Научная статья на тему 'Программа психологической коррекции несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость'

Программа психологической коррекции несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнеева Г., Савельева Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа психологической коррекции несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость»

Подполковник внутренней службы Г. КОРНЕЕВА, заместитель начальника кафедры Академии ФСИН России, кандидат психологических наук

Майор внутренней службы Т. САВЕЛЬЕВА, адъюнкт Академии ФСИН России

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКУЮ ЗАВИСИМОСТЬ

Распространение наркомании в России в последние годы приобретает угрожающий характер. На сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, на диспансерном учете по наркомании состоит 48 человек на 100 тысяч населения, а в Рязанской области эта цифра составляет 83 человека на то же количество. По данным РОКВНД, 24,8% человек из общего числа состоящих на диспансерном учете, отбывали наказание в пенитенциарных учреждениях. Значительное количество наркозависимых, в том числе находящихся в местах лишения свободы, — подростки. Юношеский возраст самый сензитивный к наркотизации. Это период становления социального «Я», развития личности в контексте отношений с обществом. Поэтому наркотизация молодежи включается в сферу девиантного поведения.

Россия сегодня оказалась в состоянии эпидемии подростковой и даже детской наркомании. Подростки в 7,5 раз чаще, чем взрослые попадают в зависимость от наркотиков. По социологическим опросам, 27% нашей молодежи пробовали какой-либо наркотик, а 46% - имеют знакомых, пораженных этим недугом. Возраст впервые попробовавших наркотики снизился с 1516 до 12-13 лет. С ростом числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, увеличивается объем негативных медико-социальных последствий наркомании. К ним относятся: возросшая смертность, увеличение количества суицидальных попыток, увеличение числа болезней, сопутствующих наркомании, ВИЧ-инфекции, инфекционных гепатитов, венерических заболеваний, туберкулеза; увеличение количества преступлений, совершенных в наркотическом опьянении, и числа лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях за различные преступления.

По данным мониторинга, проведенного с несовершеннолетними осужденными в 2008 году в ВК, каждый 8-й несовершеннолетний уже неоднократно употреблял наркотики. А по результатам последнего исследования, 67% воспитанников сталкивались с употреблением наркотиков. Лишь единицы подростков, содержащихся в ВК, не пробовали наркотики.

Наркозависимые, находящиеся в местах лишения свободы, труднодоступны для коррекции, поскольку на изменения личности, возникшие вследствие заболевания, накладываются изменения, связанные с пребыванием в криминальной субкультуре и адаптацией к условиям пенитенциарных

и о

ш 1=1

£ и

учреждений. Для практического психолога ФСИН России необходимо знание опыта педагогической и психокоррекционной работы с данной категорией осужденных.

Опыт работы в этом направлении сотрудников воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области отражает учет психологических факторов в работе с осужденными, страдающими наркотической зависимостью. Предлагаемая психокоррекционная программа построена на основе концепции трехуровневой структуры аддиктивной личности с учетом типов психологических защит. Конечной целью психологической коррекции является развитие творчества для реализации резервных личностных возможностей осужденных-наркоманов.

В процессе психокоррекционной работы последовательно выполнялись следующие задачи:

отбор испытуемых посредством изучения медицинской документации, содержащей данные анамнеза жизни больных, длительности и характера наркотизации, данные о нарушении закона;

проведение психодиагностического исследования методом тестирования испытуемых по тесту-опроснику LSI («Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана), обработка и ранжирование полученных результатов;

проведение смыслового анализа высказываний испытуемых в процессе индивидуальной и групповой работы, выявление наиболее часто встречающихся высказываний;

сопоставление данных, полученных с помощью теста-опросника LSI, с данными смыслового анализа высказываний и наблюдения;

определение преобладающих у испытуемых защитных механизмов.

Психокоррекционная работа проводилась в три этапа: на физиологическом, на психологическом и на социальном уровнях.

В основе работы на физиологическом уровне лежат различные методы медитации, в первую очередь трансцендентальная медитация. Трансцендентальная медитация - лишь одна из форм медитативной практики (Дж. Гринберг). Чакра йога, риндзай-дзэн, мудра йога, суфизм, дзэн-медитация и сото-дзэн -примеры других школ медитации. Независимо от типа медитации везде используются один или два приема: раскрытие сознания или концентрация внимания. Раскрытие сознания

требует безоценочного отношения, то есть вы принимаете все внутренние и внешние стимуляции, чтобы проникнуть в сознание, не используя эти стимулы по отдельности.

При работе на психологическом уровне основной задачей является воздействие на неосознаваемые структуры личности, на систему защит личности, полагая, что активизация роли более зрелых защитных механизмов прямо влияет и на когнитивную, и на аффективную составляющую.

Предлагаемый алгоритм психокоррекцион-ного воздействия приближен к естественному процессу развития личности, индивидуа-ции. В качестве основного метода психокоррекции выбрана психодрама как прием групповой психотерапии, максимально, на наш взгляд, содействующий созреванию личности и ее адаптации в среде. Ведущей практической целью этапа психокоррекционной программы является система защитных механизмов личности как фактор, обусловливающий адаптацию. Этот способ позволяет воздействовать на регрессивную систему защит с учетом неосознанности, ригидности и выраженности незрелых защитных механизмов в структуре личности.

Следует также отметить, что проведение психодраматических сессий не требует специального оборудования, может применяться как в закрытых учреждениях, так и в амбулаторных условиях.

Психодраматическое действие разыгрывается на трех уровнях.

Первый - реалистический, включая ролевой тренинг и социодраматические постановки. Наркоман, будучи протагонистом, нередко проигрывает достаточно драматичные события прошлой жизни: смерть близких, друзей, криминальные поступки. В период активного употребления наркотиков он не был способен адекватно отреагировать на меняющуюся ситуацию, эмоционально прожить кризисные периоды. После освобождения из мест лишения свободы такие незавершенные ситуации, всплывая в памяти, ведут к нарастанию чувства вины и собственной несостоятельности, что, в свою очередь, может привести к возврату наркотизации. Катарсис, то есть эмоциональное восприятие, высвобождает и позволяет отреагировать сдерживаемые чувства и тем самым способствует восстановлению реального восприятия жизни.

Второй уровень: интрапсихическая драма (разыгрывание внутреннего мира) - воплощение в сценическом действии диссоциации и расщепления, которые характерны для наркозависимой личности в период нахождения в местах лишения свободы. В интрапсихиче-ской психодраме возможно проведение внутренней демаркационной линии между «Я -наркоман», «Я - здоровый», «Я - преступник», «Я - свободный» и т. д. Интрапсихическая психодрама нацелена также на поиск ресурсных качеств и состояний личности, необходимых для успешного функционирования в социуме, восстановления способности адекватно заботиться о себе, своем здоровье, душевном благополучии.

Третий уровень - использование сверхреальности (технический психодраматический термин, означающий создание нереальных ситуаций, включая сновидения). В психодраме он несет крайне важное психотерапевтическое значение в работе с описываемой группой лиц. Само существование в измененном наркотиком состоянии сознания есть сверхреальность. Проработка в психодраматическом пространстве фантазий (включая агрессивные), воображаемых сюжетов и т. п. носит некоторый компенсаторный характер, позволяющий смягчить ощущение от потери наркотика, восстановить связь с реальностью. Разыгрывание в психодраме сюжетов на уровне символов и метафор позволяет безболезненно получить доступ к подавленному аффективному содержимому, провести аналогии между символическим и реальным, сконструировать возможные способы разрешения проблемной ситуации или обозначить направление изменения личности.

Важным моментом, с точки зрения психологической ценности, является обмен чувствами, переживаемыми в период действия других членов группы, или воспоминаниями из собственного опыта - шеринг. Эта процедура не только помогает протагонисту ощутить поддержку других, но и способствует преодолению характерного для наркоманов отчуждения от мира. Кроме того, во время шеринга другие участники имеют возможность вер-бально проработать схожую ситуацию.

На данных этапах психокоррекционной программы значительное время уделяется индивидуальной работе с психологом и выполнению самостоятельных заданий, что, на наш

взгляд, в большей степени способствует личностному развитию, нежели обращение к аналогичному опыту других людей.

Работа на социальном уровне основана на том, что существуют проблемы, которые затрагивают всех подростков. Решение этих проблем имеет значение не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Нерешенные своевременно подобные проблемы (например, наркомания) могут негативно отразиться на становлении целого поколения молодежи. Решать их необходимо по принципу «здесь и сейчас». Данный тезис обусловил выбор содержания мероприятий, реализуемых на третьем этапе.

В целях отвлечения подростков от преступного пути и иных форм деструктивного поведения проводились художественно-массовые мероприятия, которые вызвали интерес у воспитанниц. Обеспечивая занятость свободного времени, они действуют как эмоционально-стабилизирующий фактор.

Психологи и воспитатели отмечают, что после проведения культурно-массовых мероприятий практически у всех осужденных, относящихся к группе повышенного внимания, наблюдалось снижение агрессии, тревожности, выравнивался эмоциональный фон. Они активнее и свободнее общались, проявляя инициативу. Эмоциональная разрядка в виде негативных и позитивных реакций, уравновешивала психическое состояние воспитанниц, способствуя формированию положительного отношения к физическому труду (по благоустройству территории колонии, общежития, на производстве). Отмечались позитивные изменения в отношении восприятия воспитанниц себя как личностей женского пола, повышение своего статуса, культурного уровня общения, появились планы на будущее. В целом, замечено значительное снижение мотивации к суицидальным поступкам.

В блок психокоррекционной работы на социальном уровне вошли мероприятия по следующим темам.

«Дорога в никуда». Мероприятие адресовано воспитанницам, употребляющим наркотические вещества и зараженным ВИЧ-инфекцией. Цель мероприятия - осмысление воспитанницами последствий приема наркотиков и профилактика СПИДа. В плане подготовки к мероприятию впервые был проведен конкурс газеты «Сам себе психолог» на тему

и о

ш 1=1

£ и

наркотиков. Приглашенные гости - православный священник, врач-психиатр, врачи, учителя, а также представители администрации колонии - участвовали в обсуждении проблем наркотической зависимости молодежи и причин заражения СПИДом. Приводились примеры из жизни. В организации и проведении мероприятия принимали активное участие ВИЧ-инфицированные осужденные, которые на своем примере пытались показать последствия употребления наркотиков. Воспитанницами разыгрывались ситуации: «Я - наркоманка», «Младенец», «Свадьба»; танцы «Искушение», «Противостояние».

«Суд над наркоманией». Мероприятие является логическим продолжением темы «Дорога в никуда» (о последствиях воздействия наркотиков и профилактике ВИЧ-инфекций). Цель: способствовать выработке критического негативного отношения осужденных к наркотикам.

На сцене разыгрался процесс судебного заседания -суд над чумой XXI века - наркоманией. В качестве судей, прокурора, адвокатов и свидетелей выступили воспитанницы, многие из которых - бывшие наркоманки, испытавшие на себе весь ужас наркотического воздействия и его последствий. На всем протяжении мероприятия, которое продолжалось около трех часов, энергетика зала не ослабевала. Воспитанницы живо осознавали остроту проблемы, иногда проявляя эмпатию, входя в роль, сопереживая пострадавшим от наркотиков, делая для себя соответствующие выводы. Приговор единодушен - наркомания должна быть уничтожена. Он приводится в исполнение на сцене - на глазах у зрителей сжигаются символические наркотики.

Несомненным является то, что данные мероприятия помогают осужденным: найти свое «Я»; изменить отношение к абсолютным ценностям в позитивную сторону; наладить связи с родственниками; скорректировать самооценку; научиться помогать себе и окружающим; развить коммуникативные способности, научиться эффективному общению с людьми; повысить интеллектуальный уровень; выработать устойчивое стремление к самовоспитанию и самообразованию; выявить и развить креативные способности; выработать умение и склонность добиваться жизненных целей законными способами, сформировать мотивацию к правопослушному поведению; восстановить позитивный эмоциональный фон и, как следствие, снизить агрессивность, озлобленность, избежать конфликтных ситуаций; преодолеть зависимость от криминальной романтики и субкультуры.

Опыт воспитательной колонии УФСИН России по Рязанской области достаточно интересен и для психологов, работающих с совершеннолетними наркозависимыми осужденными, в условиях отмены принудительного лечения от наркомании. Эта программа позволяет успешно решать проблему ресоциализации наркозависимых осужденных.

Среди пенитенциарных учреждений России колонии-поселения (далее -КП) относятся к учреждениям открытого типа. Условия содержания в КП значительно отличаются от условий содержания в иных исправительных колониях: осужденные содержатся без строгой изоляции и без вооруженной охраны; могут проживать с семьями, свободно общаться с гражданами и передвигаться в пределах административно-территориального образования. Здесь отбывают наказание лица, совершившие преступления по неосторожности, а также осужденные, переведенные в соответствии со ст. 78 УИК РФ и ст. 397 УПК РФ из исправительных колоний (далее - ИК) общего и строгого режимов. Около 17% осужденных - это лица, направленные в КП по приговору суда, и 83% -по определению суда в порядке реализации норм института изменения вида исправительного учреждения (здесь и далее статистические данные приводятся из обзора «Социально-психологические причины правонарушений осужденных в колониях-поселениях ФСИН России» - письмо ФСИН России от 29.04.2006 № 10).

Таким образом, основное социальное назначение института колоний-поселений: стимулирование правомерного поведения осужденных; нейтрализация негативных последствий длительной изоляции личности от общества; закрепление достигнутых ранее в исправительных колониях общего и строгого режимов результатов исправительного воздействия на осужденных и их подготовка к жизни в обществе.

Вопросам профилактики деструктивного поведения осуж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.