Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

При обследовании у всех пострадавших выявлены различные нарушения функции нервной системы: изменение рефлексогенных зон (у 6%), поражение черепно-мозговых нервов (у 44%), мозжечковые расстройства и изменение периферической нервной системы (у 40%), эмоциональная неустойчивость (у 8%), снижение корнеальных рефлексов (у 14%). У 78% больных обнаружены изменения, обусловленные поражением сердечно-сосудистой системы: тахикардия, глухость и раздвоение тонов сердца, систолический шум на верхушке. У 34% больных были боли в эпигастральной области, правом подреберье, по ходу толстого кишечника, у 20% — бронхиты, бронхиолиты, пневмонии. У 18% больных имелись положительный симптом Пастернацкого и дизурические расстройства. У 34% пострадавших выявлены конъюнктивиты, скореации, очаговые уплотнения кожи. Обнаружено снижение давления в центральной артерии сетчатки (у 4%), побледнение зрительного нерва (у 4%), кровоизлияние в сетчатку (у 2%), помутнение стекловидного тела (у 32%).

В первые дни после отравлений жалобы не подтверждались объективными данными и только на 10—15-й день проявилась картина отравления.

Исходя из клинической картины отравления и учитывая низкие концентрации изученных веществ (хлорсодержащее соединение по иону хлора, окись углерода, двуокись азота и др.), можно предположить, что, кроме комбинированного действия определяемых нами веществ, неблагоприятных факторов внешней среды и физической нагрузки, в развитии токсического эффекта основную роль играли и другие вещества, которые могли образоваться в результате фотохимических реакций в приземном слое атмосферы на полях.

Выводы

1. Случаи интоксикации на полях сахарной свеклы, где был применен ПХП, не могут быть отнесены за счет влияния только ПХП, а связаны с комбинированным действием ряда токсических веществ в сочетании с неблагоприятными факторами внешней среды и физической нагрузки. Можно предположить, что решающую роль в возникновении отравлений играет образование под влиянием ультрафиолетовой радиации в присутствии окиси и двуокиси азота и озона высокотоксичных веществ — фотооксидантов.

2. Вопрос о выходе на участки, где был применен один ПХП и в комбинации с азотными удобрениями, следует решать после проведения исследований воздуха на содержание окиси и двуокиси азота и расчета коэффициента Аверьянова.

3. В особых условиях сельскохозяйственного производства с неблагоприятными метеорологическими условиями невозможно устранить контакт работающих с токсическими веществами. Необходимо воздержаться от проведения работ в наиболее жаркие дни и часы суток, при высокой влажности воздуха и сразу после выпадения осадков.

ЛИТЕРАТУРА. БуштуеваК. А., МанитаН. Д., Ах медова С. А. — «Гиг. и сан.», 1972, № 5, с. 7. — П о п о в В. А. — Там же, 1972, № 5, с. 77—81.

Поступила 15/11 1977 г.

УДК 613.298:678.743.41

Кандидаты мед. наук Т. Л. Проклина и И. И. Швайко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

В задачу нашего исследования входила гигиеническая оценка 2 полимерных материа« лов — фторопласта 4Д (ГОСТ 14906-69) и поликарбоната марки Л-2, стабилизированного полигардом (ТУ 6-16-1450-69). Последний входил в полимерную композицию в количестве от 0,2 до 0,5%. Материалы предполагалось использовать для изготовления мелкоформатной тары (упаковка приправ — хрена, горчицы, майонеза).

Первоначально изучаемые материалы подвергали санитарно-хнмическим исследованиям. Поступившие к нам образцы фторопласта 4Д представляли собой тонкую, белую с обеих сторон, чистую, гладкую, без раковин, трещин, неровностей, нелипкую пленку, а поликарбонат — бесцветные, блестящие, прозрачные гранулы правильной цилиндрической формы. Ощутимый запах у обоих полимерных материалов отсутствовал. После тщательной промывки полимеров в течение 2 мин горячей водопроводной, а затем дистиллированной водой их сразу заливали модельными средами комнатной температуры (20°С) или нагретыми до 80°С, после чего выдерживали на протяжении от 1 до 15 сут.

В качестве модельных сред, имитирующих приправы, мы использовали дистиллированную воду, нерафинированное подсолнечное масло, 4% раствор уксусной кислоты, 3% растворы лимонной и молочной кислот, 2% раствор поваренной соли, содержащий 1% уксусной кислоты, 4% раствор уксусной кислоты, 4% раствор поваренной соли. Полимеры находились в контакте с модельными средами в больших стеклянных банках с притертыми

пробками. Отношение поверхности полимеров (в квадратных сантиметрах) к объему среды (в миллиметрах) было 1:1.

Результаты исследований показали отсутствие различий со стороны органолептиче-ских показателей модельных сред по сравнению с контрольными, т. е. средами, не содержащими образцов полимеров. Модельные среды во всех случаях оставались прозрачными, бесцветными, без мути, опалесценции, осадка. Запаха, который мы определили в водных вытяжках при комнатной температуре и нагревании до 40—60°С на водяной бане, а также вкуса и постороннего привкуса не было. Внешний вид полимеров после контакта их с модельными средами в течение 15 сут также не менялся. Общее количество органических веществ, мигрировавших в воду при исследовании фторопласта 4Д, колебалось от 0,8 до 1,2 мг 02 на 1 л. Температура среды не влияла на этот показатель. Бронирующиеся вещества во всех перечисленных модельных средах, а также фтор и его соединения в водных вытяжках в этих исследованиях не обнаружены. Общее количество органических веществ, мигрировавших в водную среду из поликарбоната Л-2, колебалось от 1,32 до 1,7 мг 02 на 1 л. В модельных средах при температуре залива 80°С были обнаружены бромирующиеся вещества в количестве до 2,0—2,1 мг Вг2 на 1 л. По-видимому, в эти среды из поликарбоната вымывались такие соединения, как фенол и дифенилолпропан, которые были одними из исходных продуктов его синтеза, а также и изопропенилфенол, который мог образовываться в результате расщепления дифенилолпропана. Для определения этих соединений в водных вытяжках использовали 2 колориметрических метода: с диазотированным п-нитроанилином и 4-амино-антипирином. При температуре экстрагирования 80°С и выше обнаружены только следы фенола, а другие соединения не обнаружены.

Заключительным этапом нашей работы явилось изучение возможного биологического действия мигрирующих из исследуемых полимеров веществ путем выполнения соответствующих опытов на теплокровных животных. Биологическое действие устанавливали в хроническом эксперименте на 2 видах теплокровных животных — белых крысах и мышах. Опыты продолжались 12 мес. Такие сроки представлялись нам наиболее приемлемыми, так как при более длительных опытах у исследуемых животных, в том числе контрольных, наблюдаются различные изменения, связанные со старением. Во время эксперимента крысы и мыши опытных групп ежедневно получали водные вытяжки из полимеров. Вытяжки готовили путем залива исследуемых пластиков прокипяченной и охлажденной до 80'С водопроводной водой и выдерживали в течение 2 сут в стеклянной посуде при комнатной температуре. Животные контрольных групп получали прокипяченную водопроводную воду, выдержанную 2 сут при комнатной температуре. Вытяжки включали в пищевой рацион подопытных животных вместо воды. Данные о количестве выпитой жидкости являлись усредненными. Каждая крыса выпивала в среднем по 15—20 мл вытяжки, а мышь — 1—3 мл. При проведении исследований мы использовали как интегральные тесты, отражающие общее состояние организма подопытных животных, так и специфические, характеризующие функциональный статус наиболее важных органов и систем (нервной системы, крови, печени, почек и др.). В течение всего эксперимента вели динамические наблюдения за общим состоянием, весом, гематологическими показателями, изучали выносливость животных к физическим нагрузкам (бег, плавание), иммунобиологические реакции организма, а также способность их к суммации подпороговых импульсов и величину нервно-мышечного возбуждения на электрораздражение. Широко использовали методы оценки ферментативной, антитоксической, белковообразующей и других функций печени (определяли активность щелочной фосфатазы, аргиназы, альдолазы, аспарагин-аминотрансферазы, содержание гликогена и аскорбиновой кислоты). Патоморфюлог института изучал внутренние органы подопытных животных. Наибольшее значение мы придавали фоновым и заключительным исследованиям.

Полученные результаты показали, что общее состояние, шерстный покров, поведение и динамика веса крыс и мышей на протяжении всех 12 мес не отличались от этих показателей в контроле. В опытных группах гибели животных не отмечалось. Выносливость животных опытных групп к физическим нагрузкам не снижалась, не было изменений со стороны центральной нервной системы. Исследование функционального состояния почек показало, что общее количество мочи, выделяемое всеми подопытными животными за сутки, ее удельный вес, содержание белка, креатинина находятся в пределах нормы. Моча животных всех опытных групп была прозрачная, бледно-желтого или соломенно-желтого цвета и обычного запаха, рН 6,0—7,0. Сахар в моче животных отсутствовал. Вытяжки из полимеров не оказывали также влияния на фагоцитарную активность лейкоцитов и не снижали общей сопротивляемости организма подопытных животных.

У животных, длительно получавших вытяжки из поликарбоната марки Л-2, в сыворотке крови несколько повышалась активность аспарагин- и аланин-аминотрансферазы, щелочной фосфатазы и альдолазы. В печени животных можно было отметить некоторое увеличение содержания аскорбиновой кислоты, однако оно не достигало статистически значимых отличий от контроля (Р>0,05).

Таким образом, исследуемые полимерные материалы — фторопласт 4Д и стабилизированный полигардом поликарбонат марки Л-2, предназначенные для использования в пищевой промышленности, выделяли в модельные среды незначительное количество органических веществ, не выделяли фтор и его соединения, а также не влияли на их органолепти-ческие показатели. В хроническом эксперименте водные вытяжки из этих соединений не вызывали гибели подопытных животных и появления у них видимых признаков интоксикации и сенсибилизации. У всех подопытных животных не выявлено и случаев опухолевого

роста во внутренних органах. Все изложенное дало нам основание рекомендовать полимеры фторопласт 4Д и поликарбонат Л-2 для использования в пищевой промышленности (изготовление упаковок приправ).

Поступила 5/1II 1977 г.

УДК 613.647-07:612.11 5-

Л. Т. Москвитина, доктор биол. наук А. Т. Платонова

ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВЕРТЫВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КРОВИ

В СВЧ-ПОЛЕ

Иркутский институт органической химии Сибирского отделения АН СССР

Целью нашей работы было изучение однократного влияния СВЧ на свертывающую систему крови при экспозиции 6 ч, примерно равной рабочему дню. Мощность потока радиоволн на выходе 10 мВт/см2, т. е. такая, какая в США считается предельно допустимой. Источником радиоволн являлся генератор клистронного типа К-54А. Длина волны 3 см.

Из показателей свертывающей системы крови определяли динамику свертывания по методу А. Т. Платоновой, количество тромбоцитов по И. И. Данилину и адгезивность тромбоцитов по методу Мультена в модификации М. А. Котовщиковой. Опыты проведены на 20 кроликах весом 2,5—3 кг: 10 подвергали воздействию и 10 служили контролем. Кровь на анализы брали несколько раз до воздействия, далее ежедневно в течение 10 дней, а затем через 1 сутки на протяжении 18 дней. Контрольных животных исследовали в те же сроки. Исходя из того, что внешние условия действуют на всех животных в одинаковой степени, мы принимали показатели контроля в каждый день наблюдения за 100% и к ним относили данные опытной группы. Исключая таким образом случайные флюктуации, получали «чистое» действие СВЧ-поля, выраженное в процентах к контролю.

Анализ результатов показал, что время начала свертывания крови у облученных животных удлинялось сразу после 6-часового воздействия и оставалась увеличенным на протяжении всего эксперимента. Наибольшие изменения начальной фазы свертывания крови отмечали в 1-е сутки после облучения — исследуемый показатель возрос более чем в 10 раз по сравнению с контролем.

Сдвиги во времени конечной фазы свертывания крови были более умеренными и носили двухфазный характер — в первую половину исследования наблюдалось замедление, а во второй — сокращение времени конца свертывания крови на стекле. Большую чувствительность к воздействию СВЧ при данной экспозиции проявляли тромбоциты: изменялось их количество и функциональные особенности. Так, относительно контроля число тромбоцитов достоверно увеличивалось сразу после воздействия и оставалось повышенным до конца эксперимента. Наибольшая разница с контролем была на 8-е сутки после воздействия и составляла 157%. Еще значительней изменялась одна из функций тромбоцитов — адгезивность. У животных, подвергавшихся воздействию СВЧ-поля 3-сантиметрового диапазона, повышалась с высокой степенью достоверности во все сроки наблюдения. Наибольшее отклонение от контроля отмечалось сразу после облучения и с 4-х по 6-е сутки.

Таким образом, экспозиция животных в СВЧ-поле 3-сантиметрового диапазона мощностью 10 мВт/см2 в течение 6 ч приводит к резким изменениям в свертывающей системе крови. Это подтверждает, что доза 10 мВт/см2 не может расцениваться как предельно допустимая.

ЛИТЕРАТУРА. Платонова А. Т. — В кн.: Вопросы травматологии ■ ортопедии. Вып. 1. Иркутск, 1953, с. 137—146.

Поступила 25/1II 1977 г-

УДК 59.081.1:615.9

Канд. мед. наук В. М. Лазынич, В. В. Хлебников

К МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАТРАВКИ ЖИВОТНЫХ АЭРОЗОЛЯМИ КОНДЕНСАЦИЙ

Днепропетровский медицинский институт

Для получения аэрозолей конденсации окислов металлов мы использовали трубчатую-алектропечь с силитовыми стержнями типа ТК 30/200. Постоянство заданных концентраций аэрозолей в камерах достигалось размещением лодочки с веществом в зоне нагрева печи и поддержанием постоянной температуры в печи с помощью термопары и электронного автоматического потенциала ЭПД-12. Электронные потенциометры такого типа имеют большие пределы регулирования температур, т. е. диапазоны их очень сжаты (обычно от О до 1200СС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.