Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка адаптационных возможностей организма студентов'

Гигиеническая оценка адаптационных возможностей организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукманова А.И., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р.

Проведена оценка адаптационного потенциала у 1237студентов медуниверситета. Установлено, что уровень адаптации у студентов 3 и 6 курсов выше, чем у студентов 1 курса обучения. Уровень адаптации у девушек был выше, чем у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукманова А.И., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of adaptation possibilities of organism of students

The assessment of adaptive capacity at 1237 students of medical university. Found that the level of adaptation of students 3 and 6 courses is higher than that of students of 1 course. The level of adaptation in girls was higher than boys.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка адаптационных возможностей организма студентов»

СЕНТЯБРЬ №9 (270) ЗНифО

41

УДК 613.955

g

g

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

А.И. Лукманова, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев

ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Уфа, Россия

Проведена оценка адаптационного потенциала у 1237студентов медуниверситета. Установлено, что уровень адаптации у студентов 3 и 6 курсов выше, чем у студентов 1 курса обучения. Уровень адаптации у девушек был выше, чем у юношей. Ключевые слова: студенты, адаптация.

A.I. Lukmanova, E.A. Povargo, T.R. Zulkarnayev □ HYGIENIC ASSESSMENT OF ADAPTATION POSSIBILITIES OF ORGANISM OF STUDENTS □ Bashkir state medical University of the Ministry of health of Russia, Ufa, Russia.

The assessment of adaptive capacity at 1237students of medical university. Found that the level of adaptation of students 3 and 6 courses is higher than that of students of 1 course. The level of adaptation in girls was higher than boys. Key words: students, adaptation.

Состояние здоровья любой социальной группы населения, в том числе и студенчества, является проблемой, требующей комплексного рассмотрения. Интенсивные психоэмоциональные нагрузки, связанные с усвоением учебного материала, способствуют снижению уровня адаптивных резервов организма, работоспособности, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям. В качестве интегрального показателя здоровья всё чаще рассматривают адаптационные возможности организма, которые отражают степень его динамического равновесия со средой [1—5]. Адаптивные реакции организма при этом оцениваются преимущественно по показателям системы кровообращения. Снижение адаптационных возможностей организма является прогностически неблагоприятным признаком и одной из ведущих причин возникновения и развития заболеваний [3].

Цель исследования — оценка уровня адаптации студентов медицинского вуза в зависимости от пола, возраста и курса обучения.

Материалы и методы. Обследовано 1 237 студентов Башкирского государственного медицинского университета, из них 898 девушек и 339 юношей в возрасте 18—23 лет. Уровень адаптации определяли с помощью расчетного интегрального показателя, характеризующего адаптационные резервы системы кровообращения — адаптационного потенциала (АП) по Р.М. Баевскому [3] по следующей формуле:

АП (в баллах) = 0,011(ЧСС) + + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + + 0,014 (возраст, годы) + + 0,009 (массе тела, кг) — — 0,009 (длина тела, см) — 0,27, где:

ЧСС — частота сердечных сокращений, мин;

САД — систолическое артериальное давление, мм рт. ст.;

ДАД — диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.

Уровень адаптации оценивался по следующим критериям (Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин, 1987): адаптация считалась удовлетворительной при значениях адаптационного потенциала не более 2,10 баллов; напряжение адаптации — при значениях от 2,11 до 3,20 баллов; неудовлетворительная адаптация — от 3,21 до 4,30 баллов и срыв адаптации — от 4,31 баллов и выше.

Результаты и обсуждение. В изучаемой выборке студентов значения адаптационного потенциала находится в пределах от 0,85 до 3,48 балла. Оценка полученных данных показала, что у 47,01 ± 2,13 % студентов наблюдается удовлетворительная адаптация; у 52,31 ± 2,01 % — напряжение адаптации и у 0,68 ± 2,91 % студентов отмечена неудовлетворительная адаптация.

Были выявлены различия по полу. Так, доля девушек с удовлетворительной адаптацией оказалась больше, чем юношей (49,88 ± 2,37 % по сравнению с 33,04 ± 5,75 %, р < 0,001).

42

ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (270)

Соответственно, среди юношей была выше доля с напряжением адаптации (66,37 ± 8,15 % по сравнению с 49,22 ± 2,37 % среди девушек, р < 0,001). Доля юношей и девушек с неудовлетворительной адаптацией оказалась примерно одинаковой (0,29 ± 0,77 % и 0,89 ± 3,33 % соответственно).

Выявлены различия и в зависимости от курса обучения (табл. 1). Доля студентов с удовлетворительной адаптацией была больше среди обучающихся на 3 и 6 курсах по сравнению с первокурсниками (54,39 ± 3,33 и 54,61 ± 4,18 % по сравнению с 36,67 ± 3,56 %, р < 0,001). Отмечено, что доля студентов с напряжением адаптации уменьшается к старшим курсам обучения с 62,72 ± 2,73 % на 1 курсе до 45,38 ± 4,58 % на 6 курсе (р < 0,001).

В результате анализа адаптационного потенциала в зависимости от пола и возраста было установлено, что к 23 годам увеличивается

доля студентов с удовлетворительной адаптацией: среди девушек с 39,80 ± 5,41 % в восемнадцатилетнем возрасте до 50,81+6,30% (р < 0,05), среди юношей — с 23,81 ± 9,52 % до 31,47 ± 11,59 %. Отмечены особенности и анализе в зависимости пола и курса обучения. Так, на 1 и 6 курсе доля юношей с удовлетворительной адаптацией меньше по сравнению с девушками (17,24+6,90% по сравнению с 41,29 + 3,97 %, р < 0,001 и 32,14 + 8,99 % по сравнению с 53,70 + 4,63%, р < 0,05), а на 3 курсе — достоверных различий не выявлено.

При сравнении показателей уровня адаптации уфимских студентов с московскими сверстниками [6] было отмечено, что доля студентов с удовлетворительной адаптацией в г. Уфе была меньше, а доля с адаптацией напряжения и неудовлетворительной адаптацией, наоборот, больше по сравнению с Москвой (табл. 2). Однако, у части студентов из Москвы наблюдается срыв адаптации, а у студентов из г. Уфы срыв адаптации не отмечался.

Заключение. Таким образом, доля девушек с удовлетворительной адаптацией достоверно больше по сравнению с юношами. Выявлены различия в зависимости от возраста

Таблица 1. Распределение студентов по уровню адаптации в зависимости от пола и курса обучения, %

Курс Пол Удовлетворительная адаптация Адаптация напряжения Неудовлетворительная адаптация

1-й Всего 36,67 ± 3,56 62,72 ± 2,73 0,60 ± 4,46

д 41,29 ± 3,97 49,33 ± 2,68 9,38 ± 4,93

ю 17,24 ± 6,903 74,14 ± 3,853 8,62 ± 7,25

3-й Всего 54,39 ± 3,33* 44,15 ± 3,69* 1,46 ± 4,90

д 49,86 ± 3,77 37,11 ± 4,22 13,03 ± 4,96

ю 37,90 ± 7,08 62,10 ± 5,533 —

6-й Всего 54,61 ± 4,18* 45,38 ± 4,58* -

д 53,70 ± 4,63 46,30 ± 4,99 -

ю 32,14 ± 8,991 67,86 ± 6,192 —

Примечание. р < 0,05* при сравнении показателей в зависимости от курса обучения; р < 0,051; р < 0,012; р < 0,0013 при сравнении показателей в зависимости от пола

Таблица 2. Сравнительная характеристика распределения по уровню адаптации студентов гг. Уфы и Москвы, %

Показатель Пол Удовлетворительная адаптация Адаптация напряжения Неудовлетворительная адаптация Срыв адаптации

Студенты г. Уфы д 49,88+2,37 49,23+2,38 0,89+3,33 -

ю 33,83+4,45 65,86+3,20 0,29+5,38 -

Студенты г. Москвы д 79,9 17,5 2,2 0,4

ю 73,2 22,0 4,4 0,4

g

S

и курса обучения. Так, доля студентов (вне зависимости от пола) с удовлетворительной адаптацией к 23 годам увеличивается. Установлено, что среди уфимских студентов доля с удовлетворительной адаптацией меньше, а с напряжением адаптации, наоборот, больше, чем среди московских.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов А.И. и др. Гигиеническая характеристика состояния адаптации у школьников города Уфы / А.И. Агафонов, А.Г. Масагутова, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев, А.Т.Зулькарнаева //Здоровье населения и среды обитания. 2014. № 7 (256). С. 14 —16.

2. Артеменков А.А. Методологические подходы к профилактике дезадаптивных состояний у студентов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 35—37.

3. Баевский Р.М. и др. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. М., 1997.

4. Горькавая А.Ю. и др. Показатели физического развития и адаптация сердечно - сосудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке / А.Ю. Горькавая, С.Н. Три-горлый, О.И. Кириллов //Гигиена и санитария. 2009. № 1 С. 58—60.

СЕНТЯБРЬ №9 (270) ЗНифО

43

г-Ь

5. Миннибаев Т.Ш. и др. Комплексная оценка состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Группы здоровья / Т.Ш. Миннибаев, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский, О.А. Савчук, К.Т. Тимошенко, С.В. Катенко //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 10 (259). С. 16—19.

6. Мишкова Т.А. Морфофункциональные особенности и адаптационные возможности современной студенческой молодёжи в связи с оценкой

физического развития: Автореф. ... канд. биол. наук. М., 2010. 24 с.

Контактная информация:

Поварго Елена Анатольевна, тел.: +7 (917) 400-37-46, e-mail: elena.povargo@mail.ru

Contact information: Povargo Elena, phone: +7 (917) 400-37-46, e-mail: elena.povargo@mail.ru

-V-

УДК: 616.932 : 614.4 : (470+571)

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ХОЛЕРОЙ В РОССИИ В ПЕРИОД СЕДЬМОЙ ПАНДЕМИИ. ОТ ОБЩЕЙ ТАКТИКИ ДО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБЪЕМА МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ РАЙОНИРОВАНИЯ СТРАНЫ ПО ТИПАМ ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ХОЛЕРЫ. СООБЩЕНИЕ I

Г.Г. Онищенко1, Э.А. Москвитина2, В.Д. Кругликов2

1Российская академия наук, г. Москва, Россия 2ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ростов-на-Дону, Россия

Даны основные этапы становления эпидемиологического надзора за холерой как профилактической меры предупреждения эпидемий и вспышек в России. При проведенном впервые в 1990-е годы районировании страны на уровне субъектов по типам эпидемических проявлений холеры были заложены его основы. Впервые была введена дифференцированная тактика эпидемиологического надзора на территориях, различных по типам эпидемических проявлений холеры.

Ключевые слова: холера, эпидемиологический надзор, тактика, районирование.

G.G. Onishchenko, E.A. Moskvitina, V.D. Kruglikov □ EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE OF CHOLERA IN RUSSIA DURING THE PERIOD OF THE SEVENTH PANDEMIC. FROM GENERAL TACTICS TO DIFFERENTIAL ACTIVITIES WITH REGARD TO COUNTRY ZONING ACCORDING TO TYPES OF EPIDEMIC CHOLERA MANIFESTATIONS. MESSAGE I □ Governmental Establishment of the Russian Federation, Moscow, Russia; FPHI (Federal Public Healthcare Institution) «Rostov-on-Don Research Anti-plague Institute» of Federal Service on Supervision in the Sphere of Consumer Rights Protection and Human Welfare of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia.

In this work the main stages of the epidemiological surveillance of cholera as preventive measure of epidemic and outbreak precaution in Russia are presented. Its foundations were laid in 1990-s with the first zoning of the country constituencies by types of epidemic manifestations of cholera. For the first time the differentiated tactics of epidemiological surveillance was introduced in the areas with different types of epidemic manifestations of cholera. Key words: cholera, epidemiological surveillance, tactics, zoning.

В современный период эпидемиологический надзор за инфекционными болезнями с учетом его теоретических основ — механизма передачи возбудителей инфекций [4], учения об эпидемическом процессе [3], социально-экологической концепции [13], методических приемов (эпидемиологический анализ и диагностика), действующих в стране законодательных и нормативных

документов — является одной из наиболее прогрессивных форм противоэпидемической деятельности, научно-организационной основой управления эпидемическим процессом. Эпидемиологическому надзору за холерой, как одному из действенных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения осложнений эпидемиологической обстановки, на наш взгляд, нет альтернативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.