Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СТРАНЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — А.А. Прохоров, И.Ф. Боярчук, О.И. Грибанов, Б.Б. Елизаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANT PROBLEMS OF HYGIENIC STUDY OF SUBWAYS IN OUR COUNTRY

Complex hygienic investigations carried out in Moscow and other subways showed the labour conditions of the subways workers and the travelling conditions of passengers to necessitate further improvement. The correct assessment of existing conditions and the substantiation of suggested measures of improvement require systematic complex investigations of all the hygienic factors of environment, the prevailing labour regimens and the state of health of both subway workers and passengers in all the subways of our country. Besides, it is necessary to solve the problem of standardization of various hygienic factors under conditions of a subway.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СТРАНЫ»

УДК 614.38:656.342

А. А. Прохоров, И. Ф. Боярчук, О. И. Грибанов, Б. Б. Елизаров

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СТРАНЫ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

С ростом и развитием городов метрополитены становятся одним из основных видов городского общественного транспорта. Ежегодно в нашей стране вводятся новые участки и линии метрополитенов. Известно, что в настоящее время метрополитены имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Баку, Тбилиси, Ташкенте. Начато строительство метрополитенов в Горьком, Минске. К 1980 г. длина линий метрополитенов страны увеличится на 67,7 км, а к 1985 г. ее намечено увеличить на 110 км: за эти годы будут построены новые линии метро в Горьком, Минске, Новосибирске, Свердловске и начато строительство метрополитенов в Куйбышеве, Челябинске, Днепропетровске и Риге. Наряду с этим будет происходить техническое перевооружение метрополитенов. Важным направлением в совершенствовании их работы явится механизация и автоматизация производственных процессов и прежде всего внедрение систем автоматического управления движением поездов, энергоснабжением, санитарно-техническими установками и т. д. На линиях метрополитенов появится новый подвижной состав: с 1979 г. начнется серийный выпуск новых вагонов, предназначенных для работы машинистов без помощников и оборудованных механической приточной вентиляцией и люминесцентным освещением; в следующей пятилетке начнут выпускаться новые поезда марки «И» из алюминиевых сплавов, имеющие принципиально новую систему подвески вагонов, объемно-планировочного решения кабин и пассажирских салонов и другие усовершенствования. В последующие годы подвижной состав будет и далее совершенствоваться: в частности, планируется разработка поездов на магнитном подвешивании.

В связи с быстрым развитием метрополитенов перед гигиенической наукой возникает много нерешенных проблем по вопросам, связанным с улучшением условий труда работающих и улучшением условий проезда пассажиров. Однако дело осложняется тем, что до сего времени целенаправленных гигиенических научных исследований на метрополитене по этим проблемам фактически не велось. Известное небольшое число опубликованных и неопубликованных работ по гигиене метрополитена (Г. И. Гамбашидзе и В. П. Соловьева; Т. К. Кашкина; П. Н. Матвеев; Е. В. Подоба и В. П. Соловьева) носит разрозненный характер. Гигиенические требования для проектирования и постройки поездов, новых линий метрополитена, депо и других объектов отсутствуют. В действующем СНиПе 3-68 «Метрополитены» не нашли должного отражения вопросы охраны труда и охраны окружающей среды. Имеет место необоснованное с физиолого-гигиенических позиций завышение пропускной и провозной способности метрополитенов (на станциях, подвижном составе, эскалаторах, переходах и т. д.). Так, вышеуказанным СНиПом не обоснованы нормы вместимости пассажиров в вагонах. Такое же положение с пропускной способностью эскалаторов, контрольно-пропускных пунктов, дверей вестибюлей и т. д.

В результате запроектированное и эксплуатируемое количество и размеры подвижного состава, платформ, эскалаторов, станций, переходов и других сооружений метрополитенов не всегда соответствуют количеству пассажиров. Это зачастую обусловливает неудовлетворительные условия для проезда пассажиров, особенно в часы «пик». Для эксплуатационного персонала метрополитенов СНиПом предусматриваются служебные и са-нитарно-бытовые помещения во встроенных подземных помещениях под платформами станций, в тоннелях и т. д., лишенных естественного освеще-

ния, эффективной вентиляции, шумо- и виброзащиты и др. В то же время еще очень мало практикуется вынос служебных и санитарно-бытовых помещений станций метрополитенов в специальные наземные здания.

Для подземных объектов метрополитенов не разработаны гигиенические нормы микроклимата, пределов допустимого загрязнения воздушной среды, шума и вибрации, освещенности и цветового оформления и других санитарно-гигиенических параметров. Одними из наиболее сложных остаются вопросы борьбы с шумом и вибрацией для жителей зданий, расположенных вблизи линий мелкого заложения. Также не выяснен ряд гигиенических вопросов, таких, как электромагнитные поля и ионизация воздуха в подземных помещениях метрополитенов.

Необходимо заниматься изучением состояния здоровья работающих на метрополитене, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и социально-гигиенической характеристики этого специфического контингента. Важным и актуальным вопросом является регламентация ночных смен туннельных рабочих и особенно труда женщин. Для решения проблем гигиены метрополитенов постановлением от 13/1V 1977 г. Государственного комитета по науке и технике при Совете Министров СССР во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожной гигиены было создано новое подразделение — отдел гигиены метрополитенов для непосредственного решения и координации работ института в области гигиены метрополитенов. Кроме того, по этому разделу работают другие отделы и лаборатории института (физиологии труда, коммунальной гигиены, клинических исследований, вентиляции и отопления, шума и вибрации, промышленной санхимии, цветового зрения, организации и экономики здравоохранения и др.).

В настоящее время институт работает над комплексным изучением условий и режима труда, состояния здоровья работников локомотивных бригад, дежурных по станциям, путевых и деповских рабочих и других работников массовых профессий метрополитенов, проводит гигиеническую оценку условий проезда пассажиров, изучает эффективность работы отопительно-вентиляционных и водопроводно-канализационных систем и сооружений и т. д. Большое внимание уделяется новому подвижному составу, экспертизе проектов строительства новых линий метрополитенов в стране. Кроме того, институт принимает участие в выполнении темы координационного плана Госстроя СССР по разработке и внедрению мероприятий по снижению допустимых уровней шума и вибрации в жилых зданиях, расположенных вблизи линий метрополитенов мелкого заложения.

За истекший период работы институт провел комплексные гигиенические исследования на 3 типах поездов метрополитена (систем Г, ЕЖ-3 и 81-717, 714), 35 станциях, 14 тоннельных перегонах и в других подземных производственных помещениях (дежурных по станции, блок-постах и т. д.) московского и других метрополитенов. Эти исследования включали изучение метеорологических условий, освещенности, загрязненности воздушной среды, шума и вибрации, вентиляции и т. д. Была проведена гигиеническая оценка поездов серий Е и 81-717, 714. Выполнены хронометражные исследования работы машинистов и дежурных по станциям и путевых рабочих на линиях московского и других метрополитенов и начаты физиолого-гигие-нические исследования режима труда работников метро этих наиболее массовых категорий. Проводится сбор данных по заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников ряда массовых профессий метрополитенов и начато углубленное поликлиническое обследование данных кон-тингентов. Подготовлена совместно с Метрогипротрансом окончательная редакция гигиенического раздела нового СНиПа 11-40 «Метрополитены», взамен устаревшего СНиПа 3-68.

Кроме того, институт включился в экспертизу технических проектов строительства новых и продления имеющихся линий метрополитенов (в Москве, Тбилиси и др.).

Полученные предварительные результаты комплексных физиолого-гигиенических исследований свидетельствуют, что в условиях труда работников ведущих профессий метрополитенов и условиях проезда пассажиров на московском и других метрополитенах отмечен целый ряд нерешенных гигиенических вопросов. В настоящее время поезда метрополитенов эксплуатируемых (Г, Д, ЕЖ и др.) и испытуемых новых (81-714, 717) серий по многим параметрам не отвечают гигиеническим требованиям. Неэффективно решены вопросы отопления и вентиляции, шума и вибрации, освещения и цветового оформления в кабинах и салонах. В частности, гигиеническая оценка кабин поездов показала, что рабочее место машинистов выполнено без учета эргономических и психофизиологических требований: продольный размер кабин существенно занижен, органы управления и контроля размещены нерационально, что ведет к повышению утомления машинистов при работе и снижению безопасности движения поездов.

Уровни освещенности помещений кабин, приборов управления поездов, на платформах и в тоннелях не увязаны с условиями труда машинистов, их значительная неравномерность приводит к быстрому утомлению зрительного анализатора у членов локомотивных бригад. Поэтому одной из главных задач является разработка правил по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки поездов метрополитенов. Режимы труда и отдыха машинистов не имеют достаточного физиологического обоснования. Не разработаны рекомендации к профотбору машинистов, что особенно важно в связи с внедрением новых систем управления и с переходом на работу машинистов «в одно лицо».

По нашим данным, помещения дежурных по станциям метрополитенов страны не имеют надлежащей изоляции от шума и вибрации проходящих поездов и эффективной вентиляции. При проектировании систем освещения не учитывалось, что в указанных помещениях отсутствует естественное освещение. Еще недостаточно решается сейчас вопрос уборки станций. Выдаваемая в настоящее время дежурным по станциям и другим станционным работникам спецодежда (форма) по своим теплозащитным свойствам не соответствует условиям труда на многих станциях.

Микроклимат и воздушная среда в вагонах, на многих станциях и перегонах тоннелей часто не отвечают гигиеническим требованиям. В частности, анализ загрязнения воздуха в подземных помещениях метрополитенов пылью и газообразными ингредиентами показывает, что пыль и двуокись углерода (углекислый газ) являются основными показателями токсических загрязнений; как правило, они мало зависят от наружных (наземных) условий. Установлено, что уровни загрязнений воздушной среды станций метрополитена и подвижного состава обусловливаются прежде всего конструктивными особенностями станций, количеством пассажиров, интенсивностью и скоростью движения поездов, микроклиматическими условиями, особенно влажностью и другими факторами. Так, анализ концентраций пыли на станциях и вагонах показал, что общее загрязнение воздушной среды превышает в 3—5 раз предельно допустимую концентрацию для пыли атмосферного воздуха (пока нет специальных нормативов для метрополитенов, мы применяем этот показатель).

Более высокие концентрации пыли отмечаются на станциях у головных частей платформ и во время отхода поездов от платформы (здесь, очевидно, совмещаются факторы движения поездов и пассажиропотока из вагонов). В поездах с естественной вентиляцией запыленность возрастала от момента выезда из депо в процессе движения по линиям метро; в момент же прохождения станций запыленность в вагонах была более высокой, чем в тоннелях. Загрязнение воздуха окисью углерода в вагонах усиливалось в динамике дня и уже через час превышало существующий гигиенический норматив (0,1 об%). Это свидетельствует о недостаточности вентиляции станций и вагонов. Особого внимания заслуживает обнаруженная нами загрязненность подземного воздуха двуокисью азота и окисью углерода, являющаяся-

показателем загрязнения воздуха выхлопными газами наземного автотранспорта вследствие отсутствия очистных сооружений на вентиляционных приточных установках (вентиляционных киосках). Кроме того, необходимо обратить внимание на обнаруженную загрязненность вагонов перед выездом поездов на линии, которая обусловливает существенную фоновую загрязненность воздушной среды подземных помещений метрополитенов.

Изучение метеорологических условий на подвижном составе и в помещениях метрополитенов показало, что микроклимат, являющийся основным фактором, обеспечивающим комфортные условия для человека, также не соответствует гигиеническим нормативам. Как известно, дискомфортные метеорологические условия не только нарушают теплообменные процессы организма, ухудшают теплоощущения, но и угнетают деятельность всех органов и систем организма.

В вагоне температурный и влажностный режим зависит от количества пассажиров и места замера, что свидетельствует о недостаточности и неравномерности естественного проветривания. Такая же зависимость отмечена на станциях и на переходах. Поданным наших замеров, относительная влажность воздуха станций на 20—30 % ниже наружной. Однако на отдельных станциях за последние 3 года отмечается постепенное увеличение влажности воздуха с 27—35 до 50—53%. На ряде станций (пересадочных узлах и др.) в летние месяцы отмечается сближение показателей относительной влажности внутреннего и наружного воздуха до 10—15%, а зимой, наоборот, — максимальное расхождение по 40—50%. Это происходит за счет того, что в подземных помещениях влажность понижается зимой, а летом повышается, т. е. происходит процесс, обратный наблюдаемому в наземных условиях. Это необходимо учитывать при проектировании отопительно-венти-ляционных систем.

Особое значение в микроклимате имеет температура воздуха. Отмечено, что летом наблюдается повышение температуры воздуха на станциях по сравнению с наземной температурой. Это наряду с увеличением влажности и приводит к дискомфортному состоянию пассажиров и работников метрополитена. Зимой, по нашему мнению, температура не должна снижаться ниже + 12°С, в то время как действующим СНиПом она регламентируется в пределах +5°С, что с физиологических позиций недопустимо.

Более низкая температура наряду с повышенными скоростями движения воздуха (до 1,8—2,0 м/с на станциях и до 4 м/с в вагонах) является причиной наблюдаемых в метро дискомфортных условий для пассажиров. Кро-меЦтого, это может привести к росту простудных заболеваний среди работников метрополитенов. Поэтому по новому СНиПу 11-40 «Метрополитены», температура воздуха в поездах метро и на станциях должна быть не менее -(- 12°С. Исследование качества воды показало, что в целом вода, подаваемая под землю на станции, отвечает требованиям ГОСТа на питьевую воду, однако с глубиной увеличивается содержание в ней железа, что свидетельствует о коррозии труб и застойности воды.

Таким образом, начало гигиенических исследований на московском и других метрополитенах показало, что для правильной оценки существующего положения дел и обоснования оздоровительных рекомендаций необходимы целенаправленные систематические комплексные исследования всех гигиенических факторов среды, режимов труда и состояния здоровья работников метрополитена. Такой комплексный подход потребует определенного времени и значительных усилий. Но именно это даст возможность комплексно оценить условия труда работников метро и условия проезда пассажиров и разработать необходимый перечень первоочередных и перспективных оздоровительных мероприятий, а также дать гигиенический прогноз.

Наконец, следует указать еще на одну важную проблему — нормирование различных гигиенических факторов (токсических загрязнений, освещенности, микроклимата, шума и вибрации, цветового оформления и т. д.) в условиях метрополитена. Для нормирования прерывистого (интермитти-

рующего) и сочетанного комбинированного действия различных гигиенических факторов в специфических подземных помещениях метрополитенов для работников метро и пассажиров необходимы методические подходы применительно к специальным условиям метрополитена. Разработка специальных нормативов для метрополитенов является актуальной и безотлагательной проблемой.

Разработка гигиенических рекомендаций по улучшению условий труда работников метрополитенов страны и условий проезда пассажиров в метро возможна лишь как конечный этап всех названных выше исследований. Однако в процессе работы необходимо выдавать этапные гигиенические рекомендации для внедрения на метрополитенах страны.

ЛИТЕРАТУРА. Гамбашидзе Г. И., Соловьева В. П.— В кн.: Конф. молодых научных работников Ин-та гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. Тезисы докладов. М., 1958, с. 13—15.— Кашкина Т. К. Вопросы комплексной оптимизации труда машинистов метрополитена по данным эргонометри-ческих исследований. Автореф. дис. канд. Свердловск, 1975.— Матвеев П. Н. Гигиенические основы благоустройства метрополитенов. М., 1970,— П о д о б а Е. В., Соловьева В. П.— Гиг. и сан., 1969, ¡№ 1, с. 17—22.

Поступила 26/1V 1978 г.

IMPORTANT PROBLEMS OF HYGIENIC STUDY OF SUBWAYS IN OUR COUNTRY A. A. Prokhorov, J. F. Boyarchuk, 0. /. Gribanov, В. B. Elizarov

Complex hygienic investigations carried out in Moscow and other subways showed the labour conditions of the subways workers and the travelling conditions of passengers to necessitate further improvement. The correct assessment of existing conditions and the substantiation of suggested measures of improvement require systematic complex investigations of all the hygienic factors of environment, the prevailing labour regimens and the state of health of both subway workers and passengers in all the subways of our country. Besides, it is necessary to solve the problem of standardization of various hygienic factors under conditions of a subway.

УДК 613.165:371.6+617.7-053.5-083

Б. 3. Воронова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УГЛА РАССМАТРИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Одним из основных вопросов, связанных с совершенствованием условий обучения в общеобразовательных школах нового типа, является гигиеническое обоснование оптимальных планировочных решений учебных помещений. В связи с широким применением технических средств обучения необходимо увеличение размеров классов, кабинетов и лабораторий. Размеры и конфигурация учебных помещений должны обеспечивать благоприятные условия зрительного восприятия. Одним из условий видимости на классной доске является зависимость от угла, под которым рассматриваются тексты.

Исследования, проведенные в лабораторных условиях, позволили установить, что «угол рассматривания» должен быть не менее 30° (Е. К. Глуш-кова). При уменьшении этого угла ниже 30° резко снижается работоспособность и ухудшаются зрительные функции учащихся. Исследования, проведенные в естественных условиях в классах поперечной конфигурации с боковым подсветом (М. А. Шарова и соавт.), показали, что из-за постоянно изменяющихся уровней естественного освещения и блестящей поверхности классной доски дети младшего школьного возраста трудно воспринимают написанное на доске при углах рассматривания, близких к минимально допустимым. Авторы высказали предположение, что для младших школьников минимальный угол рассматривания необходимо увеличить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.