Научная статья на тему 'ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ'

ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ / ПСИХОДРАМА / РЕАДАПТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеева Галина Константиновна

В статье представлена программа психокоррекционной работы, проводимой на психологическом и социальном уровне, с несовершеннолетними осужденными, страдающими наркотической зависимостью. Специфика работы с данной категорией лиц обусловлена тем, что, кроме психологических проблем, связанных с наркотической зависимостью, имеются изменения личности, сформировавшиеся под влиянием нахождения в криминальной среде, необходимость адаптации к условиям пенитенциарного учреждения. Приведенный нами опыт работы будет несомненно полезен для практических сотрудников пенитенциарной системы.The article presents a program of psychocorrective work carried out at the psychological and social levels with juvenile convicts suffering from drug addiction. The specificity of work with this category of persons is due to the fact that, in addition to psychological problems associated with drug addiction, there are personality changes formed under the influence of being in a criminal environment, the need to adapt to the conditions of a penitentiary institution. The work experience we have given will undoubtedly be useful for practical employees of the penitentiary system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнеева Галина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ»

УДК 159.9:343.815

DOI 110.33463/2072-8336.2021.4(57).092-096

ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СТРАДАЮЩИМИ НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ

Г. К. Корнеева

Для цитирования

Корнеева, Г К. Гештальт-практики в психокоррекционной работе с несовершеннолетними осужденными, страдающими наркозависимостью / Г К. Корнеева // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 4(57). - С. 92-96. -DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).092-096.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация.1 В статье представлена программа психокоррекционной работы, проводимой на психологическом и социальном уровне, с несовершеннолетними осужденными, страдающими наркотической зависимостью. Специфика работы с данной категорией лиц обусловлена тем, что, кроме психологических проблем, связанных с наркотической зависимостью, имеются изменения личности, сформировавшиеся под влиянием нахождения в криминальной среде, необходимость адаптации к условиям пенитенциарного учреждения. Приведенный нами опыт работы будет несомненно полезен для практических сотрудников пенитенциарной системы.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, наркотическая

© Корнеева Г К., 2021

зависимость, гештальт-терапия, психодрама, реадаптация, ресоциализация.

По данным психологов, работающих с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях (ВК), 62-67 % подростков так или иначе сталкивались с употреблением наркотиков. Трудности психокоррекционной работы с данной категорией лиц заключаются в необходимости одновременной работы с психологическими проблемами, обусловленными пребыванием в исправительном учреждении (адаптация к его условиям, криминальная субкультура), и изменением личности на фоне употребления наркотиков. Известно, что, кроме физиологической зависимости, употребление наркотических веществ вызывает психологическую зависимость. Можно определить эту патологию как определенный

механизм психологической защиты, причем направленный не столько на избегание неконструктивных контактов с социальной средой,сколько на изменение собственного восприятия этой среды. Таким образом, проблемные для наркомана контакты, вызывающие негативные эмоциональные переживания, заменяются вымышленными им. Это приводит к отдалению не только от окружающих его людей, но и от самого себя. По мере прогрессиро-вания заболевания происходит потеря контроля над своей жизнью, своими чувствами и эмоциями. Все в мире обесценивается и подчиняется наркотику, без которого невозможно даже физическое существование. В связи с этим работа психолога пенитенциарного учреждения должна содержать следующие направления: ресоциализация, реадаптация, формирование личностной устойчивости, разрушение прежнего образа мышления.

Основными принципами психокор-рекционной гештальт-работы с наркозависимыми осужденными мы считаем следующие:

- методологическое соответствие приемов воздействия поставленным задачам;

- акцентирование внимания на коррекции социального статуса личности, повышении уровня ее социальной адаптации;

- обеспечение непрерывности мониторинга личностных изменений с применением комплекса психодиагностических методик (это позволит своевременно провести коррекцию используемых приемов психологической помощи);

- целостный личностный подход, включающий в себя и взаимодействие с другими службами учреждения;

- индивидуальный подход к каждому члену группы при гештальт-терапии (при этом побуждение к действию не должно носить директивный характер).

Работа на психологическом уровне проводится в русле гештальт-терапии, задачей которой является попытка освободить наркозависимого от незавершенных болезненных эмоциональных переживаний, помочь ему раскрыть и развить свои потенциальные возможности. Большое внимание в гештальт-терапии уделяется вопросам межличностного взаимодействия, тому, что каждый человек должен стремиться не зависеть от других и не ставить других в зависимость от себя. Основатель этого направления психотерапии Ф. Перлз сформулировал то, что он называл «молитвой гештальт-терапии»: «Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты - это ты, и я - это я. Если мы случайно обнаружим друг друга - прекрасно. Если нет, ничего не поделаешь» [1].

Процесс изменения личности несовершеннолетнего осужденного с позиции гештальт-терапии решает следующие задачи. Психологу необходимо, во-первых, установить контакт с несовершеннолетним с учетом проблем его коммуникативной сферы, во-вторых, добиться осознания клиентом реальности происходящего с ним, поскольку у наркозависимых выражено стремление уйти в мир фантазий, идеальных отношений, и только после этого можно переходить к обсуждению психологических проблем, имеющихся у несовершеннолетнего.

Чаще всего на этом этапе подросток оказывает сопротивление, выражающееся, например, в самоуничижении, отказе от помощи. Основной задачей психолога является помощь клиенту в принятии себя таким, какой он есть. Заключительный этап психокоррек-ционной работы состоит в совместном поиске возможностей решения имеющихся проблем.

Таким образом, основная задача психокоррекционной работы заключается не столько в устранении негативных эмоциональных переживаний наркозависимого, сколько в интеграции всех частей его личности, в принятии им самого себя. Еще одной задачей является работа с защитными стратегиями больного наркоманией. Основными типами защитных стратегий у данной категории осужденных считаются ретрофлексия, дефлексия, конфлюэнция, проекция, интроекция.

Можно условно выделить два типа осужденных. У первых в качестве механизмов защиты преобладают ин-троекция и ретрофлексия. Для них характерны болезненные переживания, которые облегчаются приемом наркотика. У второго типа преобладают проекция и дефлексия. У них, напротив, проблема заключается в дефиците чувств и переживаний, который корригируется употреблением наркотических веществ. В предлагаемой нами программе работы с несовершеннолетними осужденными в качестве метода психокоррекции используется психодрама. Основная практическая задача состоит в воздействии на систему защитных механизмов личности наркозависимого как фактор, обусловливающий социальную адаптацию.

Остановимся на преимуществах психодрамы как метода групповой работы. Во-первых, ведущим техническим моментом является действие, то есть не рассказ, а показ «как именно». Возможность действовать и наблюдать поведение других способствует развитию адекватного восприятия окружающего, выработке эмпатии, формированию новых паттернов поведения. Во-вторых, психодрама способствует активизации креативности, что очень важно в связи со снижением творческого потенциала при любой форме зависимости. В-третьих, присутствующий в процессе групповой работы элемент игры вызывает чувство безопасности. В-четвертых, решая в процессе работы различные жизненные ситуации (особенно связанные с чувством потери, стыда), наркозависимый активно обнаруживает у себя как деструктивные, так и ресурсные психологические состояния. Как мы уже отмечали, для этой категории лиц осознание и вербализация психических переживаний часто являются недоступными.

Мы предлагаем проведение коррекции в несколько этапов.

На первом этапе в процессе социо-драматической постановки клиенту предлагается проигрывать драматические события, произошедшие в его жизни, которые в период ремиссии чаще всего вызывают у него чувство вины и собственной неполноценности. Это может быть болезнь или смерть близких людей, участие в преступле-нии.Некомпенсированные негативные эмоции могут привести к рецидиву заболевания. Возможность отреагировать эмоции способствует возвращению к реальному восприятию действительности.

Работа на втором этапе направлена на коррекцию незрелых защитных механизмов личности, которые препятствуют взаимодействию с социумом, не дают развиться ресурсным возможностям наркозависимого.

На третьем этапе используется сверхреальность, то есть создание нереальных ситуаций, фантазий, включая агрессивные. Их проработка носит компенсаторный характер, позволяет восстановить связь с реальностью, смягчить негативные ощущения жизни без наркотика. Разыгрывание сверхреальности затрагивает слои коллективного и личного бессознательного и позволяет личности вернуться на путь развития. Прямая интерпретация того или иного действия может вызвать тревогу, усиление защит. Разыгрывание сюжетов при помощи символов и метафор позволяет провести безболезненные аналогии между символическим и реальным, найти способы разрешения проблемной ситуации. На этом этапе психокоррекционной программы возможен обмен чувствами с другими членами группы, что помогает наркоману преодолеть эмоциональное отчуждение от социума. Данный этап предусматривает индивидуальную работу с клиентом, выполнение им самостоятельных заданий.

Достижение прогресса, изменение личности наркозависимого - процесс длительный, поэтому продолжительность занятия составляет не менее 2,5 часов. Эффективность показала работа в «открытой группе» с возможностью присоединения участника в любой момент.

Важным фактором психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость, является работа с

ними на социальном уровне. Задача -помощь в адаптации к условиям исправительного учреждения. Это особенно важно с учетом результатов ряда исследований, показывающих, что именно в этот период осужденными совершается наибольшее количество суицидальных попыток [2]. По данным Ю. М. Антоняна, выраженные невротические отклонения, усугубляющиеся наркотической зависимостью, распространены в большей степени (90 %) у впервые осужденных женщин [3]. Поскольку контингент воспитательной колонии состоит из впервые осужденных, важным моментом является то, что «впервые осужденные к лишению свободы особенно трудно переносят начальный период» [4]. Коррекционная работа на психолого-социальном уровне может быть представлена культурно-массовыми мероприятиями. Анализ результатов проведения подобных мероприятий убедительно показывает, что у осужденных, страдающих наркотической зависимостью, улучшается эмоциональный фон, уменьшается уровень агрессивности и тревожности, появляется стремление к межличностному общению. Особенно важным мы считаем исчезновение у них суицидальных мыслей.

Остановимся на содержании предлагаемых социально-психологических мероприятий.

Воспитанницам, страдающим наркотической зависимостью и ВИЧ-инфицированным, адресовано мероприятие «Дорога в никуда». Задача мероприятия заключается в осмыслении последствий приема наркотических веществ и профилактике ВИЧ-инфицирования. На мероприятие приглашаются сотрудники воспитательной колонии, медицинские работники, представите-

ли духовенства. Несовершеннолетние осужденные в игровой форме показывают ситуации: «Я - наркоманка», «Младенец», «Свадьба», танцы «Искушение», «Противостояние». Следует отметить, что сюжеты берутся ими из собственного жизненного опыта.

Еще одним примером социально-психологической работы может служить мероприятие «Дорога в никуда», сценарий которого заключается в судебном процессе над наркоманией. Воспитанницы представляют различных участников судебного процесса: судей, адвокатов, прокуроров, потерпевших. В конце мероприятия во исполнение приговора сжигаются символические наркотики.

Задачи, решаемые в процессе подобных мероприятий, следующие:

- снятие коммуникативных барьеров, что способствует более свободному и эффективному общению с окружающими;

- создание позитивного эмоционального фона;

- снижение агрессивности, озлобленности, конфликтности;

- уменьшение стремления прятать от окружающих душевные переживания, повышение уровня эмпатии;

- формирование потребности самосовершенствования и саморазвития;

- психологическая поддержка процесса ресоциализации, формирование мотивации к правопослушному поведению.

Предлагаемая нами психокоррек-ционная программа показала свою эффективность при работе с несовершеннолетними осужденными, страдающими наркотической зависимостью.

Библиографический список

1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта / пер. с фр. Е. В. Про-светиной. СПб. : Специальная литература, 1999. 287 с.

2. Психологическое обеспечение процесса адаптации осужденных к условиям исправительных учреждений. Рязань : Академия ФСИН России, 2005. 82 с.

3. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М. : Российское право, 1992. 252 с.

4. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.