Научная статья на тему 'Метанол как растворитель с гигиенической точки зрения (Литературный обзор)'

Метанол как растворитель с гигиенической точки зрения (Литературный обзор) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метанол как растворитель с гигиенической точки зрения (Литературный обзор)»

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ГИГИЕНА и ЗДОРОВЬЕ

Отв. редактор А. Я■ Кузнецов Отв. секретарь—проф. Ц. Д. Пик

Ш44-- .

»'■-удпрОФВвнц«я—

Научная Медицине«, библиотека НКЗ СССР

ЩИТ*

АНИЯ

№ 2

. л , _ Н. Д. РОЗЕНБАУМ (Москва)

Метанол как растворитель с гигиенической

точки зрения

(Литературный обзор)

Общая токсичность метанола. Метанол по своему токсическому действию занимает обособленное место среди спиртов: он слабо растворяет жиры и хорошо смешивается в любых пропорциях с водой. Этим обусловливается его способность проникать в организм через кожу, что экспериментально доказано Мак Кордом, Мо-картом, Кремневой; таким путем удавалось вводить животным большие дозы метанола и вызывать у них тяжелые отравления (Мак Корд). Имеются сообщения об отравлениях в производственных условиях вследствие попадания метанола на кожу рабочих и последующего его всасывания.

Метанол распределяется в организме несколько иначе, чем основная масса растворителей: как и некоторые другие вещества, легко смешивающиеся с водой, он проникает в различные органы соответственно ¡содержанию в них воды. В относительно наибольшем количестве он задерживается в жидкости глаза (стекловидном теле), далее — в крови, желчи, печени, головном, костном мозгу |и др.

Расщепление метилового алкоголя в организме протекает медленно и не полностью, часть его, вследствие растворимости в воде, задерживается в тканях на более длительный срок. В тканях происходит также процесс превращения метанола; по данным многих исследователей, 'он переходит здесь в формальдегид и муравьиную кислоту.

Выделение метанола из организма частью в неизмененном, частью в измененном виде начинается скоро после введения яда и продолжается довольно долго. После однократного введения метанола его находили в организме подопытных животных в течение 7—8 дней, при повторном же введении происходит кумуляция.

Из сказанного вытекает, что введение метанола в организм очень опасно. Для этого вещества как наркотика остается в силе закон Ричардсона, по которому наркотический эффект спирта нарастает с увеличением его молекулярного веса. Опыты показали, что в ряду спиртов метанол является наиболее слабым по своему наркотическому действию. Раздражающий эффект его на слизистые оболочки также сравнительно невелик.

Однако в отличие от других спиртов жирного ряда, при воздействии которых по исчезновении явлений наркоза животные быстро

оправляются без каких-либо последствий или осложнений, в опытах с метанолом полное восстановление часто не наступает, и развиваются изменения, связанные с влиянием на организм продуктов метаболизма метанола. Точный метаболизм его в тканях еще неизвестен. Основное, на что указывает большинство исследователей (Кроль, Гар-нак, Махт, Флюри, Кизер и др.) и чем они пытаются объяснить происходящие в организме подопытных животных вторичные изменения,— это 1) длительная задержка метанола в организме и кумулятивное его действие при повторных введениях и 2) превращение его в организме с образованием формальдегида и муравьиной кислоты. Именно первому из этих веществ Флюри придает основное значение (муравьиная кислота является сравнительно слабым ядом). Эгг и Визе выдвигают другое объяснение специфического действия метанола на организм: по их мнению, здесь неизменно молекула метанола воздействует на кровь, в результате чего образуется комплексное соединение метанола с железом гемоглобина. Симон считает, что метанол соединяется с протеинами крови и переводит их в осаждаемую форму.

Каков бы ни был характер происходящих в организме изменений метанола, установленным является факт кумуляции его в организме и специфического воздействия на ткани; в результате после однократных (а особенно после повторных) введений метанола подопытным животным в паренхиматозных органах их и нейронах развиваются дегенеративные изменения, отчего животные часто 'гибнут. В опытах Флюри все животные, доведенные до стадии потери рефлексов, погибали, причем перед смертью у них развивалась слепота. В хронических опытах при длительном вдыхании паров метанола токсический эффект получался от весьма небольших концентраций: по данным ван дер Гейде — от 2,6 мг/л, в опытах Скотта на обезьянах Macacus rhesus — от 13 мг/л. У погибших животных находили изменения в печени, почках, сердце, в центральной нервной системе и других органах. Еще не решен вопрос, является ли слепота результатом воздействия метанола на зрительный нерв, или дегенеративные изменения возникают сразу в ганглиозных клетках сетчатки.

Для человека, в зависимости от индивидуальной чувствительности его, токсическая доза метанола колеблется в широких пределах. Токсической дозой, способной вызвать летальный исход, следует считать 50—100 г; зарегистрированы случаи смертельных отравлений после введения внутрь 25—30 г метанола; даже дозы в 5-—10 г могут дать серьезное отравление и слепоту.

Симптомы отравления проявляются различно. В более легких случаях отмечаются головная боль, головокружение, общая слабость, тошнота, объективно расширение зрачков, повышение сухожильных и коленных рефлексов, дрожание пальцев вытянутых рук, мышечный валик, стойкий красный дермографизм, глухие тоны сердца. В тяжелых случаях могут наблюдаться общее оглушение, головокружение, цианоз, резкая слабость, судороги, боли в животе и конечностях, нарушение функций кишечника и мочевого тракта; характерные зрительные расстройства: вялая реакция зрачков на свет, парез конвергенции, ослабление зрения вплоть до полной слепоты; далее — судороги, одышка, сердечная слабость, коматозное состояние, смерть.

Вскрытие обычно обнаруживает цианотическую окраску кожи, явления раздражения слизистых оболочек дыхательных путей, кишечника, мочевого пузыря, мозговых оболочек, кровоизлияние во всех органах и серозных оболочках, расширение сердца, переполнение органов кровью, резкую жировую инфильтрацию в клетках печени и почек, дегенеративные изменения паренхиматозных органов и в нервной системе, особенно резко выраженные в зрительном нерве.

Преобладающее большинство описанных в иностранной литературе случаев отравлений метиловым алкоголем в производственных условиях относятся к периоду до 1920 г., когда не производилось необходимых расследований, а тем более анализов воздуха на содержание паров метанола. После 1920 г. таких случаев наблюдалось значительно меньше. Более старые сообщения (Патилло и Вуд в 1899 г., Американской комиссии по борьбе со слепотой в 1906 г.) упоминают об отравлениях лиц, работавших на осмолке внутренней поверхности пивных бочек шеллачным лаком, содержавшим в качестве растворителя метанол; такие отравления обычно носили тяжелый характер, сопровождались слепотой и давали смертельный исход. К 1912 г. по США были опубликованы данные о 100 случаях слепоты и смерти, вызванных вдыханием паров метанола; Баскервиль в 1913 г. дополнительно сообщил о 64 случаях, в которых в основном пострадали красильщики, лакировщики, трубочисты, рабочие на осмолке пивных бочек. В 1921 г. аналогичное сводное сообщение дал Кельш; наряду с некоторыми старыми случаями он упоминает и о новых, наблюдавшихся в Германии за время первой мировой войны, среди живописцев, лакировщиков и др. После 1921 г. сообщения об отравлении метанолом в производственных условиях становятся единичными; они попрежнему касаются красильщиков, лакировщиков и др.

Наряду с вдыханием паров в качестве причин смерти отмечалось и всасывание метанола через кожу, однако далеко не все описанные случаи являются вполне достоверными. В 1931 г. Иант, Сайерс и др. исследовали рабочих, имеющих дело с «противозамораживающей» жидкостью (содержащей метанол) и работающих на производстве метанола. Несмотря на вдыхание паров этого вещества и частое прома-чивание им одежды, никто из рабочих не отравился метанолом, и все они чувствовали себя хорошо.

В 1917 г. среди работавших на производстве искусственных цветов отмечено было 20 случаев дерматитов и конъюнктивитов. Анализ воздуха на расстоянии 2 м от места работы обнаружил концентрацию метанола в 0,26 мг/л.

В 1938 г. была опубликована работа Гринбурга, Мейерса и др., где приведены данные о концентрации паров метанола, воздействию которых подвергались лица, занятые изготовлением твердых воротников; в качестве растворителя здесь применялась смесь из 3 частей ацетона и 1 части метанола. Анализ воздуха показал в нем концентрации паров ацетона в 0,1 мг/л и метанола в 0,03 ,мг/л. Исследование 19 рабочих этого производства не обнаружило никаких уклонений от нормы в состоянии их здоровья.

Вообще во многих случаях отравлений, где пострадавшими являются красильщики, лакировщики, трубочисты и др., нельзя исключить возможности приема ими 'метанола внутрь, поэтому в подобных условиях воздействие паров метанола является не вполне достоверным. Иногда в качестве этиологического момента фигурирует попадание метанола на одежду и обувь с последующим всасыванием через кожу; опыты Мак Корда и Кремневой показали, что такое всасывание действительно возможно. С другой стороны, предположение о проникновении метанола через кожу и отравление на этой почве противоречит данным Ианта и Сайерса, по которым частое промокание одежды у работающих с метанолом не вызывало отравлений. На производстве искусственных цветов, где при концентрациях в 0,26 мг/л у рабочих наблюдалось раздражение слизистых оболочек глаз, оно могло быть вызвано воздействием на глаза паров аллилового спирта, содержащегося в растворителях — продуктах лесохимии.

Наиболее достоверными и яркими являются случаи отравлений, связанные с осмолкой бочек: здесь при работе с нагретым лаком внутри

бочек действительно возможны огромные концентрации паров метанола, которые при вдыхании в течение нескольких часов влекут за собой тяжелые и даже смертельные отравления. Очевидно, работа с метанолом внутри замкнутых помещений, не подвергающихся вентиляции, сопряжена с опасностью серьезных отравлений; этот момент играет основную роль в случаях, упоминаемых в старых литературных источниках, когда другие этиологические факторы полностью исключены. Конечно, иногда повышенная чувствительность отдельных лиц может повлечь за собой отравления при концентрациях, которые для остальных рабочих значительно менее вредны.

Из работ, проведенных в СССР, отметим следующие. В 1928 г. были опубликованы две статьи об условиях работы со стабилином, содержавшим в качестве растворителя ацетонистый спирт. По данным д-ра Белкина, на Ростовской обувной фабрике им. Микояна 6 рабочих рантового отделения жаловались на головные боли, 1 работница — на головокружение и частое обморочное состояние, остальные — на резь в глазах и слезотечение. Обследование 13 человек установило у некоторых из них анемию, у 12 — хроническое воспаление верхних дыхательных путей и конъюнктивиты. По данным д-ра Резника, изучавшего условия труда на Одесской обувной фабрике, работавшие со стабилином (с тем же растворителем) жаловались на резкий запах, слезотечение, царапание в горле. Анализы воздуха, к сожалению, были проведены только на содержание паров ацетона: их обнаружено от 0,08 до 0,27 мл/л. При осмотре 30 рабочих у 28 (98%) отмечены заболевания дыхательных путей; со стороны органа зрения в 1 случае— гиперемия зрительного нерва, в 2 — цветная слепота; в крови — лим-фоцитоз. ,3 случая расстройства зрения автор склонен отнести за счет действия метанола.

Более подробные сведения о зрении работающих со стабилином, приведены в работе Вайнцвайг, Клебса и Пастернака. По данным этих авторов, при исследовании в 1930 г. 19 рабочих обувной фабрики «Парижская коммуна», сравнительно долго работавших со стабилином (16 человек — выше 1 года, причем 12 человек — выше 2Чг лет), слабая реакция зрачков обнаружена у 10 человек (из них 17 — со стажем от 2 до 7 лет), небольшая анизокория — у 2, сероватость сосков зрительного нерва (считать ее патологической авторы с полной достоверностью не решаются) — у 4; центральная скотома не обнаружена ни в одном случае; у 13 человек найдено сужение поля зрения, причем степень сужения не находилась в прямой связи с продолжительностью работы со стабилином. Выпадения поля зрения не было найдено. У большинства исследованных отмечено изменение адаптации в сторону замедленного (в сравнении с контрольными рабочими) нарастания; ширина адаптации, т. е. отношение конечной величины к начальной, оказалось меньшей. При повторном обследовании через 11 месяцев данной группы рабочих ухудшения зрения не было обнаружено. Сужение :поля зрения и нарушения в ходе адаптации у обследованных рабочих авторы объясняют сдавливанием периферических волокон зрительного нерва гипертрофированными влагалищами и отечностью ткани на почве хронического воздействия метанола. Опять-таки и здесь не производилось анализа воздуха на содержание паров метанола.

В 1935 г. изучалось производство синтетического метанола на Сталиногорском химическом комбинате в ректификационном цехе, где это вещество очищается от примесей метилацетата, ацетона, альдегидов и высших спиртов. Анализы показали присутствие в воздухе паров метанола в различных концентрациях, зависящих от характера технологического процесса (от 0,4 до 1,2 мг/л). При трехкратном исследовании в течение года 21 рабочего этого цеха со средним стажем

около 2 лет (в осмотре рабочих приняли участие офталмолог, терапевт и невропатолог) и анализе мочи на содержание метанола сколько-нибудь заметных изменений во внутренних органах не было обнаружено. Офталмолог установил в одном случае незначительное сужение поля зрения, в одном — бледность сосков зрительного нерва. Отмечены функциональные расстройства вегетативной нервной системы, усиливавшиеся с течением времени; в некоторых случаях эти расстройства весьма значительны.

У той же группы рабочих в 1936 и 1937 гг. проводилось по специально разработанному методу исследование содержания метанола в моче; в 1937 г. анализ делался в конце 5-го дня пятидневки и перед работой после выходного дня. В результате оказалось, что суточное количество выделяющегося в моче метанола доходит до 15 мг, причем за день отдыха организм освобождается от метанола не полностью, а в ряде случаев — лишь в малой степени.

Проведенные в СССР в 1928—1930 гг. исследования рабочих обувной промышленности, подвергавшихся воздействию паров растворителей продуктов перегонки дерева, в основном грешат отсутствием анализов воздуха, поэтому нельзя выяснить, какие именно концентрации паров метанола (и других веществ) вызвали обнаруженные у рабочих изменения.

Количественные данные о загрязнении воздушной среды парами метанола имеются только по метаноловому цеху Сталиногорского' химического комбината. Проведенные здесь исследования показывают, что при более длительном воздействии (около 2 лет) значительных концентраций метанола (в пределах 0,4—1,0 мг/л) органические изменения в нервной системе и в органах зрения рабочих не развиваются, а дело в основном ограничивается функциональными расстройствами вегетативной нервной системы. Однако для установления тех концентраций паров метанола, при которых длительная работа возможна без серьезных угроз здоровью человека, проведенные исследования безусловно недостаточны, так как они охватывают слишком мало рабочих со сравнительно небольшим стажем по данной специальности.

Проф. В. С. ФРЕИДЛИН (Воронеж)

Холодное экранирование и его влияние на теплоотдачу

Из кафедры гигиены труда Воронежского медицинского института

В борьбе с перегреванием организма в производственных условиях оставляются совершенно неиспользованными санитарно-технические мероприятия, направленные на увеличение теплопотерь организма излучением. ;

iHa решающую роль теплоотдачи излучением в общем процессе теплорегуляции указывали еще Rubner (1), Atwater (2) и Volt (3); по их данным, на этот вид теплопотерь падает при нормальных метеорологических условиях внешней среды до 40—45% общих теплопотерь организма. Возможность же воздействия в ту или иную сторону на теплоотдачу излучением была показана Kisskalt (4), установившим зависимость последней от температуры окружающих стен и предметов.

Наши многочисленные исследования микроклимата под одеждой также убедили нас в том, что роль теплоотдачи проведением у нормально одетого человека весьма скромна. Опыты показали: 1) значительную устойчивость температуры кожи и глубокого слоя воздуха под одеждой при широких колебаниях тем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.