Научная статья на тему 'Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена'

Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1537
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТРОПОЛИТЕН / БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ОХРАНА ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА / METROPOLITAN / SAFE LABOR CONDITIONS / LABOR PROTECTION / INDUSTRIAL INJURIES / OCCUPATIONAL DISEASES / HARMFUL AND DANGEROUS PRODUCTION FACTORS / PROFESSIONAL RISKS / MEASURES TO ENSURE LABOR SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарская Надежда Александровна

В статье представлены результаты исследования условий труда работников метрополитена, выявлены особенности воздействия на работников вредных и опасных факторов производственной среды. Целью исследования является разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников в организациях метрополитенов Российской Федерации. Научная новизна результатов исследования заключается в мониторинге фактического состояния условий труда и аналитической оценке их изменений, а также в разработке профилактических мероприятий по регламентации требований безопасности при проведении работ в метрополитене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самарская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the working conditions peculiarities and development of measures to ensure the metro workers safety

The results of the study of metro workers working conditions are presented, the features of the harmful and dangerous factors of the production environment impact on workers are identified. The aim of the study is to develop measures to prevent accidents and occupational diseases of employees in the organizations of the Russian Federation metro. The scientific novelty of the research results lies in the monitoring of the actual state of working conditions and analytical assessment of their changes, as well as in the development of preventive measures to regulate safety requirements during work in the metro.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 201 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Первое

экономическое издательство

Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена

Самарская Н.А. 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлены результаты исследования условий труда работников метрополитена, выявлены особенности воздействия на работников вредных и опасных факторов производственной среды. Целью исследования является разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников в организациях метрополитенов Российской Федерации. Научная новизна результатов исследования заключается в мониторинге фактического состояния условий труда и аналитической оценке их изменений, а также в разработке профилактических мероприятий по регламентации требований безопасности при проведении работ в метрополитене.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метрополитен, безопасные условия труда, охрана труда, производственный травматизм, профессиональная заболеваемость, вредные и опасные производственные факторы, профессиональный риск, мероприятия по обеспечению безопасности труда.

Analysis of the working conditions peculiarities

and development of measures to ensure the metro workers safety

Samarskaya N.A. 1

1 Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

Введение

Приоритетный характер задач по сохранению жизни и здоровья работающего населения, составляющего основу экономического потенциала страны, определен основными направлениями государственной политики Российской Федерации, закрепленными в статье 210 Трудового кодекса.

По оценкам Международной организации труда, около 2,3 млн мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или из-за связанных с работой заболеваний - в среднем 6000 человек ежедневно. Во всем мире ежегодно регистрируется

примерно 340 млн несчастных случаев на производстве и 160 млн жертв профессиональных заболеваний.

По причине несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно теряется 4% глобального внутреннего валового продукта (ВВП), или приблизительно 2,8 трлн долларов США, в виде прямых и косвенных издержек, обусловленных травмами и заболеваниями работников, в том числе невыходами на работу по болезни, потерями рабочего времени, потерянными заработками, утратой трудоспособности, выплатой пособий, медицинскими расходами, причиненным имущественным ущербом, потерями квалифицированной рабочей силы и затратами на подготовку новых работников [1].

Согласно статистическим данным правительства России, в стране 190 тыс.

человек ежегодно погибают из-за работы в опасных условиях, из них 15 тысяч - в результате несчастных случаев. Кроме того, 180 тыс. человек вынуждены досрочно выходить на пенсию из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2].

По итогам 2018 года, Роструд предоставил информацию, согласно которой около 1200 несчастных случаев произошло на обрабатывающих производствах, в строительстве - более 800 случаев, а также лидирует по этому показателю «транспортировка и хранение», в этой отрасли произошло более 500 несчастных случаев. Абсолютными лидерами по числу пострадавших на производстве остаются строительство, обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйство,

ABSTRACT:_

The results of the study of metro workers working conditions are presented, the features of the harmful and dangerous factors of the production environment impact on workers are identified. The aim of the study is to develop measures to prevent accidents and occupational diseases of employees in the organizations of the Russian Federation metro. The scientific novelty of the research results lies in the monitoring of the actual state of working conditions and analytical assessment of their changes, as well as in the development of preventive measures to regulate safety requirements during work in the metro.

KEYWORDS: Metropolitan, safe labor conditions, labor protection, industrial injuries, occupational diseases, harmful and dangerous production factors, professional risks, measures to ensure labor safety

JEL Classification: J81, J83, J89 Received: 13.09.2019 / Published: 30.09.2019

I© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Samarskaya N.A. (samarskaya_na0mail.ru)

CITATION:_

Samarskaya N.A. (2019) Analiz osobennostey usloviy truda i razrabotka meropriyatiy po obespech-eniyu bezopasnosti rabotnikov metropolitena [Analysis of the working conditions peculiarities and development of measures to ensure the metro workers safety ]. Ekonomika truda. 6. (3). - 1271-1284. doi: 10.18334/et.6.3.41051

транспорт. Проведенный анализ показывает, что причиной большинства несчастных случаев становится человеческий фактор, обусловленный низкой культурой безопасного труда, несоблюдением требований условий и охраны труда [3].

Таким образом, разработка и осуществление эффективной политики и программы профилактического и защищающего характера в целях снижения уровня производственного травматизма и заболеваемости профессионального характера - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Представленный в статье анализ особенностей условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников метрополитена был проведен в рамках выполнения научно-исследовательской работы на тему: «Исследование условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников при проведении работ в метрополитене и разработка предложений по регламентации требований безопасности выполнения работ в указанной сфере», проведенной научными сотрудниками ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (Уральский филиал, г. Екатеринбург).

Обязательным условием выполнения данной работы явилось участие руководителей служб охраны труда и специалистов в области охраны труда метрополитенов всех городов Российской Федерации, где существует данный вид подземного железнодорожного транспорта. Этими организациями были представлены все необходимые данные с целью выявления проблемы безопасности труда, а также проявления новых возможностей в управлении профессиональными рисками, возникающими при проведении работ в метрополитене. В целом решаемая в исследовании научная проблема включает в себя аспекты сохранения трудового потенциала страны и повышения эффективности его использования.

метрополитен как вид городского транспорта и как объект повышенной опасности

Функционирование и развитие крупного современного города в обязательном порядке предполагает совершенствование внутригородской транспортной системы и, в первую очередь, той ее части, которая относится к пассажирским перевозкам. В условиях современного города требованиям повышенной надежности, безопасности и комфорта пассажирских перевозок в полной мере отвечает метрополитен [4] (Frolov, Golitsinskiy, Ledyaev, 2001).

ОБ АВТОРЕ:_

Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора (samarskaya_na0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Самарская Н.А. Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 1271-1284. doi: 10.18334/et.6.3.41051

Как наиболее эффективный и удобный вид городского транспорта, обеспечивающий скоростные регулярные массовые перевозки пассажиров с гарантированным временем поездки, метрополитен имеет большое социальное значение. В связи с ростом численности населения и увеличением границ городов, особенно с развитием пригородной зоны, роль метрополитена существенно возрастает. В то же время метрополитен - это большой и сложный комплекс различных инженерных сооружений, оснащенных современной автоматизированной техникой, призванной обеспечить непрерывность пассажирских перевозок по четкому графику.

Метрополитены в России строят только в городах-миллионниках. Но хотя до такого статуса доросли уже 15 городов, настоящее метро действует только в 7 из них: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани. В настоящее время в нашей стране насчитывается 11 крупных городов, где ввиду особой сложности транспортных проблем строятся или проектируются метрополитены. Ведется строительство метрополитена в Омске, Челябинске, Красноярске и Уфе. Обоснована необходимость метрополитена в комплексных транспортных схемах развития городского пассажирского транспорта Ростова-на-Дону и Перми.

Общая протяженность линий российских метрополитенов составляет примерно 453 км, на них функционирует 280 станций. Ежегодно метрополитены перевозят свыше 4,2 млрд пассажиров, что почти в два раза превышает пассажироперевозки всей сети железных дорог России.

Россия занимает третье место среди стран мира по количеству городов с действующими метрополитенами и четвертое по общей протяженности сети. Основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитенов России представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитенов

России за 2018 год

Метрополитен Год откры- Протяжен- Количество количество Пассажиропоток за

тия ность, км линии станции 2018 год, млн чел

Московский 1935 381 14 224 2445

Петербургский 1955 118,6 5 69 742

Нижегородский 1985 18,9 2 15 37,24

Новосибирский 1986 15,9 2 13 80,70

Самарский 1987 11,6 1 10 16,34

Екатеринбургский 1991 12,7 1 9 49,9

Казанский 2005 16,9 1 11 29,39

Источник: составлено автором по данным официальных сайтов метрополитенов России.

Метрополитен как транспортное средство, предназначенное для пассажирских перевозок в крупных городах, в силу своих специфических особенностей представляет собой сооружение повышенной опасности, как для людей, так и для обслуживающего персонала. И пассажиры, и работники метрополитена вынуждены на определенное время быть оторваны от привычной земной среды обитания в среду, враждебную человеку. Перечислим возможные аварийные ситуации, которые могут возникать на метрополитене:

• случайное падение предметов и пассажиров с платформы станции на рельсовый путь;

• сознательное стремление отдельных пассажиров сбросить какие-либо предметы, в том числе взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся вещества на рельсовый путь или попытки проникновения в перегонные тоннели с платформы станции;

• столкновение поездов из-за отказа автоматики или сознательного ее отключения машинистами поездов;

• потеря машинистом способности управления поездом вследствие болезни, ранения или других причин;

• пожар или взрыв в вагоне поезда или на станции;

• остановка поезда в тоннеле, вызванная неисправностью его технических систем, отключением питания контактного рельса или аварией верхнего строения пути;

• проникновение в метрополитен посторонних лиц через наземные сооружения;

• обрыв волновода поездной радиосвязи и возможное повреждение при этом вагонов, нанесение травм пассажирам и машинисту;

• затопление тоннелей из-за нарушения герметичности обделки или неисправности водоотливных установок;

• затопление станции через лестничные сходы из-за разрыва подземных водоне-сущих коммуникаций.

Любая из названных причин в зависимости от времени и места ее возникновения может привести к трагическим последствиям разной степени тяжести, которые могут причинить вред здоровью, как пассажирам, так и работникам метрополитена. Вероятность такого развития событий можно уменьшить, оборудовав метрополитен современными техническими средствами. В случае возникновении чрезвычайной ситуации все сотрудники метрополитена должны быть обучены необходимым действиям и методам спасения людей. Для недопущения подобных ситуаций работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда и правила техники безопасности.

особенности условий труда работников метрополитена

Метрополитен представляет собой комплекс наземных и подземных инженерно-технических сооружений, где представлены практически все вредные и опасные производственные факторы: физические, химические, биологические и эргономические,

которые могут оказывать негативное влияние на здоровье работников и приводить к профессиональным заболеваниям. Поэтому обеспечение безопасных условий труда при выполнении работ - одна из важнейших задач руководства метрополитена. Но не следует забывать и о личной ответственности каждого работника за соблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплины, а также о профилактических мероприятиях по охране труда и уменьшению воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.

Метрополитен как элемент транспортной системы содержит все черты производственной среды. Также определенную специфику формируют проблемы организации движения и устойчивость функционирования транспортного процесса. Носители опасностей в транспортной среде - это, в первую очередь, человек, а затем - техническая и материальная составляющие: здания, сооружения, дороги, подвижной состав, машины, станки, инструменты, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация. Носителями вредности выступают шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблагоприятные микроклиматические условия, химические вещества.

Основное условие нормальной эксплуатации и успешного осуществления перевозок на метрополитене - это безопасность движения, от которого зависят безопасные условий труда работников. Безопасность движения должна обеспечиваться содержанием в постоянной исправности объектов и устройств подвижного состава, оборудования и механизмов, а также слаженностью всех взаимозависимых частей транспорта и четким взаимодействием всех работников метрополитена, участвующих в процессе перевозки пассажиров.

Специфика производственного процесса, уровень его механизации и автоматизации, организация труда - все это определяет нервно-психическое и мышечное напряжение работника, положение его тела, степень участия отдельных органов в работе, а, следовательно, утомляемость. Правильная организация труда и отдыха - главнейшее условие высокой работоспособности.

Степень работоспособности работника метрополитена зависит от состояния его здоровья и возраста, стажа работы и профессиональных навыков, специфики производственного процесса, организации труда и рабочей обстановки (уровень шума и вибрации на рабочем месте, температура, влажность, скорость движения воздуха и его состав, атмосферное давление, окраска стен и оборудования, освещенность).

Специфика работы на метрополитене, несомненно, определяет повышенные требования к охране труда и здоровью работников. В метрополитене работают как мужчины, так и женщины. У каждой профессии есть свои особенности, но одной из основных является недостаток солнечного света. Большинство работников метрополитена вынуждены проводить под землей восемь часов в сутки, где нехватка воздуха, высокая концентрация вредных веществ, пыль железа, частицы свинца, могут вызывать множество профессиональных заболеваний.

Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава, ремонтные и путевые работы сопровождаются интенсивным шумом, вибрацией, высоким пыле-образованием, выделением различных химических веществ, большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, неблагоприятным микроклиматическим и микробиологическим воздействием. Следует отметить, что из-за постоянного физического и морального износа технологического оборудования интенсивность воздействия вредных производственных факторов на работников так же может возрастать.

Одна из сложных и опасных профессий в метрополитене - машинист электропоезда. Яркий свет в тоннелях метро, повышенный уровень шума, укачивание, монотонность работы, искусственное освещение - это далеко не полный перечень вредных производственных факторов, которые могут привести к переутомлению и серьезным заболеваниям. Первое и самое главное профессиональное заболевание, которое возникает у машинистов, - это вибрационная болезнь.

Машинист постоянно находится под воздействием движения и шума, что вызывает нарушение работы слухового аппарата, мышечную слабость, а также слабость конечностей, возможное развитие варикозных вен, проблемы с сердечно-сосудистой системой и кровообращением. Из-за сидячего образа жизни может нарушиться работа как центральной, так и периферической нервной системы.

Еще один отрицательный момент, возникающий у машинистов, - это так называемый «страх солнца». Так как большую часть времени машинисты проводят под землей, глаза начинают остро реагировать на дневной свет, он становится для них непривычным. Солнечные лучи необходимы для выработки организмом витамина Д. Нехватка этого витамина может вызывать у работников такие заболевания, как осте-опения, остеопороз другие.

Аллергическая реакция, вызванная специфическим и своеобразным запахом в метро, - еще одна проблема, которая может возникнуть у машиниста. Она также может стать причиной возникновения хронической обструктивной болезни легких, для которой характерно частично необратимое ограничение воздушного потока в дыхательных путях.

Тяжелая и напряженная работа требует компетентности, готовности к непредвиденным ситуациям, высокой концентрации внимания, быстроты реагирования, стрессоу-стойчивости, самоорганизованности, ответственности. Поэтому огромное внимание уделяется профессиональному отбору и подготовке работников метрополитена [5].

По данным проведенных специальных исследований, условия труда машинистов электропоезда характеризуются как неблагоприятные. Основной вредный фактор, воздействующий на машинистов, - это отсутствие естественного света. Другой вредный производственный фактор - вынужденная поза. В маленькой кабине машинист обязан внимательно следить за состоянием путей, сигналами светофоров, пассажирами на станциях. Темнота тоннеля, усыпляющая качка, монотонность и резкие вспышки света на станции - это признаки моральной усталости. Кроме того, негатив-

ное воздействие на здоровье машинистов могут оказывать шум и вибрация, сопровождающие движение поезда. Повышается риск снижения слуха, увеличения кровяного давления, нарушения сна, появления раздражительности, обострения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта.

С целью недопущения стресса, а также восстановления организма машинистам могут предоставляться выходные дни, а также разработан рациональный режим труда и отдыха. Так, машинистам электропоездов установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом три месяца. Они работают 36 часов в неделю по именным графикам с продолжительностью смены от 6,5 до 8,5 часа. Смены бывают утренние, дневные и вечерние. Если машинист заканчивает смену поздно вечером, он может остаться на ночь в специальной комнате отдыха. Здесь же имеется библиотека, комната для приема пищи и сауна. Для отдыха в течение смены должны быть предусмотрены два технологических перерыва не менее 11 минут и перерыв на обед - 40 минут, которые машинисты проводят на линейном пункте, оборудованном всем необходимым для полноценного отдыха.

Учитывая условия труда, по результатам проведения специальной оценки условий труда, машинистам начисляются различные льготы, такие как: сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за вредные условия труда, надбавка к зарплате, досрочный выход на пенсию.

Выявление профессиональных рисков работников метрополитена

Степень воздействия на работника тех или иных вредных или опасных производственных факторов определяет показатель профессионального риска, который необходимо оценить. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, профессиональный риск представляет собой вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.

Оценка и управление профессиональными рисками является необходимым элементом системы управления охраной труда, направленным на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний [10] (Izmerov, Denisov, 2003).

Исходными данными для оценки профессионального риска для здоровья работников метрополитена являются результаты специальной оценки условий труда. Именно механизм специальной оценки условий труда определяет потребность в проведении эффективной политики стимулирования работодателей к повышению уровня производительности труда, соблюдения требований охраны труда и снижению уровня производственного травматизма.

При проведении специальной оценки условий труда работников метрополитена производятся необходимые замеры и выявляются вредные и опасные производственные факторы, а также устанавливается класс условий труда на каждом рабочем месте.

В соответствии с проведенным в научном исследовании анализом условий труда, в метрополитене можно выделить следующие виды вредных и опасных производственных факторов, которые воздействуют на работников и определяют категорию профессиональных рисков:

• движущийся подвижной состав, транспортные средства, подъемные сооружения;

• подвижные части технологического оборудования и инструмента;

• падающие предметы и инструменты;

• повышенное значение напряжения в электрической цепи;

• запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

• повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах;

• отсутствие или недостаток естественной освещенности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышенная или пониженная температура, влажность и скорость движения воздуха рабочей зоны;

• расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

• стесненные условия труда (замкнутые и ограниченные пространства);

• психофизиологическое воздействие на организм работника.

Наличие и воздействие перечисленных видов вредны и опасных производственных факторов могут привести к риску возникновения производственной травмы или профессионального заболевания.

Перевозка пассажиров в городском пригородном сообщении по установленным маршрутам (вид транспорта - метрополитен), согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), входит в раздел Н «Транспортировка и хранение», куда относятся услуги по перевозке грузов и пассажиров, подчиняющиеся либо не подчиняющейся расписанию по железной дороге, а также сопряженная с этим деятельность [7].

В соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, введенной в действие с 30 января 2017 года [8], все виды экономической деятельности распределены по классам профессионального риска. По ОКВЭД определяется класс профессионального риска, к которому относится деятельность организации и затем устанавливаются страховые тарифы. Чем выше класс, тем выше ставка взноса на страхование от несчастных случаев на производстве. В соответствии с данной классификацией, грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (в том числе деятельность метрополитена) относятся к 3 классу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 марта 2017 года внедрен риск-ориентированный подход в сфере охраны труда. Отнесение деятельности предприятий и организаций к определенной категории риска осуществляется на основании совокупности критериев. Критерием является показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в

сфере труда (жизнь и здоровье работников; трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений). Выделены 4 категории риска:

• высокий риск с показателем потенциального риска 1 и более;

• значительный риск - показатель потенциального риска от 0,99 до 0,75;

• средний риск - показатель потенциального риска от 0,74 до 0,5;

• умеренный риск - показатель потенциального риска от 0,49 до 0,25.

Значение данного показателя для деятельности метрополитена составляет 0,85 и

позволяет относить данный вид деятельности к категории значительного риска.

Таким образом, с целью снижения профессиональных рисков руководству метрополитена необходимо обеспечить создание системы управления охраной труда, проведение специальной оценки условий труда, выявление опасностей и их идентификацию, расчет и оценку профессиональных рисков, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, исключение или снижение профессиональных рисков в соответствии с требованиями законодательства об охране труда.

Мероприятия по обеспечению безопасности работников метрополитена и их экономическая оценка

Работа на подземных объектах всегда связана с повышенной опасностью, что требует особого внимания и осторожности, и соответственно - особого подхода к вопросам охраны труда.

При осуществлении всех видов работ в метрополитене руководство этих организаций должно признать приоритет жизни и здоровья работников и рассматривать систему управления охраной труда в качестве необходимого элемента эффективного управления предприятием.

Руководству метрополитена необходимо помнить, что при правильном формировании подходов к вопросам охраны труда и повышению уровня безопасности работников риск возникновения несчастного случая можно учесть и предотвратить. Именно на этом учете и предвидении возникновения аварий и несчастных случаев основывается профилактика травматизма как явления. Проведение профилактических мероприятий по недопущению несчастных случаев, а также устранению их причин и предпосылок - одно из основных направлений при разработке рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда работников.

Мероприятия, способствующие предупреждению травматизма работников метрополитена и возможному возникновению аварийных ситуаций, должны быть направлены на реализацию основных требований, таких как:

• совершенствование технологических процессов и применение безопасного оборудования и устройств;

• разработка эффективных и безопасных методов организации труда;

• создание здоровых санитарно-гигиенических условий труда;

• использование эффективных экономических способов воздействия на производственный травматизм и аварийность;

• прогнозирование проявления опасностей и условий, при которых они могут воздействовать на работников.

В ходе осуществления работ в метрополитене с целью сохранения жизни и здоровья работников руководству необходимо выполнять следующие обязательства:

• обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также требований локальной нормативной документации в области охраны труда;

• обеспечивать эффективное функционирование и непрерывное совершенствование системы управления охраной труда;

• обеспечивать безопасность труда и сохранение здоровья всего персонала и лиц, допущенных на производственные объекты метрополитена, путем принятия предупреждающих мер по недопущению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• доводить до каждого работника и лиц, допущенных на производственные объекты метрополитена, информацию о выявленных опасностях и рисках профессиональной безопасности и здоровья на рабочих местах;

• привлекать работников к активному участию в деятельности по охране труда, создавать условия, при которых каждый работник должен осознавать свою ответственность за собственную безопасность и безопасность окружающих его людей;

• предусматривать необходимые финансовые и материально-технические ресурсы для реализации политики в области охраны труда;

• внедрять новые современные технологии, модернизировать используемое технологическое оборудование;

• учитывать индивидуальные особенности работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, построения технологических процессов;

• совершенствовать формы и методы обучения и повышения квалификации персонала, повышать уровень знаний и компетентности в области охраны труда;

• обеспечивать защиту персонала от влияния негативных факторов производства, внедрять эффективные режимы труда и отдыха, улучшать социально-бытовые условия на производстве, внедрять эффективные средства коллективной и индивидуальной защиты;

• обеспечивать приоритет коллективных средств защиты над индивидуальными;

• своевременно проводить специальную оценку условий труда;

• осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

• реализовывать компенсационные меры, направленные на возмещение персоналу ущерба, понесенного воздействием неблагоприятных условий труда, реа-

лизовывать для работников программы оздоровления и санаторно-курортного лечения;

• анализировать, корректировать, совершенствовать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области охраны труда, а также своевременно доводить до сведения работников все изменения;

• реализовывать политику в области охраны труда на принципах социального партнерства в рамках прямого диалога между работодателем и работниками;

• поощрять работников и их представителей за активное участие в обеспечении охраны труда.

Таким образом, основная задача руководства метрополитена заключается в разработке и применении эффективного производственного процесса, который определяется эффективностью труда и предполагает высокую производительность в сочетании с безопасными условиями труда работников.

Оценка мероприятий по улучшению условий и безопасности труда работников метрополитена с точки зрения экономики тесно взаимосвязана с социальной эффективностью, которая может выражаться в следующих показателях:

• годовая экономия по снижению дополнительных расходов на выплаты льгот и компенсаций за счет сокращения численности работников в неблагоприятных условиях труда в результате реализованных мероприятий по улучшению условий труда;

• производительность труда, которая увеличивается за счет высвобождения численности работников в неблагоприятных условиях труда и увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением потерь по временной нетрудоспособности;

• снижение текучести кадров и, как следствие, эффект от экономии на подготовку и переподготовку работников;

• эффект от повышения трудоспособности работника, величина которого обусловлена реализацией мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению требований безопасности работников метрополитена.

Таким образом, руководству метрополитена необходимо уметь оценивать профессиональные риски с учетом профессии и характера выполняемых работ и осуществлять планирование необходимых мероприятий, реализация которых окажет наибольшее влияние на улучшение условий труда и повышения уровня безопасности работников.

Заключение

Метрополитен является подземным сооружением и объектом повышенной опасности, в котором проводятся работы не только по перевозке пассажиров, но и по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту наземных и подземных соору-

жений, подвижного состава, оборудования и устройств метрополитена. Выполнение всех видов работ требует особого внимания и осторожности со стороны работников, а, следовательно, особого подхода к требованиям безопасности.

Работники в подземном пространстве подвергаются воздействию множества вредных факторов производственной среды: это вредные вещества в воздухе рабочей зоны, шум и вибрация, неблагоприятные микроклимат и световая среда, тяжесть, напряженность трудового процесса. При определенных обстоятельствах вредные факторы могут стать опасными и привести к травме работника.

В процессе анализа выявлены причины производственного травматизма, основными из них являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудовой и технологической дисциплины, пренебрежение правилами охраны труда и личная неосторожность работников метрополитена.

В современных условиях требования охраны труда направлены на разработку превентивных мер, направленных на профилактику негативных воздействий производственных факторов на работника в процессе трудовой деятельности, поэтому распознавание и оценка профессиональных рисков - именно тот механизм, который позволяет снизить вероятность травматизма и профессиональной заболеваемости работников метрополитена.

Экономическое значение вопросов безопасности труда работников метрополитена может оцениваться положительными результатами, полученными при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда. Эти результаты могут выражаться в изменении показателей уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в количестве дней невыхода на работу по причине болезни, в затратах на лечение или выплаты компенсаций работникам [9] (Ilyin, Samarskaya, Rumyantseva, 2016).

Мероприятия, предложенные автором в рамках выполнения научного исследования, будут способствовать улучшению условий и охраны труда, а также сохранению жизни и здоровья работников метрополитена.

ИСТОЧНИКИ:

1. Тяжкое бремя плохих условий труда. Официальный сайт Международной организа-

ции труда. Мировая статистика. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo. org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--ru/ index.htm ( дата обращения: 11.09.2019 ).

2. Безопасные условий труда - одно из основных прав человека и неотъемлемая часть понятия «достойный труд». Официальный сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/ occupational-safety-and-health/lang--ru/index.htm ( дата обращения: 11.09.2019 ).

3. Обрабатывающее производство лидирует по количеству несчастных случаев. Официальный сайт РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria. ru/20190314/1551773738.html ( дата обращения: 11.09.2019 ).

4. Фролов Ю.С., Голицинский Д.М., Ледяев А.П. Метрополитены. / Учебник для вузов.

- М.: «Желдориздат», 2001. - 528 с.

5. Особенности условий труда в метрополитене. Trudohrana.ru. [Электронный ресурс].

URL: https://www.trudohrana.ru/article/53-qqe-15-m6-osobennosti-ohrany-truda-v-metropolitene ( дата обращения: 11.09.2019 ).

6. Захаренко М.И., Палийчук С.П., Мартиросова В.Г., Городецкая Л.П. Условия тру-

да машинистов электропоездов метрополитена, особенности изучения и оценки // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2005. - № 2(2). - с. 056-059.

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК

029-2014 (КДЕС Ред. 2). Принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст. Новыеформы.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://новыеформы.рф/okved.html ( дата обращения: 13.09.2019 ).

8. Приказ Минтруда России от 30.12.2016 г. № 851н «Об утверждении Классификации

видов экономической деятельности по классам профессионального риска» (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2017 г. № 45279). Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov. ru ( дата обращения: 13.09.2019 ).

9. Ильин С.М., Самарская Н.А., Румянцева А.В. Анализ условий и охраны труда в от-

дельных отраслях экономики России. / Коллективная монография. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2016. - 140 с.

10. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И. Профессиональный риск для здоровья работников. / руководство. - М.: Тровант, 2003. - 448 с.

REFERENCES:

Frolov Yu.S., Golitsinskiy D.M., Ledyaev A.P. (2001). Metropoliteny [Subways] M.:

«Zheldorizdat». (in Russian). Ilyin S.M., Samarskaya N.A., Rumyantseva A.V. (2016). Analiz usloviy i okhrany truda v otdelnyh otraslyakh ekonomiki Rossii [The analysis of conditions and labour protection in certain sectors of the Russian economy] Yekaterinburg: Izdatelstvo AMB. (in Russian).

Izmerov N.F., Denisov E.I. (2003). Professionalnyy risk dlya zdorovya rabotnikov [An

occupational hazard for health workers] M.: Trovant. (in Russian). Zakharenko M.I., Paliychuk S.P., Martirosova V.G., Gorodetskaya L.P. (2005). Usloviya truda mashinistov elektropoezdov metropolitena, osobennosti izucheniya i otsen-ki [The metro electric trains engine - drivers labour conditions: peculiarities of trial and estimation]. Aktualnyeproblemy transportnoy meditsiny. (2(2)). 056-059. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.