Научная статья на тему 'Обеспечение безопасных условий труда и защита здоровья работников железнодорожного транспорта'

Обеспечение безопасных условий труда и защита здоровья работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2173
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / ОХРАНА ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / LABOR PROTECTION / INDUSTRIAL INJURIES / OCCUPATIONAL DISEASES / HARMFUL AND DANGEROUS PRODUCTION FACTORS / ROAD TRANSPORT / RAIL TRANSPORT / REGULATIONS ON LABOR PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарская Надежда Александровна, Ильин Сергей Михайлович

В статье представлены результаты исследования условий труда работников железнодорожного транспорта, выявлены особенности воздействия на работников вредных и опасных факторов производственной среды. Проведен анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, выполняющих работы по перевозке грузов и оказывающих услуги по обслуживанию пассажиров, а также обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов. На основе комплексного анализа условий труда предложены рекомендации по устранению причин, приводящих к несчастным случаям и профессиональной заболеваемости работников при выполнении операций, связанных с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Данные рекомендации нашли свое применение при разработке проекта Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самарская Надежда Александровна, Ильин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring safe working conditions and health protection of railway workers

The article presents the results of a study of working conditions of railway workers, the peculiarities of influence of harmful and dangerous factors of production environment. The analysis of production traumatism and professional morbidity of workers performing work for the transport of goods and rendering of services on passenger service, as well as ensuring the continuity of the transportation process and safety of movement of trains. On the basis of a comprehensive analysis of working conditions recommendations for addressing the causes that lead to accidents and occupational diseases workers performing operations associated with the organization and implementation of transportations of passengers, cargoes, Luggage and gruzobagazha by rail. These recommendations found its application in the development of a draft regulation on labour protection in the implementation of passenger transportation on the railway transport.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасных условий труда и защита здоровья работников железнодорожного транспорта»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

ский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

В статье представлены результаты исследования условий труда работников железнодорожного транспорта, выявлены особенности воздействия на работников вредных и опасных факторов производственной среды. Проведен анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, выполняющих работы по перевозке грузов и оказывающих услуги по обслуживанию пассажиров, а также обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов. На основе комплексного анализа условий труда предложены рекомендации по устранению причин, приводящих к несчастным случаям и профессиональной заболеваемости работников при выполнении операций, связанных с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Данные рекомендации нашли свое применение при разработке проекта Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: условия труда, охрана труда, производственный травматизм, профессиональная заболеваемость, вредные и опасные производственные факторы, грузопассажирские перевозки, железнодорожный транспорт, правила по охране труда.

Ensuring safe working conditions and health protection of railway workers

Samarskaya N.A. 1, Ilyin S.M. 1

1 Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor Economy and Protection" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

Введение

Наиболее распространенным и востребованным в мире видом транспорта является железнодорожный. В условиях высокой конкуренции со стороны автомобильного и воздушного транспорта железные дороги остаются важным средством наземного передвижения пассажиров, а также крупных объемов товаров и материалов.

Железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе России. Важнейшими задачами железнодорожного транспорта

АННОТАЦИЯ:

являются интенсификация перевозочного процесса, повышение его эффективности, последовательная реализация программ научно-технического прогресса при безусловном обеспечении безопасности движения, безопасных и здоровых условий труда работников.

В современных условиях реформирования структуры железнодорожного транспорта России обеспечение безопасных условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний приобретают особую значимость. В связи с этим на предприятиях железнодорожного транспорта должны проводиться крупномасштабные мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Для реализации этих мероприятий в настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создается ряд новых нормативных документов и актуализируются уже существующие, что позволяет повысить ответственность руководителей предприятий за безопасность на железнодорожном транспорте [5, 6] (Бататвкауа, Пут, 2016а; Бататвкауа, Нут, 2016Ь).

Анализ условий труда работников железнодорожного транспорта

Особенность железнодорожного транспорта состоит в том, что он не создает каких-либо материальных ценностей в виде добычи сырьевых ресурсов, производства про-

ABSTRACT:_

The article presents the results of a study of working conditions of railway workers, the peculiarities of influence of harmful and dangerous factors of production environment. The analysis of production traumatism and professional morbidity of workers performing work for the transport of goods and rendering of services on passenger service, as well as ensuring the continuity of the transportation process and safety of movement of trains. On the basis of a comprehensive analysis of working conditions recommendations for addressing the causes that lead to accidents and occupational diseases workers performing operations associated with the organization and implementation of transportations of passengers, cargoes, Luggage and gruzobagazha by rail. These recommendations found its application in the development of a draft regulation on labour protection in the implementation of passenger transportation on the railway transport.

KEYWORDS: working conditions, labor protection, industrial injuries, occupational diseases, harmful and dangerous production factors, road transport, rail transport, regulations on labor protection

JEL Classification: J81, J88, L92 Received: 08.10.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Samarskaya N.A. (samarskaya_na0mail.ru)

CITATION:_

Samarskaya N.A., Ilyin S.M. (2018) Obespechenie bezopasnyh usloviy truda i zaschita zdorovya rabotnikov zheleznodorozhnogo transporta [Ensuring safe working conditions and health protection of railway workers]. Ekonomika truda. 5. (4). - 1329-1346. doi: 10.18334/et. 5.4.39519

дукции, а обеспечивает их перемещение в пространстве. Продукцией транспортного производства является перемещение людей и грузов в пространстве и во времени.

Железные дороги работают круглосуточно, ежедневно в течение года. Специфика труда работников железнодорожного транспорта обусловлена непрерывностью технологических процессов в перевозке грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха, требованиями к обеспечению безопасности на транспорте. Трудовой кодекс устанавливает общие нормы регулирования труда работников и предусматривает отражение своеобразных условий трудовой деятельности в отдельных сферах локальными нормативными актами по отрасли. Так, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 44 [1] утверждены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.

Следует отметить, что железнодорожный транспорт относится к таким технологическим системам, в которых наряду с обязанностями обеспечения безопасности движения поездов, обусловливающих высокую степень ответственности за выполнение своих профессиональных функций, работники одновременно подвергаются риску воздействия вредных и опасных производственных факторов. Эти факторы несут как риск возникновения профессионального заболевания вследствие их воздействия, так и риск возможного несчастного случая вследствие утомления работников [8, 11] (Klochkova, 2004).

Как известно, профессиональные заболевания являются отражением неблагоприятных условий труда, а уровень здоровья в значительной степени зависит от продолжительности и интенсивности действия вредных производственных факторов на организм работника. Последствиями воздействия неблагоприятных условий труда являются раннее старение, уменьшение продолжительности жизни, ухудшение здоровья работающих, снижение качества жизни.

Условия труда определенных категорий работников на железнодорожном транспорте достаточно специфичны. У большинства работников производственные операции связаны с какими-либо движущимися объектами, таким образом, высока вероятность получения травм. Особенностями трудовой деятельности работников железной

ОБ АВТОРАХ:_

Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора (samarskaya_na0mai1.ru)

Ильин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, директор (si1in0umco.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Самарская Н.А., Ильин С.М. Обеспечение безопасных условий труда и защита здоровья работников железнодорожного транспорта // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 1329-1346. doi: 10.1833 4/et .5.4.39519

дороги являются: дефицит времени на принятие адекватных решений, постоянная мобилизованность внимания, требование быстрой и четкой ориентации в окружающей обстановке, соблюдение строгой дисциплины [8, 11] (Klochkova, 2004).

Для выявления специфики трудовой деятельности, проведем общий анализ условий труда работников железнодорожного транспорта.

Во-первых, большая часть технологических операций проводится работниками железнодорожных станций 24 часа в сутки, в основном на открытом воздухе и при любой погоде. Работники выполняют эти операции группами под руководством дежурного по станции или маневрового диспетчера, от правильности действий которого зависит как безопасность движения поездов, так и безопасность труда всех работников, находящихся на железнодорожных путях.

Во-вторых, рабочие места составителей поездов и их помощников - регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, операторов технической конторы, монтеров пути, приемщиков поездов - расположены на подвижном составе либо внутри рельсовой колеи или в непосредственной близости от нее. В подобных условиях при выполнении маневровых операций работники подвергаются большой опасности, которая увеличивается при движении составов вагонами вперед.

В-третьих, опасность наезда и травмирования работников железной дороги повышается в условиях недостаточной освещенности рабочих территорий. Интенсивные шумы приглушают сигналы оповещения об опасности работников железной дороги. Большое количество вагонов на путях, движение поездов и маневрирующих составов ухудшают условия видимости работников, находящихся на путях [8, 12] (Klochkova, 2004; Kamaev, Leonova, Schekotov, 2010).

В-четвертых, значительная часть железнодорожных станций расположена на электрифицированных участках. Напряжение в контактном проводе создает опасность поражения электрическим током при несоблюдении правил техники безопасности.

В-пятых, в вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят легковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы.

Все это дает основание считать, что работа на станционных путях связана с повышенной опасностью, а дежурные по станции, постам, паркам и путям, маневровые диспетчеры испытывают большую психоэмоциональную напряженность, обусловленную сознанием ответственности за жизнь подчиненных работников, за безопасность движения поездов и сохранность подвижного состава и груза.

Рассмотрим условия труда работников основных профессий. Работа локомотивных бригад характеризуется следующими особенностями: начало и окончание работы в различное время суток, вынужденный отдых в пункте оборота бригад вдали от дома, неритмичный режим труда и отдыха, в ряде случаев - сверхурочные работы. Кроме того, на машиниста специфически действуют монотонные раздражители, такие как шум, вибрация на рабочем месте, мелькание шпал, контактной сети, опорных столбов при высоких скоростях движения поездов в условиях строгого соблюдения графика.

Еще одними особенностями труда машиниста современного локомотива являются малоподвижная рабочая поза, значительное нервное напряжение, постоянная готовность к экстренному действию, напряжение памяти и внимания, объективная необходимость сопротивления монотонно действующим факторам. По причине небольшого резерва времени для выполнения управляющих действий, что связано с высокими скоростями движения и объективными ограничениями тормозного пути, машинист должен не только воспринять соответствующий сигнал, но и правильно осмыслить его, принять соответствующее решение и реализовать его в виде необходимого двигательного акта [11, 12] (Kamaev, Leonova, Schekotov, 2010).

Высокий уровень работоспособности и бдительности машиниста проявляется в максимально быстрой и правильной реакции на неожиданно возникающую аварийную ситуацию. Но под влиянием утомления снижается готовность к правильным экстренным действиям. Управление поездом в ночное время особенно неблагоприятно с точки зрения поддержания бдительности машиниста.

Таким образом, профессиональная деятельность машиниста локомотива характеризуется не только воздействием вредных и опасных физических и химических факторов производственной среды на организм, но и высокой напряженностью и тяжестью трудового процесса.

Следует отметить, что в последние годы значительно возрос поток перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, следовательно, изменились и требования к обслуживанию пассажиров, условия труда проводников пассажирских вагонов, графики работы проводников, организация условий труда и отдыха, питания и бытового обеспечения поездных бригад.

Профессия проводника пассажирского вагона является одной из наиболее массовых. В процессе работы проводники могут подвергаться воздействию различных вредных и опасных факторов производственной среды, таких как шум, вибрация, химический фактор, тяжесть и напряженность трудового процесса, неудовлетворительные микроклиматические условия, недостаточная искусственная освещенность. Также проводники испытывают физические, психические и эмоциональные нагрузки. Безусловно, все эти вредные производственные факторы не могут не отражаться на состоянии здоровья данной категории работников железной дороги [7, 9] ^й^ Yudaeva, 2017; Loginova, 2017).

Неупорядоченный режим разъездной работы, неудовлетворительные бытовые и санитарно-гигиенические условия в вагонах, несоблюдение рациональных режимов труда и отдыха, режимов питания очень часто являются причиной возникновения ряда профессиональных заболеваний у проводников [14, 15] (Molochnaya, Gulimova, 2015).

Еще одним видом деятельности на железнодорожном транспорте является выполнение погрузочно-разгрузочных работ и складирование грузов. Основными опасными производственными факторами здесь являются: движущиеся краны и погрузчики,

автомобильный и железнодорожный транспорт, различные машины и механизмы, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, захваты, острые кромки и выступающие части транспортируемого груза. Рабочие места, расположенные на значительной высоте, например, кабины крановщиков, разгрузочные галереи, относятся к опасным и требуют особого внимания как со стороны руководства, так и самого работника [8, 9, 11] (Klochkova, 2004; Loginova, 2017).

Таким образом, исходя из проведенного анализа условий труда, авторами исследования определен перечень вредных и опасных факторов производственной среды, воздействующих на работников, при выполнении работ по перевозке грузов (багажа, грузобагажа) и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров [2, 3] (Ilyin, Samarskaya, Rumyantseva, 2016; Samarskaya, 2018). К ним относятся:

1. движущиеся подвижные составы и транспортные средства;

2. движущиеся машины и механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;

3. перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

4. острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности инструмента и технологического оборудования;

5. падающие предметы (ручная кладь и багаж при неправильной их укладке, элементы оборудования) и инструменты;

6. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

7. повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

8. повышенный уровень шума на рабочем месте;

9. повышенный уровень вибрации;

10. электромагнитные излучения постоянных полей и полей промышленной частоты;

11. повышенный уровень электромагнитного излучения;

12. недостаточная освещенность рабочей зоны;

13. повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

14. повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

15. повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;

16. возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

17. химические и токсические опасные и вредные производственные факторы, влияющие на кожные покровы и слизистые оболочки;

18. расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

19. патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы);

20. физические перегрузки;

21. нервно-психические перегрузки.

Перечисленные факторы способствуют развитию профессиональных заболеваний, влияют на трудоспособность работников железнодорожного транспорта, выполняющих функции в поездной и маневровой работе.

Анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников железнодорожного транспорта

Следует отметить, что проводимая в настоящее время профилактическая работа по вопросам улучшения условий и охраны труда позволяет сохранить тенденцию к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников железнодорожного транспорта. Тем не менее неудовлетворительная ситуация по данным показателям все еще наблюдается [2] (Ilyin, Samarskaya, Rumyantseva, 2016). Рост показателей производственного травматизма выявлен в таких сферах деятельности железной дороги, как дальние и пригородные пассажирские перевозки, вычислительная техника и связь, экология и безопасность движения [16, 20] (Zakharov, 2007; Mezentsev, 2005).

Наиболее частыми видами происшествий со смертельным исходом работников железнодорожного транспорта на протяжении последних лет остаются поражение электрическим током, дорожно-транспортные происшествия, наезд подвижного состава, падение с высоты и с движущегося подвижного состава [8, 11, 16, 20] (Klochkova, 2004; Zakharov, 2007; Mezentsev, 2005).

Анализ показал, что основными причинами наездов подвижного состава на работников железнодорожного транспорта являются нарушения производственной и трудовой дисциплины. Нередко выполнение работ непосредственно на железнодорожных путях и вблизи поездов осуществляется работниками в состоянии алкогольного опьянения, что зачастую приводит к травмам, в том числе и со смертельным исходом.

Высоким остается уровень травматизма от наездов подвижного состава среди составителей поездов и работников путевого комплекса. Причинами возникновения такого рода травм являются нарушения технологических процессов и их несовершенство, что заключается в не использовании средств механизации и автоматизации, несоблюдении необходимой схемы ограждения мест производства работ на железнодорожных путях, несогласованных действиях работников, выполнении работ меньшим числом работников, чем того требует технологический процесс.

Самое тяжелое положение с производственным травматизмом наблюдается в подразделениях электроснабжения и электрификации железной дороги. Риску поражения электрическим током в большей степени подвержены работники контактных и электрических сетей, тяговых подстанций и ремонтно-ревизионного участка. Электротравмы чаще всего возникают при выполнении таких видов работ, как обслу-

живание электроустановок потребителей, техническое обслуживание и ремонт оборудования тяговых подстанций, контактной сети, подвижного состава, высоковольтных линий электропередач [20] (Mezentsev, 2005).

Основными причинами электротравматизма на железных дорогах являются: низкий уровень знаний в области электробезопасности, нарушение технологического процесса, нарушение трудовой и производственной дисциплины, неудовлетворительная организация и слабый контроль за производством работ [16] (Zakharov, 2007).

Анализ возникновения профессиональных заболеваний у работников предприятий железнодорожного транспорта определяет четкую производственную зависимость. Условия труда работников железнодорожного транспорта формируют определенные группы заболеваний. На первом месте в структуре профессиональных заболеваний стоят заболевания органов дыхания, тугоухость, вибрационная болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата [9, 10, 17] (Loginova, 2017; Dolgusheva, 2009).

На протяжении ряда лет возникновение профессиональных заболеваний у рабочих связано с воздействием шума и вибрации. Профессия машиниста способствует возникновению таких заболеваний, как нейроциркуляторная дистония, гипертоническая болезнь и неврозы. Все это связано с психическими и эмоциональными перегрузками, при этом количество зарегистрированных неврозов и гипертонической болезни увеличивается с возрастом работников. Отмечаются высокие уровни заболеваемости машинистов пассажирского движения в классах болезней глаз, органов дыхания, системы кровообращения, органов пищеварения, и обусловлены они в основном более высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, напряженности труда, нерегулярностью режимов труда и отдыха, нерациональным и нерегулярным питанием [17, 18] (Dolgusheva, 2009; Kamaev, Schekotov, Leonova, 2010).

Среди профессий подвижного состава пассажирского железнодорожного транспорта проводники составляют наиболее многочисленную группу, чей труд относится к категории «разъездных» профессий. В структуре заболеваемости у проводников пассажирских вагонов преобладают болезни органов кровообращения, органов дыхания, костно-мышечной системы, травмы и аллергические заболевания. У женщин к этим проявлениям также прибавляются и нарушения специфических функций женского организма. Заболевания кожи у проводниц диагностируются в 3 раза чаще, чем в среднем по отрасли [17, 19] (Dolgusheva, 2009; Yudaeva, 2015).

Следует отметить, что неупорядоченный режим разъездной работы и неудовлетворительные бытовые условия в вагонах являются причиной возникновения таких заболеваний, как варикозное расширение вен нижних конечностей, ишемическая болезнь сердца в сочетании с гипертонической болезнью, хронические ревматические заболевания. Чаще других у проводников встречаются такие болезни, как неврит и невралгия, воспалительные заболевания глаз и отит [7, 13, 15, 17] (Vilk, Yudaeva, 2017; Ponomarenko, Lisobey, 2010; Dolgusheva, 2009).

Недостатки в диагностике состояния здоровья работников железнодорожного

транспорта приводят к тому, что профессиональные заболевания выявляются в поздних, запущенных и клинически выраженных стадиях заболеваний, которые уже невозможно скрыть ни работнику, ни работодателю.

Рекомендации по обеспечению безопасности работников железнодорожного транспорта

Безопасность проведения технологических процессов на железной дороге обеспечивается при точной оценке характера и степени отрицательного воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников. Разработка и внедрение комплекса мер по их снижению или предотвращению являются составной частью общей проблемы по улучшению условий труда. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, проблема снижения производственного травматизма остается достаточно актуальной.

Для улучшения условий и охраны труда, снижения уровней профессиональных рисков для работников железнодорожного транспорта авторы исследования предлагают реализовывать следующие мероприятия [3, 4] (Samarskaya, 2018; Samarskaya, Ilyin, 2018):

1) пересмотр и разработка нормативных актов по охране труда для различных уровней управления, в том числе локальных;

2) актуализация перечня инструкций по охране труда для работников железнодорожного транспорта по профессиям и видам выполняемых работ;

3) обучение по охране труда работников железной дороги с целью проведения профилактической работы по обеспечению безопасности труда;

4) ужесточение контроля за соблюдением режимов труда и отдыха работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров;

5) проведение обязательных медицинских осмотров работников железной дороги с целью профилактики профессиональных заболеваний, своевременности выявления, анализа, учета и предупреждения инвалидности;

6) обеспечение внедрения системы управления охраной труда и повышение качества проведения специальной оценки условий труда с целью приведения рабочих мест к требованиям норм охраны труда;

7) планирование на железных дорогах и внедрение современных технических средств, позволяющих вывести работников из опасных зон и направленных на предупреждение наездов подвижного состава на работающих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) планирование мероприятий по предупреждению электротравматизма;

9) обеспечение приведения санитарно-бытовых помещений к требованиям норм охраны труда и производственной санитарии;

10) планирование мероприятий по приведению микроклиматических условий в соответствие с требованиями норм охраны труда;

11) планирование мероприятий по приведению уровней шума и вибрации в соответствие с требованиями норм охраны труда;

12) планирование мероприятий по приведению уровней освещенности в соответствие с требованиями норм охраны труда;

13) планирование мероприятий по снижению тяжести и напряженности трудового процесса;

14) обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью в соответствии с требованиями норм охраны труда;

15) усиление работы по пропаганде вопросов охраны труда работников железной дороги.

Таким образом, предложенные рекомендации по проведению профилактической работы позволят сохранить тенденцию к снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников железнодорожного транспорта, а также существенно улучшить условия труда, санитарно-гигиенические условия и в целом повысить культуру производства.

Проект Правил по охране труда работников при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте

Все предложенные выше рекомендации нашли свое отражение в проекте Правил по охране труда, разработка которого была проведена в рамках выполнения научно-исследовательской работы научными сотрудниками ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (Уральский филиал). Особенностью выполнения данной работы явилось участие ведущих специалистов и научных сотрудников от центрального аппарата ОАО «РЖД» и АО «ВНИИЖТ» (г. Москва) в профессионально-общественном обсуждении первой редакции проекта Правил по охране труда, что значительно облегчило работу при формировании четкой структуры разрабатываемых Правил.

Действующие в настоящее время в Российской Федерации Отраслевые правила по охране труда в различных хозяйствах железнодорожного транспорта, введенные в действие более 15 лет назад, нуждаются в актуализации. За основу разрабатываемого проекта Правил приняты три основных документа, действующих в отрасли на сегодняшний день:

1) правила по охране труда в пассажирском хозяйстве железнодорожного транспорта;

2) правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте;

3) правила по охране труда в хозяйстве перевозок железнодорожного транспорта.

В процессе разработки предложений по регламентации требований безопасности

выполнения работ на железнодорожном транспорте авторами исследования были изучены и проанализированы российские и зарубежные нормативные правовые акты

[5, 6] (Samarskaya, Ilyin, 2016a; Samarskaya, Ilyin, 2016b).

В соответствии с рекомендациями по разработке и оформлению Правил по охране труда [21] в предложенный проект Правил включены следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Требования охраны труда при организации выполнения работ (производственных процессов).

3. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным помещениям, площадкам, участкам производства работ), и организация рабочих мест.

4. Требования охраны труда при организации работ, осуществлении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования (общие требования; требования охраны труда при осуществлении работ, связанных с приемом, отправлением, пропуском поездов и маневровыми передвижениями подвижного состава; требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте (общие требования, круглый лес и пиломатериалы, тяжеловесные и длинномерные грузы, контейнеры, тарно-штучные грузы, опасные грузы, навалочные и сыпучие грузы, сырье животного происхождения); требования охраны труда при эксплуатации, монтаже, техническом обслуживании и ремонте вагонных весов; требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и складировании багажа и грузобагажа в багажном отделении вокзала; требования охраны труда при обслуживании пассажиров на вокзальных комплексах, станциях, остановочных пунктах и в пути следования пассажирского поезда (оформление и продажа проездных и перевозочных документов; обслуживание маломобильных пассажиров; прием, хранение и выдача ручной клади из камеры хранения на железнодорожном вокзале; перемещение ручной клади и багажа в пределах вокзального комплекса и привокзальной площади; уборка пассажирских платформ и территории вокзалов; очистка приемоотправочных путей; экипировка пассажирских вагонов; посадка и высадка пассажиров на станциях; эксплуатация оборудования водоснабжения; эксплуатация системы отопления; эксплуатация электрооборудования вагона; эксплуатация санитарно-технического оборудования; приготовление и раздача чайной продукции; обслуживание посетителей в вагоне-ресторане; проведение внутренней уборки вагона); требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте оборудования пассажирских вагонов в пути следования поезда; требования охраны труда при проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, производимых в вагонах.

5. Требования охраны труда, предъявляемые к транспортированию (перемещению) и хранению узлов, деталей, материалов (грузов) и отходов производства.

6. Заключительные положения.

При разработке системы безопасного осуществления грузопассажирских перевозок разработчиками проекта Правил были приняты во внимание как общие требо-

вания охраны труда к организации технологического процесса, так и требования к отдельным видам работ, типам используемых машин и технологического оборудования с учетом идентифицированных вредных и опасных производственных факторов [3, 4, 5] (Samarskaya, 2018; Samarskaya, ^т, 2018; Samarskaya, ^т, 2016a).

Экономическая оценка мероприятий по улучшению условий и безопасности труда работников железнодорожного транспорта

Основной целью предприятий железнодорожного транспорта является повышение экономической эффективности деятельности, которая выражается в росте показателей прибыли, повышении производительности труда, эффективном использовании трудового потенциала и имеющихся материально-технических ресурсов.

В процессе планирования хозяйственной деятельности руководству предприятий железной дороги необходимо уделять должное внимание мероприятиям по улучшению условий и повышению безопасности труда работников.

Анализ динамики показателей безопасности труда на железнодорожном транспорте выявил рост численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Данная ситуация связана с высоким уровнем износа основных фондов, техники, оборудования, машин и механизмов, средств индивидуальной и коллективной защиты. Обновление и модернизация материально-технической базы требует вложения значительных финансовых средств. С целью оптимизации необходимых затрат на проводимые мероприятия по улучшению условий и повышению безопасности труда следует проводить их экономическую оценку.

Экономическая оценка мероприятий по улучшению условий и безопасности труда работников железнодорожного транспорта тесно связана с социальной эффективностью, которая выражается в таких показателях, как:

1) рост производительности труда от высвобождения численности работающих в неблагоприятных условиях труда и увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением потерь по временной нетрудоспособности;

2) годовая экономия по снижению дополнительных расходов на выплаты льгот и компенсаций за счет сокращения численности работающих в неблагоприятных условиях труда в результате проведенных мероприятий по улучшению условий труда;

3) эффект от экономии на подготовку и переподготовку кадров и вследствие этого снижение текучести кадров;

4) эффект от повышения трудоспособности работника, величина которого обусловлена реализацией мероприятий по охране труда.

Таким образом, руководство предприятий железнодорожного транспорта должно в первую очередь уметь оценивать производственные риски безопасности и здоровья работников с учетом характера выполняемых работ и осуществлять планирование необходимых мероприятий, выполнение которых будет оказывать наибольшее влияние на улучшение условий и повышение уровня безопасности труда.

Заключение

Железная дорога является объектом повышенной опасности как для пассажиров, так и для работников железнодорожного транспорта. К зонам повышенной опасности на железнодорожном транспорте относятся: железнодорожные пути общего и необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, другие объекты железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой.

Безопасность проведения производственных процессов, снижение травматизма и профессиональных заболеваний работников железнодорожного транспорта могут быть достигнуты в полной мере только при комплексном применении всех методов защиты. Достижения в этой области тесно связаны с техническим прогрессом, механизацией и автоматизацией производства, направленными на создание условий труда, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека.

Основной причиной производственного травматизма и гибели работников железнодорожного транспорта является пренебрежение правилами охраны труда.

В современных условиях необходимо разрабатывать превентивные меры, направленные на профилактику негативных воздействий производственных факторов на работника в процессе трудовой деятельности, поэтому правила по охране труда, разрабатываемые Министерством труда России, - именно тот механизм, который позволит снизить риски травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве [6] (Samarskaya, Пут, 2016Ь).

Экономическое значение вопросов безопасности труда работников железнодорожного транспорта может оцениваться положительными результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда. Эти результаты выражаются в изменении показателей уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, в количестве дней невыхода на работу по причине болезни, в затратах на лечение или выплаты компенсаций работникам.

Предложенный проект Правил по охране труда разработан в соответствии с требованиями действующего Российского законодательства по охране труда, а также Международной организации труда и направлен на профилактику профессиональных рисков здоровью, минимизацию негативного воздействия на работников потенциально опасных и вредных производственных факторов при осуществлении ими грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Рекомендации, предложенные авторами в рамках выполнения научного исследования, будут способствовать улучшению условий и охраны труда, а также сохранению жизни и здоровья работников железнодорожного транспорта.

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 44 «Об утверждении Особенностей

режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.06.2016г., регистрационный № 42504)

2. Ильин С.М., Самарская Н.А., Румянцева А.В. Анализ условий и охраны труда в от-

дельных отраслях экономики России. / коллективная монография. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2016. - 140 с.

3. Самарская Н.А. Исследование особенностей условий труда работников на железно-

дорожном транспорте с целью разработки рекомендаций по обеспечению безопасности технологических процессов при осуществлении грузопассажирских перевозок // Охрана и экономика труда. - 2018. - № 3(32). - с. 48-57.

4. Самарская Н.А., Ильин С.М. Рекомендации по обеспечению безопасных условий

труда работников предприятий по выявленным профессиональным рискам // Инновационная экономика и современная наука: материалы международной научно-практической конференции (31 мая 2018 г., г. Санкт-Петербург). - Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». Саратов, 2018. - с. 187-193.

5. Самарская Н.А., Ильин С.М. Порядок разработки новых и актуализации существую-

щих правил по охране труда в России // Российское предпринимательство. - 2016.

- № 20. - с. 2745-2754. - doi: 10.18334/rp.17.20.36643.

6. Самарская Н.А., Ильин С.М. Необходимость актуализации правил по охране труда

в России для разных областей экономики // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 мая 2016 г., г. Киров). В 2 ч. Ч.1. Уфа, 2016. - с. 142-145.

7. Вильк М.Ф., Юдаева О.С. и др. Анализ вредных производственных факторов на ра-

бочем месте проводника пассажирского вагона // Анализ риска здоровью. - 2017.

- № 4. - с. 97-107. - doi: 10.21668/health.risk/2017.4.11 .

8. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте. - М.: Маршрут, 2004.

- 412 с.

9. Логинова В.А. Гигиеническая оценка условий труда и профессионального риска

здоровью работников на объектах железнодорожного транспорта // Анализ риска здоровью. - 2017. - № 2. - с. 96-101. - doi: 10.21668/health.risk/2017.2.10 .

10. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте в 2017 году. Государственный доклад. Urpngt. [Электронный ресурс]. URL: http://urpngt.rospotrebnadzor.ru.

11. Паршина В.С., Марущак Т.Б. Мотивация к безопасной трудовой деятельности работников железной дороги. Rly.su. [Электронный ресурс]. URL: http://rly.su/ru/ гаПеПУм.

12. Камаев И.А, Леонова Е.С., Щекотов Е.В. Особенности заболеваемости машинистов локомотивов Горьковской железной дороги // Медицинский альманах. - 2010. - № 3(12). - url: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zabolevaemosti-mashinistov-lokomotivov-gorkovskoy-zheleznoy-dorogi.

13. Пономаренко А.Н., Лисобей В.А. Факторы формирования хронических заболеваний у железнодорожников // Актуальные проблемы транспортной медицины. -2010. - № 2(20). - с. 10-15.

14. Молочная Е.В., Гулимова В.А. Структура профессиональных заболеваний на Дальневосточной железной дороге // Дальневосточный медицинский журнал. -2015. - № 4. - с. 84-87. - url: https://cyberleninka.ru/article/n/struktu.

15. Панкова В.Б. Современные проблемы профессиональной патологии на железнодорожном транспорте России. Сборник статей к 90-летию ВНИИЖТ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vniijg.ru/press-centr/sbornik.

16. Захаров С.В. Развитие подходов к управлению охраной труда на железнодорожном транспорте: на примере Восточно-Сибирской железной дороги. / диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.26.01 / Дальневост.гос. техн.ун-т. - Иркутск, 2007. - 183 c.

17. Долгушева О.В. Гигиеническая и клиническая оценка состояния здоровья проводников на железнодорожном транспорте. / автореферат дисс. к.м.н.: 14.00.05 / Перм. гос.мед.акад. им. Акад. Е.А. Вагнера. - Пермь, 2009. - 24 c.

18. Камаев И.А., Щекотов Е.В., Леонова Е.С. Особенности заболеваемости машинистов локомотивов Горьковской железной дороги // Медицинский альманах. - 2010. - № 3(12). - c. 14-17.

19. Юдаева О.С. Совершенствование системы обеспечения безопасных условий труда проводников пассажирских вагонов. / дисс. на соискание ученой степени д.т.н.:05.26.01/место защиты: Моск.гос.ун-т путей сообщ. - Москва, 2015. - 343 c.

20. Мезенцев А.П. Охрана труда в период реформирования. Евразия. Вести. Безопасность железнодорожного транспорта. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eav.ru/pdf/eav2005-04.pdf.

21. Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда. Утверждены Ученым советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (протокол № 2 от 20 мая 2015 г.). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70997306.

REFERENCES:

Dolgusheva O.V. (2009). Gigienicheskaya i klinicheskaya otsenka sostoyaniya zdorovya provodnikov na zheleznodorozhnom transporte [Hygienic and clinical assessment of the health status of the conductors on the railway transport] Perm. (in Russian).

Ilyin S.M., Samarskaya N.A., Rumyantseva A.V. (2016). Analiz usloviy i okhrany truda v otdelnyh otraslyakh ekonomiki Rossii [The analysis of conditions and labour protection in certain sectors of the Russian economy] Yekaterinburg: Izdatelstvo AMB. (in Russian).

Kamaev I.A, Leonova E.S., Schekotov E.V. (2010). Osobennosti zabolevaemosti mashinistov lokomotivov Gorkovskoy zheleznoy dorogi [The peculiarities of morbidity of locomotive drivers of Gorky railway] .Медицинский альманах. (3(12)). (in Russian).

Kamaev I.A., Schekotov E.V., Leonova E.S. (2010). Osobennosti zabolevaemosti mashinistov lokomotivov Gorkovskoy zheleznoy dorogi [The peculiarities of morbidity of locomotive drivers of Gorky railway].Meditsinskiy almanakh. (3(12)). 14-17. (in Russian).

Klochkova E.A. (2004). Okhrana truda na zheleznodorozhnom transporte [Protection of railway labour] M.: Marshrut. (in Russian).

Loginova V.A. (2017). Gigienicheskaya otsenka usloviy truda i professionalnogo riska zdorovyu rabotnikov na obektakh zheleznodorozhnogo transporta [Hygienic assessment of working conditions and occupational risk for workers health at railway transport objects]. Analiz riska zdorovyu. (2). 96-101. (in Russian). doi: 10.21668/health.risk/2017.2.10 .

Molochnaya E.V., Gulimova V.A. (2015). Struktura professionalnyh zabolevaniy na Dalnevostochnoy zheleznoy doroge [The structure of occupational diseases on the Far Eastern railway]. Dalnevostochnyy meditsinskiy zhurnal. (4). 84-87. (in Russian).

Ponomarenko A.N., Lisobey V.A. (2010). Faktory formirovaniya khronicheskikh zabolevaniy u zheleznodorozhnikov [Reasons of chronic diseases formation in the workers of rail way transport].Aktualnyeproblemy transportnoy meditsiny. (2(20)). 10-15. (in Russian).

Samarskaya N.A. (2018). Issledovanie osobennostey usloviy truda rabotnikov na zheleznodorozhnom transporte s tselyu razrabotki rekomendatsiy po obespecheniyu bezopasnosti tekhnologicheskikh protsessov pri osuschestvlenii gruzopassazhirskikh perevozok [A study of working conditions of workers in railway transport with the aim of developing recommendations for the security of technological processes at implementation of passenger transportation]. Labor protection and economics. (3(32)). 48-57. (in Russian).

Samarskaya N.A., Ilyin S.M. (2016). Poryadok razrabotki novyh i aktualizatsii suschestvuyuschikh pravil po okhrane truda v Rossii [The procedure for development of new labour safety rules and the update of the existing ones in Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (20). 2745-2754. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.17.20.36643.

Samarskaya N.A., Ilyin S.M. (2016). Neobkhodimost aktualizatsii pravil po okhrane truda v Rossii dlya raznyh oblastey ekonomiki [The necessity of updating the rules on labor protection in Russia for different areas of the economy] Problems of modern integration processes and ways of their solution. 142-145. (in Russian).

Samarskaya N.A., Ilyin S.M. (2018). Rekomendatsii po obespecheniyu bezopasnyh usloviy truda rabotnikov predpriyatiy po vyyavlennym professionalnym riskam [Recommendations about providing safe working conditions of employees of the enterprises for the revealed professional risks] Innovative economy and modern science. 187-193. (in Russian).

Vilk M.F., Yudaeva O.S. i dr. (2017). Analiz vrednyh proizvodstvennyh faktorov na rabochem meste provodnika passazhirskogo vagona [Analysis of hazardous work environment factors at a train conductor workplace]. Analiz riska zdorovyu. (4). 97-107. (in Russian). doi: 10.21668/health.risk/2017.4.11 .

Yudaeva O.S. (2015). Sovershenstvovanie sistemy obespecheniya bezopasnyh usloviy truda provodnikov passazhirskikh vagonov [Improving the system of ensuring safe working conditions of conductors of passenger wagons] Moscow. (in Russian).

Zakharov S.V. (2007). Razvitie podkhodov k upravleniyu okhranoy truda na zheleznodorozhnom transporte: na primere Vostochno-Sibirskoy zheleznoy dorogi [The development of approaches to management of labor protection in rail transportation: for example, the East-Siberian railway] Irkutsk. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.