УДК 614.777:1628.191:62К. 39:665.66
Р. П. Кириллова
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА В ВОДЕ НЕФТЯНОГО РАСТВОРИТЕЛЯ НР-1
Ленинградская областная санэпидстанция
Целью данной работы являлось определение п сточных подах нефтяного растворителя НР-1, который используется в качестве антисептика для пропитки древесины. Он плохо подвергается биохимическому окислению.
Для определения нефтяного растворителя в присутствии других нефтепродуктов предложен спектрофотомет-рический метод, основанный на поглощении в УФ-обла-Ли спектра. Изучено избирательное извлечение растворителя НР-1 из воды различными органическими растворителями (гексаном, ацетоном, хлороформом) и сняты их спектральные характеристики. Наиболее четкий максимум был в местах, где нефтяной'растворитель НР-1 снят о растворе хлороформа, поэтому в дальнейшем проводили экстрагирование хлороформом.
Методика определения заключается в следующем. Анализируемую воду (1 л) вливают в большую делительную воронку и последовательно взбалтывают с двумя порциями хлороформа по 20 мл. Воду предварительно подкисляют до Ph 5,0. Экстракт хлороформа вносят в кювету I см и измеряют оптическую плотность раствора на
спектрофотометре СФ-4А при длине волны 254 им. Из одной пробы определяют «одержание нефтепродуктов и нефтяного растворителя, так как они имеют разный максимум поглощения.
Для построения калибровочных графиков готовят стандартные растворы чистого растворителя НР-1 и нефтепродуктов в хлороформе с содержанием 0,1 мг/л. Нефтяной растворитель в хлороформе дает максимальное поглощение при длине волны 254 нм, а нефтепродукты — при длине волны 243 нм. Результаты сравнивают с полученными весовым методом, который дает .заниженные показатели по сравнению со спектрофотометрическим.
Чувствительность метода 0,03 мг/л, относительная ошибка не превышает 10%. Он позволяет быстро определять содержание нефтяного растворителя в сточных водах, более чувствителен и специфичен. С его помощью можно выяснить степень загрязненности водоемов отдельными органическими компонентами, определить нефтяной растворитель в присутствии других нефтепродуктов.
Поступил» 14.04.81
УДК 013.633:666.5
С. Л. Цуплянкин
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЫЛЕВОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА
Орехово-Зуевская районная санэпидстанция
Целью данной работы являлись изучение гигиенической характеристики пылевого фактора в условиях производства фарфор!) и разработка в соответствии с этим комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на снижение,частоты хронических профессиональных заболеваний пылевой этиологии среди рабочих.
В состав современного фарфора входят пластичная глина, каолин, полевой шпат, кварц. В зависимости от виде фарфора процентное содержание ингредиентов варьирует. Технология изготовления фарфора включает ряд технологических операций. Для того чтобы фарфоровая масса получилась однородной и качественной, указанные компоненты подвергаются помолу в шаровых мельницах тонкого помола. Пластичные материалы, распушенные в воде, смешиваются с непластичными в специальных мешалках, и далее полученный шликер после процеживания подается к фильтр-прессам для обезвоживания. Полученная масса подвергается вылеживанию, а затем по конвейеру подается в формовочный цех на поточные линии, где производится формование изделий. После сушки в конвейерных сушилках изделия подвергаются различным технологическим операциям (обрезке, зачистке, приставке деталей, оправке, обжигхшлифовке), в процессе которых во внешнюю среЯувыделяется пыль. По данным центральной заводской лаборатории, основными веществами, входящими в состав пыли, являются БЮ.,, Л1203, Ре3Оэ. СаО, Л^О, К,О и ЫагО.
"В гигиеническом отношении важно содержание в пыли двуокиси кремния, в том числе ее свободной части, вызывающей в сочетании с другими факторами у работающих развитие силикотического процесса.
Проведенные нами химические исследования пыли фарфорового производства показали, что содержание
свободной двуокиси кремния в пыли колеблете^" в пределах 4,4—6%. Пробы взвешенной пыли отбирали на рабочих местах в зоне дыхания аспиратором М-822 на фильтры АФА-ВП-18. Свободную двуокись кремния определяли в соответствии с ТУ 568—65 от 29/X11 1965 г
Характер технологических процессов в фарфоровом производстве (мелкий размол каменистых материалов, зачистка и обдувка полуфабрикатов и готовых изделий, шлифовка и др.) способствует образованию пыли с высокой степенью дисперсности. Как показали наши исследования, в пыли, образующейся при обработке фарфоровых изделий, частиц менее 1 мк был 21% , от 1 до 5 мк — 20.8%, от 5 до 10 мк — 12% , от 10 до 50 мк — 40% , более 50 мк — 6,2%. Следовательно, в общей массе образующейся пыли значительную долю составляет пыль мелких (до 5 мк) фракций, что при повышенной обшей массе пыли в рабочей зоне может способствовать развитию пневмокониоза у работающих (А. В. Рощин и соавт.; В. К. Навроцкий, и др.). В связи с несовершенством технологических процессов, отсутствием механической приточно-вытяжной вентиляции в отдельных цехах завода (формовочном, сортировочном и др.) запыленность воздуха на отдельных производственных участках повышена. Длительное воздействие на организм работающих увеличенных концентраций мелкодисперсной пыли, содержащей до 6% свободной двуокиси кремния, привело к развитию специфических поражений легких у рабочих отдельных профессий (оп-равщнков-чистильщиков. . шлифовщиков, литейщиков и др.). Анализ профессиональной заболеваемости на Дулевском фарфоровом заводе за многолетний период показал, что на первом месте по числу случаев стояли профессиональные заболевания пылевой этиологии, среди которых наибольший удельный вес имели силикоз и
силикотуберкулез. Эти профессиональные заболевания регистрируются и основном у пенсионеров и лиц. проработавших в условиях воздействия пыли фарфорового производства 20 лет и более. Нами совместно с администрацией предприятия был разработан комплекс санитарно-технических, технологических, лечебно-профилактических мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний пылевой этиологии. Внедрение на производстве автоматических линий для изготовления изделий, замена сухих способов оправки и чистки изделий влажными, устройство эффективной прнточно-вытяжной вентиляции в цехах, очистка вентиляционных выбросов от пыли с помощью специальных устройств (пылеосадительных галерей, построенных под полом цехов, циклонов) и др. позволили за последние годы довести запыленность воздушной среды на большинстве производственных участков до гигиенических норм, что обусловило снижение профессиональной заболеваемости пылевой этиологии.
Таким образом, проведенная нами работа позволила установить пневмокониозоопасность фарфоровой пыли и разработать комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на снижение профессиональной заболеваемости пылевой этнологии среди рабочих фарфорового завода.
УДК 614.72:546.
Одним из показателей состояния воздушной среды метрополитена, как и любого другого ограниченного в пространстве помещения, является содержание СО.. По данным В. В. Кустова и Л. А. Тиунова , в выдыхаемом воздухе количество его в среднем равно 3 об.% с колебаниями от 2 до 3,9 об.%. Параллельно с увеличением содержания СО» в воздухе помещений происходит накопление продуктов жизнедеятельности человека-(скатола, индола, летучих жирных кислот и др.), изменяются микроклиматические условия (повышается влажность воздуха), что оказывает неблагоприятное воздействие. Чем интенсивнее рЬбота человека, тем быстрее накапливается СО.г в помещении. ,
Установлено, что уровень СО. в помещениях административных зданий в 2—3 раза выше, чем в наружном воздухе.
В настоящее время по содержанию углекислоты в воздухе оценивается эффективность как естественной, так и искусственной вентиляции помещений.
Воздушная среда метрополитена — один из важнейших факторов состояния пассажиров и обслуживающего персонала при пребывании в подземных условиях. Содержание в воздухе СО» зависит прежде всего от числа пассажиров, интенсивности вентиляции, количества поступающего из атмосферы СО. и др.
Анализ данных лаборатории"микроклимата Московского метрополитена за последние 3 года показал наличие определенных колебаний количества СО... внутри метро-
Выводы. I. Отдельные технологические операции современного фарфорового производства сопровождаются выделением во внешнюю среду пыли.
2. Пыль по своему составу (содержание свободной двуокиси кремния до 6%), дисперсности (частиц размером до 5 мк в общей массе пыли оксую 50%) является фибро-генной и способна при длительном контакте и повышенной концентрации (выше ПДК) вызвать у работающих развитие силнкотического процесса.
3. Проведение на производстве комплекса технологических, санитарно-технических и лечебно-профилактических мербприятий дало возможность снизить концентрацию пыли в воздухе большинства производственных участков до гигиенических норм, что позволило резко сократить профессиональную заболеваемость пылевой этиологии среди рабочих завода.
Литература. Навроцкий В. К. Гигиена труда. М., 1974.
Рощин А. В., Ткачев В. В., Борисснкова Р. В. и др. — Гиг. труда. 1971, № 6, с. 61—64.
Поступила 09.12.80
пол и те на по сезонам года: в холодное время оно оказалось выше, чем в теплое (зимой концентрация СО» превышала 0,1 об.%, а летом была ниже 0,08 об.%).
При исследованиях ВНИИ железнодорожной гигиены, выполненных лабораторией санитарно-промышленнон химии, установлено, что в весенний период средняя концентрация СО» в воздухе станций и переходов 0,09 оС.%, причем на переходах уровень был выше и в среднем за лень достигал 0,12 об.%, а на станциях оказался ниже 0,06 об.%.
По данным лаборатории микроклимата Ленинградского метрополитена за последние 10 лет, среднегодовой уровень СО» в воздухе станций колебался очень незначительно — от" 0,062 до 0,064 об.%. В то же время также отмечена определенная сезонность, хотя зимние и летние показатели здесь ниже, чем в Московском метрополитене.
В Харьковском, Киевском, Бакинском метрополитенах уровень содержания СО» в воздухе станций также ниже по сравнению с Московским метрополитеном. Среднегодовые показатели соответственно равны 0,07, 0,06 и 0,05 об.%. Сезонные изменения в 3 последних метрополитенах незначительны. '
Нами установлено, что концентрация СО, в салонах вагонов с механической вентиляцией ниже, чем в салонах с естественной вентиляцией. В часы «пик» эта разница более значима, чем в дневное время при меньшем потоке пассажиров.
Краткие сообщения
264-311:725.3!4
О. И. Грибанов, В. А. Гофмеклер, 10. А. Кротов, А. В. Сачков, А. П. Малыхин, И. С. Новикова, Г. А. Земцов, В. И. Иванов, Э. М. Юшковский ■ 4
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОТЫ В ВОЗДУХЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СТРАНЫ
ВНИИ железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения СССР, Москва, Ленинградский медицинский институт, электромеханические службы Московского и Ле-
н и нградского метропол итенов