Научная статья на тему 'О передовом опыте работы с несовершеннолетними осужденными, склонными к аддиктивному поведению'

О передовом опыте работы с несовершеннолетними осужденными, склонными к аддиктивному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О передовом опыте работы с несовершеннолетними осужденными, склонными к аддиктивному поведению»

1 См.: Исмаилов Б. И. Правовые основы ювенальной юстиции. Учебное пособие. Ташкент, 2002.

2 См.: Таблица № 1.

3 См.: Таблица № 2.

4 http://ombudsman.lgg.ru/ Ыех.рйр? option=com_remository &Itemid=37&func=select&id=16&I temid=162

5 Временные правила процедуры Комитета ООН по правам ребенка // http://www.hri.ru/docs/? content=doc&id=226 ф

ФОТОАРХИВ

Находкинская воспитательная колония ГУФСИН России по Приморскому краю. Фото Ю. В. Тутова, 2006 год

Полковник внутренней службы Г. К. КОРНЕЕВА, заместитель начальника кафедры Академии ФСИН России, кандидат психологических наук

Майор внутренней службы Т. И. САВЕЛЬЕВА, преподаватель Академии ФСИН России, кандидат психологических наук

О ПЕРЕДОВОМ ОПЫТЕ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ, СКЛОННЫМИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Одним из направлений деятельности психологов уголовно-исполнительной системы является психокоррекционная работа с осужденными, направленная на изменение и исправление негативных личностных черт последних, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития1. Одна из наиболее проблемных категорий осужденных, требующих целенаправленного психолого-педагогического воздействия со стороны

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологической службы, - это несовершеннолетние осужденные, употребляющие психоактивные вещества (ПАВ). В данном случае целесообразно применение термина «аддиктивное поведение» (addiction - пагубная привычка) или «зависимое поведение». Под аддиктивным поведением следует понимать стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций2.

Изменение психического состояния может достигаться использованием веществ, воздействующих на психическую сферу, а также нехимическим путем, посредством осуществления различных активностей, изменяющих эмоциональное состояние. К последним относятся азартные игры, секс, трудовая занятость, покупки, еда и др.

Следует отметить, что в местах лишения свободы встречается наравне с такими распространенными видами аддиктивного поведения, как азартная игра и сексуальная ад-дикция (гомосексуализм), а, возможно, и чаще химическая зависимость от наркотических веществ. В период отбывания наказания осужденные лишаются возможности употребления психоактивных веществ. Этим снимается физиологическая зависимость, но остается психологическая зависимость, то есть у осужденного остаются психологические изменения, свойственные аддиктивному процессу. Этим изменениям не уделяется должного внимания, так как считается, что если человек прекратил злоупотребление, то этого достаточно для его полного излечения. В действительности же образовавшиеся в результате аддикции психические нарушения сохраняются и проявляются в обнаженности психологических механизмов, лежащих в основе аддиктивного процесса. Клинически это выражается в раздражительности, резко сниженном уровне переносимости любых затруднений. Имеет место постоянная проекция вины на окружающих, стремление «поймать» их на чем-либо и обвинить. Для таких людей характерно мелочность, придирчивость, скупость. На этом фоне постоянно присутствуют повышенный риск возникновения рецидива старой формы аддикции или возникновения новых форм с различным со-держанием3.

Для того чтобы помочь осужденному преодолеть психологическую зависимость от психоактивных веществ, необходимо проведение психокоррекционных мероприятий. Опыт работы с несовершеннолетними осужденными, имеющими аддиктивную зависимость, наработан многими пенитенциарными психологами.

В феврале 2007 года психологами психологической лаборатории ФБУ ВК № 1 УФСИН России по Томской области была начата групповая работа с несовершеннолетними осужденными по профилактике зависимого поведения (алкоголизм и наркомания). Программа работы была составлена на основе положительного опыта Иркутского отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». Основными направлениями психокоррекционной работы являются: формирование «Я-концепции»; создание целостного позитивного образа «Я»; критичного отношения к употреблению ПАВ; обучение навыкам саморегуляции своего эмоционального состояния, коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных навыков общения; формирование навыков целеобразования, прояснение жизненных целей и перспектив; расширение перспективы будущего; принятие ответственности за свои действия, поступки, свою жизнь.

Работа проводится в три этапа.

На первом этапе главной задачей является выработка в процессе беседы у осужденного добровольного, осознанного согласия на работу с психологом.

На втором этапе проводится психодиагностическое обследование до начала групповых занятий, а в дальнейшем психодиагностика осуществляется для оценки эффективности проведенной работы, внесения корректив при планировании занятий. Итогом индивидуальной подготовительной работы и психодиагностического обследования осужденного является не только составление психологического портрета воспитанника, но и качественная психологическая оценка уровня его общей готовности к участию в групповой работе по профилактике зависимого поведения.

Третий этап - групповые занятия по профилактике зависимого поведения. Тематика и содержание занятий в случае необходимости изменяется и дополняется, так же как и количество часов, отведенных на ту или иную тему. Основанием для этого могут стать пробле-

мы, возникающие в процессе работы в группе, личностные особенности воспитанников, появление новых участников, актуальность какой-либо темы. При подготовке занятий приходится учитывать интеллектуальный и образовательный уровень участников группы. При планировании работы психологи принимают во внимание возрастные особенности подростков, а именно: повышенный интерес к игре, стремление к двигательной активности, соревновательность, любознательность, повышенная внушаемость, стремление к сопричастности групповым интересам и др. Проводимая в начале каждого занятия разминка, а в процессе групповой работы - игровые упражнения, позволяют создать позитивный настрой у участников группы, стимулируют их активность, поддерживают интерес к занятиям, способствуют сплочению группы. В конце каждого занятия психолог обсуждает с участниками группы результаты проведенной работы и дает домашнее задание.

В процессе групповых занятий с воспитанниками, склонными к формированию зависимого поведения, эффективность работы определялась путем проведения повторной психодиагностики через определенные промежутки времени, наблюдения за групповой динамикой, анализа продуктов деятельности в ходе группового и индивидуального взаимодействия.

За время работы с группой зависимых осужденных ФБУ ВК № 1 УФСИН России по Томской области отмечаются такие позитивные моменты, как: осознание важности обсуждаемой проблемы, принятие необходимости работы над ней, повышение активности участников группы, большая открытость, проявление инициативы и оказание помощи в подготовке наглядных пособий и материалов. Если количество обращений за индивидуальной консультацией к психологу увеличивается, то это свидетельствует о росте доверия к нему.

В качестве положительных результатов отмечается улучшение общего эмоционального состояния у всех обследованных осужденных, прошедших курс групповой психокоррекции, значительное снижение уровня стресса и тревоги, повышение уровня работоспособности у 100% участников программы. Большинство обследованных свое эмоциональное состояние оценили как более комфортное. У всей группы подростков после проведенных психокоррекционных мероприятий уровень хронической

наркотической (алкогольной) зависимости снизился, а у 3 из 8 обследованных достиг нормы.

Психокоррекционная программа, предлагаемая ФБУ ВК УФСИН России по Рязанской области по работе с несовершеннолетними осужденными, имеющими признаки аддиктивно-го поведения, в первую очередь, зависимость от ПАВ, исходит из трех уровней структуры личности: физиологического, психологического и социального. В качестве основного метода психокоррекции на психологическом уровне выбрана психодрама, как прием групповой психотерапии, максимально содействующий созреванию личности и ее адаптации в обществе. Ведущей практической целью этого этапа психокоррекционной программы является система защитных механизмов личности как фактор, обусловливающий адаптацию.

Этот способ позволяет воздействовать на регрессивную систему защит с учетом неосознанности, ригидности и выраженности незрелых защитных механизмов в структуре личности, зависимой от ПАВ.

Психодраматическое действие разыгрывается на трех уровнях.

Первый - реалистический, включающий ролевой тренинг и социодраматические постановки.

Второй уровень: интрапсихическая драма (разыгрывание внутреннего мира) - воплощение в сценическом действии диссоциации и расщепления, которые характерны для личности, зависимой от ПАВ, в период нахождения в местах лишения свободы. В интрапсихической психодраме возможно проведение внутренней демаркационной линии между «Я-наркоман», «Я-здоровый», «Я-преступник», «Я-свободный» и т. д.

Третий уровень - использование сверхреальности (технический психодраматический термин, означающий создание нереальных ситуаций, включая сновидения) в психодраме несет крайне важное психотерапевтическое значение в работе с описываемой группой лиц.

На данном этапе психокоррекционной программы значительное время уделяется индивидуальной работе с психологом и выполнению самостоятельных заданий, что, на наш взгляд, в большей степени способствует личностному развитию, нежели обращение к аналогичному опыту других людей.

На социальном уровне методами психокоррекции выбраны общеколонистские меропри-

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ятия «Дорога в никуда» и «Суд над наркоманией», которые направлены на развитие способности к социализации и адаптации в окружающем мире, умения противодействовать негативным факторам внешней среды, формирование личностной устойчивости, содействующие тому, чтобы человек мог ощущать себя полноправным членом социума.

Также представляет интерес опыт работы с несовершеннолетними осужденными, склонными к аддиктивному поведению, предлагаемый ФБУ Биробиджанская ВК УФСИН России по Еврейской автономной области. Данная программа носит название «Я и мой жизненный путь» и направлена на психологическую коррекцию особенностей личности осужденного (Я-концепции как установки по отношению к себе, временной компетентности и концепции собственного будущего), влияющих на формирование психологической готовности вести правопослушный образ жизни, планировать жизненные цели и выбирать социально приемлемые способы их достижения. Программа состоит из 12 занятий по 1-1,5 часа. Ее содержание условно разделено на 4 блока:

первый блок - упражнения, направленные на коррекцию Я-концепции и развитие навыков самооценивания;

второй блок - упражнения, направленные на формирование концепции будущего и развитие навыков планирования;

третий блок - упражнения, направленные на повышение коммуникативной компетентности;

четвертый блок - упражнения, направленные на развитие навыков эмоциональной регуляции.

Главной особенностью данной программы является акцент на взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Резюмируя опыт работы пенитенциарных психологов с несовершеннолетними осужденными, можно сделать вывод о том, что психокррек-ционная работа должна состоять из двух основных направлений: психокоррекци-

онная работа, направленная на существенное изменение структуры личности, и психокоррекционная работа, направленная на поддержку положительных составляющих личности с целью последующей адаптации к условиям жизнедеятельности.

1 Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. А. И. Зубкова. М., 2005.

2 Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катострофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.

3 Короленко Ц. П., Загоруйко Е. Н. Социодинамические аспекты аддик-тивного поведения // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2003. № 3. С. 39-41. ^

ФОТОАРХИВ

Находкинская воспитательная колония ГУФСИН России по Приморскому краю.

Фото Ю. В. Тутова, 2006 год

І,Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 - 2011

vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.