Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors hygienically substantiate the necessity of using professionally oriented physical training facilities aimed at developing and improving teenagers’ body functions significant for their future profession of electro-gaswelders taking into account different original levels of their body functioning.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА»

5. Кардашенко В. /-/.//Руководство к лабораторным занятиям по гнгнене детей м подростков. — М., 1983. — С. 8—11.

6. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. В., Гудков И. А. Определение физической работоспособности спортсменов: Лекция для студентов ин-тов физической культуры,—Л., 1978.— С" 5—6.

7. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов,— М., 1974, —С. 17—21.

8. Лебедева А. Ф„ Тарасова А. В. // Гнг. и сан. — 1975. — № 3. — С. 106—108.

9 .Милев П. //Гиг. и здрав. — 1975. — № 4. — С. 40. 10. Чоговадзе А. В., Бутченко Л. А. // Спортивная медицина. — М., 1984, —С. 60—69.

Поступила 30.09.86

Summary. Changes in sanitary and hygienic characteristics of the air quality in the gymnasium of the secondary boarding school providing general education are established along with seasonal variations in the parameters of external respiration and physical work capacity of schoolchildren.

УДК 371.73:331.362

Л. М. Сухарева, Т. А. Киспаев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва; Карагандинский педагогический институт

Проблема дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания квалифицированных рабочих кадров в системе профтехобразования в настоящее время в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы приобретает особую актуальность. Гигиенистами разработан ряд рекомендаций по совершенствованию условий и режима обучения подростков в ПТУ, но даже при удовлетворении гигиенических требований, предъявляемых к ним, профессиональное обучение здоровых подростков далеко не всегда протекает успешно и обеспечивает необходимое профессиональное мастерство молодого специалиста на начальном этапе самостоятельной работы. Как отмечено рядом исследователей [6, 9, 15], при организации профессионального обучения большое значение имеет оптимизация условий формирования профессиональных навыков, связанных с функциональными возможностями самих подростков, осваивающих профессию, уровнем развития у них необходимых профессионально значимых физиологических функций.

Одним из путей совершенствования процесса обучения подростков массовым профессиям народного хозяйства является введение в учебный процесс физического воспитания профессиональ-ио-прикладной направленности. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — один из обязательных разделов программы физического воспитания в ПТУ. ППФП — специализированный педагогический процесс с применением определенных форм, средств и методов физического воспитания, обеспечивающих развитие и совершенствование физических качеств, двигательных навыков и профессионально значимых функций (ПЗФ) в соответствии с требованиями той или иной профессии. Научные ос-

новы ППФП учащихся ПТУ разработаны для ряда профессий [1—3, 8, 12, 13], но в основном решены педагогические аспекты. Эти вопросы освещены и гигиенистами. Так, в ряде работ [4, 5, 10, 11] предлагается тренировать критериальные физиологические функции, от уровня и динамики которых непосредственно зависят качество и время освоения профессии средствами ППФП. Ряд исследователей [2, 4, 8, 11, 14] показали значение ППФП в совершенствовании ПЗФ подростков, осваивающих массовые профессии народного хозяйства. Вместе с тем в литературе практически нет работ, освещающих влияние средств ППФП на совершенствование ПЗФ подростков с разным исходным уровнем их развития, не обосновано также применение средств ППФП при обучении профессии электрогазосварщика— одной из важных для народного хозяйства.

Целыо настоящей работы явилось гигиеническое обоснование применения средств ППФП для развития и совершенствования ПЗФ организма подростков с разным исходным их уровнем при освоении профессии электрогазосварщика в ПТУ.

Под наблюдением находилось 53 подростка, осваивающих профессию электрогазосварщика в среднем ПТУ, составивших 2 группы: контрольную (28 человек) и экспериментальную (25 человек). По уровню развития ПЗФ и производственным характеристикам мастеров каждая группа подростков была разделена на 2 подгруппы: А— учащиеся с высоким и средним уровнем развития ПЗФ, осваивающие профессию на «отлично» и «хорошо» (профессионально успешные) и Б — учащиеся с низким уровнем развития ПЗФ, осваивающие профессию на «удовлетворительно» и «плохо» (профессионально неуспеш-

ные). Обследуемые контрольной группы занимались по действующей программе физического воспитания учащихся учебных заведений профтехобразования. Учащиеся экспериментальной группы занимались целенаправленной физической подготовкой с применением средств Г1ПФП: физических упражнений прикладной направленности — элементы спортивных игр, легкой атлетики и гимнастики. Для повышения объема занятий ППФП использовались физкультурные мероприятия в режиме дня (уроки физического воспитания, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия после учебного дня). На уроках физического воспитания для целенаправленной тренировки ПЗФ использовались комплексы физических упражнений. Для увеличения плотности урока применялся метод круговой тренировки. На выполнение профессионально значимых комплексов отводилось 40 % времени урока. Утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая организованно до начала занятий в ПТУ, включала как общеразвивающие физические упражнения, так и упражнения прикладной направленности. После учебных занятий учащиеся экспериментальной группы 2 раза в неделю по 1 ч занимались прикладными видами спорта.

В работе использовался естественно-гигиенический (в условиях обучения подростков в ПТУ) и лабораторный автоматизированный эксперимент (на базе ЭВМ ЕС-1010). Использовались методики, многократно апробированные в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР и успешно применяемые при разработке критериев профессиональной пригодности к профессиям народного хозяйства [6]. Исследовались подвижность возбудительного процесса, уравновешенность нервных процессов, взаимодействие коры и подкорковых образований головного мозга, порог быстроты зрительного различения и точность глазомера, порог различения массы и точность воспроизведения движения, порог тактильной чувствительности, устойчивость и время переключения внимания, успешность освоения профессии (по характеристикам мастеров производственного обучения и выполнению производственного теста).

Изучение профессии электрогазосварщика на производстве позволило определить физиологические функции, обеспечивающие выполнение специфических требований, предъявляемых этой профессией к организму работающего, исследовать уровень развития ПЗФ, оказывающих влияние на успешность освоения профессии [7].

Выявление и научное обоснование ПЗФ элек-трогазосваршика с изучением особенностей профессии явилось обоснованием методического подхода для подбора средств ППФП.

Наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп в динамике показало, что к концу 2-го года обучения у обследуемых обеих

групп произошло совершенствование ПЗФ. Вместе с тем изменение уровня функционирования их у подростков с разным уровнем развития ПЗФ неодинаково: у учащихся экспериментальной группы отмечается более выраженное изменение ПЗФ, чем у обследуемых контрольной группы (табл. 1).

Под влиянием целенаправленной тренировки ПЗФ для овладения профессией электрогазосварщика в процессе занятий ППФП у учащихся подгруппы А экспериментальной группы произошло более быстрое развитие их до уровня функционирования такового у хорошо освоивших профессию выпускников ПТУ и взрослых квалифицированных рабочих, что позволило им лучше и быстрее овладеть профессиональными навыками и освоить профессию (табл. 2). Так, например, средние показатели подвижности возбудительного процесса, устойчивости внимания .1 точности глазомера у учащихся подгруппы А достигали значений, отмечаемых у квалифицированных рабочих, остальные показатели ПЗФ (время переключения внимания, мышечно-суставная и тактильная чувствительность, статическая выносливость мышц кистей рук и спины) — уровня аналогичных показателей у выпускников, успешно освоивших профессию. В то же время у учащихся подгруппы Б контрольной группы таких изменений не наблюдается, за исключением показателей устойчивости внимания и точности глазомера. Очевидно, им для достижения высокого уровня функционирования нужно будет более длительное время, когда под влияииием производственного обучения и профессиональной деятельности будут совершенствоваться ПЗФ.

У учащихся обеих групп с низким уровнем развития ПЗФ также отмечается совершенство-ванне их в процессе освоения профессии. Вместе с тем у учащихся экспериментальной группы в результате целенаправленной тренировки этих функций средствами ППФП оно более выражено, чем у учащихся контрольной группы. При этом учащиеся экспериментальной группы по средним значениям критериальных показателей ПЗФ достигают необходимого для освоения профессии критериального уровня показателей подвижности возбудительного процесса, порога быстроты зрительного различения и тактильной чувствительности, порога различения массы и точности воспроизведения движения. По времени переключения внимания, статической выносливости мышц кистей рук и спины и точности глазомера они приблизились к учащимся подгруппы Б контрольной группы, по устойчивости внимания опередили их. В то же время у учащихся контрольной группы такого совершенствования этих функций не отмечается, за исключением показателей устойчивости внимания и точности глазомера, по среднему значению которых они достигли критериального уровня. Целенаправленная тренировка отстающих в развитии

Таблица 1

Уровень развития ПЗФ у учащихся экспериментальной и контрольной групп в динамике года (М±т)

Подгруппа Л Подгруппа Б

Показатель экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа

начало конец начало конец начало конец начало конец

гола года года года года года года года

Подвижность возбудитель- 253,75 229,81 249,95 240,68 329,67 283,33 328,44 313,89

ного процесса, мс ±7,47 ±4,17 ±7,22 ±3,52 ±10,35 ±7,26 ±7,61 ±9,99

Р <0,01 >0,05 <0,01 >0,05

Уравновешенность нервных

процессов по количеству 56,98 69,79 55,0 62,81 48,71 66,48 50,0 57,03

точных реакций, % ±2,75 ±2,97 ±3,09 ±2,45 ±4,56 ±3,77 ±3,77 ±4,36

Р <0,01 <0,1 <0,01 >0,05

Устойчивость внимания, 65,9 83,6 65,28 74,22 54,96 79,45 57,89 71,54

усл. ед. ±2,16 ±3,57 ±1,71 ±1,95 ±5,21 ±3,43 ±4,05 ±3,6

Р <0,001 <0.01 <0;01 <0,05

Время переключения вни- 120,5 101,8! 120,84 117,63 15,78 121,56 152,67 151,78

мания, с ± 11,93 ±8,49 ±10,1 ±7,4! ±18,56 ±16,8 ±23,68 ±11,42

Р >0,05 >0,05 >0,05 >С,05

Порог быстроты зрительного 0,19 0,16 0,2 0.18 0.33 0,2 0,36 0,29

различения, с Р ±0,01 ±0,01 ±0,02 ±0,01 ±0,04 ±0,02 ±0,04 ±0,05

<0,1 >0,05 <0,01 >0,05

Точность глазомера, см 1,06 0,83 1,02 0,92 1,52 1,01 1.54 1,27

±0,11 ±0,11 ±0,1 ±0,11 ±0,14 ±0,14 ±0,22 ±0,19

Р >0,05 >0,05 <0,02 >0,05

Порог различения массы, % 2,61 2,01 2,64 2,28 4,38 3,08 4,42 3,71

±0,35 ±0,18 ±0,3 ±0,19 ±0,38 ±0,32 ±0,38 ±0,38

Р >0,05 >0,05 <0,02 >0,05

Точность воспроизведения 2,98 1,86 2,97 2,51 4,44 2,8 4,52 3,94

движения, град. ±0,31 ±0,21 ±0,3 ±0,26 ±0,44 ±0,26 ±0,52 ±0,38

Р <0,01 >0,05 <0,01 >0,05

ПЗФ средствами ППФП способствовала изменению уровней функционирования их, что дало возможность большинству подростков перейти в группу профессионально успешных по критериальным показателям профессиональной пригодности для профессии электрогазосварщика. Эти подростки овладели профессиональными навыками и освоили профессию, в то время как подростки контрольной группы плохо освоили ее.

Совершенствование профессионально значи-

мых функций у подростков экспериментальной группы в результате занятий ППФП способствовало лучшему освоению ими профессии по сравнению с учащимися контрольной группы. Выполнение производственного теста, свидетельствующего об успешности освоения профессиональных навыков, в начале года было одинаковым у учащихся обеих групп. К концу года у подростков обеих групп отмечено улучшение показателей в выполнении теста, но у учащихся экспери-

Таблица 2

Уровень развития некоторых ПЗФ у профессионально успешных лиц, освоивших профессию электрогазосварщнка (М±т)

Учащиеся II курса в конце года

Показатель Рабочие Выпускники экспериментальная контрольная

группа группа

Подвижность возбудительного процесса, мс 227,8± 2,74 230,91±3,31 229,81 + 4,17 240,68±3,52

Устойчивость внимания, усл. ед. 70,99±2,54 70.8±2,19 83,6± 3,57 74,22±1,95

Время переключения внимания, с 93.14±6,34 110,07±7,49 101,81+8,49 П7,63±7,41

Порог быстроты зрительного различения, с 0.2±0,02 0,18±С,0! 0,16±0,01 0,18+0,01

Точность глазомера, см 0,86±0,09 ¡,01 ±0,06 0,83±0,П 0,92±0,11

Порог тактильной чувствительности, усл.

ед. Мак-Уорти 1,48±0,08 1,76-4-0,06 1,84±0,07 2,31+0,08

Порог различения массы, % 1,97±0,017 2,14±0,14 2,01±0,18 2,28±0,19

Точность воспроизведения движения, град. 1,46±0,17 1,91±0,21 1,86±0,21 2,51 + 0,26

Статическая выносливость мышц, с:

правой кисти 29,31 ±1.02 28,33+1.01 28,94+0.88 26,32+1,09

левой кисти 27,75± 1,24 27,33+ 1,06 27,69±0.66 25,59±1,47

спины 20,12± 1,67 18,76±1,3 20,06± 1,39 16,21±1,92

ментальной группы оно было более выраженным. Время подготовительной операции теста у них снизилось на 29,4 % (Р<0,001), а в контрольной— только на 7,8 % (Р>0,05); время выполнения всего теста у первых снизилось на 21,6% (Р<0,001), у вторых —на 6,5% (Р>0,05). У учащихся экспериментальной группы достоверно повысилось качества выполнения теста (Р< <0,001). Анализ производственных характеристик на каждого учащегося в динамике обучения показал, что в обеих группах произошли изменения в оценке освоения профессии, причем в экспериментальной группе они оказались более значительными, чем в контрольной. В экспериментальной группе достоверно увеличилось число лиц с оценкой освоения профессии «выше средней» на 9 человек, а в контрольной — только на 4 человека; число лиц с оценкой «ниже средней» снизилось в экспериментальной группе на 7 человек, в контрольной—только на 3 человека при равном их количестве в начале года.

Выводы. 1. Применение средств ППФП в процессе обучения профессии электрогазосварщика должно быть направлено на совершенствование функций двигательного, зрительного и тактильного анализаторов, подвижности нервных процессов и свойств внимания, развитие статической выносливости мышц верхнего плечевого пояса, мышц спины и общей выносливости, а также на совершенствование функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

2. Использование средств ППФП на протяжении учебного года в экспериментальной группе учащихся привело к более значительному по сравнению с контрольной повышению уровня ПЗФ (подвижности и уравновешенности основных нервных процессов, устойчивости и времени переключения внимания, тактильной и мышечно-суставной чувствительности, быстроты зрительного различения и точности глазомера, статической выносливости мышц кистей рук и спины).

3. Применение физического воспитания с про-фессионально-прикладной направленностью на этапе формирования профессиональных навыков способствовало ускорению развития и совершенствования ПЗФ у учащихся подгруппы А, а также овладению к концу 2-го года обучения профессиональными навыками до уровня выпускников, хорошо освоивших профессию, и взрослых рабочих.

4. Целенаправленная тренировка средствами ППФП отстающих в развитии ПЗФ способство-

вала достижению критериального уровня их развития, необходимого для успешного освоения профессии.

Литература

1. Бурок J1. В. Исследование эффективности физического воспитания с прикладной направленностью в профессионально-технических училищах (на примере строите-леи-отделочников): Автореф. дис... канд. пед. наук.— Л., 1970.

2. Галаль Эль-Дин А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся ПТУ по специальности «слесарь по ремонту автомобилей»: Автореф. дне... канд. пед. наук. — М., 1981.

3. Кабачков В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся профессионально-технических училищ (специальность «монтажники конструкций»): Автореф. дне... канд. пед. наук. — М., 1959.

4. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. — М„ 1982.

5. Карцев И. Д., Полиевский С. Л.//Теор. и лракт. физ. культуры,— 1972. — № 6. — С. 36—39.

6. Карцев И." Д., Халдеева Л. Ф.. Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. — М., 1977.

7. Киспаев Т. А. // Гаг. и сан. — 1985. — Л» 5. — С. 27— 30.

8. Кожин В. И. Пути повышения эффективности физического воспитания при обучении профессии техника по .механизации учета: Автореф. дис... канд. пед. наук.— М„ 1980.

9. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.

10. Минх А. А.. Полиевский С. А. //Гиг. и сан.— 1S78.— № 3. — С. 49—53.

11. Полиевский С. А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — М., 1974.

12. Пустовой А. П. Исследование эффективности направленного использования средств физического воспитания при подготовке учащихся к производственной деятельности (на примере средних строительных ПТУ): Автореф. дис... канд. пед. наук. — Л., 1977.

13. Раевский Р. Т. Экспериментальное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки специалистов химической промышленности (на примере целлюлознобумажного производства): Автореф. дне... канд. пед. наук. — М., 1969.

14. Сухарев А. /'.. Шелонина О. А. // Гиг. и сан. — 1985.— № 7. — С. 58—61.

15. Сухарева Л. М. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984.—С. 38—40.

Поступила 04.0G.8G

S u m in а г у. The authors hygienically substantiate the necessity of using professionally oriented physical training facilities aimed at developing and improving teenagers' body functions significant for their future profession of electro-gasweldcrs taking into account different original levels of their body functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.