Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ СДВИГОВ У 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ СДВИГОВ У 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ СДВИГОВ У 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»

Выводы

1. Телевизионные лекции при формах их проведения, принятых в Уральском политехническом институте им. С. М. Кирова, по большинству физиологических показателей менее утомительны по сравнению с очной формой обучения. Это подтверждает целесообразность использования телевизионной формы обучения в вузе.

2. С позиций профилактики утомления у студентов заслуживает одобрения длительность академического часа телевизионных лекций до 35 мин.

3. При телевизионных лекциях целесообразно максимально использовать материал, адресованный первой сигнальной системе студентов, т. е. повышать наглядность этой формы обучения.

ЛИТЕРАТУРА. Глушкова Е. К-, Самотолкина Н. Г. Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972, с. 384.— 3 а -ренина И. Л. Влияние просмотра телевизионных передач на зрительный анализатор. Автореф. дисс. канд. Симферополь, 1967.

Поступила 27/VI 1973 года

УДК 612.65-063-053.5(470.23-25) «1955—1970»

И. М. Воронцов

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ СДВИГОВ У 7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Ленинградский педиатрический медицинский институт

Собраны данные о росте и весе детей 7-летнего возраста. Источником дат явились медицинские документы детских поликлиник и школ. Учтены сведения, касающиеся около 8000 детей, поступавших в школы города в 1955—1970 годах. Средний возраст детей в группе каждого года составлял 7 лет 3 мес. При всех статистических разработках приняты во внимание существенные погрешности первичных измерений. Подробный статистический анализ произведен по 3 основным группам —семилеткам 1955—1959, 1960—1964 и 1965— 1970 годов. Кроме того, для построения динамического ряда акселерационной тенденции произведена разработка данных за каждый год.

Отмечена высоко существенная динамика средних показателей роста. Так, если в первом пятилетии исходные величины для мальчиков составляли 123,68 см, а для девочек — 122,82 см, то в последнем периоде они равнялись 124,68 и 124,02 см. Для средних арифметических характерна гораздо более выраженная динамика, чем для непараметрических средних (моды). Устойчивы модальные величины у девочек — здесь динамики не отмечено. Особенно демонстративно изучение динамики удельного веса детей с определенной величиной роста. Так, процент мальчиков с ростом 132 см и выше увеличился в третьем периоде по отношению к первому в 21/2 раза, девочек — в 4 раза. В то же время доля детей с ростом около средних величин изменилась очень мало.

Таким образом, сдвиги средних величин, происходящие при акселерационной ситуации; отмечаются почти исключительно за счет повышения удельного веса детей самых высоких ростовых категорий.

Очень показательна динамика удельного веса группы детей с низкими показателями роста (116 см и ниже). Максимальные сдвиги у них наблюдались только в первые 2 года изучаемого периода, а в последующие годы уже не выявлялись. Это подтверждает то обстоятельство, что акселерация идет исключительно за счет высокорослых детей. Кроме того, динамика удельного веса низкорослых может быть хорошим оценочным тестом для отличия акселерационного сдвига в детском населении от сдвига, связанного с преодолением ретардации. Последнее происходит именно за счет уменьшения удельного веса низкорослых детей.

Выводы

1. Констатировано существенное расширение диапазона колебаний роста у детей; это характеризуется увеличением среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации.

2. Одновременно происходит увеличение разрыва между средними арифметическими показателями роста и модальным ростом, т. е. нарастание асимметрии распределения.

Поступила 27/У11 1973 год«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.