сварщика и быстро совершенствовались в этой деятельности, в то время как подростки 2-й группы очень медленно осваивали профессию и не справлялись с производственными заданиями.
По мнению И. Д. Карцева [6], сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций в единую функциональную систему, обеспечивающую выполнение профессиональных требований и адаптацию организма к условиям производства. В основе этой системы лежит исходный уровень таких физиологических функций, к которым профессия предъявляет преимущественные требования. Достаточный исходный уровень развития ПЗФ у подростков 1-й группы позволил им успешно освоить профессию электрогазосварщика, в то время как у подростков 2-й группы низкий уровень развития этих функций затруднил овладение данной профессией. В процессе освоения профессии у лиц обеих групп происходило совершенствование ПЗФ, однако различия уровня развития этих функций по-прежнему сохранялись.
Таким образом, изучение психофизиологических показателей ПЗФ у подростков, осваивающих профессию электрогазосварщика, позволила выявить различия, обусловливающие профессиональную пригодность или непригодность к данной профессии.
Выводы 1. Выявлены существенные различия индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, функций анализаторов и свойств внимания у подростков, осваивающих профессию электрогазосварщика с разной степенью успешности на начальном этапе обучения профессиональным навыкам.
2. В качестве психофизиологических критериев профессиональной пригодности здоровых лиц к профессии электрогазосварщика может быть
рекомендован комплекс психофизиологических показателей: подвижность возбуждения не более 300 мс, учащение пульса при исследовании условнорефлекторной деятельности (подача ни-струкции) не менее 5 уд/мин, устойчивость вни- т мания не менее 50 усл. ед., время переключения внимания не более 140 с, порог быстроты зрительного различения не более 0,2 с, ошибка глазомера не более 1,27 см, порог различения массы не более 3,6%, ошибка воспроизведения заданного движения не более 3°, порог тактильной чувствительности правой руки не более 3 усл. ед. Мак-Уорти.
Литература
1. Агарков В И. — Гиг. и сан., 1979, № 8, с. 68—69.
2. Акимова М. К. — В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М„ 1974, вып. 1, с. 76—101.
3. Антонова Л. Т., Малахова А. Н. — В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М„ 1979, с. 211—219.
4. Георгиев Г. И. Инженерно-эргономическое исследование зрительной двигательной координации движений вершины электрода при моделированном процессе ручной электродуговой сварки. Автореф. дис. канд. М., 1975.
5. Глебов А. 3. Основы эргономики сварочного производства. Тула, 1978.
6. Карцев И. Д., ХалОеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977. ^
7. Киспаев Т. А. — Гиг. и сан., 1983, № 8. с. 23—25. >
8. Киспаев Т. А. — Там же, № 11, с. 33—35.
9. Солонин Ю. Г. — В кн.: Актуальные вопросы физиологии и психологии труда в условиях механизированного и автоматизированного производства. М., 1980, с. 26—31.
Поступила 19.09.84
Summary. Individual typological characteristics ot the higher nervous activity, analyser function and attention in teenagers trained for gas-arc welding at vocational schools were studied. Psychophysiological occupational fitness criteria are formulated.
УДК 613.954.4:613.72
Н. П. Гребняк, Б. А. Ткач
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ / УЧРЕЖДЕНИЯХ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
Важной задачей детских дошкольных учреждений является физическая подготовка детей к обучению в школе. Работы последних лет [2, 3, 10, 14] указывают на большую значимость двигательной активности в обеспечении гармоничного физического развития детей. Организация действенной системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях во многом зависит от условий для занятий физкультурой.
Нами изучено влияние обеспеченности детских дошкольных учреждений гимнастическими зала-
ми в соответствии с гигиеническими нормативами развития двигательной функции и морфофунк-ционального состояния детей. Объектом исследования являлись 133 ребенка, посещающих детские дошкольные учреждения не менее 3 лет. Изучение влияния условий занятий физкультурой проведено в подготовительных группах, так как это период максимально интенсивной подготовки к обучению в школе. Кроме того, дети 6—7 лет наиболее подвержены отрицательному воздействию факторов внешней среды в связи с интенсив-
ной функциональной и морфологической перестройкой организма [3, 10]. Обследованные дети посещали детские дошкольные учреждения с гим-- настическими и музыкальными помещениями, от-т- вечающими СНнП П-64 — 80 «Детские дошкольные учреждения» (группа А) и учреждения с набором указанных помещений ниже нормативных (группа Б).
Физиолого-гигиеническая оценка условий для занятий физкультурой в дошкольных учреждениях осуществлялась по следующим разделам: изучение санитарно-гигиенических условий в местах проведения занятий физкультурой, медико-педагогическое наблюдение за организацией двигательного режима и занятий, исследование состояния физического развития и физической подготовленности детей.
Санитарно-гигиенические условия в гимнастических залах изучали общепринятыми методами с измерением температуры, влажности, концентрации пыли и микробной обсемененности воздушной среды. По результатам медико-педагогического наблюдения проводили оценку двигательного режима, вычисляли общую и моторную I плотность, строили физиологическую кривую за-I нятий [9].
' Физическое развитие исследовали по показателям роста, массы тела, окружности грудной клет-% ки, толщине кожно-жировых складок, мышечной силы рук. Относительную массу жировой ткани рассчитывали по специальной формуле [8]. Двигательную функцию изучали на основании развития физических качеств (время бега на 30 м, прыжок в длину с места, метание теннисного мячика правой и левой рукой на дальность и точность, координированность движений, прыжок вверх с места). Координированность движений определяли с помощью тремографической пробы [1], количественную оценку — по показателю тремора (ПТ).
где О — общая длина проведенной линии; И — количество касаний к ограничительным линиям.
Функциональное состояние сердечно-сосуди-ч^стой системы изучали во время пробы с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний в течение 30 с). По результатам пробы вычисляли показатель качества реакции и коэффициент выносливости [4]. '
Воздушно-тепловой режим до занятий во всех детских дошкольных учреждениях был примерно одинаковым и соответствовал гигиеническим требованиям. Сквозное проветривание помещений проводилось до начала занятий и после их окончания. Во время подвижных игр осуществлялась аэрация. Коэффициент аэрации был в пределах 1:30— 1:47. Исследования воздушной среды, проведенные в конце занятий, показали, что двигательная деятельность детей группы А проходит
Таблица I
Санитарно-гигиеническая характеристика воздушной среды гимнастических залов в конце занятий (М+т)
Показатель Залы для группы дстеА
А Б
Воздушный куб, ма Температура воздуха в холодный период года, °С Относительная влажность воздуха в холодный период года, % Концентрация пыли, мг/м3 Общая бактериальная обсемененность воздуха, коло-ний/м3 5,4+0.19 18,3±0,14 52,4 + 1,03 0,26±0,02 2329,2+107,5 36,6+0,22 19,2+0,18 53,6+0,96 0,3+0,04 2646+113,9
в более благоприятных гигиенических условиях (табл. 1).
Так, объем воздуха, приходящийся на одного ребенка в залах для занятий физкультурной, соответствующих нормативам, на 1,8±0,3 м3 больше (Р<0,05). Микроклиматические условия в динамике занятий характеризовались более резким повышением температуры (на 8,4%) и относительной влажности (на 12,1 %) в группе Б. Общая микробная обсемененность воздуха в этих учреждениях была выше на 316,8± 156,6 коло-ний/м3 (Р<0,05), что указывало на более значительное антропогенное загрязнение воздушной среды гимнастических залов.
Медико-педагогическим наблюдением за физическим воспитанием установлено соответствие плана и содержания занятий «Программе воспитания в детском саду». В качестве основных элементов физкультурных занятий использовали об-щеразвивающие упражнения с предметами и без них, у гимнастической стенки, перестроения, различные виды ходьбы, бега и прыжков, подвижные игры. Кроме того, двигательный режим детей включал закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, утреннюю гимнастику, физкультминутки, музыкальные занятия, прогулки. Эти формы организации физического воспитания составляли 67—72 % общего времени двигательной деятельности детей. Физкультурные занятия проводились 2 раза в неделю с продолжительностью основной части 15—30 мин (суммарная длительность занятия 30—35 мин). Общая плотность занятий в учреждениях с полным набором помещений была выше на 7,5± ±2.8%. моторная плотность — на 17,8±2,2 % по сравнению с группой Б (Р<0,05). Тренирующий эффект физкультурных занятий оказался выше в помещениях группы А, о чем свидетельствовала более высокая средняя частота пульса — соответственно 137,1 ±2,7 и 119,8±3,4 в минуту (Р< <0,05). Установленные различия в уровне двигательной активности, очевидно, обусловлены применением различных методов организации детей на занятии вследствие недостаточной площади. Так, в помещениях группы А использовали'
Таблица 2
Сравнительная характеристика физического развития и физических качеств детей, посещающих учреждения с различным набором гимнастических помещений (Л4+/л)
в » я Группа детей
Показатель
О g 3 А Б
сЗ х
Физическое развитие
Рост, СМ М. 125,14-1-1,07 124,21+0,89
ж. 121,79-1-0,47 119.95+0,58
Масса тела, кг м. 24,92+0,71 23.82+0,70
ж. 23,88-+-0,70 22,30+0,60
Масса жировой ткани, % м. 14,11+0,57 15.97+0,58
ж. 17,70+0,67 19,96+0,68
Мышечная сила правой
руки, кг м. 9,84+0,42 9.96+0,42
ж. 7,40+0,26 8,05+0,25
Физические качества
Время бега на 30 см, с М. 6,69+0,12 7,15+0,18
ж. 7,13+0,20 7,65+0,11
Прыжок в длину с ме-
ста, см м. 109,01 + 1,90 106,5+2,01
ж. Ю5,02±2,30 97,3+2,03
Метание правой рукой
вдаль, м м. 11,14+0,28 10,56+0,30
ж. 6,79+0,32 6,51+0,38
Показатель тремора, ед. м. 63,80+3,21 42,80+1,72
ж. 57,71 + 1,41 43,81 + 1,20
фронтальный, групповой и поточный методы, в помещениях группы Б — преимущественно ма-логрупповой, групповой с поочередным выполнением упражнении и индивидуальный. Таким образом, согласно полученным данным, условия занятий в группе Б способствовали искусственному снижению уровня двигательной активности, когда подвижные игры и занятия заменялись другими, требующими меньшей площади.
Анализ результатов исследования физического развития показал, что одним из наиболее информативных показателей является масса жировой ткани (табл. 2). Удельный вес жировой ткани у мальчиков группы А был ниже на 1,86±0,81%. у девочек —на 2,26±0,95 % (Р<0,05). Рост детей, посещающих детские учреждения с удовлетворительными условиями для занятий физкультурой, оказался выше на 0,93—1,84 см, масса тела— на 1,1—1,58 кг, чем у занимающихся в неудовлетворительных условиях. Однако эти различия (за исключением роста девочек) носили характер тенденции. Исследования показали, что с увеличением площади для занятий физкультурой и подвижных игр улучшается развитие двигательной функции. Так, по наиболее важному показателю скорости — времени бега на 30 м — межгрупповыс различия составили 0,66±0,26 с для мальчиков и 0,52±0,24 с для девочек (Р< <0,05).
Следовательно, скорость бега в помещениях группы А была выше на 6,9—7,3%. Установленные различия скоростных качеств, по-видимому, обусловлены большей возможностью организа-
ции подвижных игр в детских дошкольных учреждениях, имеющих полный набор помещений. Сравнение скоростно-силовых качеств -детей, занимающихся физкультурой в различных услови-ях, показало, что дети группы В больше всего ус- Т тупают в прыжке в длину с места (на 2,6— 7,9 см). Наряду с этим в группе Б имелись более сниженные показатели тремора (на 21,0±3,7 ед. у мальчиков и на 13,9±1,8 ед. у девочек), свидетельствующие о недостаточной точности координации тонких движений пальцев рук кисти. Таким образом, полученные данные отражали более высокий уровень физического развития детей группы А. Это позволяет считать, что обеспечение детских дошкольных учреждений полным набором помещений для гимнастических и музыкальных занятий является одним из факторов, способствующих нормальному физическому развитию детей. Следует также отметить, что быстрота является косвенным показателем моторной зрелости ребенка, скорости двигательной реакции и подвижности нервных процессов [5, 11, 13]. Кроме того, М. М. Кольцовой [6] установлено, что координированность движений пальцев рук и кисти взаимосвязана и взаимообусловлена со степенью созревания ЦНС и развития речи.
Характер направленности и степень выраженности изменений в зависимости от условий для_. занятий физкультурой имела половые различия, X проявлявшиеся в том, что у девочек межгруппо-вые различия были более значительны, чем у мальчиков. При этом рост, относительная масса жировой ткани, мышечная сила, время бега, длина прыжка, координированность движений имели статистически достоверные различия для двух групп (Р<0,05). Это, по-видимому, вызвано тем, что у девочек по сравнению с мальчиками период интенсивного роста и развития приходится на более ранний возраст. Установленные различия подтверждают мнение М. В. Антроповой и соавт. [10, 12] об особенно неблагоприятном влиянии внешних условий во время интенсивных возрастных изменений. Не столь выраженными оказались межгрупповые различия у мальчиков. Они были достоверными лишь для относительной массы жировой ткани, времени бега на 30 м и показателя тремора (Р<0,05). Сравнительно неболь-^ шие изменения других физических качеств, по-видимому, обусловлены тем, что влияние условий занятий физкультурой на мальчиков нивелируется более высоким уровнем их двигательной активности вне дошкольных учреждений. Об этом же свидетельствуют и исследования Н. Т. Лебедевой [7], установившей необходимость улучшения организации физического воспитания девочек.
Для оценки морфофункциональных возможностей детей, помимо изучения двигательной функции, широко применяются такие критерии, как реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. В покое частота пульса при за-
нятиях обеих групп была 84,4—87,9 в минуту, систолическое артериальное давление 78,2 — 93,4 мм рт. ст., диастолическое 50,1—53,9 мм рт. ст. ^Установленные величины соответствуют возрастной физиологической норме [2, 10]. Наряду с этим следует отметить сравнительно меньшие величины указанных параметров у детей, посещающих детские дошкольные учреждения с полным набором помещений для физического воспитания. Во время дозированной физической нагрузки в группе А прирост частоты пульса составил 18,74±0,66%, а коэффициент выносливости увеличился на 3,98±0,72 ед. Более значительные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке отмечены при занятиях в группе Б. У этих детей прирост частоты пульса составил 36,86±2,54 % (Р<0,01), а коэффициент выносливости повысился на 9,21 ± ±1,39 (Р<0,05). В восстановительном периоде более выраженная тенденция к нормализации ге-модинамических показателей отмечена у группы А. У детей, занимающихся в таких условиях, пульс возвращался к исходному уровню в течение 2 мин. В группе Б степень восстановления частоты пульса через 2 мин составила 93%- Таким образом, у детей группы А с дозированной физической нагрузкой наблюдаются меньшие изменения показателей деятельности сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует об экономи-зации физиологических механизмов. Более кратковременный период восстановления у этих детей, по-видимому, указывает на более высокие адаптационные возможности организма.
На основании полученных данных можно сделать заключение о том, что у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, более высокие морфофункциональные показатели. Известно, что физическое развитие, сформированность основных движений, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы находятся в тесной связи со степенью школьной зрелости [10]. Следовательно, имеются все основания предполагать, что детн, посещающие детские дошкольные учреждения с. полным набором помещений для физического воспитания, имеют более высокую степень школьной зрелости. Результаты исследований позволили разработать и внести в план деятельности отделения гигиены детей и подростков соответствующие коррективы.
Одним из средств, способствующих активизации двигательной активности, особенно в учреждениях с недостаточным набором гимнастических помещений, является устройство физкультурно-оздоровительных площадок для проведения занятий на открытом воздухе. При оборудовании этих площадок необходимо соблюдение следующих требований: фронтальный метод организации занятий, устройство физкультурных снарядов, проведение игр с коллективным соревнованием, спортивных игр (городки, баскетбол, бадминтон) и спортивных упражнений (в том числе метание
на дальность). Ориентировочный размер площадки 10X25 м. Учитывая, что достаточные размеры гимнастических и музыкальных помещений являются основным условием, позволяющим удовлетворить потребности детей в двигательной активности в холодный и переходный периоды года, Куйбышевской районной санэпидстанцией Донецка проводится большая организационная работа. Мероприятия по обеспечению детских дошкольных учреждений физкультурными помещениями осуществляются в соответствии с комплексным планом Куйбышевской районной санэпидстанции, планами-заданиями районо и предприятиям. В настоящее время 93 % детских дошкольных учреждений обеспечены полным набором помещений, а 12 % детских комбинатов имеют плавательные бассейны. За последние 5 лет осуществлены реконструкция или строительство гимнастических и музыкальных залов в 14 дошкольных учреждениях. Планомерная организационная работа позволит к 1986 г. увеличить на 11 % площадь помещений для занятий физкультурой. Литература
1. Агарков В. И. — Гиг. и сан., 1981, № 9, с. 50—51.
2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М„ 1982.
3. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев, 1983.
4. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К. Методы исследования в физиологии труда. М., 1976.
5. Кенеман А. В.. Хухлаева Д. В. Теория н методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978.
6. Кольцова M. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980.
7. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников. Автореф. дис. докт. Минск, 1973.
8. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М., 1982.
9. Методико-педагогическнй контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Метод, рекомендации (№ 08—14/12. Утв. МЗ СССР 23.12.82). М„ 1982.
10. Морфофункционалыюе созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой. M. М. Кольцовой. М„ 1983.
11. Небылицын В. Л. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
12. Руководство для врачей школ/Под ред. Г. Н. Сердю-ковской. М.. 1983.
13. Сорокина Т. Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе. Автореф. дис. канд. М„ 1975.
14. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. докт. М„ 1972.
Поступила 11.09.8«
Summary. Morphofunctional characteristics of preschool children attending kindcrgatens with different facilities for physical exercises have been studied. It has been shown that physical development and motor function are significantly higher in children attending preschool institutions with a larger territory for physical exercises and active games. In children taking up gymnastics and music in the rooms which meet the hygienic norms, the exercise-induced changes in the cardiovascular system are less pronounced, and their recovery is more rapid.
Гигиена m санитария M S
— 33 —