Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — T.A. Kиспаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual typological characteristics of the higher nervous activity, analyser function and attention in teenagers trained for gas-arc welding at vocational schools were studied. Psycho-physiological occupational fitness criteria are formulated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА»

дителей кишечных инфекций, в частности брюшного тифа, но и местом выплода и пропитания активных переносчиков этих возбудителей — мух. Это в свою очередь привело не только к ' снижению количества мух, но и к оздоровлению окружающей среды, в том числе почвы, что также имеет важное профилактическое значение.

Приведенные материалы дают основание высказать важное в практическом отношении мнение о том, что для эффективного влияния на эпидемический процесс брюшного тифа необходимо не только развивать водопроводную и канализационную сеть населенных пунктов, но и увеличивать общий объем подаваемой воды, особенно предназначенной на коммунально-бытовые нужды населения.

Эти и другие возможные механизмы тормозящего влияния факторов коммунального обеспечения населения на эпидемический процесс кишечных инфекций играют, видимо, важную роль в снижении заболеваемости городского населения брюшным тифом.

Выводы. 1. Факторы коммунального обеспечения населения оказывают существенное влияние на эпидемический процесс брюшного тифа.

2. Уровень заболеваемости населения брюшным гифом находится в обратной корреляцион-ной связи высокой степени с уровнем коммунального благоустройства городов и обеспечения населения.

3. Из 7 основных факторов коммунального обеспечения населения наибольшее влияние на эпидемический процесс брюшного тифа оказывают обеспеченность жилищ централизованным водоснабжением и канализацией, а также коли-

чество воды, используемой на коммунально-бытовые нужды одним жителем.

4. Определение корреляционных отношений между различными уровнями коммунального благоустройства и обеспечения, с одной стороны, и заболеваемостью населения брюшным тифом— с другой, может служить основой математического моделирования и прогнозирования эпидемического процесса этой инфекции, планирования и осуществления комплекса целенаправленных перспективных и текущих профилактических мероприятий.

Литература

1. Ахматов М. А., Джураев X. Д.. Исаева Р. А. и др.— В кн.: Актуальные вопросы гигиены и профессиональной патологии в условиях научно-технического прогресса. Ташкент, 1980, с. 14—15.

2. БахритОинов Ш., Авезбакиев И. И., Имамов С. //. и др. — Там же, с. 17—19.

3. Ковалева Е. П.. Лысенко А. #., Никитин Д. П. Урбанизация и проблемы эпидемиологии. М., 1982.

4. Никитин Д. П. Профилактика кишечных инфекций как социально-гигиеническая проблема. М., 1975.

5. Оспанов А. О., Дарибаев С. Б., Усенова С. и др.— В кн.: Актуальные вопросы гигиены и профессиональной патологии в условиях научно-технического прогресса. Ташкент, 1980, с. 57—59.

6. Тарасевич Д. Н.. Липихин П. Т.. Шалыгин А. А. и др. — Гиг. и сан., 1978, № 12, с 93—94.

Поступила 19 04.84

Summary. The findings on the relationship between urban population typhoid morbidity and certain factors of urban amenities provision, as well as the contribution of each factor to the infectious epidemic occurrence are described. The provision of houses with sanitary sewage is shown to be a priority factor.

УДК 413.6:612.8211:658.311.44:621.791.7

Т. А. Киспаев

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ к ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

^ Большое значение в укреплении и сохранении здоровья имеет правильный выбор профессии, при котором учитываются не только склонности молодого человека, но и состояние его здоровья и психофизиологические особенности организма [3, 6]. С целью правильной расстановки лиц на производстве, сокращения текучести рабочей силы, повышения интенсивности и производительности труда, улучшения состояния здоровья подростков и всестороннего совершенствования личности, научно обоснованный отбор к профессии должен проводиться не только для сложных профессий, предъявляющих повышенные требования к организму, но и некоторых массовых [6].

Одной из таких массовых профессий является профессия электрогазосварщика. Сварочные работы широко применяются в различных отраслях народного хозяйства страны, в связи с чем в учебных заведениях системы профессионального образования и на промышленных предприятиях ведется широкая подготовка электрогазосварщиков. Однако вопросы профессионального отбора к этой профессии до настоящего времени не разрабатывались.

Целью нашей работы было определение психофизиологических критериев профессиональной пригодности к профессии электрогазосварщика, обеспечивающих правильный подбор подростков, поступающих для обучения данной профессии в

*

профессионально-техническое училище (ПТУ), и способствующих более быстрому и качественному освоению профессии электрогазосварщика. Собственные наблюдения непосредственно на производстве, подкрепленные данными литературы [4, 5, 9] показали, что эта профессия предъявляет особые требования к организму работающего. Предварительные исследования [7, 8] выявили существенные различия индивиду-ально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, анализаторных функций и свойств внимания у электрогазосварщиков, имеющих одинаковый стаж, но разную квалификацию, а также у выпускников ПТУ, неодинаково освоивших данную профессию. Эти исследования послужили основой для выявления профессионально значимых функций (ПЗФ) электрогазосварщика. Высококвалифицированные рабочие и успешно освоившие профессию выпускники ПТУ характеризовались по сравнению с лицами, плохо освоившими профессию электрогазосварщика, лучшими показателями подвижности и уравновешенности основных нервных процессов, взаимодействия коры с подкорковыми образованиями головного мозга в процессе условнорефлекторной деятельности, устойчивости и скорости переключения внимания, мышечной выносливости, а также более высокой пороговой чувствительностью зрительного, двигательного и тактильного анализаторов.

При корреляционном анализе выявлены высокие коэффициенты корреляции между выше приведенными физиологическими показателями ПЗФ выпускников ПТУ и успешностью освоения профессии. На основании этих данных были сформулированы психофизиологические критерии профессиональной пригодности к профессии электрогазосварщика.

С целью выделения и количественной характеристики критериев профессиональной пригодности проведено обследование подростков, приступивших к освоению этой профессии в ПТУ.

Под наблюдением находились 53 подростка, начавших обучение профессии электрогазосварщика в ПТУ № 27 Подольска, не имеющих медицинских противопоказании к освоению данной профессии. По данным производственно-педагогических характеристик и уровню развития ПЗФ были выделены две группы: 1-я — учащиеся с оценками «отлично» и «хорошо» (профессионально успешные), 2-я — с оценками «удовлетворительно» и «плохо».

В работе использованы методики, многократно апробированные в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР и успешно применяемые при разработке критериев профпригодности к различным профессиям [6]. Подвижность нервных процессов изучали по данным биоэлектрической активности работающих мышц, уравновешенность нервных процессов оценивали по реакции на движущийся объект, о взаимодейст-

Показатели психофизиологических функций у подростков, осваивающих профессию электрогазосварщика (М±т)

Физиологические показатели

Группа подростков

1-я 2-я Р

25 1 , 69 ± 5 , 78 329,06 ± 6.4 <0.001

218,69 ±6, 02 55,91±1.87 244 . 94 +4 , 77 49,35±2.89 >0,05 >0, 05

65,59 ±1,26 56.43 ± 2 , 92 <0.01

120.69 + 6,54 155.72± 13.47 <0,05

0 , 20 ±- 0, 0 1 1 , 03 ± 0. 06 0.34 + 0,02 1.53 ± 0,12 <0.001 <0,01

2,32*0.07 3,23 + 0. 09 <0. 001

2,62±0. 19 4.40 ± 0.21 <0,001

2,98 + 0. 18 4,98 + 0. 29 <0.001

Времм смены возбудительного процесса тормозным, мс Время смены тормозного процесса возбудительным, мс Процент точных реакций Устойчивость внимания,

усл. ед. Время переключении

внимания, с Быстрота зрительного

различения, с Точность глазомера, см Порог тактильной чувствительности правой руки. усл. ед. Мак-Уорти Порог различения ыассы.

Ошибка отклонения от заданного угла. град.

вии коры и подкорковых образований головного мозга судили по проявлению вегетативного компонента двигательной условнорефлекторной реакции. Устойчивость внимания определяли по корректурным таблицам Анфимова с последующей обработкой по В. И. Агаркову [1], время переключения внимания — по черно-красным таблицам Шульте — Платонова. При исследова-нни зрительного анализатора измеряли быстро- ■ ту зрительного различения и глазомер, двигательный анализатор оценивали по порогу различения массы и точности воспроизведения заданного движения; порог тактильной чувствительности устанавливали методом Мак-Уорти; силу и выносливость мышц рук и спины исследовали ручным и становым динамометрами.

Анализ результатов психофизиологических исследований показал (см. таблицу), что уже в начале обучения имеются различия по ряду показателей ПЗФ между подростками, которые впоследствии, по характеристикам мастеров производственного обучения, в разной степени овладели данной профессией.

Как видно из таблицы, время смены возбудительного процесса тормозным у подростков 1-й группы на 77,37 мс меньше, чем у подростков 2-й группы, причем у первых в 94,3 % случаев оно не превышало 300 мс, в то время как у вторых в 94,4 % случаев превышало эту величину. Различие между группами по времени смены тормозного процесса возбудительным недостоверно. При исследовании уравновешенности нервных процессов выявлено, что у подростков 1-й группы больший процент точных реакций, однако в отличие от стажированных рабочих и выпускников у них не было столь явных различий данного показателя у лиц с разной степенью освоения профессии. Анализ индивидуальных данных подтверждает это. У лиц обеих групп оказались разные показатели точных реакций — низкие и высокие. По-видимому, уравновешен-

ность нервных процессов (количество точных реакций) при овладении профессией имеет значение, но не в такой степени, как при уже сфор-» мированном навыке у выпускников ПТУ и взрос-^ лых рабочих. Изучение выраженности вегетативного компонента условнорефлекторной реакции показало, что у подростков обеих групп отмечено достоверное учащение пульса на инструкцию, однако у лиц 1-й группы оно оказалось более выражено. При этом у 89,3 % подростков 1-й группы частота пульса была увеличена более чем на 5 в минуту, а во 2-й группе — только у 46,7 %. Первоначальное ознакомление с профессией, освоение профессиональных навыков сопровождаются проявлением вегетативного компонента условных реакций. В последующем при овладении профессией, как это наблюдалось у успешно освоивших профессию выпускников ПТУ и особенно у рабочих, хорошо освоивших профессию, тонус корково-подкорковых взаимоотношений сохранялся, в то время как у профессионально плохо подготовленных выпускников ПТУ и рабочих он ослабевал.

Таким образом, уже на начальном этапе освоения профессии имелись различия отдельных показателей высшей нервной деятельности (ВИД) подростков. Из ПЗФ электрогазосварщика (под-вижность и уравновешенность нервных процес-* сов, взаимодействие коры с подкорковыми образованиями головного мозга в процессе условно-рефлекторной деятельности) выделены критериальные функции, в частности количественные уровни их функционирования. Это подвижность возбудительного процесса, способствующая быстрому формированию скоростных двигательных навыков [2] и необходимая электрогазосварщику для быстрого реагирования на постоянные изменения в сварочной ванне во время сварки, а также выраженность вегетативного компонента условнорефлекторной двигательной реакции, четкое проявление которого свидетельствует о хорошей связи коры и подкорковых образований головного мозга, что обусловливает хорошую взаимосвязь всех функций, требующихся для выработки сложных навыков у профессионально пригодных лиц [6].

При изучении свойств внимания установлено, что у подростков 1-й группы достоверно выше показатель устойчивости внимания и меньше время его переключения. Анализ индивидуальных данных показал, что у 96,9 % подростков 1-й группы устойчивость внимания превысила 50,9 усл. ед., а во 2-й группе она не превышала это число у 44,4 % лиц. Время переключения внимания у первых в 77,1 % случаев было в пределах 140 с, а у вторых 50% случаев выше. Эти достоверные различия сохранялись и между выпускниками ПТУ и взрослыми электрогазосварщиками с разной степенью освоения профессии.

В успешной работе электрогазосварщика большое значение имеет пороговая чувствительность

анализаторов: двигательного, зрительного и тактильного, которая, как показали наши исследования [7], является профессионально значимой для данной профессии. Изучение функций этих анализаторов показало, что уже на начальном этапе освоения профессии электрогазосварщнка имеются статистически достоверные различия порогов этих анализаторов между подростками 1-й и 2-й группы. Анализ индивидуальных данных подтверждает это различие. У подростков

1-й группы в 82,9 % случаев быстрота зрительного различения не превышала 0,2 с, в то время как у лиц 2-й группы — в 61,1 % случаев. Аналогичное распределение отмечено и в отношении показателей точности глазомера. У первых ошибка глазомера превысила 1,27 см в 25,7 % случаев, а у вторых — в 66,7%- Порог тактильной чувствительности правой руки ниже 3 усл. ед. Мак-Уорти был у подростков 1-й группы в 94,3 % случаев, в то время как у подростков

2-й группы в 66,7 % случаев он был выше 3 усл. ед. Мак-Уорти.

Определение мышечно-суставной чувствительности по показателям различения массы и точности воспроизведения движения показало, что первый показатель не превысил 3,6 % у подростков 1-й группы в 85,7 % случаев, а во 2-й группе в 55,6 % случаев превысил это значение. Аналогичное распределение отмечается и по второму показателю. Ошибку отклонения от заданного угла не более 3° имели подростки 1-й группы в 64,7 % случаев, а 2-й группы в 88,9 % случаев превысили ее.

Согласно данным литературы и результатам наших исследований, у взрослых и выпускников ПТУ к профессионально значимым качествам электрогазосварщнка относится и статическая выносливость мышц рук и спины. Исследование этих показателей показало достоверное различие между учащимися 1-й и 2-й группы. Однако индивидуальный анализ не подтвердил этого различия. У подростков обеих групп встречались как высокие, так и низкие показатели статической выносливости мышц рук и спины. По-видимому, эти качества менее значимы при овладении профессиональными навыками в период обучения и не имеют прогностического значения для овладения профессии. Вместе с тем статическая выносливость мышц рук и спины играет большую роль в работе электрогазосварщнка (особенно при сварке в вынужденной позе) для поддержания высокой работоспособности, профилактики утомления и заболеваний опорно-дви-гательного аппарата и периферической нервной системы.

Наблюдение за учащимися на протяжении обучения в ПТУ и анализ производственно-педагогических характеристик, даваемых мастерами производственного обучения об успешности овладения профессией, показали, что подростки 1-й группы легко освоили профессию электрогазо-

сварщика и быстро совершенствовались в этой деятельности, в то время как подростки 2-й группы очень медленно осваивали профессию и не справлялись с производственными заданиями.

По мнению И. Д. Карцева [6], сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций в единую функциональную систему, обеспечивающую выполнение профессиональных требований и адаптацию организма к условиям производства. В основе этой системы лежит исходный уровень таких физиологических функций, к которым профессия предъявляет преимущественные требования. Достаточный исходный уровень развития ПЗФ у подростков 1-й группы позволил им успешно освоить профессию электрогазосварщика, в то время как у подростков 2-й группы низкий уровень развития этих функций затруднил овладение данной профессией. В процессе освоения профессии у лиц обеих групп происходило совершенствование ПЗФ, однако различия уровня развития этих функций по-прежнему сохранялись.

Таким образом, изучение психофизиологических показателей ПЗФ у подростков, осваивающих профессию электрогазосварщика, позволила выявить различия, обусловливающие профессиональную пригодность или непригодность к данной профессии.

Выводы 1. Выявлены существенные различия индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, функций анализаторов и свойств внимания у подростков, осваивающих профессию электрогазосварщика с разной степенью успешности на начальном этапе обучения профессиональным навыкам.

2. В качестве психофизиологических критериев профессиональной пригодности здоровых лиц к профессии электрогазосварщика может быть

рекомендован комплекс психофизиологических показателей: подвижность возбуждения не более 300 мс, учащение пульса при исследовании условнорефлекторной деятельности (подача ин-струкции) не менее 5 уд/мин, устойчивость вни- т мания не менее 50 усл. ед., время переключения внимания не более 140 с, порог быстроты зрительного различения не более 0,2 с, ошибка глазомера не более 1,27 см, порог различения массы не более 3,6%, ошибка воспроизведения заданного движения не более 3°, порог тактильной чувствительности правой руки не более 3 усл. ед. Мак-Уорти.

Литература

1. Агарков В И. — Гиг. и сан., 1979, № 8, с. 68—69.

2. Акимова М. К. — В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М„ 1974, вып. 1, с. 76—101.

3. Антонова Л. Т., Малахова А. Н. — В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М„ 1979, с. 211—219.

4. Георгиев Г. И. Инженерно-эргономическое исследование зрительной двигательной координации движений вершины электрода при моделированном процессе ручной электродуговой сварки. Автореф. дис. канд. М., 1975.

5. Глебов А. 3. Основы эргономики сварочного производства. Тула, 1978.

6. Карцев И. Д., ХалОеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. ^

7. Киспаев Т. А. — Гиг. и сан., 1983, № 8. с. 23—25. >

8. Киспаев Т. А. — Там же, № 11, с. 33—35.

9. Солонин Ю. Г. — В кн.: Актуальные вопросы физиологии и психологии труда в условиях механизированного и автоматизированного производства. М„ 1980, с. 26—31.

Поступила 19.09.84

Summary. Individual typological characteristics ot the higher nervous activity, analyser function and attention in teenagers trained for gas-arc welding at vocational schools were studied. Psychophysiological occupational fitness criteria are formulated.

УДК 613.954.4:613.72

Н. П. Гребняк, Б. А. Ткач

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ / УЧРЕЖДЕНИЯХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Важной задачей детских дошкольных учреждений является физическая подготовка детей к обучению в школе. Работы последних лет [2, 3, 10, 14] указывают на большую значимость двигательной активности в обеспечении гармоничного физического развития детей. Организация действенной системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях во многом зависит от условий для занятий физкультурой.

Нами изучено влияние обеспеченности детских дошкольных учреждений гимнастическими зала-

ми в соответствии с гигиеническими нормативами развития двигательной функции и морфофунк-ционального состояния детей. Объектом исследования являлись 133 ребенка, посещающих детские дошкольные учреждения не менее 3 лет. Изучение влияния условий занятий физкультурой проведено в подготовительных группах, так как это период максимально интенсивной подготовки к обучению в школе. Кроме того, дети 6—7 лет наиболее подвержены отрицательному воздействию факторов внешней среды в связи с интенсив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.