Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ»

столическое давление. Так. у учащихся школ с углубленным изучением математики оно встречается в 3—4 раза чаще, чем в общеобразовательных школах.

В профилированных школах больше, чем в общеобразовательных, учащихся с миопией (на 100 обследованных 27,88 и 16,57; Р<0,05). Наиболее часто миопия встречаегся в школах с углубленным изучением иностранного языка и математики (32,15 и 31,79 на 100 обследованных).

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности выпускников профилированных школ выше, чем в общеобразовательных (соответственно 73,08 и 53,29 на 100 учащихся). Наиболее высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности зафиксирована в школах с углубленным изучением математики (91,58 на 100 учащихся). В структуре заболеваемости учащихся школ обоих типов преобладают болезни органов дыхания. В профилированных школах удельный вес их составляет 90,88% при 82,47% в общеобразовательных школах — за счет меньшего удельного веса инфекционных болезней, травм и болезней органов пищеварения. ,

Изучение режима дня учащихся профилированных школ показало, что большой объем и сложность изучаемого ими материала вынуждает их затрачивать на приготовление домашних заданий на 1—1 х/2 ч больше, чем предусмотрено гигиеническими рекомендациями. Продолжительность занятий в классе у учащихся профилированных школ также выше, чем в общеобразовательных. Свободное время они посвящают занятиям в теоретических кружках, изучению второго иностранного языка, чтению художественной литературы, просмотру телепередач. Крайне мала их двигательная активность; лишь небольшой процент учащихся профилированных школ занимается спортом.

О недостаточной двигательной активности этих школьников свидетельствует и большее число среди них, чем в общеобразовательных школах, учащихся с превышением веса. Увеличение веса за счет жироотложения — один из характерных признаков гиподинамии. По данным А. Г. Сухарева, у школьников с малой двигательной активностью снижается общая иммуно-биологическая реактивность, что служит одной из причин более высокого уровня неспецифической заболеваемости; наши материалы подтверждают связь между уровнем двигательной реактивности и неспецифической заболеваемостью учащихся.

Результаты исследования указывают на необходимость проведения комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, играющих несомненную роль в снижении функциональных возможностей организма учащихся профилированных школ.

Выводы

1. Особенности режима дня и учебной нагрузки, крайне недостаточная двигательная активность школьников требуют лучше организовать физическое воспитание учащихся профилированных школ, расширить среди них физкультурно-оздоровительную работу в школе и вне школы, создать для них режим оптимальной двигательной активности в семье.

2. Состояние зрения учащихся профилированных школ, в частности, школ с углубленным изучением иностранного языка и математики, указывает на необходимость уделить особое внимание режиму их зрительной работы.

3. Следует разработать противопоказания для отбора учащихся в профилированные школы по состоянию здоровья.

ЛИТЕРАТУРА. Ананьева Н. А. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1972, в. 3, с. 16. — Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.—Сухарев А. Г. Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972, с. 405. — У с и -ще в а Ц. Л. Гиг. и сан., 1969, № 8, с. 25.

Поступила 28/У1 1973 года

УДК 371.71:378]:в12.825.8

Кандидаты мед. наук Н. В. Рябова и Р. И. Пастухина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Медицинский институт, Институт гигиены труда и профзаболеваний, Свердловск

Нашей целью явилась физиолого-гигиеническая оценка телевизионных лекций как новой формы учебной работы студентов. Исследованию подверглись 2 специально подобранные группы студентов I курса заочного отделения Уральского политехнического института им. С. М. Кирова. 1-я группа (30 человек) слушала лекции по начертательной геометрии, высшей математике и истории КПСС в одной из просмотровых аудиторий площадью 90 ма, где установлено 8 телевизоров «Березка». Ближайшее к экрану рабочее мес-

то находилось на расстоянии 1,4—1,5 м, самое отдаленное — на расстоянии 6—7 м; наименьший угол рассматривания изображения на экране составлял 41°. 2-я группа (30 человек) слушала лекции по 2 первым предметам, прочитанные преподавателями очно в те же календарные сроки. Обе группы были однородны по возрасту, полу и профессиональному признаку.

Продолжительность академического часа при телевизионной лекции равнялась 35 мин, при очной — 45 мин. При обеих формах обучения учебный день включал 2 лекции; учебный день при телевизионной форме обучения был. на 40 мин короче.

Гигиенические условия лекционных занятий отличались уровнями освещенностей в аудиториях. Так, в просмотровой аудитории она оказалась несколько ниже (в среднем 136 лк на столах). При этом соотношение яркостей экран телевизора — поверхность стола составляло 0,5. Освещенность в аудитории для очных лекций равнялась в среднем 258 лк.

Организация освещения в просмотровых аудиториях требует специального исследования, поскольку одно только увеличение освещенности на столах может ухудшить качественные характеристики освещения, увеличив неравномерность распределения яркостей на столах и экране телевизора. В то же время увеличение освещенности экрана телевизора уменьшает контраст фона и детали на экране.

Нами в работе использован комплекс методов, позволяющих оценить состояние нервной системы (хронорефлексометрия, корректурная проба), зрительного анализатора (определение устойчивости ясного видения — УЯВ), двигательного аппарата (мышечная сила и статическая выносливость), вегетативных функций (состояние сердечно-сосудистой системы, изучаемое методом радиоЙульсометрии). Исследования проводили до и после лекций, а радиопульсометрию и хронометрах отвлечений — непрерывно на протяжении всей лекции. Хронометраж отвлечений показал, что отсутствие преподавателей делает возможным большую свободу поведения студентов при телевизионных лекциях. Этим, по-видимому, и объясняется несколько большая частота отвлечений (3,41 на 1 студента против 2,36 при очной форме обучения).

Анализ полученных материалов позволил выявить в обеих группах понижение работоспособности по большинству показателей к концу рабочего дня. Так, скорость выполнения корректурной пробы в 1-й группе снизилась на 5,82+3,04, во 2-й группе — на 7,85± ±2,58% (в последнем случае различия значимы). Время зрительно-моторной реакции возросло в 1-й группе на 3,96+3,38%, во 2-й — 3,31+2,37%; время реакции на звук увеличилось в 1-й группе на 7,74+2,73 (различия значимы), а во 2-й группе уменьшилось на 0,06+ ±2,88%; время дифференцировочной реакции увеличилось соответственно на 0,54±3,03 и 4,12±3,30%. УЯВ уменьшилась в изучаемых группах на 0,12±2,5 и 3,4±1,90% (в последнем случае различия значимы).

Наиболее существенные различия между сопоставляемыми группами отмечены по корректурному тесту, УЯВ и времени слухомоторной реакции. Сравнивая динамику средних величин с учетом значимости сдвигов, мы нашли, что она более благоприятна по первым 2 показателям в 1-й группе, по последнему — во 2-й группе. Изменения слухового анализатора в 1-й группе могут, с нашей точки зрения, вызываться несколько более высоким уровнем шума в просмотровых аудиториях, о чем косвенно свидетельствуют данные хронометража отвлечений, а не спецификой телевизионной лекции как таковой. В 1 -й группе наблюдались также более благоприятные изменения по коэффициенту вариации показателей. Динамика показателей в 1-й группе заслуживает тем большего внимания, что исходное функциональное состояние ее по большинству изученных параметров было ниже, чем у студентов 2-й группы.

Результаты радиопульсометрии показали, что у студентов обеих групп отмечается урежение пульса в течение учебного дня, это характерно для умственной работы. Коэффициент вариации групповых данных в обеих группах уменьшается на 2-м часу работы и увеличивается в дальнейшем.Такая динамика может расцениваться как проявление вначале врабатывания (с благоприятным сдвигом в смысле уменьшения дисперсии данных в пределах групп), а затем утомления с характерным для него увеличением групповой вариабельности, обусловленной неоднородностью индивидуальных сдвигов к концу учебного дня

Представляет интерес субъективная оценка телевизионных лекций студентами. По данным анкетного опроса, проведенного лабораторией учебного телевидения Уральского политехнического института им. С. М. Кирова, четких различий в утомительности очных и телевизионных лекций нет. Обращает на себя внимание увеличение числа жалоб на усталость у студентов, перешедших от очных лекций к телевизионным, что свидетельствует о необходимости адаптации к последнему способу обучения.

По условиям исследований в группах менялся способ чтения лекций, что позволило у одних и тех же лиц сопоставить физиологические сдвиги при разных способах обучения.

По литературным данным, телевизионные лекции способны вызвать зрительное утомление, одной из причин которого служит дихроизм излучения экрана (И. Л. Заренина; Е. К- Глушкова и Н. Г. Самотолкина). Однако И. Л. Заренина считает допустимым 3-часовой просмотр телепередач. В наших исследованиях продолжительность учебного дня не превышала 2 ч 20 мин.

С гигиенической точки зрения заслуживает положительной оценки сокращенная длительность телевизионных лекций с продолжительностью академического часа 35 мин. По-видимому, имеет значение и рациональное размещение телевизоров в просмотровых аудиториях. Отмеченные факторы определяют меньшую степень утомления после телевизионных лекций, несмотря на большую интенсивность умственной нагрузки при них.

Выводы

1. Телевизионные лекции при формах их проведения, принятых в Уральском политехническом институте им. С. М. Кирова, по большинству физиологических показателей менее утомительны по сравнению с очной формой обучения. Это подтверждает целесообразность использования телевизионной формы обучения в вузе.

2. С позиций профилактики утомления у студентов заслуживает одобрения длительность академического часа телевизионных лекций до 35 мин.

3. При телевизионных лекциях целесообразно максимально использовать материал, адресованный первой сигнальной системе студентов, т. е. повышать наглядность этой формы обучения.

ЛИТЕРАТУРА. Глушкова Е. К-, Самотолкина Н. Г. Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972, с. 384.— 3 а -ренина И. Л. Влияние просмотра телевизионных передач на зрительный анализатор. Автореф. дисс. канд. Симферополь, 1967.

Поступила 27/VI 1973 года

УДК 612.65-063-053.5(470.23-25) «1955—1970»

И. М. Воронцов

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ СДВИГОВ У 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Ленинградский педиатрический медицинский институт

Собраны данные о росте и весе детей 7-летнего возраста. Источником дат явились медицинские документы детских поликлиник и школ. Учтены сведения, касающиеся около 8000 детей, поступавших в школы города в 1955—1970 годах. Средний возраст детей в группе каждого года составлял 7 лет 3 мес. При всех статистических разработках приняты во внимание существенные погрешности первичных измерений. Подробный статистический анализ произведен по 3 основным группам —семилеткам 1955—1959, 1960—1964 и 1965— 1970 годов. Кроме того, для построения динамического ряда акселерационной тенденции произведена разработка данных за каждый год.

Отмечена высоко существенная динамика средних показателей роста. Так, если в первом пятилетии исходные величины для мальчиков составляли 123,68 см, а для девочек — 122,82 см, то в последнем периоде они равнялись 124,68 и 124,02 см. Для средних арифметических характерна гораздо более выраженная динамика, чем для непараметрических средних (моды). Устойчивы модальные величины у девочек — здесь динамики не отмечено. Особенно демонстративно изучение динамики удельного веса детей с определенной величиной роста. Так, процент мальчиков с ростом 132 см и выше увеличился в третьем периоде по отношению к первому в 21/2 раза, девочек — в 4 раза. В то же время доля детей с ростом около средних величин изменилась очень мало.

Таким образом, сдвиги средних величин, происходящие при акселерационной ситуации; отмечаются почти исключительно за счет повышения удельного веса детей самых высоких ростовых категорий.

Очень показательна динамика удельного веса группы детей с низкими показателями роста (116 см и ниже). Максимальные сдвиги у них наблюдались только в первые 2 года изучаемого периода, а в последующие годы уже не выявлялись. Это подтверждает то обстоятельство, что акселерация идет исключительно за счет высокорослых детей. Кроме того, динамика удельного веса низкорослых может быть хорошим оценочным тестом для отличия акселерационного сдвига в детском населении от сдвига, связанного с преодолением ретардации. Последнее происходит именно за счет уменьшения удельного веса низкорослых детей.

Выводы

1. Констатировано существенное расширение диапазона колебаний роста у детей; это характеризуется увеличением среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации.

2. Одновременно происходит увеличение разрыва между средними арифметическими показателями роста и модальным ростом, т. е. нарастание асимметрии распределения.

Поступила 27/У11 1973 год«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.