Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И И. Даценко, Н В. Бук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in sanitary and hygienic characteristics of the air quality in the gymnasium of the secondary boarding school providing general education are established along with seasonal variations in the parameters of external respiration and physical work capacity of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

нии, стабильности почв, миграции в почву, воздух, подземную воду, транслокации в растениях, влиянии на пищевую ценность и воздействии на санитарное состояние почвы. По вышеизложенному методу калийные удобрения оказались во 2-м классе, а фосфорные — в 3-м [3].

Общепринятый принцип деления токсикантов на классы опасности осуществляется при наличии определенного количества рассматриваемых веществ и с учетом априорной информации о принадлежности каждого вещества к тому или иному классу опасности. Поскольку хлорид калия и суперфосфат по ЬО50 являются малоток-сичпыми соединениями, то в соответствии с методическими указаниями [2] эти вещества следует отнести к 4-му классу опасности. Однако наличие лишь двух токсикантов не позволило нам провести деление на 4 класса опасности и установить их границы. Поэтому мы можем указать на вероятную границу 4-го класса опасности. В частности, для подвижных форм минеральных удобрений /=—3,70, а для общих форм —4,10.

На основе экспериментальных данных табл. 1 нами определена степень опасности загрязнения почвы указанными минеральными удобрениями и зависимости от превышения ПДК в почве (табл. 3).

Таким образом, на основе экспериментальных

данных нами модифицирована формула применительно к оценке степени опасности загрязнения почвы фосфорными и калийными удобрениями, определены степень опасности загрязнения почвы и классы опасности почвенных загрязнителей — суперфосфата и хлорида калия.

Литература

1. Булаткин Г. А., Матвеева Р. А. Экологические проблемы земледелия. — М., 1980.

2. Методические указания для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по контролю за реализацией мероприятий, направленных на саннтарную охрану окружающей среды от загрязнения твердыми и жидкими токсичными отходами промышленных предприятий/Сидоренко Г. И. и др. — М., 1985.

3. Перелыгин В. М„ Быковская Т. К. // Гиг. и сан. — 1978. — № II. — С. 22—25.

4. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (Санитарные правила). — М., 1985.

5. Сидоренко Г. И., Перелыгин В. М., Тонкопий И. И.. Павлов В. Я.//Гиг. и сан. — 1983. — № 12. —С. 5—8.

Поступила 30.07:36

Summary. On the basis of experimental results quantitative dependence of fertilizers' concentrations on their degree of impact on soil inicrobiocenosis, migration characteristics and levels of toxic substances' accumulation in contiguous media (water, plants) are determined. Mathematical model for evaluating the risk of soil contamination with fertilizers (superphosphate and calcium chloride) is presented.

УДК 371.71:|6I2.766.I+612.2

И. И. Даценко, И. В. Бук

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Львовский медицинский институт

Проблема оценки функциональных возможностей организма детей в процессе обучения в школе-интернате остается еще не решенной и требует дальнейшего изучения [7, 8]. Особый интерес представляет изучение функций органов дыхания и работоспособности как наиболее показательных характеристик функционального состояния организма. В связи с тем что в литературе эти вопросы не нашли достаточного освещения, нам представилось целесообразным изучить состояние здоровья учащихся одной из средних общеобразовательных школ-интернатов Львова, а также определить санитарно-гигиенические показатели воздушной среды спортивного зала закрытого типа в той же школе-интернате. Исследования проведены в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Определяли следующие санитарно-гигиенические показатели: температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха, а также содержание в воздухе двуокиси углерода, запыленность, окисляемость воз-

духа по кислороду, содержание аммиака в воздухе спортивного зала до и после урока физкультуры. Исследования проводили по общепринятым методикам.

Одновременно было обследовано 79 учащихся (36 девочек и 43 мальчика) 5—¡0-х классов, у которых определяли физическую работоспособность [1—3, 5] с использованием велоэргометра типа «Монарк» при помощи теста Р\\уС170.

Достоинством данной пробы при определении физической работоспособности является то, что результаты теста представляются не в качественном, а в количественном выражении (в кгм/мин), а также и то, что при проведении этой пробы полностью отсутствует субъективное отношение испытуемого к тестированию [6].

Процесс определения Р0,Б170 состоит в том, что испытуемый на велоэргометре последовательно выполняет две 5-минутные нагрузки с 3-минутным отдыхом между ними. .Мощность 1-й нагрузки выбирается с таким расчетом, чтобы

пульс в конце 5-й ммиуты достигал 100—115 в минуту, что соответствует мощности работы 400—600 кгм/мин.

В конце 5-й минуты 2-й нагрузки пульс должен повыситься до 130—150 в минуту. Это обеспечивается увеличением мощности нагрузки до 800—1200 кгм/мин. Величина P\VC^0 рассчитывается по следующей формуле:

(170 — /,)

P\VC170 =Nt + (Л/, - Л',)• и ■» ,

где PWCvo — физическая работоспособность (в кгм/мин) при пульсе 170 в минуту; Щх и 'V2 — соответственно мощности (в кгм/мин) 1-й и 2-й нагрузок; f, и /2 — частота пульса в конце 1-й и 2-й нагрузки.

Другой важной характеристикой состояния здоровья учащихся служат показатели внешнего дыхания, которые исследовались закрытым способом (спирографией). По записи дыхания (спирограмме) определяли частоту дыхания (ЧД), дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), резервный объем выдоха (РОвыд), резервный объем вдоха (РОпд), уровень дыхания (УД), минутное потребление кислорода (МПК), коэффициент потребления кислорода (КПК) [9].

Все обследованные учащиеся относились к первой группе здоровья (без отклонений в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии) и были условно распределены на четыре группы с учетом однотипных параметров физического развития. 1-ю группу составляли ученицы 5—7-х классов, 2-ю — девочки 8—10-х классов, 3-ю — мальчики 5—7-х классов, 4-ю — мальчики 8—10-х классов.

Результаты исследований показали, что санитарно-гигиеническое состояние воздушной среды спортивного зала заметно изменяется в ходе тренировки. Так, к концу урока температура воздуха повышается с 10,75±4,9 до 12,41±5,32°С в осенне-зимний и с ]8,56±4,14 до 20,26±3,83 °С в весенне-летний период (расчетная температура воздуха в спортивном зале согласно СНиП 11-76—78 15 °С в зимний период года и не выше 18 °С в теплый период года) [4]. Влажность воздуха в зале в осенне-зимний и весенне-летний периоды составляет соответственно 96,59±6,21 и 96,86±6,03 % и к концу урока практически не меняется. Скорость движения воздуха до урока в оба периода обследования достигает 0,21± ±0,03 м/с, снижаясь к концу урока до 0,17± ±0,05 м/с.

Содержание двуокиси углерода в воздухе спортивного зала к концу урока возрастает с 0,12± ±0,01 до 0,16±0,12 об.% в осенне-зимний и с 0,11 r+z0,01 до 0,12±0,011 об.% в весенне-летний период. Такую же направленность имеет и изменение запыленности, которая возрастает в осенне-зимний период к концу урока с 0,16±0,02 до

Таблица 1

Средние показатели физической работоспособности учащихся средней общеобразовательной школы-интерната Львова

(М±т)

Группа обследованных п Физическая работоспособность учащихся, кгм/мнн р

осенне-зимний период весенне-летний период

1-Я 18 693,66±76,72 1034±82,21 <0,05

2-я 18 989,52+88,74 1490,7± 78,61 <0,05

3-Я 18 813,804-81.42 963,88±74,44 <0,5

4-я 16 1113,87±93,73 1232,94± 69,81 <0,5

0,3±0,06 мг/м3 и с 0,51 ±0,08 до 0,93±0,02 мг/м3 в весенне-летний период.

Несколько возрастает к концу урока окисляе-мость воздуха: до урока она равна 4,15±0,28 и 4,43±1,06 мгОо/м3, к концу урока увеличивается до 5,75±0,82 и 5,53±1,15 "мг02/м3 (соответственно по периодам исследования). Чрезвычайно важным является появление к концу урока в воздухе спортивного зала аммиака, содержание которого особенно велико в весенне-летний период. (4,33±0,95 мг/м3). а

Как видно из табл. 1, работоспособность учащихся всех обследованных групп увеличивается в весенне-летний период. Это увеличение наиболее выражено в 1-й группе учащихся, у которых работоспособность возрастает с 693,66±76,72 до 1034,92±82,2 кгм/мин, и во 2-й группе, где она увеличивается с 989,52±88,74 до 1490,77± ±78,61 кгм/мин. Указанные изменения статистически достоверны.

Работоспособность учащихся до и после урока физкультуры существенно не различается. Обращает на себя внимание тот факт, что в весенне-летний период физическая работоспособность девочек выше, чем мальчиков соответствующих возрастных групп: 1034±82,21 кгм/мин у девочек 1-й группы против 963,88±74,44 кгм/мин у ^ мальчиков 3-й группы и 1490,77±78,61 кгм/мин у девочек 2-й группы против 1232,94±69,81 кгм/мин у мальчиков 4-й группы. В осенне-зимний период соответствующие возрастные группы мальчиков характеризуются более высокой работоспособностью, что, очевидно, связано с особенностями адаптации кардиоритма мальчиков и девочек к физической нагрузке.

При анализе состояния системы дыхания школьников в весенне-зимиий период (табл. 2) выявлено, что во 2-й группе учащихся показатели внешнего дыхания выше, чем в 1-й группе, ^ однако статистически достоверным является лишь различие МОД.

У школьников 4-й группы более высокими и статистически достоверными показателями являются ДО, ЖЕЛ, а также РОВы«.

В весенне-летний период у школьников 2-й группы отмечено достоверное по сравнению с 1-й

Таблица 2

Показатели внешнего дыхания учащихся средней общеобразовательной школы-интерната Львова (М±т)

Показатель Группа обследованных

1-я (л = 18) 2-я <л=18) 1 3-я (п = 18) 4-я (« = 25) Р3-4

Осенне-зимний период

ДО, мл ЧД в 1 мин МОД, мл ЖЕЛ, мл РО„ыд, мл РОвд, мл УД МПК, мл КПК 488,83± 69,31 21,81-4-4,33 10656,49± 109,89 1914,28±339,32 971,43± 128,69 942,85±243,88 1.03+0,25 225,31 ±34,90 15,14±5,62 586,21+142,81 23.64±4,82 13834,55+194,92 2536,81 ±287,23 1417,41+356,27 1118,61 ±329,53 1,26±0,33 284,77 ' 116,04 24,19± 12,42 <0,5 <0,5 <0,001 <0,1 <0,25 <0,5 <0,5 <0,5 <0,25 590,33± 106,45 26,54±4,79 15348,58± 188,15 2260,86± 211,51 1238,42± 167.06 1022,43+262,53 4,72±0,26 275,98±96,74 15,37+4,72 679,72± 76,62 22, !3±4,26 15386,14+178.65 3658,33±324,33 1836,72 ;£ 277,49 ¡772,33±454,66 4,14 ±0,31 280,83± 119,82 13,22+4,29 <0,05 <0,5 <0,5 <0,001 <0,02 <0,25 <0,25 <0,5 <0,5

Весенне-летний период

ДО, мл ЧД в 1 мин МОД, мл ЖЕЛ, мл РО„ыд, мл РО„д, мл УД МПК, мл кпк 524,14ч-99,98 24,37±3,10 12773,41±303,76 1952,66+306,72 1104,21+194,99 848,45+ 199,33 1,30±0,44 230,72± 97,28 15,27±4,46 619,76+67,83 24,07±3,62 14874,24+165,66 3227,46±357.24 2106+203,53 1121,44±225,33 1.87+0,17 277.48± 106,58 22,41 + 9,23 <0,05 <0,5 <0,001 <0,01 <0,001 <0,25 <0,25 <0,5 <0,25 666,96±75,66 23,54±4,53 15700,23+193.34 2321,66+132,39 1176,32± 148.84 1145,66±2!5,17 1,03±0,2 252,69±91,27 17,21 ±7,24 706,33+58,65 21,08±37,2 14832,99+383,83 3712,11±269,66 2118,45±221,11 1593,66±208,18 1,32±0,19 251,57± 139,87 13,98±7,91 <0,05 <0,5 <0,02 <0,001 <0,001 <0,1 <0,25 <0,5 <0,05

группой увеличение ДО, МОД, ЖЕЛ, РОпыд; несколько повысились РОвд, УД, МП К и 1\Г11\.

У обследованных 4-й группы по сравнению со школьниками 3-й группы достоверно более высокими были ДО, МОД, ЖЕЛ, РОпыд, РОпд и УД. КПК достоверно снижается.

Весенне-летний период (по сравнению с осен-не-зимним) характеризуется более высокими цифрами значительной части показателей внешнего дыхания у девочек 1-й и 2-й групп. У обследуемых 1-й группы статистически достоверно повышается МОД, несколько снижается лишь РОвд. У девочек 2-й группы лишь незначительно снижаются МПК и кпк.

У мальчиков 3-й и 4-й групп в весенне-летний период с большой степенью достоверности (Р< <0,001) снижается УД. Изменения других показателей имеют различную направленность и нерезко выражены.

Сопоставление показателей внешнего дыхания у девочек и мальчиков соответствующих возрастных групп (1-й и 3-й, 2-й и 4-й) показало, что в оба периода исследования практически все определявшиеся параметры дыхания у мальчиков несколько выше по сравнению с таковыми у девочек. Исключение составляют ЧД, МПК и К.ПК, которые у мальчиков 4-й группы значительно ниже, чем у девочек того же возраста (2-я группа). УД у мальчиков 4-й группы (по сравнению с девочками 2-й группы) в весенне-летний период также значительно ниже. Анализ показателей внешнего дыхания свидетельствует о недостаточной тренированности карднореспира-торной системы обследованных учащихся.

Выводы. 1. Воздушная среда зала, предна-

значенного для занятий физкультурой и спортом, к концу урока загрязняется двуокисью углерода. Содержание пыли в воздухе зала, а также окис-ляемость воздуха по кислороду превышают допустимые нормы. В воздухе зала обнаруживается аммиак. К концу урока температура воздуха в зале значительно повышается, влажность и скорость движения воздуха до и после урока физкультуры практически не меняются.

2. Динамика физической работоспособности учащихся 5—10-х классов общеобразовательной школы-интерната носит фазовый характер: она заметно возрастает, особенно в группах девочек, в осенне-летний период года.

3. Обнаружены возрастные особенности параметров внешнего дыхания у учащихся: 2-я группа характеризуется более высокими показателями внешнего дыхания по сравнению с 1-й группой обследованных, показатели внешнего дыхания учащихся 4-й группы выше по сравнению со школьниками 3-й группы в осенне-зимний период года. В весенне-летний период большинство показателей внешнего дыхания у всех обследованных возрастает.

Литература

1. Аулик И. В. Как определить тренированность спортсмена.-— М., 1977.

2. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М., 1979.

3. Белоцерковский 3. Б. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М., 1979.

4. Белоцерковский 3. Б. Определение физической работоспособности у спортсменов по тесту Р\УС|70 с помощью специфических нагрузок: Метод, рекомендации для ин-тов физической культуры. — М., 1980. — С. 10— 15.

5. Кардашенко В. /-/.//Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. — М., 1983. —■ С. 8—11.

6. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. В., Гудков И. А. Определение физической работоспособности спортсменов: Лекция для студентов ин-тов физической культуры,—Л., 1978.— С" 5—6.

7. Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов,— М., 1974, —С. 17—21.

8. Лебедева А. Ф„ Тарасова А. В. // Гиг. н сан. — 1975. — № 3. — С. 106—108.

9 .Милев П. //Гиг. и здрав. — 1975. — № 4. — С. 40. 10. Чоговадзе А. В., Бутченко Л. А. // Спортивная медицина. — М., 1984, —С. 60—69.

Поступила 30.09.86

Summary. Changes in sanitary and hygienic characteristics of the air quality in the gymnasium of the secondary boarding school providing general education are established along with seasonal variations in the parameters of external respiration and physical work capacity of schoolchildren.

УДК 371.73:331.362

Л. М. Сухарева, Т. А. Киспаев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИКА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва; Карагандинский педагогический институт

Проблема дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания квалифицированных рабочих кадров в системе профтехобразования в настоящее время в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы приобретает особую актуальность. Гигиенистами разработан ряд рекомендаций по совершенствованию условий и режима обучения подростков в ПТУ, по даже при удовлетворении гигиенических требований, предъявляемых к ним, профессиональное обучение здоровых подростков далеко не всегда протекает успешно и обеспечивает необходимое профессиональное мастерство молодого специалиста на начальном этапе самостоятельной работы. Как отмечено рядом исследователей [6, 9, 15], при организации профессионального обучения большое значение имеет оптимизация условий формирования профессиональных навыков, связанных с функциональными возможностями самих подростков, осваивающих профессию, уровнем развития у них необходимых профессионально значимых физиологических функций.

Одним из путей совершенствования процесса обучения подростков массовым профессиям народного хозяйства является введение в учебный процесс физического воспитания профессиоиаль-но-прикладной направленности. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — один из обязательных разделов программы физического воспитания в ПТУ. ППФП — специализированный педагогический процесс с применением определенных форм, средств и методов физического воспитания, обеспечивающих развитие и совершенствование физических качеств, двигательных навыков и профессионально значимых функций (ПЗФ) в соответствии с требованиями той или иной профессии. Научные ос-

новы ППФП учащихся ПТУ разработаны для ряда профессий [1—3, 8, 12, 13], но в основном решены педагогические аспекты. Эти вопросы освещены и гигиенистами. Так, в ряде работ [4, 5, 10, 11] предлагается тренировать критериальные физиологические функции, от уровня и динамики которых непосредственно зависят качество и время освоения профессии средствами ППФП. Ряд исследователей [2, 4, 8, 11, 14] показали значение ППФП в совершенствовании ПЗФ подростков, осваивающих массовые профессии народного хозяйства. Вместе с тем в литературе практически нет работ, освещающих влияние средств ППФП на совершенствование ПЗФ подростков с разным исходным уровнем их развития, не обосновано также применение средств ППФП при обучении профессии электрогазосварщика— одной из важных для народного хозяйства.

Целыо настоящей работы явилось гигиеническое обоснование применения средств ППФП для развития и совершенствования ПЗФ организма подростков с разным исходным их уровнем при освоении профессии электрогазосварщика в ПТУ.

Под наблюдением находилось 53 подростка, осваивающих профессию электрогазосварщика в среднем ПТУ, составивших 2 группы: контрольную (28 человек) и экспериментальную (25 человек). По уровню развития ПЗФ п производственным характеристикам мастеров каждая группа подростков была разделена на 2 подгруппы: А— учащиеся с высоким и средним уровнем развития ПЗФ, осваивающие профессию на «отлично» и «хорошо» (профессионально успешные) и В — учащиеся с низким уровнем развития ПЗФ, осваивающие профессию на «удовлетворительно» и «плохо» (профессионально неуспеш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.