 63,8±0,71 +0,34±0.04 >0.05

4-я 7 57.0±0.72 56,9±0,88 —0,12±0,02 >0.05

Экзаменационный 5-я 7 66.8±0,63 66,5±0,81 —0,36±0,03 >0.05

6-я 7 56,2±0,70 56,1 ±0,67 —0,14±0,02 >0.05

7-я 7 64,4±0,82 64.3±0.74 —0,10±0,01 >0,05

Практика на предприятии 8-я 7 54,9±0,66 55,1±0,аЗ +0,21±0,02 >0.05

9-я 9 61,5±0,33 60,3±0.37 —1,14±0,09 <0.05

10-я 9 56,5±0,39 55.8rfc0.46 —0,78±0,10 >0,05

11-я 9 62,7±0,68 63,0±0,73 +0.28±0,02 >0.05

12-я 9 54,7±0,79 54,6±0,67 —0,17±0,03 >0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2 группы 1, 5 и 9-я — экспериментальные (юноши, обучающиеся в ПТУ металлургического профиля и получающие только фактическое регламентированное питание в училище); группы 2, 6 и 10-я — экспериментальные (девушки, обучающиеся в ПТУ легкой промышленности и получающие только фактическое регламентированное питание в училище); группы 3. 7 и 11-я— контрольные (юноши, обучающиеся в ПТУ металлургического профиля и питающиеся в свободном режиме; группы 4, 8 и 12-я — контрольные (девушки, обучающиеся в ПТУ легкой промышленности и питающиеся в свободном режиме).

Таблица 2

Изменение баланса азота у учащихся ПТУ ■ ходе 6-дневного эксперимента

Период учебного года Группа Число обследованных Количество азота, г Баланс азота, р Р

поступившего в организм выведенного из организма

Обычный учебный процесс 1-я 7 9,3±0,48 11,8±0.51 —2,42±0,42 <0,01

2-я 7 8,8±0,36 Ю,5±0,49 —1,69±0,31 <0,05

3-я 7 12,8±0,41 10,9±0,63 + 1,87±0,27 >0,05

4-я 7 11,1±0,23 10,1±0,58 + 1,07±0,34 >0,05

Экзаменационный 5-я 7 10.4dh0.20 11,9±0,47 —1,47±0,40 <0,01

6-я 7 9,1 ±0.36 11,1±0,71 —2,03±0,26 <0,01

7-я 7 12,4±0,29 10,9±0,53 + 1,54±0,34 <0,05

Практика на предприятии 8-я 7 11,3±0,41 9,8±0,74 + 1,48±0,29 <0,05

9-я 9 Ю,3±0,23 13,1±0,72 —2,80±0,53 <0,01

10-я 9 9,1±0,27 12,1±0,63 —3,03±0,29 <0,001

11-я 9 14,9±0,34 13,8±0,69 + 1,Ю±0,43 >0,05

12-я 9 12,4±0,30 11,2±0,54 + 1,20±0,25 >0,05

между приемами пищи колебалось от 3,5 до 4 ч (завтрак/ обед) до 8—8,5 (обед/ужин), зимой это время составляло 4—6 ч. Большой перерыв между обедом и ужином в летний период отрицательно сказывался на режиме питания и субъективных психологических ощущениях подростков и приводил к увеличению массы и калорийности пищи за ужином, достигавших до 40 % дневного рациона.

Для определения влияния фактического питания на некоторые показатели пищевого статуса 92 15—17—летних учащихся ПТУ металлургической и легкой промышленности, которые были разделены на 12 групп по 7—9 человек в каждой. Изучение проводили в течение 3 периодов учебного года: во время обычного учебного процесса, экзаменов и в период практики на предприятии (только учащиеся 17 лет).

Представленные в табл. 1 и 2 результаты исследований подтверждают определенную неадекватность питания учащихся ПТУ. Достоверное уменьшение массы тела отмечено только у юношей экспериментальной группы в ПТУ металлургического профиля. Однако и у лиц других экспериментальных групп имелась аналогичная тенденция к снижению

массы тела, чего не наблюдалось в контроле. У лиц всех экспериментальных групп достоверно выявлялся отрицательный баланс азота, в контроле баланс азота имел тенденцию к положительному значению.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки научно обоснованного рациона и новых норм питания, дифференцированных для учащихся ПТУ различного профиля с учетом профессии, пола, возраста, вида учебного процесса, климатогеографической зоны и улучшения контроля за их соблюдением.

Литература ^

1. Бондарев Г. И., Виссарионова В. Я. — Вопр. питания, 1983, № 3, с. 9—15.

2. Городинский С. М.. Бавро Г. В., Иванов Г. А. — Гиг. и сан., 1971, № 10, с. 33—36.

3. Химический состав пищевых продуктов. М.. 1976.

Поступила 10.10.84

УДК 572.51-053.2-055.2(470.40-25)

Г. Н. Атрощенко, В. И. Васильев. И. Н. Сахарова ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК ПЕНЗЫ

Пензенский педагогический институт им. В. Г. Белинского

Одним из показателей здоровья детей является их фи-вическое развитие. В связи с этим во многих городах и районах нашей страны составляются оценочные таблицы, которые используют в практической работе как врачи, так н педагоги [1, 4, 6, 9].

В Пензе подобные таблицы были составлены в 1963 г. [7]. Согласно унифицированной методике А. Б. Ставицкой и Д. И. Арон [8], через определенные промежутки времени требуется пересмотр оценочных таблиц. Поэтому в 1983 г. было проведено антропометрическое обследование учащихся с целью выяснения уровня физического развития современных детей. Обследовано 810 здоровых девочек в возрасте от 7 до 17 лет. В качестве показателей физического развития использовали рост, массу тела и окружность грудной клетки (ОГК). Полученные результаты обрабатывали методом вариационной статистики.

Данные физического развития девочек представлены в табл. 1.

Обследование показало, что средний рост девочек в возрасте 7 лет в 1963 г. был 120,062:0,93 см, в 1983 г.— 124,61 ±0,88 см, а в 17 лет — 159,31 ±0,98 и 163,84±0,61 см

соответственно. Средний годичный прирост как в 1963 г., так и в 1983 г. равнялся 3,9 см. Максимальное увеличение роста наблюдалось в 1963 г. в 12 лет, а в 1983 г. в 11 лет (соответственно 7,60 и 8,31 см). Масса тела 7-летних девочек в 1963 г. была 22,50 ±0,55 кг, в 1983 г. — 25,39 ±0,74 ктЖ в 17 лет — 55,41±1,01 и 59,73±1,44 кг соответственно. Средний годичный прирост в 1963 г. составил 3,3 кг, в 1983 г. — 3,4 кг. Максимальная прибавка массы тела наблюдалась в 1963 г. в 14 лет, в 1983 г. в 11 лет (соответственно 5, 10 и 6,68 кг). ОГК 7-летних девочек в 1963 г. равнялась 58,72±0,52 см, в 1983 г. — 61,10±0,58 см, в 17-летнем возрасте этот показатель был 82,33±0,64 и 86,13±1,02 см соответственно. Среднее годовое увеличение ОГК в 1963 г. составило 2,4 см, в 1983 г. — 2,5 см. Максимальный прирост отмечен в 1963 г. в 12 лет (3,71 см), а в 1983 г. в 11 лет (8, 10 см).

Анализ полученных результатов показал, что за изученный период произошли положительные сдвиги основных показателей физического развития девочек всех возрастных групп, что согласуется с данными литературы [1, 3, 9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.