Научная статья на тему 'Вопросы гигиены труда на строительстве московского метрополитена'

Вопросы гигиены труда на строительстве московского метрополитена Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы гигиены труда на строительстве московского метрополитена»

положительные случаи. Сюда относятся фиброзноочаговые изменения и петрификаты с преобладанием последних.

Следует отметить, что при обследовании нами обнаружено значительно большее количество людей с петряфикатами по сравнению с данными Г. С. Гинзбурга, Ф. Ш. Абрамовича, А. Е. Рабухина, М. Я. Карми-нера и др. Кроме того, мы обратили внимание на большое количество петрифицированных бронхопульмональных желез, в некоторых случаях достигавших значительной величины — до 2 см в диаметре. Все это приводит к мысли о связи значительного отложения извести в легком и в железах с вдыханием цементной пыли.

А. С. Вишневский, Д. Д. Яблоков, К. К. Юшкевич и др. также не отмечали неблагоприятного влияния вдыхания цементной пыли на развитие туберкулезного процесса.

Выводы

1. Длительное вдыхание цементной' пыли может привести к развитию умеренного фиброза, локализующегося в средних отделах обоих легких, больше справа, без прогрессирования процесса.

2. Туберкулез легких не прогрессирует под воздействием профессиональных условий у рабочих цементных производств.

т!г * -йг

Л. С. Розанов

Вопросы гигиены труда на строительстве московского

метрополитена

Многолетний опыт санитарного обслуживания строительства московского метрополитена, накопившийся у работников медико-санитарной части и промышленно-санитарной организации, до сих пор еще не обобщен. В настоящей статье делается попытка охарактеризовать вкратце основные задачи в области гигиены труда, стоящие перед медиками, обслуживающими строительство метрополитена.

Основной особенностью работ по сооружению метрополитена является тесное сочетание проходческих подземных работ со строительными и монтажными. Однако на каждом этапе сооружения метрополитена: прокладка тоннелей, их отделка, монтаж путей и подземных станций, постройка наземных сооружений — создаются особые гигиенические условия, присущие только данному этапу. Больше того, ввиду различных методов проходки тоннелей и на этом этапе могут иметь место самые разнообразные гигиенические условия: на открытой разработке тоннелей в котлованах работы приближаются по типу к обычным земляным строительным работам, на закрытой проходке встречается такое многообразие видов работ с совершенно особыми санитарными условиями, что вопрос об их гигиенической характеристике может быть предметом специального исследования.

Уже при сооружении ствола шахты работы проводятся в замороженном грунте, под сжатым воздухом (со спускным кессоном или с неподвижной диафрагмой) и т. д. После разработки рудничного двора, подходных штолен и других околоствольных выработок начинается основная прокладка тоннелей, которая может вестись: горным, щитовым, эректор-ным методом с применением или без применения повышенного давления. Совершенно особый вид работ представляет устройство наклонных тоннелей для будущих эскалаторов, которое чаще всего осуществляется в замороженном грунте. На всех участках проходческих процессов применяются буровзрывные работы, отбойные пневматические молотки, гидромониторы и т. д.

Такое же разнообразие типов работ наблюдается и на отделочных процессах: бетонно-арматурные работы, укладка бетонных блоков или чугунных тюбингов, гидроизоляционные мероприятия с применением битума, пескоструйные работы для зачистки швов тюбингов, покраска болтов бензольным битумным лаком, покрытие поверхности тюбингов асботоркретом для снижения шума в тоннеле при движении поездов, отделка мрамором стен станций и т. д.

Особые гигиенические условия на строительстве тоннелей зависят также от геологических свойств проходимых участков трассы, ими обусловливается состояние загрязненности воздуха углекислотой и другими газами, больший или меньший приток воды в выработках, необходимость в связи с этим применения повышенного давления или замораживания пород. От геологического строения зависит также большее или меньшее применение буровзрывных работ и связанные с ними вопросы проветривания выработок.

Без учета всех этих санитарных особенностей труда строителей метрополитена не может правильно проводиться профилактика заболеваемости рабочих, профессиональных отравлений и заболеваний, профилактика промышленного травматизма. Об охране труда и здоровья строителей метрополитена заботятся врачи медико-санитарной части и здравпунктов шахт, промышленно-санитарные и технические инспекторы, работники санитарно-гигиенической лаборатории горноспасательной станции и др. Основное внимание при этом обращается на состояние воздуха подземных выработок. Более 4 ООО анализов воздуха на углекислоту, окись углерода, окислы азота и другие примеси в воздухе в подземных выработках провела в 1948 г. лаборатория городской санитарной службы метрополитена по указаниям врачей. В 1949 г. число анализов превысило это количество.

Данные многолетних наблюдений показывают, что содержание углекислоты обычно не превышает -предельно допустимой нормы — 0,5%. В большинстве случаев (4/б всего числа анализов) содержание ее значительно ниже 0,25% и крайне редко встречаются концентрации углекислоты выше 1%. Последнее наблюдается иногда в забоях при проходке стволов после некоторого перерыва в работе в этих забоях, в боковых глухих околоствольных выработках, в каллотах при горной проходке тоннелей, т. е. во всех случаях, когда естественное проветривание выработок недостаточно. При этом повышенное содержание углекислоты обнаруживалось в определенных шахтах, обычно пролегавших вблизи русел рек Яузы, Неглинки, Обводного канала и Москвы, что, видимо, связано с влиянием илистых и торфянистых слоев, заключавшихся между основными породами в этих местах. Временное прекращение проходческих работ до снижения концентрации углекислоты с помощью механической вентиляции глухих забоев до нормы применялось инспекцией крайне редко: на шахте 51 второй очереди, 5—6 третьей очереди и 4— 11—четвертой очереди строительства.

Помимо углекислоты, на тех же участках вблизи русел рек иногда обнаруживался метан, но содержание его не превышало 0,1%, и в редких случаях на участках проходки, где подземные воды оказывались богаты сернистым железом, в воздухе находили следы сероводорода.

Метеорологические условия в подземных выработках строительства метрополитена характеризуются повышенной влажностью воздуха — до 84—96% и в удаленных от стволов шахт забоях постоянной температурой воздуха 9,8—10,8°, что зависит от неизменной в разные сезоны года температуры породы и грунтовых вод. Измерения влажным кататермометром охлаждающей силы воздуха, проводившиеся в разные сезоны на разных участках проходки, дают зимой следующие показатели: у ствола шахты при температуре воздуха 2° (на снижение температуры влияют токи воздуха, идущие через ствол снаружи) охлаждающая сила равня-

лась 15—25 Н при скорости движения воздуха 0,5—1,8 м/сек; в забоях у щитов в это же время при температуре воздуха 7—10° охлаждающая сила воздуха составляла 11—16 Н при скорости движения воздуха 0,3— 0,7 м/сек; в тоннеле на откаточных путях при температуре 5—8° охлаждающая сила была равна 18—20 Н при скорости движения воздуха 1 м/сек.

В переходный период осенью на этих же шахтах все показатели оказались лучше. Так, у ствола при температуре воздуха 8—10° охлаждающая сила равнялась 11—15 Н при скорости движения воздуха 0,3— 0,7 м/сек; в забоях щита при температуре воздуха около 10° охлаждающая сила равнялась 10 Н при скорости движения воздуха 0,2 м/сек; в тоннеле на откаточных путях при температуре воздуха 9—10° охлаждающая сила составляла 11 Н при скорости движения воздуха 0,3 ад/сек.

Летом все эти показатели оказались -более благоприятными: у ствола при температуре воздуха 14° охлаждающая сила равнялась приблизительно 9 Н при скорости воздуха 0,2—0,4 м/сек; в забое у щита при температуре 10—13° охлаждающая сила была 8—9 Н при скорости 0,75 м/сек и в тоннеле на откаточных путях при температуре воздуха 12° охлаждающая сила равнялась 9,5 Н при скорости движения воздуха 0,2 м/сек. Надо отметить, что измерения, производившиеся зимой у щитов, недалеко ушедших еще от ствола шахты, дают наихудшие показатели.

Приведенные данные показывают, что благоприятные метеорологические условия для забойщиков мелких шахт имеют место лишь в летнее время, когда действительно более половины забойщиков работает, сняв свои брезентовые куртки — спецодежду (если нет сильного капежа с кровли забоя). Наиболее неблагоприятные метеорологические условия обнаружены у стволовых внизу у шахтного подъемника. На откаточных путях от эректора щита до ствола шахты наблюдаются резкие колебания метеорологических условий, что способствует возникновению простудных заболеваний.

Метеорологические условия при проходке стволов и штолен, особенно в связи с большим притоком воды из породы, наиболее неблагоприятны— работать при этом без хорошей резиновой спецодежды (куртка, брюки, сапоги, шлем) невозможно.

Метеорологические условия при проходке стволов и наклонных ходов в замороженных породах характеризуются крайне низкой температурой воздуха в забоях. Так, на проходке наклонного хода станции Электрозаводская в августе при наружной температуре + 27° на глубине 20 м от поверхности в забое температура воздуха равнялась 4,6° и охлаждающая сила 14,6 Н, в начале наклонного хода температура была 3,8° и охлаждающая сила 15,4 Н; там же в форшахте наклонного хода температура воздуха — 1° и охлаждающая сила 14,1 Н.

Значительно большее значение, чем загрязнение подземного воздуха природными газами, выделяющимися из почвы или воды на строительстве метрополитена, имеет загрязнение его взрывными газами. Поэтому при организации проветривания выработок учитывается необходимость удаления этих газов. Взрывные работы проводятся на всех этапах проходки: гари опускании ствола шахты, при разработке рудничного двора, при проходке штолен, работе в каллотах, на щитовой и эректорной проходке тоннелей и т. д. Естественно, что в разных условиях интенсивность взрывных работ, а следовательно, и выделение при этом газов бывают различными. Поэтому необходим и разный подход к организации проветривания. На содержание взрывных газов в воздухе подземных выработок влияет наличие или отсутствие сквозного проветривания. Так, в глухих забоях оно всегда больше, чем в сквозных, соединенных штольнями с двумя стволами шахт. Поэтому сбойка шахт имеет промад-ное значение для режима проветривания выработок, вследствие созда-

ния естественных токов воздуха. Но последнего не всегда бывает достаточно для быстрого удаления взрывных газов от места взрыва. Для усиления токов воздуха в штольнях и тоннелях либо устанавливаются осевые вентиляторы по струе от забоя к стволу, либо к самому забою подводятся вентиляционные трубы, отсасывающие загрязненный газами воздух с помощью центробежного вентилятора, установленного на поверхности у ствола шахты или у специально пробитой вентиляционной скважины.

Насколько эффективна установка осевых вентиляторов в тоннелях и штольнях, показывают данные измерения скоростей воздуха с помощью кататермометра, проведенные нами на одной из шахт, сбившейся штольнями с другой шахтой. Измерения производились при работе вентилятора и при естественном движении струи воздуха от ствола к стволу. Пройденная щитом длина ко дню измерения составляла 120 м, диаметр тоннеля — 9,5 м. Второй параллельный тоннель к этому времени был уже полностью пройден и соединялся с тем тоннелем, где производились измерения, пятью проемами через готовый средний станционный тоннель. Оба тоннеля соединялись также эскалаторной камерой. В тоннеле соседней шахты был установлен в перемычке мощный вентилятор, подающий свежий воздух на щит обследованного нами тоннеля.

Согласно данным измерения, скорость движения воздуха в передовой штольне перед щитом при работе вентилятора составляла 2,68 м/сек, без вентилятора — 0,3 м/сек; между щитом и эректором по оси штольни при работе вентилятора 1,37 м/сек, без него — 0,29 м/сек; дальше по оси на 10 м соответственные данные — 0,6 и 0,19 м/сек; еще дальше на 60 м — 0,42 и 0,17 м/сек; в самом конце тоннеля — 0,5 и 0,18 м/сек и, наконец, в отверстии откаточной штольни по направлению к стволу при работе вентилятора— 1,93 м/сек и без него — 0,56 м/сек.

Взрывные газы с помощью такой системы проветривания удалялись полностью от щита уже в течение 8—10 минут. Однако измерения, произведенные по вертикали в разных ячейках щита, показали слабое влияние на скорость движения воздуха этого вентилятора в верхних ячейках, а именно как при работе вентилятора, так и без него скорость движения воздуха на 3-м и 4-м ярусе составляла 0,2—0,25 м/сек. Не случайно поэтому проходчики всегда компенсируют слабость влияния струи воздуха, идущей из передовой штольни под щитом, открыванием перед взрывом в верхних ячейках шлангов сжатого воздуха отбойных молотков и с их помощью быстро очищают воздух в ячейках щита.

При проветривании глухих забоев щитов, как сказано выше, применяется другая система вентиляции — с подводкой вытяжных воздуховодов к забою на расстояние не больше 10 м от них. Обычно от одного вентилятора среднего давления подводятся трубы диаметром 0,6 м к нескольким забоям. При этом воздуховоды от вентилятора опускаются через ствол шахты, идут по подходным штольням и разветвляются по тоннелям и забоям. Один вентилятор, таким образом, очищает воздух в 2—4 забоях. Необходимо очень тщательное обслуживание этой вентиляционной системы и своевременное удлинение труб до забоев. Нами при измерении работы одного и того же вентилятора получались весьма отличающиеся друг от друга показатели производительности: от 5 000 до 8 500 м3/час в разных забоях. Эта неравномерность зависит, видимо, от подсосов воздуха через соединения труб воздуховода вследствие их неплотности. Промышленно-санитарному надзору приходится путем постоянного контроля за скоростью проветривания выработок после взрыва в них следить за эффективностью вентиляции.

В 1948 г. было произведейо 776 анализов воздуха на содержание в нем окиси углерода и 1 154 анализа на окислы азота. При этом превышение допустимых концентрации обнаружено в 26% проб, в связи с чем

на трех шахтах временно до улучшения работы вентиляции госсанинспекцией прекращались взрывные работы. На других трех шахтах переоборудована вентиляция без прекращения взрывных работ.

Тщательное наблюдение за состоянием воздушной среды после взрыва и за работой вентиляционных установок обеспечивает условия для безопасной работы. Случаев отравления взрывными газами на метро-строе не наблюдалось.

На состояние воздушной среды в подземных выработках оказывает влияние работа отбойных молотков. Так, при исследовании воздуха из шлангов отбойных молотков при скорости движения воздуха по выходе из сопла шланга не выше 15 л/мин. и редукции давления с 4—6 атм. до 0,1—0,2 доб. атм. во всех пробах обнаруживалось 10—30 мг масляного тумана на 1 м3 прошедшего через аллонж с ватой сжатого воздуха и в 60% проб в воздухе после аллонжа обнаруживались газообразные углеводороды, а в 30% и окись углерода. Поэтому режим работы вентиляции должен быть постоянным с переключением ее после освобождения от взрывных газов на приток, т. е. вентиляция должна быть реверсивной, что, как правило, соблюдалось на метрострое.

Большой размах на первых трех очередях строительства имели кессонные работы; максимальное давление при этом доходило на первой очереди до 2,5 доб. атм., на второй — до 2,7 доб. атм. и на третьей — до 2,4 доб. атм. На первом участке четвертой очереди, сооружение которого закончено в 1949 г., кессонные работы проводились только на одном объекте по проходке ствола и на одном по щитовой проходке тоннеля.

Замечательно, что все подводные тоннели под руслом Москва-реки на этой очереди проходились без применения работ под сжатым воздухом. Это явилось следствием, во-первых, выбора глубокого заложения трассы тоннелей под мощными водонепроницаемыми породами и, во-вторых, широкого применения метода замораживания грунтов на проходке стволов шахт через плывуны.

Работы по проходке тоннеля под сжатым воздухом на одном объекте проводились при минимальном добавочном давлении, несмотря на довольно мощный слой плывуна в месте проходки, что также является ярким свидетельством успеха строителей метрополитена в решении сложных задач.

Надо отметить также, что богатый опыт строителей метрополитена в проведении кессонных работ на предыдущих очередях позволил производить самые ответственные работы под сжатым воздухом с минимальным количеством кессонных заболеваний. Так, на строительстве третьей очереди отмечено всего 0,3 случая заболеваний на 1 000 челове-ко-смен, притом в 60% без утраты трудоспособности. Между тем на аналогичных работах по проходке тоннеля в 1932 г. в Антверпене было 11,1 случая кессонных заболеваний на 1 000 человеко-смен, из них один смертельный и много тяжелых.

Удачное разрешение на кессонных работах метростроя получила очистка подаваемого в кессон сжатого воздуха, вследствие чего в 60—70% анализов воздуха в кессонах третьей очереди совершенно не обнаруживалось загрязняющих воздух примесей углеводородов и окиси углерода.

Из многообразного комплекса факторов, встречающихся при строительстве метрополитена, следует еще указать, что в целях гидроизоляции тоннелей с тюбинговыми стенками проводятся обычно сложные операции. Строгое соблюдение требований санитарной охраны труда на всех этих операциях позволяло провести работы на всех очередях строительства без случаев хронических отравлений рабочих бензолом и свинцом и без заболеваний силикозом среди пескоструйщиков.

Следует отметить, что зачеканка швов тюбингов свинцовым шнуром вытесняется другими методами. На основании наблюдений за процессом

работы Козин сделал заключение об отсутствии каких-либо вредностей при этом процессе работы. Изъятием из употребления свинцового шнура достигается между тем полное устранение опасности возникновения свинцовых интоксикаций. Здесь, как и во многих других случаях, техническое усовершенствование, проводимое на метрострое, как правило, влечет за собой улучшение и гигиенических условий труда.

Значительное внимание уделяется и бытовому обслуживанию подземных рабочих, что оказывает заметное влияние на снижение общей их заболеваемости. На каждом объекте в самом начале работ сооружается душевой комбинат пропускного типа с раздевальнями, сушильнями спецодежды, душевыми, ремонтными мастерскими спецодежды и спецобуви и т. д. Последнее время по примеру Донбасса на одной из шахт в душевом комбинате был оборудован фотарий для облучения ультрафиолетовыми лучами подземных рабочих. Это мероприятие оказало благотворное влияние на состояние здоровья рабочих: у них отмечено повышение процента гемоглобина, уменьшение заболеваемости. К мероприятиям бытового обслуживания строителей метрополитена относится также устройство на каждом объекте буфетов как на поверхности, так и под землей, а также оборудование на каждой шахте врачебных пунктов.

■А- Ъ *

М. М. Л рябина

Метод флотации применительно к исследованию молока

на туберкулез 1

Из Ленинградской областной санитарно-эпидемиологической станции

Метод флотации 2, который в настоящее время успешно применяется для исследования мокроты на туберкулезные палочки, доступен любой лаборатории, что и побудило нас испытать этот метод при исследовании молока на туберкулез.

По данным проф. Г. Р. Рубинштейна, метод флотации как метод обогащения дает свыше 20% положительных результатов при исследовании материала, в котором обычным методом туберкулезные палочки обнаружить не удается. Для исследования молока на туберкулез этот метод не применялся и литературных данных по этому вопросу мы не нашли.

Принцип метода флотации состоит в том, что исследуемый материал обрабатывается едкой щелочью (0,5—1%); в дальнейшем с помощью ксилола иди другого углеводорода, обладающего флотационными свойствами, туберкулезные палочки извлекаются на поверхность смеси. Из верхнего сливкообразного слоя готовится препарат для микро-скопирования с дальнейшим окрашиванием обычным способом по Циль-Нильсену.

Первый ориентировочный опыт был поставлен нами с .молоком, 'искусственно зараженным чистой культурой туберкулезных палочек типа Ьоутиэ. В опыте применялись искусственно создаваемые очень большие

1 Работа доложена 29.111.1950 г. на секции питания Ленинградского гигиенического общества.

2 Сборник приказов, инструкций и циркулярных писем Министерства здравоохранения СССР по противотуберкулезной работе, изд. 2, Медгиз, М., 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.