Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи при организации двигательной активности детей дошкольного возраста'

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи при организации двигательной активности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИКУЮЩИЕСЯ В СЕМЬЯХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красношлык З.П.

В статье поднимаются вопросы совместной работы дошкольных образовательных учреждений с семьей при организации двигательной активности дошкольников. Представлен опыт участия родителей в формировании двигательной активности детей. Указано, что образование родителей должно быть направлено на становление полноценной здоровой личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи при организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

На протяжении всей нашей работы по развитию творческих способностей у детей осуществлялось педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников. Учитывая, что современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, возникла необходимость в поиске новых продуктивных форм взаимодействия с родителями.

Под включением родителей в деятельность по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством мы понимали их участие в: собраниях, мастер-классах, досугах и т.д. В табл. 1 представлены некоторые формы организации работы с родителями по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством.

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями по проблеме развития творческих способностей у детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством изменило установки родителей; помогло сконцентрировать внимание на самих детях, усилило чувство удовлетворения процессом воспитания и обучения детей.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством, позволяют сделать выводы о позитивных результатах развития творческих способностей детей. У ребят появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, стали проявлять инициативу и творчество. Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЕМЬИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Красношлык З.П.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье поднимаются вопросы совместной работы дошкольных образовательных учреждений с семьей при организации двигательной ак-

* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.

тивности дошкольников. Представлен опыт участия родителей в формировании двигательной активности детей. Указано, что образование родителей должно быть направлено на становление полноценной здоровой личности ребенка.

Ключевые слова физкультурное оборудование, двигательная активность, физкультурное образование; виды двигательной деятельности, практикующиеся в семьях.

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад - это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении не создано сообщество «Дети - родители -педагоги». Семья - весьма важное значимое звено в системе социального воспитания. Именно родители, часто не замечая того, вырабатывают у детей с самого раннего возраста комплекс базовых ценностей, потребностей и привычек. Мы убеждены, что семейное воздействие уникально по результативности и интенсивности. Совместная работа с семьей выстраивается нами на следующих основных принципах, определяющих ее содержание:

- Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи в воспитании ребенка понятны родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

- Систематичность и последовательность. Работа проводится в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

- Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и неповторим.

- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей - в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с этим в работу с семьей мы включаем:

- целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый образ жизни и т.д.;

- ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

- участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;

- обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;

- обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);

- ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.).

Отсутствие у родителей теоретических сведений о физической культуре, начальных знаний о пользе занятий физическими упражнениями отмечается, на наш взгляд, как одна из основных причин физкультурной безграмотности. Если мы хотим приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, то, прежде всего, необходимо повысить уровень физкультурной образованности родителей [2].

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С.П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Физические упражнения следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Они воздействуют на все группы мышц, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения [1]. Силами только медицинских работников проблему активизации двигательной активности детей, начиная с дошкольного возраста, не решить. Значительную часть работы в этом направлении должно взять на себя образовательное учреждение.

С целью изучения участия родителей в формировании двигательной активности детей было проведено анкетирование [3]. В данном опросе приняли участие 199 родителей, что составило 79,6 % от общего контингента родителей. Анкетный опрос проводился педагогами и воспитателями. В анкету было включено десять самых различных вопросов:

- «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»;

- «Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»;

- «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»;

- «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»;

- «Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»;

- «Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др.

Мнения респондентов по первому вопросу «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?» распределились следующим образом: 32,2 % родителей (79 человек) ответили, что двигательная активность детей высокая; 54,8 % (95 человек) - средняя; 3,5 % (3 человека) - низкая; 2 % (4 человека) - затруднились с ответом.

В анкете был поставлен вопрос и о том, какое физкультурное оборудование имеется в вашей семье. Анализ показал, что, несмотря на сложности нынешней экономической ситуации, в большинстве семей все же имеется хотя бы элементарное оборудование. Так, резиновые, теннисные, футбольные мячи имеются в 95,5 % опрошенных семей, санки - в 77 %, велосипеды -в 70 %, скакалки - в 69 %, обручи - в 50 %, гантели - в 29 %, коньки - в 9 %. И, тем не менее, опрос показал, что более сложное оборудование, такое как шведская и гимнастическая стенки, имеются лишь в 5 % семей. В перечень предполагаемых вариантов ответов не могло быть включено все оборудование, имеющееся в семьях. Поэтому на вопрос «Что имеется у Вас?» респонденты написали следующее: ролики, гимнастические кольца, качели, турник, бадминтон, настольный теннис и т.д.

Ответы на вопрос «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?» распределились следующим образом: постоянно - в 18 %, время от времени - в 75 %, совсем не используется - в 7 %.

Представляет интерес и анализ ответов на вопрос «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности своего ребенка?» Ответы распределились так: лишь 11 % родителей являются инициаторами двигательной активности ребенка; 59 % опрошенных принимают участие по инициативе ребенка; 30 % вообще не принимают участие в двигательной деятельности.

Какие же виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в семьях? Анализ показывает, что наибольшей популярностью в семьях пользуются подвижные игры (в 130 семьях), что составляет 65 % опрошенных; затем совместные прогулки с детьми в парк, дендрарий, на стадион (104 семьи) - 52,3 %; ходьба босиком в квартире, саду (101 семья) - 51 %. Другие же виды двигательной активности применяются в гораздо меньшем количестве семей. Например, спортивные упражнения в 25 % (50 семей); утренняя гимнастика - 18 % (36 семей); оздоровительный бег - 7 семей, что составляет 3,5 %; закаливание водой - 6 % (12 семей). Но есть и другие виды двигательной деятельности, практикующиеся в семьях. Это борьба, лечебная физкультура, езда верхом на лошади, игры на тренажере, ритмика, плавание в бассейне, занятия хореографией.

Анализ ответов на вопрос «Как часто, в какие дни, и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» распределились так: ежедневно (в 94 семьях) - 47 %; по субботам и воскресеньям (в 83 семьях) - 41,7 %; во время отпуска родителей (в 44 семьях) - 22 %; в праздничные дни (в 22 семьях) - 11 %; никогда не осуществляется двигательная активность - 7 % (13 семей).

Современные родители испытывают трудности при формировании двигательной активности детей в условиях семьи. Они заключаются в следующем: большинство квартир малогабаритные, в которых сложно разместить игровое и спортивное оборудование; не хватает средств, времени, нет возможности посещать бассейн всей семьей, а иногда родители не знают, как преодолеть противостояние детей. Испытывают родители и недостаток знаний, поэтому им необходимы консультации, встречи со специалистами.

По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в данном направлении. Это и проведение родительского собрания на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста», и организация консультационного пункта для родителей. Кроме того, для решения данной проблемы была организована «Школа для родителей» с использованием различных форм работы.

Цель данного раздела - вооружение родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности. Работа строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения.

Предлагается решение следующих задач:

- распространение педагогами ДОУ знаний о здоровье, физической культуре и спорте в процессе оздоровления и укрепления здоровья дошкольников;

- установление единства педагогических воздействий и оказание помощи семье в овладении родителями элементарными основами здо-ровьесберегающих технологий. Примерная тематика занятий включает следующие направления:

1. Основные периоды развития детей от рождения до 7 лет.

2. Особенности физического воспитания мальчиков и девочек в семье. Показатели физического развития дошкольников.

3. Гигиенические нормы и требования к режиму дня, питанию, одежде и обуви ребенка.

4. Особенности влияния физических упражнений на детский организм.

5. Закаливание - способ адаптации к окружающей среде.

6. Как помочь ребенку привить любовь к физическим упражнениям. Возможные результаты реализации программы.

7. Овладение различными способами двигательных действий и умение целесообразно их применять в различных условиях.

8. Организация первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.

В этих целях нами широко используется:

- информация для родителей на стендах, папках, в методическом центре дошкольного образовательного учреждения;

- консультации - индивидуальные и групповые;

- устные журналы и дискуссии с участием психологов, медиков, специалистов по физкультуре и плаванию, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;

- семинары-практикумы;

- тренинги и деловые игры с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций (видео), решение педагогических кроссвордов и т.д.;

- дни открытых дверей для родителей с просмотром занятий в физкультурном зале, бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

- физкультурные праздники и досуги с привлечением семьи и т.д.

Родители открыто и доброжелательно идут на содружество с педагогами,

заинтересованы в педагогических знаниях, готовы к развитию родительской рефлексии. Образование родителей в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка.

Таким образом, физкультурное образование основано на специально достигнутом уровне интеграции физкультурной образованности педагогов, детей и их родителей, что позволяет приобщить выпускников дошкольного учреждения к двигательной культуре.

Список литературы:

1. Абдульманова Л.В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь, 2000. - С. 187-225.

2. Волосникова Т.В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М., 2001. - 194 с.

3. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». - Владикавказ, 2008. - 150 с.

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

© Красношлык З.П.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье определяется рост интереса к духовной культуре народов, развитию национального самосознания. Отмечено, что воспитание ба-

* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.