очевидно, различиями в химизме пыли. Все 3 вещества химически стойкие, ко пыль смол содержит примеси: ВДУ — незначительное количество фенола и формальдегида, ФКУ — до 0,07% фенола. Токсические свойства указанных примесей обусловили торможение фагоцитоза.
Выводы
0
1. Морфологические исследования при воздействии полимерной пыли (3—30 сут) обнаруживают на фоне общих патологических изменений в легких своеобразие клеточной реакции, зависящей от физико-химических свойств пыли.
2. Исследованные виды пыли (ВДУ и ФКУ) обладают слабо или умеренно выраженными цитопатогенными свойствами. Пыль ФП-4 вызывает слабо выраженный очаговый склероз а виде образования клеточно-волокнистой капсулы вокруг некоторых очажков-гранулем, комков пылевых частиц.
3. Патоморфологические исследования легких для гигиенической оценки патогенных свойств полимерных аэрозолей целесообразно проводить в ранние сроки (10, 15 и 30 сут).
ЛИТЕРАТУРА. Кочеткова Т. А. и др. Гиг. и сан., 1971, N9 7, с. 75. — Крапоткина М. А. и др. В кн.: Материалы Республиканск. научной конференции по итогам гигиенических исследований за 1966—1967 гг. Ставрополь, 1969, с. 139.
Поступила 29/111 1973 года
УДК 371.711
Канд. мед. наук Н. Н. Преображенская
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ — ВЫПУСКНИКОВ ПРОФИЛИРОВАННЫХ школ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
В нашей стране существует сеть школ с углубленным изучением иностранного языка, физики и математики; все большее развитие получают школы с углубленным изучением химии, литературы, истории,'биологии.
Состояние здоровья выпускников профилированных учебных заведений изучено недостаточно. Между тем процесс обучения в таких школах предъявляет высокие требования к их выпускникам в отношении объема учебной нагрузки и нервно-эмоционального напряжения (М. В. Антропова; Н. А. Ананьева; Ц. Л. Усищева). Нашей задачей было изучить в сравнительном аспекте некоторые показатели состояния здоровья школьников — выпускников различного типа профилированных школ. Обследовано 1146 учащихся школ с углубленным изучением математики, физики, химии, литературы и иностранного языка; контрольную группу составили учащиеся общеобразовательных школ и классов.
За период наблюдения (1971 —1972) получены и подвергнуты обработке данные, касающиеся физического развития, гематологических показателей (РОЭ, гемоглобин), артериального давления, патологических отклонений, текущей заболеваемости и режима дня. Материалы обследования обработаны статистически с получением основных параметров вариационного ряда и проверкой достоверности сравниваемых величин.
Показано, что в профилированных школах больше, чем в общеобразовательных, учащихся с отклонениями в физическом развитии (превышение веса, отставание окружности груди). Наиболее многочисленна группа учащихся с превышением веса в школах, где ведется углубленное изучение иностранного языка и литературы (на 100 учащихся — 24,51 и 16,42 при 12,42 в общеобразовательных школах). У юношей — учащихся профилированных и общеобразовательных школ содержание гемоглобина при первом обследовании составило 86,50±0,31 и 85,51±0,50%; различия недостоверны. При втором обследовании этот показатель также был выше у юношей — учащихся профилированных школ (82,23± ±0,31 при 80,23±0,38% у учащихся общеобразовательных школ; различия статистически достоверны — Р<С.0,05). У девушек — учащихся профилированных школ при первом обследовании количество гемоглобина составляло 79,6+0,35%, а у девушек — учащихся общеобразовательных школ 79,23+0,36%; при втором обследовании соответственно 78,19+ ±0,27 и 76,83±0,26% (Я<0,05).
Нами изучены сдвиги в содержании гемоглобина ко второму обследованию. Число учащихся, у которых наблюдалось снижение уровня гемоглобина, оказалось выше в профилированных школах, особенно среди юношей. Ко второму обследованию снижение количества гемоглобина отмечено у 84,6% юношей — учащихся профилированных и у 72,35% юношей — учащихся общеобразовательных школ. Аналогичный характер сдвига отмечен и среди девушек — учащихся школ обоих типов.
Определен удельный вес различных уровней артериального давления у учащихся школ обоих типов: у учащихся профилированных школ чаще отмечается повышенное си-
столическое давление. Так. у учащихся школ с углубленным изучением математики оно встречается в 3—4 раза чаще, чем в общеобразовательных школах.
В профилированных школах больше, чем в общеобразовательных, учащихся с миопией (на 100 обследованных 27,88 и 16,57; Р<0,05). Наиболее часто миопия встречаегся в школах с углубленным изучением иностранного языка и математики (32,15 и 31,79 на 100 обследованных).
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности выпускников профилированных школ выше, чем в общеобразовательных (соответственно 73,08 и 53,29 на 100 учащихся). Наиболее высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности зафиксирована в школах с углубленным изучением математики (91,58 на 100 учащихся). В структуре заболеваемости учащихся школ обоих типов преобладают болезни органов дыхания. В профилированных школах удельный вес их составляет 90,88% при 82,47% в общеобразовательных школах — за счет меньшего удельного веса инфекционных болезней, травм и болезней органов пищеварения. ,
Изучение режима дня учащихся профилированных школ показало, что большой объем и сложность изучаемого ими материала вынуждает их затрачивать на приготовление домашних заданий на 1—1 х/2 ч больше, чем предусмотрено гигиеническими рекомендациями. Продолжительность занятий в классе у учащихся профилированных школ также выше, чем в общеобразовательных. Свободное время они посвящают занятиям в теоретических кружках, изучению второго иностранного языка, чтению художественной литературы, просмотру телепередач. Крайне мала их двигательная активность; лишь небольшой процент учащихся профилированных школ занимается спортом.
О недостаточной двигательной активности этих школьников свидетельствует и большее число среди них, чем в общеобразовательных школах, учащихся с превышением веса. Увеличение веса за счет жироотложения — один из характерных признаков гиподинамии. По данным А. Г. Сухарева, у школьников с малой двигательной активностью снижается общая иммуно-биологическая реактивность, что служит одной из причин более высокого уровня неспецифической заболеваемости; наши материалы подтверждают связь между уровнем двигательной реактивности и неспецифической заболеваемостью учащихся.
Результаты исследования указывают на необходимость проведения комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, играющих несомненную роль в снижении функциональных возможностей организма учащихся профилированных школ.
Выводы
1. Особенности режима дня и учебной нагрузки, крайне недостаточная двигательная активность школьников требуют лучше организовать физическое воспитание учащихся профилированных школ, расширить среди них физкультурно-оздоровительную работу в школе и вне школы, создать для них режим оптимальной двигательной активности в семье.
2. Состояние зрения учащихся профилированных школ, в частности, школ с углубленным изучением иностранного языка и математики, указывает на необходимость уделить особое внимание режиму их зрительной работы.
3. Следует разработать противопоказания для отбора учащихся в профилированные школы по состоянию здоровья.
ЛИТЕРАТУРА. Ананьева Н. А. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1972, в. 3, с. 16. — Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.—Сухарев А. Г. Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972, с. 405. — У с и -ще в а Ц. Л. Гиг. и сан., 1969, № 8, с. 25.
Поступила 28/У1 1973 года
УДК 371.71:378]:в12.825.8
Кандидаты мед. наук Н. В. Рябова и Р. И. Пастухина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Медицинский институт, Институт гигиены труда и профзаболеваний, Свердловск
Нашей целью явилась физиолого-гигиеническая оценка телевизионных лекций как новой формы учебной работы студентов. Исследованию подверглись 2 специально подобранные группы студентов I курса заочного отделения Уральского политехнического института им. С. М. Кирова. 1-я группа (30 человек) слушала лекции по начертательной геометрии, высшей математике и истории КПСС в одной из просмотровых аудиторий площадью 90 ма, где установлено 8 телевизоров «Березка». Ближайшее к экрану рабочее мес-