Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of teaching conditions and ability to work of pupils in primary school under five day a week education were studied. Significant “physiological cost” of teaching and difficulties in adaptation of pupils were noted.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ»

© Е. А. ЛКСЯНОВА. М. А. СЫРЦОВА, 1991 УДК 371.7

Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В условиях перестройки общеобразовательной школы перед гигиеной обучения и воспитания стоят задачи по оптимизации учебного процесса [4—6].

Целью настоящей работы явилась гигиеничен екая оценка организации обучения учащихся' младших классов при 5-дневной учебной неделе. В задачи исследования входила гигиеническая оценка. условий обучения, расписания занятий, изменений работоспособности учащихся в динамике учебного дня и года. Под наблюдением находилось 520 учащихся 1—3-х классов, посещающих общеобразовательные школы Ленинграда. При этом занятия в 1-х классах проходили в первую смену, во 2-х и 3-х — как в первую, так и во вторую смену. Условия обучения оценивали общепринятыми гигиеническими методами, расписание учебных занятий — по И. Г. Сивкову. Умственную работоспособность изучали по корректурному тесту с вычислением показателя суточной адаптивности (ПСА) по Р. М. Баевскому [3], функциональное состояние центральной нервной системы — по коэффициенту моторной частоты (КМЧ) [2].

Гигиеническая оценка условий обучения показала, что количество учащихся в классах колебалось от 26 до 34 человек, площадь учебных помещений на 1 учащегося составила в среднем 1,72 м2, уровень искусственного освещения в них не соответствовал гигиеническим нормам в 13,7 % случаев; Температура воздуха в помещениях колебалась от 17,8 до 20,3 °С на занятиях в первую смену; на уроках во второй смене отмечено повышение температуры с 21,5 до 23,0 °С и относительной влажности с 49 до 52 %.

Переход на 5-дневную учебную неделю предусматривает сокращение недельной учебной нагрузки в начальных классах с 24 до 20 ч. Однако

оценка расписания показала, что в обследованных классах недельная учебная нагрузка не уменьшена, не предусмотрено сокращение продолжительности урока. В расписании не всегда соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Так, в начале учебного дня в 17,0±2,4 % случаев проводились занятия по предметам, основанным на образном восприятии, уроки же, требующие большого умственного напряжения, в 4,0±4,1 % случаев были первыми и последними по расписанию как в первой, так и во второй смене. Распределение учебной нагрузки по ранговой шкале трудности в недельном цикле занятий (табл. 1) позволяет отметить повышение ее во вторник, среду и снижение б пятницу. Однако в 1-х классах средние показатели в пятницу оказались выше, чем в понедельник, и составили 32,13±0,5 против 31,5±0,3 балла (р<0,01).

Максимальная трудность учебных занятий по сумме баллов в расписании для 2-х классов в 42,8±4,18 % случаев приходилась на понедельник, а во вторник была ниже, чем в понедельник, в 53,57±4,2 % случаев. В пятницу в 1-х классах отмечено превышение трудности учебных занятий в сравнении с таковой во вторник и среду соответственно в 42,31 ±4,33 и 46,15+4,72 % случаев. Таким образом, нерационально составленное расписание уроков чаще имело место в 1-х классах.

Как известно, динамика работоспособности является критерием адаптации к учебной нагрузке [1]. Результаты проведенных исследований показали, что у учащихся, занимающихся в первую смену, происходит адаптация к_режиму обучения, что выражается в положительной динамике исходного уровня работоспособности (табл. 2). Так, число просмотренных знаков у учащихся 1-х классов увеличилось с 360,68± 17,04 в I полугодии до 478,60± 15,73 во II полугодии (р<0,001) при

Таблица 1

Распределение трудности учебных занятий по дням недели (в % от общего числа случаев суммарной оценки трудности

в баллах)

Частота случаев, % суммарной оценки трудности занятии в баллах

Класс

пятннца> пятннца> пятница> вторннк<

понедельник четверга среды вторника понедельника

1-й

2-й 3-й

11,54±2,7 42,8±4,18 15,63±2,87

26,92±4,37 25,00±3.65 18,75±3,08

Примечание. Звездочка — % случаев

42,31 ±4,33 46,15±4,72 38.46±4,26

17,86±3,23 32,14гь3,95 53,57±4,2

18,70±3,08 !8,70±3,08 28,13±3,50

•;.ЯТЭЭ!Ч1Г.

с максимальной суммарной оценкой в баллах трудности учебных занятий.

Таблица 2

Годовая динамика показателей работоспособности учащихся, занимающихся в первую смену

До занятии После занятий Р\

•Период исследования (полугодие) просмотренные знаки ошибки на 500 знаков просмотренные знаки ошибки на 500 знаков знаки ошибки

1-й класс

I Р и 360,68+ 17,04 <0.001 478,6-15,73 5,88±0,54 <0,001 3,50±0,38 327,17± 16,39 <0,001 456,65±20,53 2-й класс Ю,44± 1,07 <0,001 4,09±0,59 >0,05 >0,05 <0,001 >0,05

I р II 479,594:3,8 <0.001 667,75±28,06 14,56=1= 1,22 <0,001 3,98±0,78 346,65±20,93 <0,001 695,03±21.43 3-й класс 19,92+1,98 <0,001 2,83±0,6Э <0,001 >0,05 <0,05 >0,05

I р II 420,50±37,65 <0,001 611,31±24,63 10,1 ±2,16 <0,05 4,52±0,45 348,5± 15,04 <0,001 715,76±21,04 11,86+2,70 <0,01 3,30±0,30 >0,05 <0,01 >0.05 <0,05

Примечание, р — вероятность ошибки при определении достоверности различий показателей по периодам исследования; р\ — то же до и после занятий.

уменьшении числа ошибок на 500 просмотренных знаков соответственно с 5,88±0,54 до 3,50±0,38 (/><0,001).

У учащихся 2-х классов зарегистрированы аналогичные изменения: количественный и качественный показатели выполнения корректурного теста возросли к концу учебного года соответственно в 1,4 и 3,7 раза (р<0,001). У учащихся 3-х классов количественный показатель корректурного теста увеличился в 1.5 раза (р<0,001), качественный — уменьшился в 2,2 раза (р<0,05). Вместе с тем процесс приспособления к данному режиму обучения сопровождался разной степенью функционального напряжения организма учащихся в процессе учебного дня и года. Дневная динамика работоспособности, прослеженная на протяжении длительного отрезка времени, как известно, позволяет выявить особенности приспособительных реакций учащихся к новому режиму обучения.

На фоне положительной направленности изменений показателей умственной работоспособности на протяжении учебного года у учащихся, занимающихся в первой половине дня, дневная динамика упомянутых показателей имела существенные особенности. Так, в начале учебного года изменения показателей работоспособности в течение дня свидетельствовали об определенной напряженности адаптационных механизмов: у учащихся 1-х классов достоверно уменьшилась точность работы (р<0,001). При этом неблагоприятные сдвиги в работоспособности по С. М. Гром-баху [5] отмечены в 75,0±6,25 % случаев, в том числе выраженное утомление в 33,33±6,80 % случаев. У учащихся 2-х классов наряду со снижением точности работы (р<0,05) существенно уменьшилась и скорость выполнения корректурного теста (р<0,001), причем неблагоприятные

сдвиги зафиксированы в 84,62±7,08 % случаев, из них выраженное утомление в 53,85±9.78 %. У учащихся 3-х классов- при отрицательной динамике показателей достоверных данных не получено. Однако неблагоприятные сдвиги в работоспособности наблюдались в 90,0±6,71 % случаев, из них выраженное утомление в 40,0± 10,95%.

Во II полугодии дневная динамика работоспособности носила более благоприятный характер и свидетельствовала о меньшей «физиологической стоимости» учебной нагрузки для организма учащихся. Во всех возрастных группах отмечалась стабилизация показателей умственной работоспособности при уменьшении количества неблагоприятных сдвигов. Причем у учащихся 3-х классов наблюдалась положительная дневная динамика как количественного (р<0,01), так и качественного (/><0,05) показателя корректурного теста. Необходимо отметить, что если у учащихся 1-х классов неблагоприятные сдвиги регистрировали в 70,27±6,67 % случаев, то у учащихся 2-х

Таблица 3

Изменение КМЧ в динамике учебного дня в зависимости от возраста учащихся и времени учебных занятий

Класс

До первого После первого До последнего

урока урока урока

После последнего урока

Первая смена

1-й

2-й 3-й

2-й 3-й

1,93±0,12 5,18±0,28 4,98±0,24

1,84±0,07 5,67±0,27 5,24 ±0,22

1,57±0,11 5,53±0,33 4,65±0,13

1,80±0,10 5,68±0,36 4,97±0,28

Вторая смена

4,17±0,18 4,33±0,15 4,25±0,17 4,25±0,19 3,12±0,18 2,83±0,13 2,48+0,10 2,42±0,11

и 3-х классов — соответственно в 34,78±9,34 и 37,5±7,47 % случаев.

У учащихся, занимающихся во вторую половину дня, процесс адаптации к 5-дневному режиму обучения, был затруднен, что проявилось в отрицательной динамике исходного уровня работоспособности. Так, у учащихся 2-х классов количество просмотренных знаков уменьшилось от начала к концу учебного года соответственно с 568,0± 18,48 до 543,76±23,28 (р>0,05) при увеличении числа ошибок на 500 знаков с 2,99±0,51 до 4,57±0,47 (р<0,05). Дневная динамика упомянутых показателей в I полугодии также свидетельствовала об определенной напряженности адаптационных механизмов: скорость выполнения корректурного теста снизилась в 1,4 раза (р<0,001) при увеличении числа ошибок на 44,80 % (р> >0,05). Неблагоприятные сдвиги отмечены в 93,3±6,46 % случаев. Аналогичные изменения наблюдались у учащихся 3-х классов. Во II полугодии показатели умственной работоспособности не имели достоверных различий в динамике учебного дня, тем не менее неблагоприятные сдвиги зарегистрированы у учащихся 2-х и 3-х классов соответственно в 54,0±7,05 и 56,7±9,15 % случаев.

Изложенное выше подтверждается оценкой показателя суточной адаптивности: ПСА характеризовался наибольшей напряженностью в I полугодии у учащихся 1-х классов и второклассников, занимающихся во вторую смену, и составил соответственно 77,6 и 44,8 %. Вместе с тем во II полугодии установлено значительное увеличение данного показателя почти во всех возрастных группах, за исключением первоклассников и учащихся 3-х классов, занимающихся во вторую смену.

Аналогичные данные получены при оценке функционального состояния центральной нервной системы по КМЧ (табл. 3); он достоверно уменьшался в течение учебного дня у первоклассников и у учащихся 3-х классов, занимающихся во второй половине дня. Необходимо отметить тот факт, что показатели КМЧ у учащихся, занимающихся во второй половине дня, были достоверно ниже, чем у обучающихся в первую смену, во всех возрастных группах на всех этапах исследования.

Таким образом, совокупность полученных результатов свидетельствует о значительной «физиологической стоимости» учебных нагрузок на организм учащихся 1-х классов и о затруднении процесса адаптации для учащихся, занимающихся во' второй половине дня при 5-дневном режиме обучения в школе.

Литература

1. Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой.— М„ 1982.

2. Агарков В. И. // Гиг. и сан.— 1987,— № 6,—С. 80—81.

3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

4. Глушкова Е. К■ //' Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины.— М., 1989.— С. 13—23.

5. Громбах С. M. // Психогигиена детей и подростков.— М., 1985.-С. 92-114.

6. Сердюковская Г. И. // Всесоюзная науч.-практ. конф.: Тезисы.—М„ 1989,—С. 3—12.

Постугила 10.08.90

Summary. Hygienic assesment of teaching conditions and ability to work of pupils in primary school under five day a week education were studied. Significant "physiological cost" of teacing and difficulties in adaptation of pupils were noted.

Радиационная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 614.73-074

И. Я■ Василенко, В. Ф. Шишкин, Н. В. Худякова

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОЛИЧЕСТВ ПРОДУКТОВ ЯДЕРНОГО ДЕЛЕНИЯ

Оценка биологической опасности малых доз * радиации в условиях возрастающего антропогенного радиационного загрязнения биосферы приобретает не только гигиенический аспект, но и I большое социальное и экономическое значение, так как повышение радиационного фона затрагивает биосферу Земли в целом. Во внешнюю среду

поступают не только отдельные радионуклиды, но и их сложные смеси, в частности продукты ядерного деления, образующиеся при ядерных взрывах (ПЯВ), и реакторные продукты (ПЯД). Радиоактивные продукты, поступившие во внешнюю среду, становятся источником длительного (дистанционного, контактного) внешнего гамма- и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.