Таблица 1
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (в случаях и днях нетрудоспособности на 100 работающих)
Таблица 2
Производительность труда работниц облучаемой и контрольной групп
Наблюдаемая группа 1972 г. 1973 г.
случаи нетрудоспособности дни нетрудоспособности случаи не-трудоспособ-ности дни нетрудоспособности
Штопальщицы
(опытная
группа) 75,5 861,2 71,7 650,0
Работницы
учетно-бра-
ковочного
цеха (конт-
рольная груп-
па) 85,0 922,0 91,6 739,0
V
ч о Производительность
"Й х труда, %
Наблюдаемая ° а
группа
« ё 1972 г. 1973 г.
Штопальщицы
(опытная
группа) 50 176,2 192,59
Работницы
учетно-бра-
ковочного це-
ха (контроль-
ная группа) 190 112,57 114,86
Исследование иммунологической реактивности организма рабочих показало, что в конце 2-го года облучения произошли заметные сдвиги в фагоцитарной активности лейкоцитов, фагоцнтарном индексе, бактерицидной способности кожи. Так, в облучаемой группе фагоцитарная активность лейкоцитов повысилась с 36,8 до 62,1%, фагоцитарный индекс — с 2,6 до 5. Различия были статистически достоверны (Р<0,05). Индекс бактерицидности у работниц облучаемой группы повысился с 38 до 65,1%. В контрольной группе изменений таких проб не выявлено.
Результаты определения биохимических показателей крови позволили выявить повышение уровня неорганического фосфора в ней с 2,9±0,137 до 4,26±0,49мг% и снижение активности щелочной фосфатазы с 1,5 до 0,46 ед. Количество общего белка не изменилось.
Для оценки влияния УФ-облучения на производительность труда мы выписывали данные о месячной производительности труда каждого рабочего облучаемой и контрольной групп в течение 1972—1973 гг., после чего высчитывали среднее арифметическое. Эти данные представлены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что производительность труда работниц обеих групп в 1973 г. выше, чем в 1972 г. Однако производительность труда работниц учетно-браковочного цеха в 1973 г. увеличилась лишь на 2,3%, тогда как у штопальщиц — на 16,09%.
Таким образом, длительное и систематическое облучение рабочих безоконного текстильного производства эритемными дозами УФ-лучей приводит к благоприятным сдвигам в организме — снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению иммунологической реактивности организма и увеличению производительности труда.
Поступила 29,'III 1976 г.
УДК 613.5:727.4:62
Е. А. Гельтищева, В. И. Белявская, Л. Ф. Ведмеденко, С. К■ Осокина, В. А. Хрусталева, Н. Л. Циркова, Т. А. Шаболина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КРУПНОЙ ВМЕСТИМОСТИ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
В настоящее время осуществляется строительство зданий новых профессионально-технических училищ (ПТУ) на 840 тыс. учебных мест, из них 60% мест выделено за счет строительства ПТУ большой вместимости (от 720 до 1200 мест и более).
ПТУ крупной вместимости не получили до сих пор гигиенической оценки. В связи с этим нашей задачей было гигиеническое изучение проектирования и строительства зданий ПТУ крупной вместимости. Работу проводили в ПТУ Москвы на 1200 мест для подготовки рабочих монтажных профессий, выстроенном по проекту МИТЭП тип У-61, и для сравнения в 2 Московских ПТУ на 500 мест каждое (проект, МИТЭП тип У-39). Использовали анкетный опрос учащихся, гигиенические, санитарно-химические, физиологические, иммунобиологические и статистические методы исследования.
Результаты анкетного опроса учащихся показали, что увеличение вместимости здания ПТУ приводит к увеличению радиуса обслуживания (в училище на 1200 мест до 80 км
против 60 км в училище на 500 мест) и большим затратам времени на дорогу учащимися (количество учащихся, затрачивающих на дорогу в оба конца от 2 до 4 ч, соответственно составляло 20 и 10%).
В основу архитектурно-планировочного решения здания ПТУ на 1200 и 500 мест положена блочно-павильонная структура с учетом рекомендованного гигиенистами принципа функционального деления помещений. Для планировочного решения здания ПТУ крупной вместимости по сравнению с ПТУ меньшей вместимости характерны большая удаленность отдельных блоков (производственных корпусов) при отсутствии теплых переходов между ними, увеличение плотности застройки учебного корпуса (двусторонняя застройка коридора вместо односторонней с рекреацией зального типа в училище на 500 мест), проектирование помещений общего назначения (столовая и спортивный зал) большой площади.
Целесообразно в ПТУ на 1200 мест предусматривать 2 обеденных зала по 200 посадочных мест. Исследования показали, что в училищах крупной вместимости необходимо также иметь 2 спортивных зала.
В производственном корпусе тоже отмечен ряд недостатков планировочного решения. Проектом не предусмотрен ряд необходимых помещений. Результаты изучения воздушной среды производственных мастерских показали, что в сварочных и монтажных мастерских образуется большая загазованность: концентрации марганца в зоне сварки превышают предельно допустимые для производственных помещений в 25% всех проб, окислов азота— в 38%, озона — примерно в 100% всех проб. Обнаруженные в воздухе мастерских токсические вещества указывают на недостаточную эффективность работы местных отсосов типа панелей конструкции Чернобережского. Установлено, что конструктивное выполнение воздуховодов (их неодинаковая протяженность и постоянное сечение) не позволяет осуществить равномерную подачу воздуха. Скорость движения воздуха во всасывающем факеле местных отсосов находится в пределах 0,3—0,7 м/с, тогда как отсос такой конструкции работает эффективно лишь при скорости воздуха в габаритном сечении 5—6 м/с. Раздача приточного воздуха должна осуществляться не сосредоточенно, как указано в проекте, а рассеянно в рабочую зону помещений через перфорированные воздуховоды, респолагаю-щиеся над рабочими проходами, в количестве II 700 м3/'ч. При этом скорость движения воздуха на рабочих местах должна составлять 0,3 м/с.
При электросварке на нефиксированных рабочих местах следует применять местные отсосы от сварочной дуги системы /1ИОТ. Количество воздуха, удаляемого от одной сварочной дуги, должно составлять 150 м3/ч.
В слесарных и монтажных мастерских отсутствует местная вытяжная вентиляция от точила шлифовальных станков. В монтажной и турбинной мастерских не предусмотрены воздушно-тепловые завесы ворот, в результате чего в холодное время года температура воздуха понижается до 13е.
Анализ шума в монтажной, сварочных и слесарных мастерских показал, что во время выполнения производственных операций (заточка швов, сварка и резка металла и др.) уровни шума выше нормативных для подростков в отдельных октавных полосах частот от 2 до 33 дБ. На основании данных измерения шума монтажные мастерские, как и сварочные, должны проектироваться в виде отдельного блока от остальных помещений, так как звукоизолирующая способность перекрытий и перегородок не обеспечивает акустического комфорта в этих помещениях.
Параметры микроклимата в производственных мастерских в различные времена года в основном соответствуют установленным нормам. Перегрев в производственных помещениях наблюдается при температуре наружного воздуха выше 20°, а понижение температуры воздуха ниже нормируемых величин (до 13°) наблюдается в монтажной мастерской, имеющей трехстороннее остекление.
Естественное и искусственное освещение в мастерских на большинстве рабочих мест соответствовало нормируемым уровням. Недостаточная естественная освещенность отмечается в некоторых мастерских из-за неправильного планировочного решения (расположение рабочих мест за воротами в турбинной мастерской, за колоннами в слесарных мастерских, в сварочных кабинах, расположенных в центре помещения без окон). Недостаточные уровни освещенности отмечены на рабочих местах учащихся у сверлильных, токарных, точильных и других станков из-за отсутствия местного освещения.
Физиологическими исследованиями установлено, что к концу занятий в мастерских у 72—100% учащихся ухудшаются функциональное состояние центральной нервной системы, общая и физическая работоспособность, что свидетельствует о развитии утомления.
При сравнительных исследованиях иммунобиологической реактивности и работоспособности учащихся ПТУ на 1200 и 500 мест не выявлено существенных и достоверных отличий в изучаемых показателях при сравнительно равных условиях режима обучения, внутренней среды учебных помещений и пр.
Поступила 20/11 1976 г.