Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ»

Литература ред. М. Е. Берлянда, Г. И. Сидоренко. — Л., 1979. —

С. 48—59, 84—94.

1. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загряз- 3. Шарло Г. //Методы аналитической химии: Колнчествен-някнцих веществ в атмосферном воздухе населенных нын анализ неорганических соединений: Пер. с франц. — мест, —М„ 1984. М.; Л., 1966.— С. 247.

2. Руководство по контролю загрязнения атмосферы / Под Поступила 13.oi.87

УДК 371.71 (477.81-22)

О. В. Черных, С. А. Рощенко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

Краснодонская районная санэпидстанция

В настоящее время расписанию уроков придается большое значение, так как от него в значительной мере зависят степень утомления школьников, их работоспособность и результативность школьных занятии.

Целью настоящей работы явилась попытка дать гигиеническую оценку уроков в общеобразовательных школах сельского района с помощью ранговой шкалы трудности школьных предметов [3], сравнить расписания уроков для 4—8-х классов восьмилетних и средних школ, разработать мероприятия по правильному распределению нагрузки на учащихся по дням недели в течение учебного года.

Были проанализированы 35 расписаний для 4—8-х классов восьмилетних школ и 26 расписаний для 4—8-х классов средних общеобразовательных школ сельского района.

Для оценки качества организации учебного процесса использовали методику оценки расписания, предложенную И. Г. Снвковым [3]. Согласно этой методике, все изучаемые в школах предметы по степени трудности разбиты на 3 группы: группу трудных предметов (П| — математика, русский и иностранный языки, физика, химия), группу предметов средней степени трудности (п2— история, родной язык, география, литература, естествознание) и группу легких предметов ("з — физкультура, труд,черчение, рисование, пе-* пне). Оценку предметов осуществляли по ранговой шкале в баллах. При этом учитывали соотношение, а также чередование в течение дня и педели предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками пения, рисования, труда и физкультуры.

Все расписания восьмилетних и средних школ были объединены соответственно в 5 и 6 групп по классам (т. е. группа расписания уроков для 4-х классов, 5-х и т. д.). Анализировали расписания как по степени чередования предметов различной трудности за каждый день, так и по частоте повторяемости групп предметов на пер-» вых двух уроках в течение учебного года. Причем недельная нагрузка на учащихся по степени трудности предметов в баллах принималась за 100%.

Так, согласно расписанию для 4—8-х классов

восьмилетних школ, на период оптимальной работоспособности (вторник, среда) приходилось от 31,9 до 33,4 % недельной нагрузки, на дни со средней работоспособностью (понедельник, четверг)—от 29,3 до 35,2%, на дни с наиболее низкой работоспособностью (пятница, суббота)— от 32,4 до 32,9%- Расписание занятий в этих классах не соответствовало классической недельной кривой работоспособности учащихся [2].

При анализе расписаний для 4—8-классов средних школ установлено, что только в 8-х классах расписание занятий приближалось к классической недельной кривой работоспособности учащихся. В 4—7-х классах отмечалось то же, что и в аналогичных классах восьмилетних школ, когда на период оптимальной работоспособности приходилась меньшая нагрузка, чем на дни средней и низкой работоспособности.

Так, во вторник и среду интенсивность напряжения, с которой приходилось работать учащимся, составляла от 34,8 до 28,9 % недельной нагрузки, в понедельник и четверг нагрузка возрастала от 30,4 до 35,7 %. Выполнение учебной программы в пятницу и субботу было связано опять же с нарастанием нагрузки на учащихся с 30,9 до 34,8%. Причем на дни, когда у учащихся наблюдается средний и самый низкий уровень работоспособности и развивается наиболее выраженное утомление, приходится более '/з недельной нагрузки. Кроме того, в течение недели нагрузка увеличивалась неравномерно, с большими перепадами, особенно во второй половине недели.

Дневную динамику работоспособности учащихся изучали по корректурной методике с использованием таблиц В. Я. Апфимова. Анализ результатов корректурной пробы показывает, что у учащихся 5—7-х классов восьмилетних и средних школ в конце занятий число просмотренных знаков уменьшается, а количество ошибок увеличивается; следовательно, к концу учебного дня у учащихся наступает утомление. Однако как по объему сделанной работы, так и по числу ошибок отчетливо выраженных нарушений у школьников изучаемых групп не было выявлено.

3 Гигиена и санитарии Nt II

- 65 —

Сопоставление количественных и качественных показателей выполнения корректурных проб показало, что общая умственная работоспособность под влиянием развивающегося утомления к концу занятий снижается у детей как восьмилетних, так и десятилетних школ. Так, в начале урока число просмотренных знаков соответственно в восьмилетних и средних школах достигало 454,8—819,2 и 454,5—819,0, а число ошибок на 500 просмотренных знаков составляло 1,8—2,5 и

I,9—2,6 (р<0,05). К концу урока под влиянием утомления объем выполненной работы снижался, а качество ухудшалось. Так, в восьмилетних школах количество допущенных ошибок в среднем достигало 6,5 на 500 просмотренных знаков, в средних школах — 6,45. Число просмотренных знаков к концу занятий уменьшалось соответственно на 19,8—50,3 и 19,6—50,2. Количество ошибок в восьмилетних школах увеличивалось на

2.1—6,1 на 500 знаков, в десятилетних — на

2.2—6,0 (/?<0,05).

Гигиенические требования к составлению расписания предусматривают чередование в течение дня легких, трудных и различных по характеру деятельности уроков [1]. Как показывает анализ расписаний уроков для 4—8-х классов, чередование трудных и средней степени трудности предметов на первых двух часах занятий в течение недели в восьмилетних школах встречается в целом в 1,4 раза чаще, чем в расписаниях для тех же классов в средних школах (р<0,01). Наибольшее количество анализируемых сочетаний предметов встречается в расписаниях 5—7-х классов восьмилетних школ (р<0,05), что сказывается на успеваемости учащихся этих классов в течение дня.

Так, если на первых двух уроках количество отличных и хороших оценок в 5, 6 и 7-х классах составляло соответственно, 23,1, 25,2 и 21,8%. то к концу занятий их количество снизилось до 8,7, 9,1 и 11,2%. В аналогичных классах средней школы количество отличных и хороших оценок на первых двух уроках было несколько выше и составляло соответственно 23,6, 26,1 и 22,0%. На последних уроках процент хороших оценок в 5, 6 и 7-х классах средней школы снижался до

II,3, 11,2 и 12,1.

При анализе расписаний по дням недели в течение учебного года установлено, что в восьмилетних школах первые уроки представлены группой трудных предметов в 2,1 раза чаще {р<С0,01), группой легких предметов в 4,5 раза чаще (р<0,05), чем в средних школах. Предметы же средней степени трудности в расписаниях средней школы встречаются на первых двух уроках в 2,5 раза чаще, чем в расписаниях восьмилетних школ (р<0,05). Причем вторые и третьи уроки в 5-х классах представлены реко-

Частота повторяемости трудных, средней степени трудности и легких предметов (в %) на первых двух уроках в течение учебного года в восьмилетних и средних школах ОМ±т)

Группа предметов Восьмилетние школы Средние школы

Трудные 69,9±5,9 32,5±3,8

( 7,38 2,75

„ Р <0,01 <0,01

Средней степени трудности 26,5±3,1 66,7±4,9

/ 2,06 2,21

Р <0,05 <0,05

Легкие 3,(-:±2,9 0,8±1,2

1 2,98 9,5

Р <0,05 >0,05

мендованными предметами в 23,3 % случаев, в 6-х — в 34,2 %, в 7-х — в 31,7 %, в 8-х — в 37,8 % случаев (см. таблицу).

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рациональное чередование предметов естественно-матема-тического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения, рисования дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую [4]. -

Однако в реальных условиях сельского района составление оптимальных вариантов расписаний, отвечающих гигиеническим рекомендациям, не всегда представляется возможным. В каждой школе расписания составляются, исходя из необходимости выполнения дневной учебной нагрузки путем привлечения «почасовиков», отвлечения учащихся на сельскохозяйственные работы, замены отсутствующих учителей другими и т. д. Все это приводит к вынужденной группировке предметов без учета степени их трудности в течение дня и недели.

Таким образом, назрела острая необходимость разработки и внедрения в школах, особенно в сельских, единых методических рекомендаций по составлению расписаний для каждого класса, учитывающих различные варианты группировки предметов по степени их трудности и способствующих профилактике утомления у учащихся.

Литература

1. Верешкович Л. В., Самотолкина Л. Г.. Усищева Ц. Л. // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. — М„ 1975.— С. 106—132.

2. Зубкова В. М., Куинджи Н. Н., Сапожникова Р. Г. 11 Там же.— С. 43—76.

3. Сивков И. Г. //Гиг. и сан. — 1979. — № 4, — С. 77—79.

4. Сухарев А. Г.// Гигиена детей и подрсстков.—М., 1986.— С. 157—167.

Поступила 07.01.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.