© Е. А. ЛКСЯНОВА. М. А. СЫРЦОВА, 1991 УДК 371.7
Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛЕ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
В условиях перестройки общеобразовательной школы перед гигиеной обучения и воспитания стоят задачи по оптимизации учебного процесса [4—6].
Целью настоящей работы явилась гигиеничен екая оценка организации обучения учащихся' младших классов при 5-дневной учебной неделе. В задачи исследования входила гигиеническая оценка. условий обучения, расписания занятий, изменений работоспособности учащихся в динамике учебного дня и года. Под наблюдением находилось 520 учащихся 1—3-х классов, посещающих общеобразовательные школы Ленинграда. При этом занятия в 1-х классах проходили в первую смену, во 2-х и 3-х — как в первую, так и во вторую смену. Условия обучения оценивали общепринятыми гигиеническими методами, расписание учебных занятий — по И. Г. Сивкову. Умственную работоспособность изучали по корректурному тесту с вычислением показателя суточной адаптивности (ПСА) по Р. М. Баевскому [3], функциональное состояние центральной нервной системы — по коэффициенту моторной частоты (КМЧ) [2].
Гигиеническая оценка условий обучения показала, что количество учащихся в классах колебалось от 26 до 34 человек, площадь учебных помещений на 1 учащегося составила в среднем 1,72 м2, уровень искусственного освещения в них не соответствовал гигиеническим нормам в 13,7 % случаев; Температура воздуха в помещениях колебалась от 17,8 до 20,3 °С на занятиях в первую смену; на уроках во второй смене отмечено повышение температуры с 21,5 до 23,0 °С и относительной влажности с 49 до 52 %.
Переход на 5-дневную учебную неделю предусматривает сокращение недельной учебной нагрузки в начальных классах с 24 до 20 ч. Однако
оценка расписания показала, что в обследованных классах недельная учебная нагрузка не уменьшена, не предусмотрено сокращение продолжительности урока. В расписании не всегда соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Так, в начале учебного дня в 17,0±2,4 % случаев проводились занятия по предметам, основанным на образном восприятии, уроки же, требующие большого умственного напряжения, в 4,0±4,1 % случаев были первыми и последними по расписанию как в первой, так и во второй смене. Распределение учебной нагрузки по ранговой шкале трудности в недельном цикле занятий (табл. 1) позволяет отметить повышение ее во вторник, среду и снижение б пятницу. Однако в 1-х классах средние показатели в пятницу оказались выше, чем в понедельник, и составили 32,13±0,5 против 31,5±0,3 балла (р<0,01).
Максимальная трудность учебных занятий по сумме баллов в расписании для 2-х классов в 42,8±4,18 % случаев приходилась на понедельник, а во вторник была ниже, чем в понедельник, в 53,57±4,2 % случаев. В пятницу в 1-х классах отмечено превышение трудности учебных занятий в сравнении с таковой во вторник и среду соответственно в 42,31 ±4,33 и 46,15+4,72 % случаев. Таким образом, нерационально составленное расписание уроков чаще имело место в 1-х классах.
Как известно, динамика работоспособности является критерием адаптации к учебной нагрузке [1]. Результаты проведенных исследований показали, что у учащихся, занимающихся в первую смену, происходит адаптация к_режиму обучения, что выражается в положительной динамике исходного уровня работоспособности (табл. 2). Так, число просмотренных знаков у учащихся 1-х классов увеличилось с 360,68± 17,04 в I полугодии до 478,60± 15,73 во II полугодии (р<0,001) при
Таблица 1
Распределение трудности учебных занятий по дням недели (в % от общего числа случаев суммарной оценки трудности
в баллах)
Частота случаев, % суммарной оценки трудности занятии в баллах
Класс
пятннца> пятннца> пятница> вторннк<
понедельник четверга среды вторника понедельника
1-й
2-й 3-й
11,54±2,7 42,8±4,18 15,63±2,87
26,92±4,37 25,00±3.65 18,75±3,08
Примечание. Звездочка — % случаев
42,31 ±4,33 46,15±4,72 38.46±4,26
17,86±3,23 32,14гь3,95 53,57±4,2
18,70±3,08 !8,70±3,08 28,13±3,50
•;.ЯТЭЭ!Ч1Г.
с максимальной суммарной оценкой в баллах трудности учебных занятий.
Таблица 2
Годовая динамика показателей работоспособности учащихся, занимающихся в первую смену
До занятии После занятий Р\
•Период исследования (полугодие) просмотренные знаки ошибки на 500 знаков просмотренные знаки ошибки на 500 знаков знаки ошибки
1-й класс
I Р и 360,68+ 17,04 <0.001 478,6-15,73 5,88±0,54 <0,001 3,50±0,38 327,17± 16,39 <0,001 456,65±20,53 2-й класс Ю,44± 1,07 <0,001 4,09±0,59 >0,05 >0,05 <0,001 >0,05
I р II 479,594:3,8 <0.001 667,75±28,06 14,56=1= 1,22 <0,001 3,98±0,78 346,65±20,93 <0,001 695,03±21.43 3-й класс 19,92+1,98 <0,001 2,83±0,6Э <0,001 >0,05 <0,05 >0,05
I р II 420,50±37,65 <0,001 611,31±24,63 10,1 ±2,16 <0,05 4,52±0,45 348,5± 15,04 <0,001 715,76±21,04 11,86+2,70 <0,01 3,30±0,30 >0,05 <0,01 >0.05 <0,05
Примечание, р — вероятность ошибки при определении достоверности различий показателей по периодам исследования; р\ — то же до и после занятий.
уменьшении числа ошибок на 500 просмотренных знаков соответственно с 5,88±0,54 до 3,50±0,38 (/><0,001).
У учащихся 2-х классов зарегистрированы аналогичные изменения: количественный и качественный показатели выполнения корректурного теста возросли к концу учебного года соответственно в 1,4 и 3,7 раза (р<0,001). У учащихся 3-х классов количественный показатель корректурного теста увеличился в 1.5 раза (р<0,001), качественный — уменьшился в 2,2 раза (р<0,05). Вместе с тем процесс приспособления к данному режиму обучения сопровождался разной степенью функционального напряжения организма учащихся в процессе учебного дня и года. Дневная динамика работоспособности, прослеженная на протяжении длительного отрезка времени, как известно, позволяет выявить особенности приспособительных реакций учащихся к новому режиму обучения.
На фоне положительной направленности изменений показателей умственной работоспособности на протяжении учебного года у учащихся, занимающихся в первой половине дня, дневная динамика упомянутых показателей имела существенные особенности. Так, в начале учебного года изменения показателей работоспособности в течение дня свидетельствовали об определенной напряженности адаптационных механизмов: у учащихся 1-х классов достоверно уменьшилась точность работы (р<0,001). При этом неблагоприятные сдвиги в работоспособности по С. М. Гром-баху [5] отмечены в 75,0±6,25 % случаев, в том числе выраженное утомление в 33,33±6,80 % случаев. У учащихся 2-х классов наряду со снижением точности работы (р<0,05) существенно уменьшилась и скорость выполнения корректурного теста (р<0,001), причем неблагоприятные
сдвиги зафиксированы в 84,62±7,08 % случаев, из них выраженное утомление в 53,85±9.78 %. У учащихся 3-х классов- при отрицательной динамике показателей достоверных данных не получено. Однако неблагоприятные сдвиги в работоспособности наблюдались в 90,0±6,71 % случаев, из них выраженное утомление в 40,0± 10,95%.
Во II полугодии дневная динамика работоспособности носила более благоприятный характер и свидетельствовала о меньшей «физиологической стоимости» учебной нагрузки для организма учащихся. Во всех возрастных группах отмечалась стабилизация показателей умственной работоспособности при уменьшении количества неблагоприятных сдвигов. Причем у учащихся 3-х классов наблюдалась положительная дневная динамика как количественного (р<0,01), так и качественного (/><0,05) показателя корректурного теста. Необходимо отметить, что если у учащихся 1-х классов неблагоприятные сдвиги регистрировали в 70,27±6,67 % случаев, то у учащихся 2-х
Таблица 3
Изменение КМЧ в динамике учебного дня в зависимости от возраста учащихся и времени учебных занятий
Класс
До первого После первого До последнего
урока урока урока
После последнего урока
Первая смена
1-й
2-й 3-й
2-й 3-й
1,93±0,12 5,18±0,28 4,98±0,24
1,84±0,07 5,67±0,27 5,24 ±0,22
1,57±0,11 5,53±0,33 4,65±0,13
1,80±0,10 5,68±0,36 4,97±0,28
Вторая смена
4,17±0,18 4,33±0,15 4,25±0,17 4,25±0,19 3,12±0,18 2,83±0,13 2,48+0,10 2,42±0,11
и 3-х классов — соответственно в 34,78±9,34 и 37,5±7,47 % случаев.
У учащихся, занимающихся во вторую половину дня, процесс адаптации к 5-дневному режиму обучения, был затруднен, что проявилось в отрицательной динамике исходного уровня работоспособности. Так, у учащихся 2-х классов количество просмотренных знаков уменьшилось от начала к концу учебного года соответственно с 568,0± 18,48 до 543,76±23,28 (р>0,05) при увеличении числа ошибок на 500 знаков с 2,99±0,51 до 4,57±0,47 (р<0,05). Дневная динамика упомянутых показателей в I полугодии также свидетельствовала об определенной напряженности адаптационных механизмов: скорость выполнения корректурного теста снизилась в 1,4 раза (р<0,001) при увеличении числа ошибок на 44,80 % (р> >0,05). Неблагоприятные сдвиги отмечены в 93,3±6,46 % случаев. Аналогичные изменения наблюдались у учащихся 3-х классов. Во II полугодии показатели умственной работоспособности не имели достоверных различий в динамике учебного дня, тем не менее неблагоприятные сдвиги зарегистрированы у учащихся 2-х и 3-х классов соответственно в 54,0±7,05 и 56,7±9,15 % случаев.
Изложенное выше подтверждается оценкой показателя суточной адаптивности: ПСА характеризовался наибольшей напряженностью в I полугодии у учащихся 1-х классов и второклассников, занимающихся во вторую смену, и составил соответственно 77,6 и 44,8 %. Вместе с тем во II полугодии установлено значительное увеличение данного показателя почти во всех возрастных группах, за исключением первоклассников и учащихся 3-х классов, занимающихся во вторую смену.
Аналогичные данные получены при оценке функционального состояния центральной нервной системы по КМЧ (табл. 3); он достоверно уменьшался в течение учебного дня у первоклассников и у учащихся 3-х классов, занимающихся во второй половине дня. Необходимо отметить тот факт, что показатели КМЧ у учащихся, занимающихся во второй половине дня, были достоверно ниже, чем у обучающихся в первую смену, во всех возрастных группах на всех этапах исследования.
Таким образом, совокупность полученных результатов свидетельствует о значительной «физиологической стоимости» учебных нагрузок на организм учащихся 1-х классов и о затруднении процесса адаптации для учащихся, занимающихся во' второй половине дня при 5-дневном режиме обучения в школе.
Литература
1. Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой.— М„ 1982.
2. Агарков В. И. // Гиг. и сан.— 1987,— № 6,—С. 80—81.
3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.
4. Глушкова Е. К■ //' Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины.— М., 1989.— С. 13—23.
5. Громбах С. M. // Психогигиена детей и подростков.— М., 1985.-С. 92-114.
6. Сердюковская Г. И. // Всесоюзная науч.-практ. конф.: Тезисы.—М„ 1989,—С. 3—12.
Постугила 10.08.90
Summary. Hygienic assesment of teaching conditions and ability to work of pupils in primary school under five day a week education were studied. Significant "physiological cost" of teacing and difficulties in adaptation of pupils were noted.
Радиационная гигиена
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 614.73-074
И. Я■ Василенко, В. Ф. Шишкин, Н. В. Худякова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОЛИЧЕСТВ ПРОДУКТОВ ЯДЕРНОГО ДЕЛЕНИЯ
Оценка биологической опасности малых доз * радиации в условиях возрастающего антропогенного радиационного загрязнения биосферы приобретает не только гигиенический аспект, но и I большое социальное и экономическое значение, так как повышение радиационного фона затрагивает биосферу Земли в целом. Во внешнюю среду
поступают не только отдельные радионуклиды, но и их сложные смеси, в частности продукты ядерного деления, образующиеся при ядерных взрывах (ПЯВ), и реакторные продукты (ПЯД). Радиоактивные продукты, поступившие во внешнюю среду, становятся источником длительного (дистанционного, контактного) внешнего гамма- и