ing and improving adolescent health)" [Strategiya «Zdorov'e i razvitie podrostkov Rossii (garmonizatsiya Evropeyskikh i Ros-siyskikh podkhodov k teorii i praktike okhrany i ukrepleniya zdorov'yapodrostkov)»]. Moscow; 2010. (in Russian)
3. Aseev V.G. Motivational mechanisms of a healthy lifestyle. In: Vocational hygienic training. Formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and youth: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on 15-17 May 2006 [Professional'noe gigienicheskoe obu-chenie. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detey, podrostkov i molodezhi: Materialy Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 15-17 May 2006]. Moscow; 2006: 38-9. (in Russian)
4. Leonov A.V., Abanin A.M., Bogomolova E.S., Chekalova S.A., Kosjuga S.Ju. Ways to improve healthy lifestyles pupils at present. In: Materials I Congress of the Russian Society of school and university of medicine and health. February 21-22, 2008 [Materialy I kongressa Rossiyskogo obshchestva shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. February 21-22, 2008]. Moscow; 2008: 102-3. (in Russian)
5. Orlova T.A., Cheljadina E.V., Tarasova R.N. et al. Study the causes of low ratings of healthy lifestyles among young people of the city of Lipetsk. In: Vocational hygienic training. Formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and youth: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation on 15-17 May 2006 [Professional'noe gigienicheskoe obuchenie. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detey, podrostkov i molodezhi: Materialy Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 15-17May 2006]. Moscow; 2006: 68-9. (in Russian)
6. Rafikova A.R., Loseva I.I. Problems offormation of healthy lifestyle in children as a reflection of the behavior of adults. In: Materials I Congress of the Russian Society of school and university of medicine and health. February 21-22, 2008 [Materialy I kongressa Rossiyskogo obshchestva shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. February 21-22, 2008]. Moscow; 2008: 148-9. (in Russian)
Поступила 24.11.12 Received 24.11.12
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УдК 613.955:572.51]-057.874
Поварго Е.А.1, Зулькарнаева А.Т.1, Зулькарнаев Т.Р.1, ОвсянниковаЛ.Б.1, Агафонов А.И.1, АхметшинаР.А.2
региональные особенности физического развития школьников уфы
'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России», 450005, Уфа; 2Управление Роспотребнадзо-ра по Республике Башкортостан, 450083, Уфа
Изучено физическое развитие 4550 школьников Уфы в возрасте от 8 до 16 лет. Отмечено, что почти треть школьников имеют дисгармоничное физическое развитие. Доля детей с избытком массы тела превышает долю детей с дефицитом массы тела в 2 раза. Установлено, что у современных школьников средней и старшей возрастных групп отмечаются более высокие показатели длины и массы тела, чем у их сверстников в конце ХХ века, а у младших школьников показатели выше, чем у сверстников в 2004 г.
Ключевые слова: дети; физическое развитие.
Povargo E.A.1, Zulkarnaeva A.T.1, Zulkarnaev T.R.1, Ovsyannikova L.B.1, Agafonov A.I.1, Akhmetshina R.A.2 — REGIONAL FEATURES OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN THE CITY OF UFA
1Bashkir State Medical University, Ufa, Russian Federation, 450005; 2Directorate of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights protection and Human Welfare in the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation, 450083
There was studied the physical development of4550 schoolchildren of the city of Ufa at the age from 8 to 16 years. Almost a third of the students was noted to have disharmonious physical development. The proportion of children with excess of body weight exceeds the proportion of underweight children in 2 times. Modern schoolchildren of middle and senior age groups were established to have higher indices of height and weight in comparison with peers at the end of twentieth century, and in younger schoolchildren the indices are higher than in their peers in 2004.
Key words: children; physical development.
Значение исследований роста и развития подрастающего поколения для гигиены детей и подростков неоспоримо [1, 2, 6, 7]. Уровень физического развития, отражающий влияние факторов внешней среды на развивающийся организм, служит объективным критерием изменений в детском организме. Систематические наблюдения за ростом и развитием являются важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения. Одно из наиболее актуальных направлений исследований - установление сдвигов показателей физического развития детей
для корреспонденции: Поварго Елена Анатольевна, elena. povargo@mail.ru
For correspondence: Povargo Elena, elena.povargo@mail.ru
и подростков во времени, характеристика морфологических изменений в развитии популяции от поколения к поколению [6].
Считают, что в настоящее время акселерация завершена, но в последние годы появились данные, свидетельствующие об активации процессов акселерации, сопровождающиеся дисгармоничностью физического развития [2]. В связи с этим в рамках социально-гигиенического мониторинга особенно актуальным становится регулярное отслеживание тенденций в физическом развитии детей в различных регионах России [1].
Цель исследования - изучение особенностей физического развития школьников в крупном промышленном городе.
Материалы и методы
Исследования были проведены в 2010-2011 гг. на базе 10 общеобразовательных учреждений Уфы. Объектом изучения явились 4550 школьников (48,6% мальчиков и 51,4% девочек) в возрасте от 8 до 16 лет. Показатели физического развития детей, такие как длина и масса тела, окружность грудной клетки, изучали по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [3].
результаты и обсуждение
При оценке физического развития центильным методом с использованием региональных центильных таблиц установлено, что большинство (43,4%) обсле-
дованных школьников имели средний уровень физического развития, у 22% детей уровень физического развития был выше среднего, у 12% - высокий и у 11,5% - очень высокий. Показатели у 7,7% детей и подростков оценивали как ниже средних, у 2,7% - как низкие и у 0,7% - как очень низкие. Отмечено, что доля мальчиков с очень высокими показателями физического развития в 2 раза выше, чем доля девочек (15,5% по сравнению с 7,5% среди девочек; р < 0,05). В то же время доля школьников со средним уровнем физического развития достоверно больше среди девочек (47,9% по сравнению с 39% среди мальчиков; р < 0,05). Другие варианты физического развития встречались примерно с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек.
Показатели физического развития школьников Уфы (М ± т)
Показатель Возраст, Мальчики Девочки
годы 1998 г. (1) 2004 г. (2) 2011 г. (3) Р 1998 г. (1) 2004 г. (2) 2011 г. (3) р
Длина 8 131,75 ± 0,45 128,02 ± 0,26 129,51 ± 0,39 р1-3 < 0,001, 130,06 ± 0,45 126,94 ± 0,25 127,62 ± 0,38 р1-3<0,001
тела, см Р2-3 < 0,01
9 137,70 ± 0,58 133,06 ± 0,31 134,53 ± 0,39 р1-3<0,001, Р2-3 < 0,01 138,21 ± 0,44 132,13 ± 0,30 133,78 ± 0,49 р1-3<0,001, Р2-3 < 0,01
10 141,73 ± 0,63 138,22 ± 0,33 140,10 ± 0,50 Р1-3<0,05, Р2-3<0,01 141,38 ± 0,56 137,14 ± 0,35 139,43 ± 0,52 р1_3<0,01, р2-3<0,001
11 146,76 ± 0,76 141,90 ± 0,46 145,63 ± 0,43 р2-3<0,001 146,94 ± 0,69 142,46 ± 0,48 146,25 ± 0,44 р2-3<0,001
12 148,00 ± 0,67 н.и. 151,04 ± 0,49 р1-3 < 0,001 148,94 ± 0,59 Н.и. 152,71 ± 0,44 р1-3 < 0,001
13 154,16 ± 0,59 н.и. 157,49 ± 0,57 р1-3 < 0,001 155,23 ± 0,66 н.и. 157,90 ± 0,44 р.-а < 0,01
14 159,92 ± 0,47 н.и. 164,15 ± 0,56 р1-3 < 0,001 162,52 ± 0,68 н. и. 160,69 ± 0,42 р,-3 < 0,05
15 164,06 ± 0,64 н.и. 170,90 ± 0,52 р1-3 < 0,001 164,73 ± 0,57 н.и. 162,55 ± 0,41 р1-3<0,01
16 169,45 ± 0,63 н.и. 174,40 ± 0,51 р1-3 < 0,001 165,50 ± 0,65 н.и. 163,40 ± 0,44 р1-3 < 0,01
Масса 8 27,21 ± 0,92 26,78 ± 0,24 28,59 ± 0,41 р2-3 < 0,001 27,14 ± 0,92 25,53 ± 0,22 25,57 ± 0,35
тела, кг 9 30,70 ± 0,90 29,24 ± 0,28 31,59 ± 0,46 р2-3 < 0,001 30,23 ± 0,80 28,55 ± 0,29 30,17 ± 0,46 Р2-3 < 0,01
10 35,80 ± 0,73 33,03 ± 0,35 35,38 ± 0,57 р2-3<0,001 33,67 ± 0,84 31,73 ± 0,36 33,71 ± 0,52 р2-3 < 0,001
11 37,71 ± 0,85 35,06 ± 0,50 39,36 ± 0,52 р2-3<0,001 38,11 ± 0,65 34,63 ± 0,49 38,62 ± 0,53 р2-3 < 0,001
12 40,55 ± 0,87 н. и. 42,96 ± 0,58 Р1-3 < 0,05 40,85 ± 0,74 н.и. 43,20 ± 0,57 р1-3 < 0,05
13 44,12 ± 0,78 н.и. 48,11 ± 0,77 р1-3 <0 ,001 44,27 ± 0,69 н.и. 49,09 ± 0,61 р1-3 < 0,001
14 49,53 ± 0,83 53,40 ± 0,72 р1-3 < 0,001 49,59 ± 0,75 н.и. 50,89 ± 0,57
15 53,32 ± 0,85 н. и. 60,01 ± 0,81 р,-3 < ,001 52,57 ± 0,78 н.и. 53,56 ± 0,65
16 58,08 ± 0,79 н. и. 62,22 ± 0,76 р1-3 < 0,001 54,99 ± 0,81 н.и. 55,40 ± 0,60
Окруж- 8 62,33 ± 0,93 61,87 ± 0,23 63,08 ± 0,37 р2-3 < 0,01 61,02 ± 0,62 59,84 ± 0,21 61,44 ± 0,90 р2-3 < 0,01
ность грудной клетки, 9 66,00 ± 0,59 63,72 ± 0,24 65,08 ± 0,42 р2-3<0,01 64,81 ± 0,50 61,97 ± 0,24 62,05 ± 0,35 р1-3 < 0,001, р2-3<0,01
см 10 67,72 ± 0,70 66,22 ± 0,30 67,56 ± 0,51 р2-3<0,05 66,40 ± 0,48 64,18 ± 0,30 63,75 ± 0,43 р1-3<0,001, р2-3<0,001
11 69,17 ± 0,50 67,26 ± 0,42 70,11 ± 0,47 р2-3 < 0,001 68,05 ± 0,37 65,59 ± 0,39 66,51 ± 0,44 р,-3 < 0,01, р2-3<0,001
12 71,51 ± 0,64 н. и. 72,85 ± 0,43 71,30 ± 0,55 н. и. 70,09 ± 0,51
13 74,83 ± 0,57 н. и. 74,80 ± 0,58 76,48 ± 0,52 н. и. 73,03 ± 0,46 р1-3 < 0,001
14 80,91 ± 0,59 н. и. 77,26 ± 0,50 р1-3 < 0,001 80,67 ± 0,49 н. и. 76,39 ± 0,48 р1-3 < 0,001
15 81,36 ± 0,67 н. и. 82,14 ± 0,54 81,87 ± 0,58 н. и. 77,52 ± 0,47 р1-3 < 0,001
16 н. и. н. и. 83,28 ± 0,51 н. и. н. и.
Примечание. н.и. - не исследовали
Гармоничное физическое развитие имели 69,8% учащихся, у 25,6% учеников физическое развитие оценивалось как дисгармоничное и у 4,6% - как резко дисгармоничное; при этом достоверных различий по полу не выявлено. Доля детей с избытком массы тела превышала долю детей с дефицитом массы тела в 2 раза и составила 19% против 9,4% (р < 0,05). Такая картина была характерна как для мальчиков, так и для девочек.
При сравнении средних величин показателей физического развития установлено, что мальчики 7 и 8 лет достоверно выше своих сверстников (р < 0,05), в возрасте 9-11 лет длина тела у мальчиков и девочек статистически не различается, в 12 лет девочки становятся выше мальчиков (р < 0,05), затем различия вновь сглаживаются. Начиная с 14 лет юноши значительно опережают в росте девушек: различия составляют от 3,5 см в 14 лет до 13,8 см в 18 лет (р < 0,001).
Масса тела у мальчиков достоверно больше, чем у девочек во всех возрастных группах, кроме 11, 12 и 13 лет, когда различия оказались статистически незначимыми. Окружность грудной клетки у мальчиков также больше, чем у их сверстниц; исключение составили возрастные группы 7, 10, 11 и 12 лет, когда достоверных различий показателей нет, а в возрасте 13 лет окружность грудной клетки у девочек больше, чем у мальчиков (р < 0,05).
С целью выявления изменений антропометрических показателей у детей школьного возраста за последние годы показатели современных школьников Уфы были сопоставлены с ранее полученными результатами [4, 5] (см. таблицу).
Сравнительный анализ данных показал, что современные школьники старше 12 лет имеют достоверно большие показатели длины тела, чем их сверстники в 1998 г. В возрасте 8-10 лет как мальчики, так и девочки имеют более низкие показатели по сравнению со сверстниками в 1998 г., но по сравнению с данными 2004 г. длина тела у младших школьников стала достоверно выше. И только у школьников в возрасте 11 лет она практически не изменилась.
Средние показатели массы тела современных школьников в младших возрастных группах (8-11 лет) практически совпадают со значениями у их сверстников в 1998 г., но достоверно выше, чем у сверстников в 2004 г. Современные юноши 12-16 лет и девушки 12-13 лет имеют достоверно более высокие показатели массы тела по сравнению с аналогичными показателями в 1998 г.
Изменения окружности грудной клетки имеют особенности в зависимости от пола обследуемых. Так, у школьников мужского пола средние величины были примерно равны таковым в 1998 г. и только у юношей в возрасте 14 лет они достоверно снизились. У девочек в большинстве возрастных групп, за исключением школьниц 8 и 12 лет, отмечено значительное уменьшение окружности грудной клетки. Полученные данные согласуются с тенденцией к астенизации, на которую указывают многие авторы [1, 6, 7]. Эти процессы в большей степени выражены у девочек. И только при сравнении показателей с данными 2004 г. в младшем школьном возрасте отмечается некоторое увеличение окружности грудной клетки как у мальчиков, так и у девочек.
Заключение
У современных школьников средней и старшей возрастных групп по сравнению с их сверстниками в конце ХХ века отмечаются более высокие показатели длины и массы тела на фоне уменьшения или сохранения
на прежнем уровне показателей окружности грудной клетки. Тенденция к увеличению показателей физического развития отмечена и у младших школьников: их показатели были ниже, чем у их сверстников в 1998 г., но по сравнению с данными 2004 г. наблюдается их прирост.
Отмечено, что значительная часть (30,2%) школьников Уфы имеет дисгармоничное физическое развитие; при этом доля детей с избытком массы тела превышает долю детей с дефицитом массы тела в 2 раза.
Литер ату р а
1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ямпольская Ю.А. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий. Гигиена и санитария. 2009; 2: 18-20.
2. Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Платонова А.Г. Физическое развитие московских и киевских школьников. Гигиена и санитария. 2011; 1: 75-80.
3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., ред. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): Практическое руководство. т. 1. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2006.
4. Поварго Е.А., Зигитбаев Р.Н., Шубина Х.З., Ямалетдинов А.Ш., Зулькарнаев Т.Р. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста. Гигиена и санитария. 2007; 4: 71-2.
5. Стандарты физического развития детей школьного возраста города Уфы. Уфа; 1998.
6. Баранов А.А., Кучма В.Р., ред. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей. М.; 1999.
7. Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков в России. Российский педиатрический журнал. 2005; 2: 30-8.
References
1. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Yampol'skaya Yu.A. Trends in the growth and development of Moscow schoolchildren in their late teens to the Millennium. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 1820 (in Russian).
2. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Platonova A.G. Physical development of the Moscow and Kiev schoolchildren. Gigiena i sani-tariya. 2011; 1: 75-80 (in Russian).
3. Baranov A.A., Shcheplyagina L.A., ed. Physiology of growth and development of children and adolescents (theoretical and clinical issues): A Practical Guide. [Fiziologiya rosta i razvitiya detey i podrostkov]. (teoreticheskie i klinicheskie voprosy): Praktiches-koe rukovodstvo]. vol. 1. Moscow: GEOTAR-Media; 2006 (in Russian).
4. Povargo E.A., Zigitbaev R.N., Shubina Kh.Z., Yamaletdinov A.Sh., Zul'karnaev T.R. The main trends in the physical development of children of primary school age. Gigiena i sanitariya. 2007; 4: 71-2 (in Russian).
5. Standards ofphysical development of school-age children of the city of Ufa. [Standarty fizicheskogo razvitiya detey shckol'nogo vozrasta goroda Ufy]. Ufa; 1998 (in Russian).
6. Baranov A.A., Kuchma V.R., ed. Methods of study of the physical development of children and adolescents in a population monitoring: a guide for physicians. Moscow; 1999 (in Russian).
7. Yampol'skaya Yu.A., Godina E.Z. Status, trends and outlook of the physical development of children and adolescents in Russia. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2005; 2: 30-8 (in Russian).
Поступила 24.05.12 Received 24.05.12