силикотуберкулез. Эти профессиональные заболевания регистрируются и основном у пенсионеров и лиц. проработавших в условиях воздействия пыли фарфорового производства 20 лет и более. Нами совместно с администрацией предприятия был разработан комплекс санитарно-технических, технологических, лечебно-профилактических мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний пылевой этиологии. Внедрение на производстве автоматических линий для изготовления изделий, замена сухих способов оправки и чистки изделий влажными, устройство эффективной прнточно-вытяжной вентиляции в цехах, очистка вентиляционных выбросов от пыли с помощью специальных устройств (пылеосадительных галерей, построенных под полом цехов, циклонов) и др. позволили за последние годы довести запыленность воздушной среды на большинстве производственных участков до гигиенических норм, что обусловило снижение профессиональной заболеваемости пылевой этиологии.
Таким образом, проведенная нами работа позволила установить пневмокониозоопасность фарфоровой пыли и разработать комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на снижение профессиональной заболеваемости пылевой этнологии среди рабочих фарфорового завода.
УДК 614.72:546.
Одним из показателей состояния воздушной среды метрополитена, как и любого другого ограниченного в пространстве помещения, является содержание СО.. По данным В. В. Кустова и Л. А. Тиунова , в выдыхаемом воздухе количество его в среднем равно 3 об.% с колебаниями от 2 до 3,9 об.%. Параллельно с увеличением содержания СО» в воздухе помещений происходит накопление продуктов жизнедеятельности человека-(скатола, индола, летучих жирных кислот и др.), изменяются микроклиматические условия (повышается влажность воздуха), что оказывает неблагоприятное воздействие. Чем интенсивнее рЬбота человека, тем быстрее накапливается СО.г в помещении. ,
Установлено, что уровень СО. в помещениях административных зданий в 2—3 раза выше, чем в наружном воздухе.
В настоящее время по содержанию углекислоты в воздухе оценивается эффективность как естественной, так и искусственной вентиляции помещений.
Воздушная среда метрополитена — один из важнейших факторов состояния пассажиров и обслуживающего персонала при пребывании в подземных условиях. Содержание в воздухе СО» зависит прежде всего от числа пассажиров, интенсивности вентиляции, количества поступающего из атмосферы СО. и др.
Анализ данных лаборатории"микроклимата Московского метрополитена за последние 3 года показал наличие определенных колебаний количества СО... внутри метро-
Выводы. I. Отдельные технологические операции современного фарфорового производства сопровождаются выделением во внешнюю среду пыли.
2. Пыль по своему составу (содержание свободной двуокиси кремния до 6%), дисперсности (частиц размером до 5 мк в общей массе пыли оксую 50%) является фибро-генной и способна при длительном контакте и повышенной концентрации (выше ПДК) вызвать у работающих развитие силнкотического процесса.
3. Проведение на производстве комплекса технологических, санитарно-технических и лечебно-профилактических мербприятий дало возможность снизить концентрацию пыли в воздухе большинства производственных участков до гигиенических норм, что позволило резко сократить профессиональную заболеваемость пылевой этиологии среди рабочих завода.
Литература. Навроцкий В. К. Гигиена труда. М., 1974.
Рощин А. В., Ткачев В. В., Борисснкова Р. В. и др. — Гиг. труда. 1971, № 6, с. 61—64.
Поступила 09.12.80
пол и те на по сезонам года: в холодное время оно оказалось выше, чем в теплое (зимой концентрация СО» превышала 0,1 об.%, а летом была ниже 0,08 об.%).
При исследованиях ВНИИ железнодорожной гигиены, выполненных лабораторией санитарно-промышленнон химии, установлено, что в весенний период средняя концентрация СО» в воздухе станций и переходов 0,09 оС.%, причем на переходах уровень был выше и в среднем за лень достигал 0,12 об.%, а на станциях оказался ниже 0,06 об.%.
По данным лаборатории микроклимата Ленинградского метрополитена за последние 10 лет, среднегодовой уровень СО» в воздухе станций колебался очень незначительно — от" 0,062 до 0,064 об.%. В то же время также отмечена определенная сезонность, хотя зимние и летние показатели здесь ниже, чем в Московском метрополитене.
В Харьковском, Киевском, Бакинском метрополитенах уровень содержания СО» в воздухе станций также ниже по сравнению с Московским метрополитеном. Среднегодовые показатели соответственно равны 0,07, 0,06 и 0,05 об.%. Сезонные изменения в 3 последних метрополитенах незначительны. '
Нами установлено, что концентрация СО, в салонах вагонов с механической вентиляцией ниже, чем в салонах с естественной вентиляцией. В часы «пик» эта разница более значима, чем в дневное время при меньшем потоке пассажиров.
Краткие сообщения
264-311:725.3!4
О. И. Грибанов, В. А. Гофмеклер, 10. А. Кротов, А. В. Сачков, А. П. Малыхин, И. С. Новикова, Г. А. Земцов, В. И. Иванов, Э. М. Юшковский ■ 4
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОТЫ В ВОЗДУХЕ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СТРАНЫ
ВНИИ железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения СССР, Москва, Ленинградский медицинский институт, электромеханические службы Московского и Ле-
н и нградского метропол итенов
ijC __cm
1,0 J |\ \ \ \ г- tS) \
0,0 -4.—- , Um. Ш) ^С/Э) Ш) t(S)
±6 2.0 3.0 W 1 Чт i i
4,0 - S.I
Графическая основа формулы по обоснованию допустимого содержания С02 в воздухе метрополитена. С — lg содержания СО, (в об. %); Т — lg экспозиции (и ч): С (I). г; (2). С <3>. С (4) — lg деПствующеЛ концентрации СО,; ({/). г (2), I (3). I (4) — lg экспозиции (в ч).
Подробный анализ парной и множественной корреляционной зависимости уровня СО., внутри метрополитена от фоновой концентрации в атмосферном воздухе в месте расположения всасывающего киоска показал наличие слабой зависимости (л=+0,54), а в Бакинско\#метропо-литене она отсутствовала (/-—-(-0,12). Таким образом, сезонные колебания СО» в метрополитене не зависят от концентрации углекислоты в приточном воздухе (0,03— 0,05 об.%).
В Московском и Ленинградском метрополитенах отмечена высокая отрицательная связь между уровнем СО» и температурой воздуха (соответственно/- -—0,89 и —0,95)" Однако парная корреляция не может дать отпета па вопрос, действительно ли имеется такая взаимосвязь между кон-цептрацией СО, и температурой воздуха или здесь играет роль дополнительный фактор, например количество подаваемого воздуха с вентиляцией. При оценке парной связи между концентрацией углекислоты и воздухопода-чей в Московском метрополитене отмечена средняя отрицательная (г——0,57), а по Ленинградскому метрополитену — высокая отрицательная связь (/•=—0,88). Обнаружена высокая положительная связь (/-=+0,94) между удельной воздухоподачей и температурой воздуха, что объясняется регулированием воздухообмена в зависимости от колебания температуры атмосферного воздуха.
Множественная корреляция между содержанием СО», температурой и воздухопоступлением показала высокие уровни совокупного коэффициента в Московском и Ленинградском метрополитенах (соответственно 0,83 и 0,9В). Таким образом, главный фактор, влияющий на концент-
рацию С02 в подземных пассажирских помещениях метрополитенов,— по-видимому, количество подаваемого с вентиляцией воздуха', а следовательно, степень разбавления СО», основным источником которого являются пассажиры.
В последние годы накопился значительный материал, иллюстрирующий самостоятельное токсическое действие углекислоты. Большого внимания заслуживают работы О. В. Елисеевой, в результате которых была предложена допустимая концентрация СО, в воздухе помещений ira • уровне 0,i об.% независимо от источника. Данная величина указана автором на основании результатов краткосрочных физиологических экспериментов.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (С. Г. Жаров; Т. Н. Желудкова; И. С. Бреслав и Е. Н. Са-лацинская; Schaefer, и др.) по изучению токсического действия СО» на организм человека и животного в краткосрочном и продолжительном непрерывном экспериментах позволил нам вывести уравнение регрессии: у=3,26— 1,28 х. где у — lg экспозиции, х— lg концентрации СО» (в об.%).
На рисунке графически показана зависимость эффекта СО» от времени воздействия. При построении графика использованы точки С (/)—16 об.%, С (2)—4,5 об.%, С (.?)—2 об.% и С (4)—0,63 об.% и соответствующие им периоды воздействия. Точке С (4) соответствует экспозиция 2880 ч (lg=3,46).
Таким образом, в соответствии с методическими рекомендациями по ускоренному прогнозированию токсического действия факторов химической этиологии может быть рекомендовано допустимое содержание СО» в воздухе метрополитена, равное 0,12 об.%. В связи с проведенными исследованиями и корреляционным анализом зимнее снижение подачи вентиляционного воздуха в помещения метрополитена должно быть под контролем указанного уровня СО».
Целесообразно создание автоматической системы регуляции воздухоподачн в метрополитене в зависимости от содержания СО» и температуры воздуха.
Литература. Бреслав И. С.. Салацинская Е. H. —
Фцзиол. СССР, 1967, т. 53, № 8, с. 957—963. • Елисеева О. В. — В кн.: Биологическое действие и гигиеническое значение атмосферных загрязнений. М., 1966, вып. 9, с. 7—27. Жаров С. Г. и др. — В кн.: Авиационная и космическая1
медицина. М., 1963, с. 182—185. Желудкова Т. //. — Г и С. труда, 1967, № 2, с. 52—55. Кустов В. В., Тиунов Л. А. Токсикология продуктов жизнедеятельности и их значение в формировании искусственной атмосферы герметизированных помещений. М., 1969.
Schaefer К. Carbon Dioxide and Metabolic Regulation. New York, 1974. p. 253—265.
Поступила 13.03.8
УДК 613.632:66.062.2141-07:«! 7.57-001.37
Г. Г. Максимов
МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ БЕНЗИНОМ-РАСТВОРИТЕЛЕМ «ГАЛОША»
НИИ гигиены и профзаболеваний, Уфа ,
На предприятиях резиновых технических изделий и ряде других, где ввиду особенностей технологических процессов не может быть полностью исключена возможность непосредственного контакта работающих с химическими продуктами. В связи с этим возникает необходимость гигиенической регламентации загрязнений кожи
химическими продуктами и в первую очередь широко применяемыми на этих предприятиях, например бензином.
Известно, что бензин БР-1, оказывающий слабовыра-женное местнораздражающее действие, всасывается через кожные покровы. Однако до настоящего времени не были изучены особенности токсикокннетики БР-1 при всасы-