Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка лесохимических растворителей'

Гигиеническая оценка лесохимических растворителей Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка лесохимических растворителей»

Проф. Н. Д. РОЗЕНБАУМ и С. И. МУРОВАННАЯ

Гигиеническая оценка лесохимических растворителей

Из Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук СССР и Московского областного санитарно-гигиенического института

Оценка метанола и метилацетата как промышленных ядов и учет реальной опасности их токсического действия на рабочих представляют большой гигиенический интерес. Эти вещества вместе с ацетоном являются постоянными составными частями лесохимических или древесно-спиртовых растворителей, поставляемых лесохимической промышленностью. Эти растворители представляют собой ценные продукты, могущие быть использованными в целом ¡ряде производств. В 1940 г. было ■выработано в СССР около 1 500 т этих растворителей. В четвертой пятилетке в связи с развитием лесохимической промышленности, это количество, несомненно, значительно возрастет.

Из различных марок лесохимических растворителей в промышленности нашли применение в основном две: А (ацетоноэфирный) и AMA (ацетометилацетатный). Состав этих растворителей не всегда постоянен: содержание в нем трех основных компонентов колеблется в довольно значительных пределах. В среднем можно считать, что растворитель AMA содержит эфиров (в основном метилацетата) от 40 до 68%, кетонов (ацетона) 22—55%, метилового спирта И—12°/«; растворитель А — эфиров 30—40%, кетонов 30—50%, метилового спирта 10—20%.

Кроме этих основных составных частей, лесохимические растворители содержат ряд примесей, из которых наибольший гигиенический интерес представляют непредельные соединения, главным образом аллиловый спирт. Последний содержится в AMA в количестве 1—1,65%, в А—1,5—4,4%. Согласно ОСТ, утвержденного в 1940 г.; но на практике не всегда выдерживаемого, содержание непредельных соединений-в AMA не должно превышать 1%, в А — 2%.

В течение ряда довоенных лет (1927—1940) эти растворители добавлялись в небольших количествах (5—10—15%) к различным-нитролакам,, клеям, мастикам, применяемым в автомобильной, обувной, дерматиновой и других отраслях промышленности. Нередко при дефиците других растворителей (этилацетата, бутилацетата и др.) лесохимические растворители вводились в указанные составы в гораздо бблыпих количествах. При отсутствии или недостаточности вентиляционных установок, а в гораздо большей степени вследствие наличия в лесохимических растворителях больших количеств аллиловых соединений, на разных предприятиях имели место случаи единичных или массовых отравлений, ведущим симптомом которых являлось не наркотическое состояние, а резкое-раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, т. е. их причиной являлось в основном токсическое действие аллиловых соединений. Вопрос о последних был подробно проработан Ленинградским институтом гигиены труда и профболезней. На основе этих работ и бьик> введено в стандарты требование о предельном содержании аллиловых: соединений в лесохимических растворителях.

Вопроса о токсическом действии аллиловых соединений мы здесь касаться не будем. Наша цель — дать гигиеническую характеристику лесохимических растворителей с точки зрения содержания в них метиловых соединений — метанола и метилацетата.

Для выявления их длительного воздействия на рабочих в производственных условиях нами было проведено исследование нескольких предприятий, на которых в течение 1938—1940 гг. лесохимические раствори-

ло

тели применялись в чистом виде, без добавления других растворителей. Это небольшие предприятия пластмасс, где эти растворители применяются для растворения целлулоидного утиля, из которого вырабатывают различные мелкие предметы: гребенки, мыльницы, футляры,

серьги и т. п.

На трех предприятиях указанного типа (Ростокинская фабрика, фабрика «Заря», Поваровская фабрика) в течение 1940 г. были проведены систематические анализы воздушной среды на содержание паров метиловых соединений и двукратное исследование состояния здоровья рабочих.

Технологический процесс на указанных предприятиях довольно несложен и в основном сводится к следующему.

Целлулоидные отходы (обрезки, брак) заливаются растворителем и с ним перемешиваются; образуется тестообразная масса, которая подвергается дальнейшей обработке: ее пропускают через массорубку или специальный пресс для получения гомогенной массы. Эта масса проходит через шприц-пресс, откуда выходит в форме ленты или трубки, или ее уминают и образуют большие листы, которые укладываются между картонными листами. Ленты, трубки поступают в сушилку для удаления растворителей, которые испаряются, листы прессуются на гидравлических прессах; после этого ленты или листы идут в основное отделение, где производится штамповка, фрезеровка и другие процессы, в зависимости от характера изделий. Готовые изделия подвергаются заключительной операции — лакировке, сущность которой сводится к одномоментному воздействию паров растворителя (или смеси растворителя с уксусной кислотой) на поверхностный слой изделия: происходит растворение (травление) этого слоя с образованием гладкой блестящей поверхности.

Из приведенного краткого описания видно, что условия для выделения паров 'растворителей имеются при предварительных, подготовительных операциях от момента заливки целлулоида растворителем до лакировки (на последней в связи с небольшими размерами установки выделение паров растворителей невелико).

В основном отделении, где происходит механическая обработка изделий, выделения паров растворителя не происходит. Основные профессии, рабочие которых подвергаются воздействию паров растворителей,— это аппаратчики или заливщики, массорубщики, прессовщицы, сушильщицы, лакировщицы. Для указанных профессий характерно наличие многочисленных ручных операций: загрузка и выгрузка аппарата (или бидонов) для растворения, переноска, загрузка в массорубку, пресс, сушилку и обратно, лакировка. Все эти операции совершаются вручную, что обусловливает необходимость постоянного пребывания рабочих около аппаратуры в условиях непосредственною воздействия паров растворителей.

Для определения концентраций последних в течение 1940 г. на трех предприятиях проводились анализы воздушной среды на рабочих местах указанных основных профессий; определялись раздельно метиловый спирт, метилацетат, ацетон.

Результаты анализов воздушной среды позволяют вывести следующее заключение: в данном производстве, отличающемся примитивностью технологического процесса и аппаратуры, наличием большого количества ручных операций, наличием больших открытых поверхностей испарения, отсутствием или несовершенством вентиляции, создаются условия для выделения в воздух больших количеств паров растворителей. При работе с древесно-спиртовыми растворителями А и AMA концентрации паров метилового спирта достигают десятых долей миллиграмма (0,2—0,5 мг/л), метилацетата — 1—2 мг/л, а на Ростокинской фабрике даже до 3 мг/л и выше. Здесь имеется, следовательно, длитель-

4 Гигигена и санитария, № 6

21

ное воздейстюиё больших концентраций паров метиловых соединений, из которых основное значение имеет более летучий метилацетат.

Для выявления результатов длительного воздействия паров растворителей на здоровье рабочих было произведено двукратное обследование 41 рабочего (12 мужчин, 29 женщин) указанных трех предприятий, из них с фабрики «Заря» — 16 человек, Ростокинской — 8 человек, По-варовокой—17 человек. Первое исследование было проведено в мае 1940 г. У всех рабочих произведено исследование крови. Для определения быстроты выделения метанола из организма часть рабочих направлялась в стационар Института им. Обуха. Возраст обследованных: до 20 лет —2 человека, 21—30 лет —8, 31—40 лет—18, 41—50 лет—9, старше 50 лет — 4 человека. По стажу работы в данном производстве они распределяются так: до 1 года — 4 человека, 2—3 года — 15, 3—5 лет— 10, 5—10 лет— 10, больше 10 лет — 2 человека. За исключением 4 человек, все остальные рабочие имеют стаж свыше 2 лет, вполне достаточный для того, чтобы длительное воздействие растворителей сказалось в определенной форме. Поскольку число обследованных невелико и условия их работы более или менее однородны, мы приводим результаты обследования суммарно для всей группы рабочих.

В общем у обследованной группы рабочих отмечаются следующие нарушения, которые можно поставить в связь с воздействием паров растворителей и, в частности, метиловых соединений:

1. Наличие у значительного числа лиц симптомов лабильности вегетативной нервной системы: тремор век, потливость, красный дермографизм и др.

2. Почти у половины обследованных — снижение поверхностной чувствительности в дистальных отделах рук и ног (парестезия).

3. Ослабление конвергенции.

Офталмолог на основе исследования глаз 40 человек вывел определенное заключение: изменений, характерных для воздействия метанола, у обследованных рабочих не обнаружено. Диагнозы в основном обозначают состояние глаз, являющееся для них физиологическим (пресбиопия и др.) или представляющее результаты прошлых заболеваний (помутнение роговицы). В 16 случаях отмечена гиперемия конъюнктивы, что стоит в связи с воздействием раздражающих паров (аллиловых соединений).

4. При исследовании крови у ряда лиц обнаружено повышенное количество лимфоцитов: из 13 рабочих фабрики «Заря» процент лимфоцитов выше 35 найден у 8, причем в 6 случаях он выше 40; из 4 рабочих Ростокинской фабрики процент лимфоцитов выше 35 установлен у всех, причем в 2 случаях он выше 40.

5. 22 человека из обследованных рабочих прошли через стационар института, где у них брали мочу для исследования два раза: « концу последнего рабочего дня недели, когда они приходили в стационар, и утром перед выходом на работу в первый день следующей недели, т. е. после полуторасуточного отдыха.

Моча исследовалась на содержание метанола по методу проф. Дер-виза.

Как по количеству обнаруженного метанола в моче, так и по способности организма освобождаться от накопившегося в нем метанола за Р/г суток перерыва в работе отмечается большое разнообразие: у большинства обследованных количество метанола на 1 л мочи не превышает 0,2—0,3 мг, у 6 человек оно выше — 0,56; 0,7; 0,82; 0,82; 1,6; 1,7 (последние две цифры относятся к мужчинам, занятым на заливке целлулоида растворителем, так как здесь концентрации последнего особенно высоки).

У 13 человек содержание метанола в моче после полуторасуточного отдыха снижается до нуля и следов, в некоторых же случаях снижение

незначительное. Из б случаев, где в моче найдены большие количества метанола, в 3 случаях они за выходной день снижаются до нуля или следов, а в 2 случаях с наибольшим содержанием метанола снижение получилось небольшое (с 1,7 до 1,2, с 1,6 до 1,22).

Через полгода, в октябре — ноябре 1940 г., рабочие всех трех предприятий были подвергнуты повторному медицинскому осмотру, проведенному по той же программе, при участии тех же врачей. За истекшие полгода работа с растворителями А и AMA велась на этих предприятиях бесперебойно. Никаких сколько-нибудь существенных изменений в состоянии здоровья обследованных в сравнении с результатами первого обследования повторный осмотр не обнаружил.

Через 4 года, в декабре 1944 г.—январе 1945 г., был произведен еще один медицинский осмотр 10 рабочих тех же предприятий, проработавших на них в течение всего периода войны. Стаж у этих 10 человек большой — от 8 до 14 лет ('правда, за время войны контакт с лесохимическими растворителями был непостоянным). В осмотре принимали участие врачи тех же специальностей, в частности, тот же офталмолог Каплан.

Ничего нового этот осмотр в сравнении с предыдущими не установил; какого-либо ухудшения состояния здоровья, которое можно было бы поставить в связь с воздействием растворителей, у обследованных не обнаружено.

Со стороны нервной системы выявлены те же признаки вегетативной дистонии — стойкий дермографизм, тремор, повышенная потливость и др.; в 2 случаях выраженный ангионевроз верхних конечностей со снижением болевой чувствительности, в одном случае на ладонной поверхности пальцев почти полная анестезия. При исследовании органа зрения в одном случае установлена бледноватость сосков зрительного нерва, которая по заключению офталмолога могла быть обусловлена общим состоянием организма.

Поскольку лесохимические растворители будут применяться в промышленности и в дальнейшем в значительных количествах, весьма целесообразно ¡продолжить наблюдения за условиями труда и состоянием здоровья работающих с этими растворителями. В результате таких более длительных наблюдений можно было бы точнее установить степень практической опасности при работах с этими растворителями и на основе этого дать четкие правила их применения в различных отраслях промышленности. Пока же на основе проведенных нами исследований мы можем сделать следующие общие выводы.

У длительно (2—5 лет и выше) работающих с лесохимическими растворителями при концентрациях метанола, достигающих десятых долей мг/л, и метилацетата до 1—2 мг/л и выше, возникают некоторые нарушения, выражающиеся легкими сдвигами в картине крови (лимфоци-тоз) и явлениями со стороны вегетативной нервной системы. Эти нарушения выражены нерезко, являются в основном функциональными, обратимыми, не проявляют тенденции к нарастанию по мере увеличения стажа; органических изменений у наших обследованных со стороны нервной системы не обнаружено. Наиболее опасное последствие, которого приходится опасаться при воздействии метанола, а именно органические изменения со стороны сетчатки и зрительного нерва, у наших обследованных совершенно не выявлено: никаких изменений в состоянии зрительного аппарата у них не найдено. Один из важнейших вопросов относительно возможности быстрого омыления метилацетата в организме с выделением свободного метанола, что обусловливало бы воздействие последнего в больших дозах, на основе наших наблюдений* конечно, разрешен быть не может, так как для этого требуется постановка специальных работ с проведением биохимических исследований. Но на основе наших данных можно все же вывести заключение, что

'высвобождение метанола из метилацетата в организме в значительных количествах вряд ли имеет место, иначе последствия длительного воздействия столь значительных концентраций метилацетата были бы, несомненно, гораздо более резкими. Оставляя этот вопрос открытым, мы пока можем констатировать, что длительное воздействие больших концентраций метилацетата в комбинации с небольшими концентрациями (в пределах десятых долей мг/л) метанола и ацетона серьезных нарушений в состоянии организма рабочих не вызывает.

Применение лесохимических растворителей в производстве вполне допустимо при соблюдении определенных условий:

1) недопущения содержания в этих растворителях аллиловых и других непредельных соединений в количествах, превышающих установленные ОСТ;

2) создания на производстве условий, при которых концентрация паров метанола в воздухе рабочей зоны не превышала бы 0,05 мг/л; что касается метилацетата, то для него, очевидно, может быть допущена ■несколько более высокая концентрация (аналогично с этилацетатом — 0,2 мг/л); /

3) проведения периодических (один раз в год) медицинских осмотров работающих с этими растворителями при участии невропатолога и офталмолога; при обнаружении у этих рабочих более значительных изменений со стороны нервной системы и особенно органа зрения их следует направить в стационары для более подробного исследования.

Доц. Г. В. БУРКСЕР

К вопросу об этиологии и патогенезе токсического гепатита с асцитом (гелиотропного токсикоза)

(Ауторгферат)1

ЗЛз Узбекской научно-исследовательской ветеринарной станции и Узбекского научно-исследовательского санитарного института

История вопроса. В отдельных пунктах Средней Азии на протяжении ряда лет среди людей регистрировалось своеобразное заболевание, сопровождающееся поражением печени и нередко резко выраженным асцитом. Летальность при этом заболевании достигает 30%. Этиология продолжительное время оставалась неясной, однако инфекционная природа болезни была исключена. Вместе с тем была отмечена этиологическая связь болезни с приемом в пищу муки и круп с гсрьким привкусом. Аналогичное заболевание отмечалось и среди домашних животных в тех же пунктах, где болели люди. По предложению проф. МирОчника, заболевание названо токсическим гепатитом с асцитом: он же высказал предположение о возможном влиянии примеси к зерну или муке семян растения гелиотроп опушенноплодный (НеПо^о-ршгп 1азюсагрит) семейства бурачниковых (Воггадтасеае) — сорняка, весьма распространенного в предгорьях и полупустынях Средней Азии.

Этиология заболевания. Произведенными нами обследованиями 11 проб зерна, анамнестически связанного с возникновением заболеваний, было установлено наличие во всех пробах семян гелиотропа в количестве от 0,4 до 2,1% к массе зерна, тогда как в 6 пробах благополучного зерна из тех же точек гелиотроп оказался только в одной

1 Доложен на объединенной конференции УзСАНИИ и гигиенических кафедр Ташкентского медицинского института 22.11.1947 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.