14
ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (256)
УДК 613.955:371.8.062:612.017.2
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ АДАПТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА УФЫ
А.И. Агафонов, А.Г. Масагутова, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев, А.Т. Зулькарнаева ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа
Изучено состояние адаптации у 894 школьников на основе расчета адаптационного потенциала. Установлено, что только половина школьников имеют удовлетворительную адаптацию. Среди младших школьников была наибольшей по сравнению с другими возрастными группами доля детей с удовлетворительной адаптацией и наименьшей — доля с неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптации. Доля школьников с удовлетворительной адаптацией оказалась выше среди детей и подростков, занимающихся спортом.
Ключевые слова: адаптация, школьники, занятия спортом.
A.I. Agafonov, A.G. Masagutova, E.A. Povargo, T.R. Zulkarnayev, A.T. Zulkarnaeva □ THE HYGIENIC CHARACTERISTIC OF A CONDITION OF ADAPTATION AT SCHOOLCHILDREN OF UFA □ Bashkir state medical University of the Ministry of health of Russia, Ufa.
The condition of adaptation at 894 schoolchildren on the basis of calculation of adaptation potential is studied. It is established that only a half of schoolchildren have satisfactory adaptation. Among younger schoolchildren there was the greatest in comparison with other age groups a share of children with satisfactory adaptation and the smallest — a share with unsatisfactory adaptation and adaptation failure. The share of schoolchildren with satisfactory adaptation was higher among children and the teenagers playing sports. Key words: adaptation, schoolchildren, sports activities.
g
За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности [2, 4, 5]. В связи с этим большое значение придается процессам адаптации, то есть повышению резистентности организма, и управлению этими процессами.
Адаптация, или приспособление, к новым условиям происходит благодаря мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регуляторных систем. Изменения происходят прежде всего в системах дыхания и кровоснабжения, которые ответственны за обеспечение органов и тканей кислородом и питательными веществами. Возникновению функциональных и органических изменений часто предшествуют пограничные состояния, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма к изменяющимся условиям среды обитания. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка [1].
Цель исследования: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на степень адаптации школьников в зависимости от возраста.
Материалы и методы. Исследования были проведены на базе шести общеобразовательных учреждений г. Уфы, руководители и родительский комитет которых одобрили участие детей в работе. Объектом изучения явились 894 школьника, из них 389 — учащиеся младшего, 163 — среднего и 342 — старшего школьного возраста. Обследуемые школьники были разделены на 3 группы: 1-я группа (контрольная) — не занимающиеся спортом вне школьной программы, ограничивающиеся только занятиями на уроках физической культуры; 2-я группа — дополнительно самостоятельно занимающиеся физической культурой (бег, ходьба, подвижные игры) и ежедневно делающие утреннюю гимнастику; 3-я группа — занимающиеся в спортивных секциях. Были определены длина и масса тела, артериальное давление, частота сердечных сокращений. Расчет адаптационного потенциала, характеризующего физиологические резервы системы кровообращения, проводился по следующей формуле: АП = 0,011-(ЧП) + 0,014-(СД) + 0,008-(ДД) + 0,009-(М) - 0,009-(Р) + 0,014-(КВ)
— 0,27, где АП — адаптационный потенциал; ЧП
— частота пульса, уд./мин; СД — систолическое давление, мм рт. ст.; ДД — диастолическое давление, мм рт.ст.; М — масса тела, кг; Р — рост, см; КВ — возраст, лет [1]. Оценка результатов проведена с использованием шкалы для оценки уровня здоровья школьников в зависимости от степени адаптации [3].
ИЮЛЬ №7 (2И)
15
Таблица. Распределение школьников в зависимости от степени адаптации с учетом занятий спортом и возраста, %
Возрастная группа (школьный возраст) Удовлетворительная адаптация Напряжение адаптации Неудовлетворительная адаптация Срыв адаптации
1 группа
Младший 57,78 ± 4,25 31,11 ± 3,98 8,89 ± 2,45 2,22 ± 1,27
Средний 34,78 ± 4,05*** 33,33 ± 4,01 20,29 ± 3,42*** 11,59 ± 2,72*
Старший 43,97 ± 4,61 31,90 ± 4,33 16,38 ± 3,44 7,76 ± 2,48
Итого 45,50 ± 2,52*** 32,13 ± 2,37 15,17 ± 1,82* 7,20 ± 1,31
2 группа
Младший 51,92 ± 6,93 36,54 ± 6,68 9,62 ± 4,09 1,92 ± 1,90
Средний 43,86 ± 6,57 29,82 ± 6,06 19,30 ± 5,23 7,02 ± 3,38
Старший 46,30 ± 6,79 31,48 ± 6,32 18,52 ± 5,29 3,70 ± 2,57
Итого 47,24 ± 3,91*** 32,52 ± 3,67 15,95 ± 2,87 4,29 ± 1,59
3 группа
Младший 66,67 ± 4,10 22,73 ± 3,65 8,33 ± 2,41 2,27 ± 1,30
Средний 58,16 ± 4,98*** 31,63 ± 4,70 6,12 ± 2,42*** 4,08 ± 2,00*
Старший 42,86 ± 4,68 35,71 ± 4,53 15,18 ± 3,39 6,25 ± 2,29
Итого 56,43 ± 2,68*** 29,53 ± 2,47 9,94 ± 1,62* 4,09 ± 1,07
* — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001 при сравнении показателей в зависимости от возрастной группы.ч
Результаты и обсуждение. Анализ полученных данных показал, что у половины школьников (50,00 ± 1,67) % адаптация удовлетворительная, доля детей с напряжением адаптации составила (31,21 ± 1,55) %, а с неудовлетворительной адаптацией — (13,31 ± 1,14) % и срывом адаптации — (5,48 ± 0,76) %. Статистически значимых гендер-ных различий в распределении школьников по уровню адаптации не выявлено.
При анализе показателей адаптации в зависимости от возраста обследуемых установлено наличие существенных отличий. В частности, среди учеников младших классов была наибольшей доля школьников с удовлетворительной адаптацией (/60,50 ± 2,74/ % по сравнению с /44,37 ± 2,90/ % в средних и /43,97 ± 2,96/ % в старших классах, р < 0,001) и наименьшей — доля с неудовлетворительной адаптацией (/8,78 ± 1,58/ % по сравнению с /15,36 ± 2,11/ % в средних и /16,31 ± 2,20/ % в старших классах, р < 0,01) и срывом адаптации (/2,19 ± 0,82/ % по сравнению с /8,19 ± 1,60/ % в средних и /6,38 ± 1,46/ % в старших классах, р < 0,01).
Доля школьников с удовлетворительной адаптацией оказалась достоверно выше в 3-й группе по сравнению со 2-й и 1-й группами школьников (/56,43 ± 2,68/ %; /47,24 ± 3,91/ % и /45,50 ± 2,52/ % соответственно, р < 0,001). В этой же 3-й группе было существенно меньше детей с неудовлетворительной адаптацией (/9,94 ± 1,62/ % в отличие от /15,17 ± 1,82/ % обследуемых контрольной группы, р < 0,05). Количество учащихся с напряжением и срывом адаптации было примерно одинаковым во всех группах наблюдения (см. таблицу).
Полученные данные свидетельствуют, что имеются возрастные особенности процессов адаптации в зависимости от степени занятости физической культурой и спортом. Так, установлено, что среди школьников, не занимающихся спортом, доля детей с удовлетворительной адаптацией оказалась наибольшей в младшей возрастной группе (57,78 ± 4,25) %, в среднем школьном возрасте их было существенно меньше - (34,78 ± 4,05) % (р < 0,001), а среди старших школьников составила (43,97 ± 4,61) %. Напряжение адаптации встречалось с одинаковой частотой во всех возрастных группах. Что касается школьников с неудовлетворительной адаптацией, то их число было больше всего в среднем школьном возрасте (/20,29 ± 3,42/ % по сравнению с /8,89 ± 2,45/ % в младшем школьном возрасте, р < 0,001). Срыв адаптации также чаще фиксировался в среднем школьном возрасте. При этом наименьшая часть школьников со срывом адаптации была в младших классах: (2,22 ± 1,27) % по сравнению с (11,59 ± 2,72) % в среднем (р < 0,001) и с (7,76 ± 2,48) % в старшем школьном возрасте (р < 0,05 ).
У детей, самостоятельно занимающихся спортом, достоверных различий по степени адаптации в отдельных возрастных группах не наблюдалось, что свидетельствует об общем положительном влиянии физической активности на физиологи -ческие процессы в организме.
В то же время то обстоятельство, что в 3-й группе школьники с удовлетворительной адаптацией достоверно чаще встречались в младшем школьном возрасте, чем среди старшеклассников
16
ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (256)
(/66,67 ± 4,10/ % по сравнению с /42,86 ± 4,68/ %, р < 0,001), свидетельствует о воздействии на адаптационные процессы организма и других факторов, таких как растущие учебные нагрузки, возрастная перестройка организма школьников. Так, школьники с напряжением адаптации составили значительную часть старших школьников в отличие от младших (/35,71 ± 4,53/ % и с /22,73 ± 3,65/ % соответственно, р < 0,01).
Заключение. Таким образом, только половина школьников г. Уфы имеет удовлетворительную адаптацию. Выявлены различия степени адаптации в зависимости от физической активности и возраста школьников. Среди младших школьников было наибольшим по сравнению с другими возрастными группами число детей с удовлетворительной адаптацией, а наименьшим — доля с неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптации. Доля школьников с удовлетворительной адаптацией оказалась достоверно выше среди детей и подростков, занимающихся спортом.
ЛИТЕРАТУРА g
Баевский Р.М. и др. Оценка адаптационных возможностей j—^ организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский,
А.П. Берсенева. М., 1997. g
Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Фе- Vj
дерации //Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 9—14. О Кучма В.Р. Методология и методика оценки здоровьесбе-регающей деятельности общеобразовательных учреждений.
1—р
Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое благо- |—^ получие детей и подростков в современных условиях:
проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева ^^
//Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). ***
Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в современных условиях //Здоровье населения и —
среда обитания. 2013. № 5 (242). С. 23—25. 1—
Контактная информация:
Поварго Елена Анатольевна, тел.: 8 (917) 400-37-46, E-mail: [email protected]
Contact information: Povargo Elena, phone: 8 (917) 400-37-46, e-mail: [email protected]
УДК 613.95:371.7:001.1
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УКРАИНЕ
В.П. Стельмаховская, В.И. Берзинь Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, г. Киев, Украина
Рассмотрено развитие гигиенического воспитания детей и подростков как важной составляющей профилактической работы по гигиене детей и подростков в Украине. Показаны основные вопросы, которые решались гигиенистами детства при проведении научных исследований и практической деятельности по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: гигиеническое воспитание, дети и подростки, направления профилактической работы.
V.P. Stelmakchovskay, W.I. Berzin □ MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE PROBLEM-CREATING A HEALTHY LIFESTYLE CHILDREN □ National Pedagogical University of M. P. Dragomanov, Kiev, Ukraine; National Medical University, Kiev, Ukraine
In this article the development of the hygienic education of children and adolescents as one of the most important aspects of preventive work on hygiene of children and adolescents in Ukraine is presented. It is shown the main issues, which were discussed in scientific research and practical activity on hygienic education.
Key words: hygienic education, children and adolescents, health state.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков приобретает особую актуальность в современных условиях реформирования системы образования, роста информационной нагрузки, внедрения новых педагогических технологий [12]. Среди важных задач гигиенической науки и практики по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в современных условиях рассматривается проблема совершенствования их гигиенического воспитания [5, 7].
Материалы и методы исследования. Проведен анализ развития гигиенического воспитания детей и подростков как важной составляющей про-
филактической работы по гигиене детей и подростков в Украине.
Результаты и обсуждение. Вопросам гигиенического воспитания школьников уделялось внимание еще в период становления школьной гигиены как составляющей гигиены в конце XIX — начале ХХ вв. На это обращали внимание как известные гигиенисты, так и врачи земской медицины [1, 5]. Пироговским съездом в 90-х гг. XIX в., в работе которого принимали участие украинские гигиенисты, была создана комиссия по школьной гигиене и распространению гигиенических знаний [5]. Курс гигиены