Научная статья на тему 'Содержание и требования к оборудованию физкультурного зала в дошкольном учреждении'

Содержание и требования к оборудованию физкультурного зала в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРУДОВАНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / EQUIPMENT / IMPROVEMENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекашова А. А.

В статье описан подбор и рациональное использование физкультурного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и требования к оборудованию физкультурного зала в дошкольном учреждении»

Чекашова А.А.

Соискатель, кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАЛА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

В статье описан подбор и рациональное использование физкультурного оборудования.

Ключевые слова: оборудование, оздоровление, физическое воспитание Keywords: equipment, improvement, physical education

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на оздоровление дошкольников и их полноценное психофизическое развитие.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей, формируются двигательные навыки (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т.д.). Использование физкультурных пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое формируется на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия дошкольниками пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса дошкольников к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Инвентарь и оборудование физкультурного зала должно также предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5 м, а для мальчиков - 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до цели для девочек - 3,0 м, для мальчиков - 3,5 м.

Действия детей по расстановке и уборке снарядов также должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная группа детей разных возрастов), девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т. п.), а мальчики группой в несколько человек тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т. п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №103 г. Челябинска имеет отдельный спортивный зал. Оборудование в спортивном зале размещено таким образом, что дети самостоятельно и быстро могут взять и поставить пособие на место.

Оборудование для физкультурного зала

Тип оборудования Основной набор

Оборудование для общеразвивающих упражнений Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диски «Здоровье», гантели, гири

Кольцо плоское

Кольцо мягкое

Лента короткая

Массажеры разные: «колибри», мяч-массажер, «кольцо»

Мяч малый

Мяч утяжеленный (набивной)

Обруч малый

Палка гимнастическая короткая

Ролик гимнастический

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Балансиры разного типа Бревно гимнастическое напольное

Доска с ребристой поверхностью

Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная)

Дорожка - змейка (канат)

Кольцо мягкое

Коврик массажный

Куб деревянный малый

Модуль мягкий (комплект из 6 - 8 сегментов)

Скамейка гимнастическая

Оборудование для прыжков Батут детский

Гимнастический набор: палки, подставки, зажимы

Диски плоский

Дорожка - мат

Мат с разметками

Палка гимнастическая короткая

Скакалка короткая

Кегли (набор)

Кольцеброс(набор)

Мешочек с грузом малый

Мишень навесная

Мяч средний

Мяч утяжеленный (набивной)

Мяч для мини-баскетбола

Мяч для массажа

Тип оборудования Основной набор

Комплект для детских спортивных игр (сумка)

Оборудование для ползанья и лазанья Канат с узлами

Лестница деревянная с зацепами

Лабиринт игровой (6 секций)

Лестница веревочная

Стенка гимнастическая деревянная

Из данного сравнения можно сделать вывод, что материальная база д/с №103 имеет не только достаточное количество физкультурного оборудования. Оборудование носит разноплановый характер, причем как для мальчиков (например: мяч, утяжеленный набивной, ролик гимнастический, утяжеленные гири) так и для девочек (скакалки, обручи).

В комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы: крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т.п.). Все это, только способствует формированию и развитию различных физических качеств (выносливости, силы, скоростно-силовых качеств) у мальчиков и (гибкости, ловкости, пластичности, быстроты) у девочек.

Литература

1. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3 - 4 лет [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

2. Погадаев, Г.И. Физкуль - Ура! Физическая культура для дошкольников [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Г.И. Погадаев. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.

3. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений, преп. и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.

4. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Н.Ю. Савельева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 464 с. - (Серия «Сердце отдаю детям»).

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.