Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ РЕМЕСЛЕННОГО УЧИЛИЩА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ РЕМЕСЛЕННОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC FEATURES OF INDUSTRIAL TRAINING OF TURNER STUDENTS AT AN INDUSTRIAL SCHOOL

The working capacity of wood turner students was studied in the course of two years of industrial training by means of various physiological methods (determination of latent period in oculo-motor reaction, the force and endurance of hand and foot muscles, cephalography). The investigation results showed that after 2 years of industrial training a definite increase in the working capacity of the motor apparatus occurred. However, at the beginning of every work period (workday, week) a definite difficulty was experienced by adolescents at the starting of work. This fact should be taken into consideration in the organization of their work.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ РЕМЕСЛЕННОГО УЧИЛИЩА»

3. Применение разработанного нами комплекса санитарно-гигиенических мероприятий позволяет во много раз уменьшить число микроорганизмов в вареных колбасах и значительно увеличить срок их хранения.

ЛИТЕРАТУРА

Азбелев В. Н. Гиг. и сан., 1947, Я? 12, стр. 40.— Д per ер Г. Диагностика бактерий группы салмонелла и ее применение при бактериологическом исследовании мяса. М., 1957, стр. 174.— Загаевский И. С. Гиг. и сан., 1950, № 6, стр. 94.— Игнатович 3. А., Смирнова А. В. Вопр. пит., 1955, т. 14, № 6, стр. 16.— Казаков А. М. Микробиология мяса. М., 1952, стр. 24—Катагощин А. В., Кириллов В. Г. и др. Гиг. и сан., 1939, № 1, стр. 57.— Красницкая Е., Рога ч е в с к а я Л., Там же, 1948, № б, стр. 31.— Т е р е н т ь е в а К. И., Зотова А. А. Ветеринарная дезинфекция, дезинсекция и санитария. М., 1953, стр. 188.— Т у з л у-хов К. ¿..Димитров И. Гиг., эпидемиол. и микробиол., 1958, т. 2, № I, стр. 12.— Христодуло Д. А. В кн.: Технология мяса и мясопродуктов. М.—Л., 1941, ч. 2, стр. 124.— Цеюков С. П. Гиг. и сан., 1961, № 3, стр. 65.— Ш та н д ф ус Р. Бактериологическое исследование мяса. М.—Л., 1938, стр. 78.— Шур И. В. (ред.). Руководство по ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов убоя животных и гигиене мясного производства. М., 1959, стр. 172.— Он же. Вопр. пит., 1961, № 5, стр. 58.— Clarenburg А., Ргос. Soc. appl. Bact., 1953, v. 16, p. 10.— Jones A. C., S y-mons A D., Mth. Bull. Minist. Hlth. Lab. Serv., 1948, v. 7, p. 202.— R о 1 1 e г-G u s i n-de R., Prophylaxe, 1955, v. 1, p. 338.—S a v a g e W., Brit. med. J., 1956, v. 2, p. 317.— Sei 1 a f f H., Arch. Lebensmitt.-Hyg., 1957, Bd. 8, S. 3.

Поступила 12/11 1963 p.

THE SOURCES OF BACTERIAL CONTAMINATION OF MEAT AND SAUSAGES

DURING THEIR PRODUCTION

V. M. Kovbasenko

Meat infested with S. Dublin and S. Chorae suis is the main source of infection of sausages by these microbes. Thermal treatment of sausages (frying and boiling) only decreases the number of salmonella contained in the product. With the storage at room temperature the number of salmonella in boiled sausages increases for 1,5—2 days. The salmonella contained in the prepared sausages survive for the whole storage period.' The author found that S. Dublin and S. Chorae suis penetrate through the sausage skin mto the sausage-meat at a temperature of 14—16° and on air humidity of 65—70% over a period of 5 days. On the surface of the natural sausage skin S. dublin and S. Chorae suis survive for a period of 2,5 .months and on the artificial skin for 3 months.

The accumulation of bacteria in the meat is caused by intensive bacterial contamination of the environment. Disinfection of premises equipment, implements, overalls and of sanitary gowns at slaughter houses and sausage factories, as well, as, decontamination of saet and spires are helpful in decreasing the bacterial content of sausages scores of times.

-jftr -й- Ъ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ РЕМЕСЛЕННОГО УЧИЛИЩА

Младшие научные сотрудники Л. С. Башкирова, И. А. Малинина

Из Горьковского научно-исследовательского института гигиены труда и профболезней

В настоящее время уже накоплен значительный материал, касающийся вопросов учебно-производственного режима учащихся производственно-технических училищ, влияния организации производственного обучения на выработку у подростков профессиональных навыков и изменения функционального состояния организма подростков в зависимости от различных видов работы (И. Б. Крамаренко, К. С. Точи-лов, С. И. Крапивинцева и др.). Однако до сих пор вопрос о рацио-• нальности существующего режима производственного обучения под*

"ростков и о мерах его усовершенствования остается недостаточно ясным.

Задачей настоящей работы явилось исследование состояния работоспособности подростков-токарей в процессе двухлетнего обучения, -с тем чтобы полученные данные могли бы послужить основой для рационализации режима производственного обучения.

Под наблюдением находилось 32 здоровых подростка среднего физического развития в возрасте 15—17 лет (16 учеников первого и 16 второго года обучения).

Производственные мастерские расположены в одном из цехов автозавода, занимая в нем несколько отделенных «зон» (токарных, слесарных, фрезерных). Площадь мастерских достаточная. На каждого учащегося в токарных зонах приходится по 5,2—5,8 м2 при высоте помещения 6,5 м. Однако следует отметить недостаточность естественного и искусственного освещения в мастерских и, кроме того, несколько заниженную температуру помещений в зимний период.

Динамику работоспособности подростков в процессе производственного обучения оценивали с помощью комплекса методик, состоящего из следующих элементов: I. Определение латентного периода зрительнодвигательиой реакции с помощью рефлексометра. Исследуемому давали 13—15 световых раздражений и регистрировали скрытый период 10 реакций. Из серии раздражений 8 были положительными (6 сильными, 2 слабыми) и 2 — отрицательными. Раздражения подавались в различной последовательности. Таким образом изучали силу возбудительного и тормозного (дифференцированного) процессов. 2. Изучение максимальной силы и выносливости мышц, сжимающих кисть, и мышц, разгибающих стопу. Измерения производили ртутным динамометром В. В. Розенблата. 3. Исследование устойчивости прямостоя-ния с помощью кефалографа (А. М. Микулинский с соавторами).« Исследования производили 3 раза в день: до работы, через 2 часа работы и после работы. Наблюдение за подростками проводили в начале и в конце первого и второго года обучения на протяжении 2 недель (636 исследовании каждой методикой).

Кроме того, с помощью хронометража определяли величину рабочей загрузки, степень напряженности работы и фактическую продолжительность работы.

Обучение в профессионально-техническом училище проводится в 2 смены по 6 часов: утренняя смена с 7 до 14 часов, вечерняя с 14 до 21 часа. На первом году обучения производственная практика проводится 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота), на втором году (через 3—4 месяца от начала обучения)—4 раза в неделю (вторник, среда, четверг, суббота). Остальные дни отведены под теоретические занятия по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Учащиеся исследуемых нами групп не пользовались перерывом на обед, и поэтому производственная работа продолжалась 5 часов в день непрерывно. Учащиеся первого года обучения работали только в первую смену, второго года — в первую и вторую смены с чередованием через неделю.

Полученные данные свидетельствуют о том, что начальный период производственного обучения для подростков-токарей является напряженным. Об этом свидетельствует ухудшение в процессе работы ряда показателей работоспособности. Латентный период зрительномоторной реакции на сильный раздражитель заметно возрастает на 3-й день производственной практики по сравнению со 2-м днем (соответственно 0,39, 0,33 и 0,37 секунды); количество ошибочных реакций на диф-фереицировочный раздражитель увеличивается к концу недели (34, 12, 20%), что является признаком утомления, развивающегося к концу рабочей недели. Та же тенденция наблюдается и со стороны устойчивости прямостояния человека (амплитуда колебаний тела на 3-й день несколько увеличивается по сравнению со 2-м днем).

Признаки утомления по ряду показателей к концу рабочей недели у токарей наблюдались при следующих данных по хронометражу: основная работа занимала 58%, вспомогательная — 25%, общая загрузка— 83% рабочего времени. Таким образом, большая рабочая

. I * •

55

%

Ю8л

Ю2 100 98 96-94-93-90-

загрузка, составляющая 83%, дана в этом периоде подростку сразу,, без какого-либо подготовительного периода. Кроме того, подростки работают 5 часов без перерыва. Наилучшим днем недели является 2-й день производственной практики (четверг). В первый день обучения почти все перечисленные показатели работоспособности характеризуются относительно низким уровнем, что, очевидно, зависит от не-сколько затрудненной врабатываемости подростков. Следует отметить, что в данном периоде обследования показатели выносливости рук и ног не дают еще четкой картины изменений (что может объясняться недостаточной тренированностью подростков к данной пробе).

Для анализа -годовой динамики было бы весьма интересно сопоставить показатели работоспособности в начале и в конце учебного года. Наши наблюдения показали, что к концу первого года обучения основная работа составляла лишь 37,5%, а вспомогательная — 24% всего рабочего времени. Следовательно, общий процент рабочей загрузки был равен 61,5. В начале же первого года обучения рабочая загрузка составляла 83%. В связи с этим сравнение физиологических показателей состояния работоспособности в начале и в конце первого года обучения не могло быть сделано. Снижение загрузки шло в основном за счет простоев из-за недостатка деталей. Последнее обстоятельство приводило к практике частой замены недостающих деталей. Слишком частая смена задания не создает должных условий для выработки прочных навыков в работе. В связи с упомянутой выше незначительной загрузкой рабочего времени в конце первого года обучения все показатели работоспособности в течение недели имеют отчетлив\ ю тенденцию к улучшению.

Состояние работоспособности подростков в начале второго года обучения по картине сдвигов ряда показателей является более благоприятным по сравнению с начальным периодом первого года обучения. Так, латентный период зрительномоторной реакции на сильный и слабый раздражители и показатель кефалографии имеют тенденцию к уменьшению в течение недели. Эта тенденция достоверна для изменения латентного периода на слабый раздражитель и показателя кефалографии. В индивидуальных данных уменьшение латентного* периода на сильный раздражитель наблюдается в большинстве случаев (рис. 1).

Принимая во внимание, что процент рабочей загрузки (85) и основной работы (60) в начале второго года обучения очень близок к соответствующим данным в начале первого года, можно полагать, что отсутствие признаков утомления к концу рабочей недели по данным показателям свидетельствует о возросшей тренированности организма подростков, так как в начале первого года обучения эти же показатели свидетельствуют о развивающемся утомлении.

-1-1-1

/ г 1 / г /

Дни л^дели

Рис. 1. Динамика изменений некоторых физиологических функций в течение рабочей недели (начало второго года обучения).

По оси ординат — изменения в процентах к средней величине; по оси абсцисс — дни исследования;

1 — латентный период на сильный раздражитель;

2 — латентный период на слабый раздражитель;

3 — кефалографии; 4 — количество ошибочных реакций; 5 — выносливость рук; С — выносливость ног.

т

/

/

На втором году обучения (через 3 месяца от его начала) рабочая: нагрузка значительно возрастает. Вместо 3 дней в неделю подростки работают 4 дня. При анализе результатов исследования в конце второго года обучения обращает на себя внимание сложный характер динамики ряда показателей по дням рабочей недели.

К концу второго года обучения уровни выносливости рук, а особенно ног как по средним, так и по исходным данным значительно выше, чем в этом периоде первого года, что подтверждает предположение о продолжающемся развитии как самого организма подростков, так, очевидно, и его тренированности.

При непрерывной работе 3 дня подряд (вторник, среда, четверг) в первый день выносливость рук и ног находится на самом низком уровне, очевидно, в связи с затрудненной врабаты-ваемостью подростков. На 2-й день эти показатели увеличиваются (достоверность разницы для выносливости рук / = 2,7, для выносливости ног / = 4,4). На 3-й день можно отметить определенную тенденцию к понижению выносливости (рис. 2), что более

четко выражено в изменениях уровня выносливости рук (/ = 2,3). Только после дня отдыха (пятница) эти показатели вновь возрастают. Аналогичная картина получена нами и при анализе латентного периода

зрительномоторной реакции.

5*день

се* 90л

80-

сек 0.36- / 70-

0.35- 60-

034- 50-

0.33- Ü0-

0.32- 30-

0.31- го-

030- 10-

/ Л

1

Мни чрдели

Рис. 2. Динамика изменений некоторых физиологических функций в течение рабочей недели (конец второго года обучения).

По оси ординат: / — первый латентный период; II — выносливость; по оси абсцисс — дни обследования; / — выносливость ног; 2—выносливость рук; 3—латентный период на сильный раздражитель.

сея

036 035-

034-033-

азг-

03/ 030

Рденъ

2удень задень

100л

90-

30-70-60-

50-40-

Ч

л

Wi

' ^ у7

W\

ОвНЬ

I

s

ПГТП

m г

Исследования

тт

тп

Характеру динамики выносливости, основанной на средних данных по дням рабочей недели, соответствуют и изменения показателей в течение каждого рабочего дня. Как видно из рис. 3, первый день работы характеризуется низким уровнем выносливости как рук, так и ног на протяжении всей рабочей смены, что свидетельствует о медленной врабатываемости подростков даже к концу второго года обучения. Выносливость на 2-й день работы в этом периоде является высокой, особенно через 2 часа от начала работы, и лишь незначительно падает к концу рабочего дня. В течение 3-го дня выносливость ног к концу смены резко падает, а выносливость рук снижается уже через 2 часа от начала работы.

Эти данные свидетельствуют о значительно выраженном утомлении подростков на 3-й день непрерывной работы. Как и нужно было-ожидать, после дня отдыха выносливость ног держится на высоком

Рис. 3. Динамика изменений некоторых физиологических функций по дням рабочей недели (конец второго гола обучения).

По оси ординат: / — латентный период; II — выносливость; по оси абсцисс — время исследования; / — выносливость рук; 2 — выносливость ног; 3— латентный период на сильный раздражитель.

уровне, а выносливость рук несколько падает, но только к концу 4-го .дня работы Аналогичная картина наблюдается и по данным скорости .зрительномоторной реакции на сильный раздражитель: самый высокий уровень латентного периода имеет место в первый день работы, на 2-й .день он значительно ниже, к концу 3-го дня скорость реакции падает, 4-й день характеризуется самым низким уровнем скрытого периода (т. е. возросшей скоростью реакции).

Резюмируя изложенное, можно сказать, что к концу второго года "обучения при несомненно возросшей тренированности организма подростков данный режим работы (5 часов подряд) и увеличенная нагрузка (до 4 дней в неделю) вызывают заметное утомление уже на 3-й день работы. На основании изложенного следует, что режим производственного обучения подростков-токарей и организация их труда* в мастерских профессионально-технического училища имеют ряд существенных недостатков. Это прежде всего касается неравномерности загрузки рабочего дня в течение второго года обучения.

Наши наблюдения показывают, что наиболее целесообразна такая организация работы, при которой усвоение задания производится на одной и той же детали в течение по крайней мере всей смены. Поэтому правильная организация производственного обучения должна исходить из более четкого планирования и достаточного снабжения учебного процесса необходимыми материалами, чтобы избежать слишком частой смены стереотипа, особенно нежелательной при затрудненной вра-батываемости подростков. Полученные данные свидетельствуют также о необходимости некоторых изменений в режиме работы и отдыха при производственном обучении токарей в направлении значительного облегчения начального периода с обеспечением постепенности нагрузки в течение первых 3 месяцев обучения, а также в направлении снижения продолжительности непрерывной работы.

Выводы

1. Проведенные исследования позволили установить, что производственное обучение при существующем режиме (5 часов без перерыва) приводит к заметному понижению работоспособности в конце рабочего дня у учащихся как первого, так и второго года обучения.

2. Недельная динамика работоспособности обследованных учащихся-токарей соответствует данным литературы: наилучшим днем по всем показателям является день середины недели; самый низкий уровень показателей работоспособности отмечается в первый день работы (врабатываемость), в последний день рабочей недели (при 3 днях производственного обучения) и на 3-й день работы при 4 днях производственной практики (с днем отдыха после 3-го дня).

3. Изменения ряда функциональных показателей свидетельствуют об определенном совершенствовании двигательного аппарата подростков в течение двухлетнего производственного обучения.

4. Организация производственного обучения страдает излишне высокой напряженностью начальных периодов обучения при недостатке подкрепляющей стереотип рабочей загрузки в конце учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А л ь б и ц к а я Е. Ф., Горкин 3. Д., Карминский М. С. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 230.—К рама-ренко И. Б. В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 172. — Крапивнице в а С. И. и др. Работоспособность подростков и режим труда при производственном обучении. М., 1962.—Спиридонов А. Д. Гиг. и сан., 1960, № 5, стр. 43.— Точилов К. С. Вестн. Ленинградск. ун-та. Серия биол., 1956, № 15, стр. 126.

Поступила 14/1 1963 г.

HYGIENIC FEATURES OF INDUSTRIAL TRAINING OF TURNER STUDENTS

AT AN INDUSTRIAL SCHOOL

L. S. Bashkirova, I. A. Malinina, Junior Scientific Workers

The working capacity of wood turner students was studied in the course of two years of industrial training by means of various physiological methods (determination of latent period in oculo-motor reaction, the force and endurance of hand and foot muscles, cephalography).

The investigation results showed that after 2 years of industrial training a definite increase in the working capacity of the motor apparatus occurred. However, at the beginning of every work period (workday, week) a definite difficulty was experienced by adolescents at the starting of work. This fact should be taken into consideration in the organization of their work.

« r

ft ft

ИВАН ДМИТРИЕВИЧ ФЛАВИЦКИЙ (1828—1887) И ЕГО РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОСНОВ ОТОПЛЕНИЯ

И ВЕНТИЛЯЦИИ ЗДАНИЙ

(К 75-летию со дня смерти)

Доцент К. В. Тихомиров

Развитию 4 отопительно-вентиляционной техники способствовали труды многих русских инженеров, которые в содружестве с врачами-гигиенистами поставили этот вид техники на службу человеку и без помощи Западной Европы вывели его на одно из первых мест в мире. К числу таких инженеров относится военный инженер Иван Дмитриевич Флавицкий — крупный специалист по отоплению и вентиляции, имевший ярко выраженный интерес к их гигиеническому обоснованию.

И. Д. Флавицкий родился в 1828 г. в Москве в семье чиновника. В 1834 г. его отец по служебным обстоятельствам переехал в Петербург, а за ним последовала в столицу и вся семья, состоящая из 5 человек.

В 1829 г. отец И. Д. Флавицкого умер, оставив семью почти без средств к существованию. После смерти отца Иван Дмитриевич и его младший брат Константин Дмитриевич, будущий известный художник, были отданы в дом воспитания бедных детей, где им обоим пришлось перенести немало горестей и трудностей.

Спустя несколько лет с помощью дяди Ивану Дмитриевичу удалось поступить в военное училище, получить высшее образование и звание военного инженера, а Константину Дмитриевичу — проявить свою художественную одаренность, быть зачисленным в Академию художеств и блестяще ее окончить.

Иван Дмитриевич Флавицкий- с самого начала своей практической деятельности уделял большое внимание вопросам отопления и вентиляции жилых и общественных зданий (госпиталей, больниц, школ) и стал изучать этот вид техники в других странах (во Франции, Германии, Англии).

Критически изучив все виденное по технике отопления и вентиляции жилых и общественных зданий во Франции и других странах, талантливый инженер И. Д. Флавицкий, не преклоняясь перед зарубежными авторитетами и не копируя иностранные изобретения, начал творчески разрабатывать важные назревшие вопросы этой области санитарной техники и за короткое время сумел значительно опередить в своих исследованиях западноевропейских инженеров. Из опублико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.