Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

ЦОм 2.5м 2рм 1.5* '.Ом 0.5м

Рис. 3. Общий вид эксперимента по определению оптимальных параметров выставочных диапозитивов.

В исследованиях приняли участие 50 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет. Полученные данные обработаны статистически; определен оптимальный размер выставочных диапозитивов для выбранного расстояния их просмотра (см. таблицу).

Методика определения оптимальных размеров шрифтов на выставочных диапозитивах была аналогичной. Испытуемому, находящемуся в тех же. условиях эксперимента, предъявляли текст, выполненный шрифтом разного разме-

ра, и он должен был ответить на вопрос: какой размер шрифта в тексте различается им без затруднений и наиболее удобен для чтения с данного расстояния? Обработку полученных данных и определение наиболее предпочтительных (оптимальных) вариантов проводили так же, как и в первом случае.

Таким образом,< разработанная нами экспериментальная лабораторная уста'новка и методика исследования позволяют определять оптимальные параметры выставочных диапозитивов для разных расстояний их просмотра и чтения, а также для различных условий их экспозиции в медицинских, учебных и других учреждениях, что имеет определенное значение для практики санитарного просвещения.

Выводы. 1. Определение оптимальных параметров выставочных диапозитивов позволяет рекомендовать авторам, методистам и художникам учитывать эти показатели при создании новых образцов выставочных диапозитивов.

2. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций по оформлению интерьеров лечебно-профилактических учреждений, домов санитарного просвещения и других объектов, где проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.

Поступила 01.07.31

УДК 371.71:612.825.8

H.A. Иванова, Г. И. Зенченко, H.A. Федулова

ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Черниговский педагогический институт

Изучение влияний учебной нагрузки на детский организм является актуальной проблемой (М. В. Антропова, 1978; Г. Н. Сердюковская и С. М. Громбах; Е. М. Вайн-руб).

Поскольку лишь некоторые исследователи учитывали в своей работе индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, мы проследили изме--нение умственной работоспособности в связи с типологи

Средние показатели работоспособности школьников в течение дня и недели в начале учебного юда

Таблица 1

Время исследования Показатель Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий

До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий

До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий

к\

•г

К,

и £

Кг /, к3

4 /«

Кг

1 з К,

Учащиеся 1-й группы

506±75 0,959±0,032

429±65 0,980±0,019

452±78 0,981±0,019

531 ±82 0,994±0.006

549±85 0,991 ±0,009

625± 105 0,989±0,011

632±134 0,994±0,005

642±129 0,992±0,008

643± 137 0,988±0,0!2

Учащиеся 2-й группы

368=34 0,954±0.045

300±47 0,975±0.025

347=58 0,984=0,016

408±47 0,989±0.0!0

400±80 0,999±0,001

377±69 0,989±0,010

485±81 0,991 ±0,009

537±95 0,985±0,014

471±100 0,980±0,018

Учащиеся 3-й группы

262±40 0,933±0,055

230±31 0,972±0,011

306± 14 0,973±0,016

330±51 0,958±0,038 270±42 t

310±26 0,977±0,021

337± 112 0,984±0,026 396±159 1

412±149 0,988±0,009

686± 152 0,994±0,005

705, ±124 0,989±0,011

682± 169 0,989±0,011

504±137 0,984±0,016

545±91 0,985±0,015

498± 148 0,973±0,027

472±55 0,983±0,017

455±87 0,989±0,011

401 ±75 0,995±0,005

684 ±178 0,996±0,004

705±176 0,991±0,009

65fl±177 0,992±0,007

536±121 1,000 542±140 0,997±0,009

466±90 0,995±0,005

398±112 0,993±0,007

342±126 0,998±0,002 373±138 I

751 ±130 0,988±0,002

738± 166 0,986±0,007

705±179 0,989±0,008

516±75 0.990±0,014

601 ±92 0,981 ±0.01?

453±163 0,989±0,010

501 ±230 0,998±0,002

552±140 0,985±0,005

500±45 0,993±0,007

Таблица 2

Средние показатели работоспособности школьников в течение дня и недели в конце учебного года

Показатель Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

До начала занятий:

Л К»

В конце занятий: 'з

К3

До начала занятий:

Л

В конце занятий: / з

К3

До начала занятий: Л

В конце занятии:

Учащиеся 1-й группы

733±126 0.992±0,008

853±121 0,992±0,006

808± 172 0,989±0,011

917±121 0,997±0,003

803±178 0,988±0,012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

862± 111 0,994±0,006

Учащиеся 2-й группы

610±Ю6 0,997±0,003

738± 105 0,996±0,003

700± 128 0,990±0,010

798± 118 0,992±0,008

765±251 0,992±0,007

764 ±143 0,986±0,14

Учащиеся 3-й группы

607±65 0,988±0,009

660±80 0,997±0,003

679±47 0,992±0,002

772±101 0,995±0,005

676±75 0,996±0,002

659±125 0,999±0,001

889±139 0,997±0,003

949±171 0,991 ±0,009

768± 194 0,992±0,008

814±142 0,991 ±0,009

669±189 0,998±0,002

661 ±225 0,990±0,003

876± 159 0,995±0,005

959±200 0,988±0,012

810±142 0,996±0,002

881±131 0,997±0,003

753± 164 0,992±0,005

801±114 1

765±120 0,997±0,003

770± 106 0,994±0,004

621± 114 0,995±0,003

687±156 0,996±0,004

563±30 0,990 ±0,008

579±155 0,993±0,004

ческими особенностями учащихся. Изучали дневную, недельную, годовую динамику умственной работоспособности учащихся начальных классов.

В работе использовали метод корректурных проб. Показатели умственной работоспособности определяли по формулам Г. М. Уиппла (И. М. Трахтенберг и С. М. Раш-а —(Ь + с)

ман): К =-а - Ь-> ^ — КО.гц&К—коэффициент

точности, / — коэффициент работоспособности, а — количество правильно проверенных букв, Ь — количество пропущенных букв, с — количество допущенных ошибок, О — количество всех проверенных букв текста.

Обследованы 34 практически здоровых школьника 2-го класса, занимающихся в первую смену. Пробы проводили ежедневно до начала занятий, перед вторым уроком и после занятий в течение первого месяца учебного года. Пов.

Рис. 1. Недельная динамика работоспособности учащихся 1-й группы в начале учебного года до (/) и после (2) занятий.

Рис. 2. Недельная динамика работоспособности учащихся 2-й группы в начале учебного года до (/) и после (2) занятий.

Пн Вт Ср Чт Лт Сб Лн Вт Ср Чт Пт Сб Рис.3 рис.4

Рис. 3. Недельная динамика работоспособности учащихся 3-й группы в начале учебного года до (/) [и после (2)

занятий.

Рис. 4. Недельная динамика работоспособности учащихся 1-й группы в конце учебного года до (/) иJ после (2)

занятий.

торное исследование выполнено в конце учебного года. Всего проанализировано 1020 проб.

На основании полученных в начале учебного года данных, по количеству правильно проверенных букв мы разделили учащихся на 3 группы. Большая часть (55%) учащихся отнесены к 1-й группе с сильными нервными процессами, работоспособн9сть более 400 просмотренных знаков; во 2-ю группу (нервные процессы средней силы) вошло 29,5% учащихся — работоспособность от 301 до 400 знаков; в 3-ю — 14,7% учащихся, обладавших низкой работоспособностью (менее 300 просмотренных знаков).

Дневная динамика работоспособности в начале учебного года у школьников 1-й группы характеризовалась увеличением работоспособности на втором уроке во все дни недели, кроме понедельника и субботы (табл. 1). К концу занятий работоспособность возрастала в первые дни недели, а в последующие она снижалась. Следовательно, проявление некоторых признаков утомления после занятий начиналось у учащихся этой группы только со второй половины недели. У учеников 2-й группы работоспособ-

ность к концу недели уменьшалась во все дни недели. У^де-тей с низкой работоспособностью снижение ее отмечалось ежедневно, кроме понедельника и субботы. Понедельник — день адаптации. Утренние показатели были низки и достигали оптимального уровня к последнему уроку. В субботу она сохранялась весь день на довольно высоком уровне.

По точности работы типологических различий не выявлено. На протяжении всего дня она оставалась на одном уровне, но в недельной динамике, начиная со вторника и до пятницы, отмечалось некоторое ее снижение.

Недельная динамика работоспособности учащихся 1-й группы характеризовалась постепенным ростом утренних показателей (рис. 1). После уроков она повышалась с понедельника до четверга, в пятницу снижалась, и, очевидно, включение процессов саморегуляции обеспечивало повышение ее в субботу.

У детей 2-й группы работоспособность возрастала ежедневно до пятницы и несколько снижалась в последний день недели (рис. 2). Недельные изменения дневной работоспособности (13) сходны с ее динамикой у учащихся 1-й

Рис. 5. Недельная динамика работоспособности учащихся 2-й группы в конце учебного года до (1) и после (2) занятий 1-ис. 6. Недельная динамика работоспособности учащихся 3-й группы в конце учебного года до(/) и после (2) занятий

группы, но снижение ее, начавшееся в пятницу, продолжалось и в субботу.

У детей со слабыми нервными процессами увеличение утренней работоспособности (II) наблюдалось только до четверга (рис. 3), в пятницу отмечалось ее резкое снижение, что можно расценивать как своеобразный «отдых» для ЦНС. В субботу работоспособность у детей этой группы повышалась. В конце дня характер изменения работоспособности был идентичен, но снижение ее отмечалось уже в четверг. Подобная динамика свидетельствовала о I более низких резервных возможностях детей этой группы.

Точность работы на протяжении всей недели оставалась высокой. Вероятно, незначительное утомление, развивающееся у учащихся, не нарушало процессов диффе-ренцировочного торможения в коре больших полушарий. Таким образом, на основании изложенного можно считать, что оптимальными по уровню работоспособности у второклассников являются вторник, среда и четверг. Незначительное утомление, которое развивается к концу недели, полностью устраняется кратковременным отдыхом. Наименьшая работоспособность у детей 1-й и 2-й групп отмечена в понедельник, а у учащихся 3-й группы — в понедельник и пятницу. Полученные данные подтверждают необходимость индивидуального подхода в зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Повторные исследования в конце года показали, что уровень работоспособности детей всех групп возрос, что можно объяснить повышением скорости чтения и адаптацией к учебному процессу.

Дневные и недельные колебания работоспособности в конце учебного года существенно отличались от таковых ® в начале года (табл. 2). Показатели работоспособности к концу уроков у учащихся 1-й группы значительно повышались, исключение составляла суббота, когда работоспособность в течение дня удерживалась практически на одном уровне.

Если в начале учебного года уровень работоспособности повышался в течение недели, то к концу года недельные изменения носили волнообразный характер. Наиболее высокая работоспособность отмечалась во вторник и четверг, в среду и особенно в субботу она резко снижалась (рис. 4).

У детей со средней силой нервных процессов показатели утренней работоспособности были невысокими. Повышение наблюдалось до пятницы, в субботу этот показатель также несколько снижался (рис. 5). Дневная работоспо-

собность также носила волнообразный характер. Высокие показатели отмечались во вторник и пятницу-

К концу учебного года несколько возросла работоспособность у детей 3-й группы. Недельная динамика ее характеризовалась резко выраженной волнообразностью. Так, утром отмечалось повышение ее с понедельника на вторник, затем до пятницы она удерживалась практически на одном уровне. В пятницу работоспособность резко повышалась и не менее круто падала в субботу. В итоге регистрировались 2 пика: — во вторник и пятницу (рис. 6). Точность работы в конце года оставалась высокой на протяжении всей недели у учащихся всех групп.

Таким образом, оптимальными по уровню работоспособности в конце учебного года можно считать вторник, четверг и пятницу, а у детей 3-й группы — только вторник и пятницу. Понедельник, среда и суббота характеризовались низкой работоспособностью.

На основании проведенной работы можно сделать вывод о необходимости индивидуального подхода в процессе обучения к учащимся с различной работоспособностью — дифференцировки заданий, различного построения режима дня. Кроме того, при распределении учебной нагрузки в течение дня, недели, года следует учитывать динамику умственной работоспособности, имея в виду часы и дни минимальной и максимальной работоспособности.

Выводы. 1. В течение дня, недели, года уровень работоспособности у второклассников изменяется.

2. Характер изменений работоспособности зависит от типологических особенностей высшей нервной деятель ности.

Литература. Антропова М. В. — В кн.: Научный . совет «Проблемы школьной гигиены и физического воспитания». Сессия. 2-я. Тезисы докладов. Запорожье, 1978, с. 1—7.

Вайнруб Е. М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузки школьников Дне. докт. Днепропетровск, 1971. Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1974, с. 3—6. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1975, с. 3—6. Трахтенберг И. М., Рашман С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киёв, 1973.

Поступила 09.11.81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.