Научная статья на тему 'Физическое развитие школьников г. Уфы'

Физическое развитие школьников г. Уфы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
384
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зулькарнаева А. Т., Поварго Е. А., Зулькарнаев Т. Р.

Изучены показатели физического развития 4696 школьников г. Уфы в возрасте от 7 до 18 лет. Установлена асимметрия показателей длины тела со значительным представительством школьников с высоким и очень высоким ростом, причем эта тенденция более выражена среди мальчиков. Отмечено, что для современных школьников характерна выраженная дисгармонизация развития. Почти третья часть школьников имеет дисгармоничное физическое развитие. Доля детей с избытком массы тела в 2 раза превышает долю детей с дефицитом массы тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зулькарнаева А. Т., Поварго Е. А., Зулькарнаев Т. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN UFA

The physical development of 4696 pupils of Ufa at the age from 7 to 18 years has been studied. Asymmetry of body length indicators with considerable prevalence of tall and very tall schoolchildren has been established, and this tendency is more expressed among boys. It has been noted that modern schoolchildren are characterized by pronounced disharmonisation of development. Almost a third of schoolchildren have disharmonycal physical development. The proportion of children with excessive body weight exceeds the proportion of underweight children in 2 times.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие школьников г. Уфы»

Средний возраст мужчин, умерших от злокачественных опухолей, по сравнению с женской популяцией выше при раке гортани -67,33±1,78 и 62,00±3,74 года в 2001г. соответственно и 64,50±2,38 года в 2010г. у мужчин (женщин, умерших от рака гортани в 2010 г., нет).

Выводы

1. За период с 2001 по 2010 гг. наметилась тенденция к снижению смертности от ЗН как в РБ (СТС 0,87%), так и в г. Уфе (СТС

1,02%).

2. Средний возраст умерших от злокачественных опухолей увеличился в РБ с 64,12±0,17 года в 2001 г. до 65,34±0,18 года в 2010 г.; в г. Уфе с 65,89±0,29 до 67,44±0,29 года соответственно.

3. За анализируемый период среди всех умерших от ЗН на долю мужчин приходится 56,5 и 53,4%; женщин - 43,5 и 46,6% в РБ и г. Уфе соответственно.

4. Средний возраст умерших от ЗН за 10 лет увеличился среди мужчин с 63,67±0,20 до 65,3±0,18 года и с 65,32±0,36 до 67,02±0,37 года в РБ и г. Уфе соответственно и среди

женщин с 64,73±0,27 до 65,73±0,30 года и с 66,62±0,48 до 67,82±0,43 года.

5. За 10 лет наибольшее число умерших от ЗН мужчин в РБ в 2001г. было зафиксировано в возрастной группе от 60 до 69 лет, в

2010 г. - от 70 до 79 лет; женщин как в 2001г., так и в 2010г. в возрастной группе от 70 до 79 лет. В г. Уфе максимальное число смертельных случаев от ЗН за анализируемый период приходится на возрастную группу у мужчин от 60 до 69 лет и у женщин - от 70 до 79 лет.

6. За анализируемый период в наиболее

молодом возрасте умирали в РБ от: злокачественных лимфом - 57,47±1,44 года, злокачественных опухолей костей и соединительной ткани - 55,00±2,69 года, меланомы -

59,31±2,12 года; в г. Уфе от: меланомы 62,50±3,04 года, злокачественной лимфомы 61,02±2,53 года, шейки матки 61,73±2,67 года.

7. При сравнении среднего возраста умерших от ЗН среди мужчин и женщин по нозологии следует отметить, что он выше у женщин при ЗН: пищевода, желудка, легкого, мочевого пузыря, прямой кишки и ниже при раке гортани (причем в г. Уфе умерших от рака гортани женщин нет).

Сведения об авторах статьи:

Кудряшова Любовь Николаевна - к.м.н., зав. отделением паллиативной помощи Республиканского клинического онкологического диспансера, главный внештатный онколог г. Уфы, доцент кафедры онкологии с курсами онкологии и патологической анатомии ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минзравсоцразвития России. Адрес: 450075, г. Уфа, Пр. Октября, 73/1. Тел.: 7 (3472) 48-53-03. Е-mail: kudryashova-lyubov-777

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксель, Е.М. Статистика заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в 2000г. / Е. М. Аксель, М.И. Давыдов // Злокачественные новообразования в России и странах СНГ в 2000 г. - М., 2002. - С. 85-106.

2. Ганцев, Ш.Х. Медицинское Сколково в Башкирии // Инновационный Башкортостан. - 2011. - №3(10). - С. 22-25.

3. Давыдов, М.И. Заболеваемость злокачественными новообразованиями и смертность от них в странах СНГ в 2005 г / М. И. Давыдов, Е. М. Аксель // Вестник Российской академии медицинских наук: - 2007. - N° 11. - С. 45-49.

4. Давыдов, М.И. Онкология: учебник для студентов медицинских вузов/ М.И. Давыдов, Ш.Х.Ганцев. - М.: ООО «ГЭОТАР -Медиа», 2010. - 920 с.

5. Заболеваемость населения России злокачественными новообразованиями в 2000 г. / В.В. Старинский и др // Российский онкологический журнал. - 2002. - № 3. - С.41-42.

6. Кудряшова, Л.Н. Смертность от злокачественных новообразований населения Республики Башкортостан и города Уфы за 2001 - 2010гг. /Л.Н. Кудряшова, Л.Р. Назмиева, Д.М. Габитова // Креативная онкология и хирургия - [электр. журнал.] - 2012. -еопсозищ.сот/?р=1924тоге-1924.

7. Харисова И.М., Шарафутдинова Н.Х. Статистические методы в медицине и здравоохранении: учебно-методическое пособие. -Уфа, 1999. - 146с.

УДК 616-053.5-071 .:612.6:613.955(1-21)

© А.Т. Зулькарнаева, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев, 2012

А.Т. Зулькарнаева, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ Г. УФЫ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

Изучены показатели физического развития 4696 школьников г. Уфы в возрасте от 7 до 18 лет. Установлена асимметрия показателей длины тела со значительным представительством школьников с высоким и очень высоким ростом, причем эта тенденция более выражена среди мальчиков. Отмечено, что для современных школьников характерна выраженная дисгар-монизация развития. Почти третья часть школьников имеет дисгармоничное физическое развитие. Доля детей с избытком массы тела в 2 раза превышает долю детей с дефицитом массы тела.

Ключевые слова: дети, физическое развитие

A.T. Zulkamaeva, E.A. Povargo, T.R. Zulkamaev THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN UFA

The physical development of 4696 pupils of Ufa at the age from 7 to 18 years has been studied. Asymmetry of body length indicators with considerable prevalence of tall and very tall schoolchildren has been established, and this tendency is more expressed among boys. It has been noted that modern schoolchildren are characterized by pronounced disharmonisation of development. Almost a third of schoolchildren have disharmonycal physical development. The proportion of children with excessive body weight exceeds the proportion of underweight children in 2 times.

Key words: children, physical development

Физическое развитие - интегральный показатель здоровья ребенка, оно отражает процессы роста и развития в изменяющихся условиях среды обитания. Высокая информативность показателей физического развития детей обусловила их включение во многие информационно-аналитические системы социально- и эколого-гигиенического мониторинга [2, 3, 5]. Установлено, что в состоянии физического развития подростков в последние годы наблюдается отсутствие прироста размерных признаков и кардинальных изменений в уровне биологической зрелости, уменьшение доли лиц с нормальным физическим развитием и рост числа отклонений [1].

Изучение особенностей роста и развития детей в меняющихся социальноэкономических условиях относится к числу ключевых проблем профилактической медицины на современном этапе.

Цель исследования: выявить особенности физического развития школьников крупного промышленного города на современном этапе.

Материал и методы

Исследования были проведены в 2010-

2011 гг. на базе 10 общеобразовательных учреждений г. Уфы. Объектом изучения явились 4696 школьников, из них 48,9% мальчиков и 51,1% девочек в возрасте от 7 до 18 лет. Физическое развитие детей изучалось по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [4]. Программа исследования включала измерение и анализ тотальных размеров тела (длина, масса тела, окружность грудной

клетки). Оценка полученных данных проведена с помощью региональных центильных таблиц (Уфа, 2012). Рассчитывались средние арифметические величины (М) и квадратические ошибки средних (т). Оценка достоверности результатов исследования проводилась при помощи критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Изучение возрастно-половых закономерностей морфофункционального развития школьников позволило выявить увеличение с возрастом абсолютных значений средних величин морфологических показателей (табл. 1 и 2). Определены гендерные особенности физического развития школьников. Установлено, что мальчики 7 и 8 лет достоверно выше своих сверстниц (р<0,05), в возрасте 9-11 лет длина тела у мальчиков и девочек статистически не различается, только в 12 лет девочки становятся выше мальчиков (р<0,05), затем различия вновь сглаживаются. Начиная с 14 лет юноши значительно опережают в росте девушек: различия составляют от 3,46 см в 14 лет до 13,85 см в 18 лет (р<0,001).

Масса тела мальчиков достоверно выше, чем у девочек во всех возрастных группах, кроме 11, 12 и 13 лет, когда различия оказались статистически не значимыми.

Окружность грудной клетки у девочек больше, чем у мальчиков только в тринадцатилетнем возрасте (р<0,05), в остальные возрастные периоды либо нет достоверных различий (в 7, 10, 11 и 12 лет), либо окружность грудной клетки у мальчиков больше, чем у сверстниц.

Показатели физического развития мальчиков школьного возраста г. Уфы

Таблица 1

Показатели Воз-раст, лет Число случаев M m(M) ±а r Ry/x ±a(R) Р25 Р50 Р75

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Длина тела, см 7 149 125,40 0,62 5,03 120,00 124,00 128,00

8 222 129,51 0,39 5,76 126,00 129,00 133,00

9 216 134,53 0,39 5,76 130,95 135,00 138,00

10 168 140,10 0,50 6,49 136,00 140,75 144,13

11 242 145,63 0,43 6,66 141,00 146,00 150,00

12 243 151,04 0,49 7,64 145,75 150,00 156,65

13 207 157,49 0,57 8,22 151,25 157,25 163,00

14 227 164,15 0,56 8,47 159,00 164,00 169,50

15 217 170,90 0,52 7,73 167,00 172,00 176,50

16 174 174,40 0,51 6,77 169,13 175,00 179,75

17 169 176,30 0,50 6,54 171,50 176,00 181,25

18 62 177,84 1,08 8,49 174,00 179,00 183,00

_2_

_7_

_8_

_9_

І0

21

12

И

ІІ

25

16

17

Ї8

7_

_8_

_9_

І0

21

І2

Л

Л

25

16

17

18

зра

лет

_7_

_8_

_9_

10

11

12

Л

Л

15

16

Л

18

7

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_9_

10

11

12

Л

Л

15

16

Л

18

х

_8_

_9_

10

11

12

Л

Л

15

16

17

18

10

11

12

149

26,20

0,51

4,13

0,53

0,44

3,49

21,63

23,88

27,08

222

28,59

0,41

6,17

0,69

0,74

4,44

24,10

27,00

31,60

216

31,59

0,46

0,69

0,82

4,90

27,00

30,00

34,50

168

35,38

0,57

7,34

0,63

0,71

5,71

29,78

34,10

38,65

242

39,36

0,52

8,15

0,66

0,81

6,11

33,33

37,40

44,48

243

42,96

0,58

0,61

0,73

7,17

36,20

42,00

47,35

207

48,11

0,77

11,14

0,62

0,83

8,79

40,43

46,35

53,23

227

53,40

0,72

10,83

0,58

0,74

8,82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45,00

52,00

60,75

217

60,01

0,81

11,92

0,60

0,93

9,55

51,90

58,60

65,80

174

62,22

0,76

9,97

0,55

0,81

8,34

56,93

61,00

66,00

169

65,25

0,76

9,91

0,52

0,79

8,46

58,00

63,80

71,30

62

67,97

1,31

10,32

0,60

0,73

8,27

60,00

66,70

74,38

149

61,05

0,57

4,62

0,32

0,30

4,38

57,00

59,00

61,75

222

63,08

0,37

5,56

0,51

0,49

4,79

59,00

61,00

65,00

216

65,08

0,42

6,17

0,58

0,62

5,05

61,00

64,00

68,00

168

67,56

0,51

6,64

0,48

0,49

5,84

63,00

66,00

70,00

242

70,11

0,47

7,30

0,49

0,54

6,37

65,00

68,25

74,00

243

72,85

0,43

6,76

0,41

0,37

6,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68,00

72,00

76,00

207

74,

0,58

8,35

0,44

0,45

7,50

69,00

73,50

78,00

227

77,26

0,50

7,56

0,40

0,36

6,94

72,00

77,00

82,00

217

82,14

0,54

7,94

0,39

0,33

7,33

77,00

81.00

86,00

174

83,28

0,51

6,75

0,35

0,35

6,33

80,00

84,00

88,00

169

86,52

0,50

6,56

0,27

0,27

6,31

82,00

86,00

91,00

62

88,99

0,93

7,34

0,33

0,29

6,92

83,25

89,00

94,00

3

4

5

6

7

8

9

6

9

Показатели физического развития девочек школьного возраста г. Уфы

Таблица 2

Число

случаев

М

т(М)

±а

Я,

■у/х

±°да

Р25

Р50

Р75

133

123,36

0,65

5,47

119,25

122,00

126,75

215

127,62

0,38

5,63

124,00

127,00

131,00

198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

133,78

0,49

6,94

128,50

133,75

138,00

190

139,43

0,52

7,14

135,00

139,00

144,00

225

146,25

0,44

6,66

141,00

146,00

151,00

289

152,71

0,44

7,47

147,50

153,00

157,00

240

157,90

0,44

6,82

154,00

158,00

162,00

241

160,69

0,42

6,56

156,38

160,00

165,00

214

162,55

0,41

5,98

159,00

162,00

167,00

224

163,40

0,44

6,52

159,00

163,00

167,00

171

163,82

0,48

6,31

160,00

163,00

168,00

60

163,99

0,89

6,89

159,8

163,00

168,13

133

24,62

0,50

4,22

0,62

0,48

3,32

21,00

23,75

26,38

215

25,57

0,35

5,06

0,68

0,61

3,73

23,50

25,90

28,75

198

30,17

0,46

6,53

0,70

0,66

4,69

25,30

28,40

33,75

190

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33,71

0,52

7,19

0,64

0,64

5,54

28,50

32,00

38,00

225

38,62

0,53

7,92

0,64

0,76

6,11

32,90

37,60

43,00

289

43,20

0,57

9,73

0,66

0,87

7,27

36,00

41,60

49,00

240

49,09

0,61

9,43

0,54

0,75

7,94

42,10

48,00

55,20

241

50,89

0,57

8,86

0,54

0,73

7,47

45,00

49,70

56,73

214

53,56

0,65

9,47

0,35

0,56

8,87

47,80

52,00

58,00

224

55,40

0,60

8,92

0,43

0,59

8,05

50,00

54,85

59,50

171

56,02

0,74

9,67

0,39

0,60

8,90

49,00

54,50

61,00

60

53,53

0,81

6,29

0,69

0,63

4,58

49,95

53,60

59,00

133

59,79

0,53

4,45

0,32

0,26

4,21

56,00

58,00

61,00

215

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61,05

0,35

0,51

0,46

4,36

58,00

60,00

63,00

198

63,75

0,43

0,51

0,45

5,22

60,00

63,00

66,38

190

66,51

0,44

6,13

0,47

0,40

5,42

62,00

65,00

70,00

225

70,09

0,51

7,59

0,47

0,54

6,68

64,00

69,00

74,00

289

73,03

0,46

7,76

0,45

0,47

6,92

67,00

72,50

78,00

240

76,39

0,48

7,46

0,34

0,38

7,01

72,00

76,00

80,00

241

77,52

0,47

7,30

0,30

0,34

6,96

73,00

78,00

81,50

214

79,40

0,51

7,41

0,22

0,28

7,22

74,25

79,00

83,00

224

81,78

0,41

6,18

0,29

0,29

6,16

78,00

82,00

85,00

171

81,79

0,54

7,05

0,27

0,30

78,00

82,00

85,00

60

81,97

0,85

6,61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,36

0,34

6,17

76,00

81,50

85,00

г

5

6

6,

У современных школьников на основе непараметрического центильного анализа выявлена асимметрия показателей длины тела с преобладанием доли школьников с высоким и очень высоким ростом. Так, если большинство обследованных школьников имели средний уровень физического развития (43,4%), то у 22,0% детей уровень физического развития был выше среднего, у 12,0 % - высокий и у

11,5% - очень высокий. При этом доля мальчиков с очень высокими показателями физического развития в 2 раза выше, чем аналогичная доля девочек (15,5% по сравнению с 7,5% среди девочек, р<0,05). В то же время выяснилось, что школьников со средним уровнем физического развития достоверно больше среди девочек (47,9% по сравнению с 39,0% среди мальчиков, р<0,05). Другие варианты физического развития встречались примерно с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек. Соматометрические показатели у 7,7% детей оценивались как ниже среднего, 2,7% как низкие и у 0,7% как очень низкие.

Установлено, что гармоничное физическое развитие имели 69,8% учащихся, однако у трети школьников отмечены отклонения в

физическом развитии. У 25,6% учеников физическое развитие оценивалось как дисгармоничное, у 4,6% как резко дисгармоничное, существенных различий по полу не выявлено. Доля детей с избытком массы тела превышает долю детей с дефицитом массы тела в 2 раза и составляет 19,0% против 9,4% (р<0,05).

Выводы

Таким образом, нами выявлены особенности процессов роста и развития современных школьников г. Уфы: асимметрия показателей длины тела со значительным представительством школьников с высоким и очень высоким ростом, причем эта тенденция более выражена среди мальчиков. Двойной перекрест ростовых кривых как проявление полового диморфизма, связанный с разными сроками вступления в процессы полового созревания мальчиков и девочек, приходится на 12 и 14 лет.

Отмечено, что дисгармоничность телосложения является одной из ведущих особенностей физического развития современных школьников, и эта тенденция заслуживает серьезного внимания специалистов с целью выяснения причинно-следственных связей и разработки профилактических мероприятий.

Сведения об авторах статьи:

Зулькарнаева Айгуль Талгатовна - аспирант кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России. Адрес: 450000, г. Уфа, Ленина, 3. Тел.: 8(347)2729786. E-mail: o_gigiena@mail.ru.

Поварго Елена Анатольевна - к.м.н., доцент кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России. Адрес: 450000, г. Уфа, Ленина, 3. Тел.: 8(347)2729786. E-mail: elena.povargo@mail.ru;

Зулькарнаев Талгат Рахимьянович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России. Адрес: 450000, г. Уфа, Ленина, 3. Тел.: 8(347)2729786. E-mail: talgat-zulkarnaev@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма, В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга / В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. - 2004. - №6. - С. 14-16.

2. Кучма, В.Р. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий / В.Р.Кучма, Л.М. Сухарева, Ю.А. Ямпольская // Г игиена и санитария. - 2009. - .№2. - С. 18-20.

3. Кучма, В.Р. Физическое развитие московских и киевских школьников / В.Р.Кучма, Н.А. Скоблина, А.Г. Платонова // Гигиена и санитария. - 2011. - №»1. - С. 75-80.

4. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / А.А. Баранов и В.Р. Кучма. - М., 1999. - 230 с.

5. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. - Т. 1. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.